|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 » »» балетного театра, М.-Л., 1950, с. 48-52; "Театр", M., 1960, ј 8, o. 174;
"Культура и жизнь", M., 1960, ј 9, с. 50-51. M. P.
ГОЛЕМБА, Софья Михайловна [р. 29. VI II (11. I X). 1904] - русская
советская артистка оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1940). В
1920 училась в консерватории в Нижнем Новгороде; одновременно выступала
в концертах, на драм. сцене и в оперетте. В 1923-30 училась в Москве. С
1929 Г.- солистка Муз. т-ра им. Немировича-Данченко. В 1932 под рук.
Немировича-Данченко разучила и исполнила партию Кармен в опере
"Карменсита и солдат" по Визе. Исполняла с успехом характерные партии
(Солоха в муз. фильме "Черевички" по опере Чайковского, 1945).
Партии: Любаша; Аксинья ("Тихий Дон"), Ульрика ("Бал-маскарад"
Верди), Перикола, Орест ("Перикола", "Прекрасная Елена" Оффенбаха),
Лан/к ("Дочь мадам Анго" Лекока) и др. Н. Каз.
ГОЛЕМЙНОВ, Марин (р. 28.IX.1908) - болгарский композитор. Обучался в
Софийской муз. академии (1927-30) у Д. Христова, Н. Атанасова, А.
Стоянова. Совершенствовался как композитор и дириж„р в Париже (1931-34)
в "Схола кан-торум" у В. д'Энди, А. Бер-телена и др., а также в Мюнхене
у К. Эренберга (1938). В 1940 Г. создал танц. драму "Нестинарка" (1942,
Софийская нар. опера) - крупнейший болгарский нац. балет (на сюжет
старинной болг. легенды). В основе "Нести-нарки" лежит идея протеста
против мрака и суеверия, вера в силы человека. Произв. Г. отличаются
реалистич. обрисовкой быта народа, широким использованием нар. мелодий и
ритмов. Г. написал оперу "Ивайло" (либр. М. Петкановой на сюжет одноим.
драмы И. Вазова, 1959, Софийская нар. опера), раскрывающую один из
эпизодов героич. прошлого болг. народа, и ряд произв. в др. жанрах,
опирающихся на болг. муз. фольклор. С 1939 Г.- преподаватель, с 1941 -
проф. Софийской гос. консерватории.
Лит.: С а г а е в Л., Българското оперно творчество, С., 1958. Д. М.
ГОЛИНЕТТИ (Golinetti) (наст. имя и фам.- Фран-ческо Вруна) (ок.
1710-67) - итальянский акт„р. Один из лучших исполнителей комич. роли
старика Панталоне в комедии делъ арте в 18 в. Впервые выдвинулся в
труппе Д ж. Имера, работавшей в Венеции в т-ре "Сан-Самуэле". Здесь Г.
встретился с К. Гольдо-ни и принял участие в его реформе (переход от
импровизированной комедии масок к лит. комедии характеров). В комедии
Гольдони "Светский человек" Г. впервые без маски исполнил роль юноши
Момоло (эта роль имела фиксированный текст, тогда как остальные роли
исполнялись в масках и импровизировались). В следующей комедии Гольдони
"Мот" (1739), где Г. не пользовался написанным текстом, он не имел
успеха. Так Гольдони доказал превосходство лит. текста над
импровизируемым. Сотрудничество Г. с Гольдони прекратилось вследствие
неуживчивого характера Г., его частых переходов из одного театра в
другой. В 1748 Г. переехал в Варшаву, в 1750 - в Штутгарт.
Лит.' Гольдони К., Мемуары..., Пер., введ. и прим. С. С. Мокульского,
т. 1, 1Л.], 1930 и 1933; R a s i L., I comici italiani: biografia,
bibliografia, iconographia, v. 1, Firenze. 1894. С. Мок.
ГОЛИЯ (Golia), Павел (р. 10.IV.1887) - словенский поэт, драматург. В
1919-46 (кроме 1920-25) - один из руководителей Драмы в г. Любляна.
Написал пьесы для детей и юношества: "Последние мечты Петрчка" (1921),
"Триглавская сказка" (1926), "Принцесса и пастушок" (1931), "Юрчек",
"Сердце игрушек" (обе в 1932), "Убогая Анчка" (1935), "Снегурочка"
(1938). В своих статьях и высказываниях пропагандирует метод МХАТа. Чл.
Словенской академии наук и искусств в Любляне (с 1952).
ГОЛЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. В конце 12 в. в Голландии получила
развитие церковная драма. Среди драм, написанных на нар. яз.,- мистерия
"Первая радость девы Марии" (1448). Из рыцарского романа возникли т. н.
"абеле" - светские драм. произв. в куртуазном духе ("Ланселот Датский" и
др.). По окончании представления "абеле" обычно следовал фарс
(называвшийся с 16 в. "эсбатемент", esba-teraent). Во 2-й пол. 15 в.
возникли "камеры риторов", ставившие мистерии, миракли, моралите
(миракль "Марикен из Неймегена"). Аллегорич. моралите часто имели в
период исп. владычества политич. звучание. Моралите "Каждый" П. ван
Диета было переведено на европ. языки и ид„т на совр. голл. сцене. В 16
в., когда представления приобрели более светский характер и стали
разыгрываться на улицах и площадях, появились сценич. подмостки,
спектакли разыгрывались и на повозках, использовалась естественная
обстановка (деревья, фонтаны) и писаные декорации, применялись сценич.
эффекты.
В ср.-век. Голландии, где города имели большое значение, развитие
т-ра определялось гор. бюргерской верхушкой. На т. н. "ланд-ювелах"
(landjuwelen, букв. "сокровища страны") - публичных турнирах- бюргеры
устраивали лит. и театр. состязания между разл. камерами риторов. Такие
турниры проводились под открытым небом для зрителей всех сословий. Цвета
и костюмы имели символич. значение. Эти представления, часто носившие
антиклерикальный характер, прекратились после Реформации.
В 17 в. в Голландии получает распространение клас-сицистич.
драматургия (преим. французская). Эта драматургия сохранялась на голл.
сцене в течение двух веков. Традиции голл. Возрождения развивал И.
Вондел ("Мария Стюарт", 1646, "Люцифер", 1654, "Иевфай", 1659, и др.).
Творчество Вондела отличалось антибуржуазной обличит, направленностью,
он стремился утвердить самобытное нац. иск-во, свободное от подражания
франц. образцам. После победы Голландии над Испанией в войне за
независимость (1609) крупнейшие голл. драматурги создают ряд батальных
пьес, усиливается антиклерикальная направленность драматургии. В жанре
комедии выступают П. К. Хофт и Г. Бредеро, драматургия к-рых имела
реалистич. тенденции.
В нач. 17 в. появляются первые постоянные т-ры. В 1617 акт„р и
режисс„р С. Костер созда„т т. н. Академию. В результате объединения
Академии с камерой лЭглантье возник "Амстердамский городской т-р", для
к-рого архитектор Я. ван Кампен построил в 1638 здание на 1450 мест
(после пожара вновь отстроено в 1774). В этом т-ре были пост. трагедии
Вондела. В то же время получили распространение бродячие труппы (в к-рых
играли голландцы и англичане), разъезжавшие по Голландии, Германии,
Дании, Швеции. Среди первых голл. акт„ров -Л. Карлсзон, Я. Вое, А. К.
ван Жермез, Я. Питерсзон (Ян Тамбур), первая голл. актриса А. Ноземан
(до 1655 женские роли по требованию духовенства исполнялись мужчинами).
В 1680 в Амстердаме открылся первый в Голландии оперный т-р. Здесь были
пост. оперы голл. или живущих в Голландии композиторов: "Торжествующая
любовь" К. Хакарта (1681), "Опера о Вакхе" и "Церера и Венера" И. Схенка
(1687), "Хлорис и Розочка" С. де Конинка (1688), "Венера и Адонис"
(1696) и "Аполлон и Дафна" (1697) X. Андерса.
Страницы: «« « 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |