Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 559   560   561   562   563   564   565   566   567  568   569   570   571   572   573   574   575   576   577  » »»

балетного театра, М.-Л., 1950, с. 48-52; "Театр", M., 1960, ј 8, o. 174;
"Культура и жизнь", M., 1960, ј 9, с. 50-51. M. P.
   ГОЛЕМБА, Софья Михайловна [р. 29. VI II (11. I X).  1904]  -  русская
советская артистка оперы (меццо-сопрано). Засл.  арт.  РСФСР  (1940).  В
1920 училась в консерватории в Нижнем Новгороде; одновременно  выступала
в концертах, на драм. сцене и в оперетте. В 1923-30 училась в Москве.  С
1929 Г.- солистка Муз. т-ра им. Немировича-Данченко.  В  1932  под  рук.
Немировича-Данченко  разучила  и  исполнила  партию   Кармен   в   опере
"Карменсита и солдат" по Визе. Исполняла с  успехом  характерные  партии
(Солоха в муз. фильме "Черевички" по опере Чайковского, 1945).
   Партии:  Любаша;  Аксинья  ("Тихий  Дон"),  Ульрика   ("Бал-маскарад"
Верди), Перикола,  Орест  ("Перикола",  "Прекрасная  Елена"  Оффенбаха),
Лан/к ("Дочь мадам Анго" Лекока) и др. Н. Каз.
   ГОЛЕМЙНОВ, Марин (р. 28.IX.1908) - болгарский композитор. Обучался  в
Софийской муз. академии  (1927-30)  у  Д.  Христова,  Н.  Атанасова,  А.
Стоянова. Совершенствовался как композитор и дириж„р в Париже  (1931-34)
в "Схола кан-торум" у В. д'Энди, А. Бер-телена и др., а также в  Мюнхене
у К. Эренберга (1938). В 1940 Г. создал танц. драму "Нестинарка"  (1942,
Софийская нар. опера) -  крупнейший  болгарский  нац.  балет  (на  сюжет
старинной болг. легенды). В основе  "Нести-нарки"  лежит  идея  протеста
против мрака и суеверия, вера в силы  человека.  Произв.  Г.  отличаются
реалистич. обрисовкой быта народа, широким использованием нар. мелодий и
ритмов. Г. написал оперу "Ивайло" (либр. М. Петкановой на сюжет  одноим.
драмы И. Вазова, 1959,  Софийская  нар.  опера),  раскрывающую  один  из
эпизодов героич. прошлого болг. народа, и  ряд  произв.  в  др.  жанрах,
опирающихся на болг. муз. фольклор. С 1939 Г.- преподаватель, с  1941  -
проф. Софийской гос. консерватории.
   Лит.: С а г а е в Л., Българското оперно творчество, С., 1958. Д. М.
   ГОЛИНЕТТИ (Golinetti) (наст.  имя  и  фам.-  Фран-ческо  Вруна)  (ок.
1710-67) - итальянский акт„р. Один из лучших  исполнителей  комич.  роли
старика Панталоне в комедии делъ арте  в  18  в.  Впервые  выдвинулся  в
труппе Д ж. Имера, работавшей в Венеции в т-ре "Сан-Самуэле".  Здесь  Г.
встретился с К. Гольдо-ни и принял участие в  его  реформе  (переход  от
импровизированной комедии масок к лит. комедии  характеров).  В  комедии
Гольдони "Светский человек" Г. впервые без  маски  исполнил  роль  юноши
Момоло (эта роль имела фиксированный текст,  тогда  как  остальные  роли
исполнялись в масках и импровизировались). В следующей комедии  Гольдони
"Мот" (1739), где Г. не  пользовался  написанным  текстом,  он  не  имел
успеха.   Так   Гольдони   доказал   превосходство   лит.   текста   над
импровизируемым. Сотрудничество Г. с  Гольдони  прекратилось  вследствие
неуживчивого характера Г., его  частых  переходов  из  одного  театра  в
другой. В 1748 Г. переехал в Варшаву, в 1750 - в Штутгарт.
   Лит.' Гольдони К., Мемуары..., Пер., введ. и прим. С. С. Мокульского,
т. 1, 1Л.], 1930 и 1933; R a s  i  L.,  I  comici  italiani:  biografia,
bibliografia, iconographia, v. 1, Firenze. 1894. С. Мок.
   ГОЛИЯ (Golia), Павел (р. 10.IV.1887) - словенский поэт, драматург.  В
1919-46 (кроме 1920-25) - один из  руководителей  Драмы  в  г.  Любляна.
Написал пьесы для детей и юношества: "Последние мечты  Петрчка"  (1921),
"Триглавская сказка" (1926), "Принцесса  и  пастушок"  (1931),  "Юрчек",
"Сердце игрушек" (обе  в  1932),  "Убогая  Анчка"  (1935),  "Снегурочка"
(1938). В своих статьях и высказываниях пропагандирует метод МХАТа.  Чл.
Словенской академии наук и искусств в Любляне (с 1952).
   ГОЛЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. В конце 12 в. в  Голландии  получила
развитие церковная драма. Среди драм, написанных на нар. яз.,-  мистерия
"Первая радость девы Марии" (1448). Из рыцарского романа возникли т.  н.
"абеле" - светские драм. произв. в куртуазном духе ("Ланселот Датский" и
др.).  По  окончании  представления   "абеле"   обычно   следовал   фарс
(называвшийся с 16 в. "эсбатемент", esba-teraent). Во  2-й  пол.  15  в.
возникли  "камеры  риторов",  ставившие  мистерии,   миракли,   моралите
(миракль "Марикен из Неймегена").  Аллегорич.  моралите  часто  имели  в
период исп. владычества политич.  звучание.  Моралите  "Каждый"  П.  ван
Диета было переведено на европ. языки и ид„т на совр. голл. сцене. В  16
в., когда  представления  приобрели  более  светский  характер  и  стали
разыгрываться  на  улицах  и  площадях,  появились  сценич.   подмостки,
спектакли  разыгрывались  и  на  повозках,  использовалась  естественная
обстановка (деревья, фонтаны) и писаные декорации,  применялись  сценич.
эффекты.
   В ср.-век. Голландии, где города  имели  большое  значение,  развитие
т-ра определялось гор. бюргерской  верхушкой.  На  т.  н.  "ланд-ювелах"
(landjuwelen, букв. "сокровища страны") -  публичных  турнирах-  бюргеры
устраивали лит. и театр. состязания между разл. камерами риторов.  Такие
турниры проводились под открытым небом для зрителей всех сословий. Цвета
и костюмы имели символич. значение. Эти  представления,  часто  носившие
антиклерикальный характер, прекратились после Реформации.
   В  17  в.  в  Голландии   получает   распространение   клас-сицистич.
драматургия (преим. французская). Эта драматургия сохранялась  на  голл.
сцене в течение двух  веков.  Традиции  голл.  Возрождения  развивал  И.
Вондел ("Мария Стюарт", 1646, "Люцифер", 1654, "Иевфай", 1659,  и  др.).
Творчество Вондела отличалось антибуржуазной  обличит,  направленностью,
он стремился утвердить самобытное нац. иск-во, свободное  от  подражания
франц.  образцам.  После  победы  Голландии  над  Испанией  в  войне  за
независимость (1609) крупнейшие голл. драматурги создают  ряд  батальных
пьес, усиливается антиклерикальная направленность драматургии.  В  жанре
комедии выступают П. К. Хофт  и  Г.  Бредеро,  драматургия  к-рых  имела
реалистич. тенденции.
   В нач. 17 в. появляются  первые  постоянные  т-ры.  В  1617  акт„р  и
режисс„р С. Костер созда„т т.  н.  Академию.  В  результате  объединения
Академии с камерой лЭглантье возник "Амстердамский городской  т-р",  для
к-рого архитектор Я. ван Кампен построил в  1638  здание  на  1450  мест
(после пожара вновь отстроено в 1774). В этом т-ре были  пост.  трагедии
Вондела. В то же время получили распространение бродячие труппы (в к-рых
играли голландцы и  англичане),  разъезжавшие  по  Голландии,  Германии,
Дании, Швеции. Среди первых голл. акт„ров -Л. Карлсзон, Я.  Вое,  А.  К.
ван Жермез, Я. Питерсзон (Ян Тамбур), первая голл.  актриса  А.  Ноземан
(до 1655 женские роли по требованию духовенства исполнялись  мужчинами).
В 1680 в Амстердаме открылся первый в Голландии оперный т-р. Здесь  были
пост. оперы голл. или живущих в Голландии  композиторов:  "Торжествующая
любовь" К. Хакарта (1681), "Опера о Вакхе" и "Церера и Венера" И. Схенка
(1687), "Хлорис и Розочка" С.  де  Конинка  (1688),  "Венера  и  Адонис"
(1696) и "Аполлон и Дафна" (1697) X. Андерса.

Страницы: «« « 559   560   561   562   563   564   565   566   567  568   569   570   571   572   573   574   575   576   577  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия