Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 564   565   566   567   568   569   570   571   572  573   574   575   576   577   578   579   580   581   582  » »»

консерватория). Е. X.
   ГбЛОС  -  звучание  голосовых  связок  гортани,  возникающее  при  их
смыкании и периодич. колебаниях  под  воздействием  воздуха.  Издаваемые
связками гортани звуки усиливаются и окрашиваются  в  т.  н.  надставной
трубе (глотка, полость рта и носа), пре-образуясь у человека  в  речь  и
пение.  Г.  характеризуется  объ„мом  (диапазоном),  высотой,  силой   и
тембром, или окраской. Высота Г. зависит от  числа  колебаний  голосовых
связок в секунду: чем больше число колебаний, тем выше Г.,  и  наоборот.
Сила голоса определяется размахом, или амплитудой,  колебаний  голосовых
связок. Чем больше амплитуда, тем Г. сильнее. Человек может  произвольно
изменять как высоту, так и силу Г. Тембр  Г.  зависит  от  присоединения
обертонов к осн. тону. Они могут быть гармоническими и негармоническими.
Свойства  Г.  находятся  в  зависимости  от  возраста,  пола,  состояния
здоровья и психики исполнителя.  Диапазон  детских  голосов  до  периода
полового созревания (12-14 лет) возрастает постепенно до  l1  -l1  октав
(см. Мутация}.
   Различают Г. разговорный и певческий, "непоставленный" (бытовая речь,
пение необученного певца) и "поставленный" (сценич.  речь,  пение  проф.
певца). В певческом Г. различают регистры - грудной, средний и  головной
(фальцет). В пении необученных певцов регистры ясно различимы.  У  проф.
певцов  Г.  выравнивается  в  процессе  обучения  на  вс„м  диапазоне  и
становится  однородным  по  тембру.  Диапазоны  человеческих  голосов  в
совокупности обнимают ряд звуков от ре большой октавы до ф а3.
   Мужские голоса

   j Женские голоса

   Голос

   Число колебаний в 1 сек.

   Голос

   Число колебаний в 1 сек.

   Бас ......

   81-325

   Контральто . . .

   145- 690

   Баритон . . .

   96-426

   Меццо-сопрано .

   217-1034

   Тенор ....

   122-580

   Сопрано .....

   258-1304


   Самый высокий по диапазону Г. взрослых - сопрано, самый низкий - бас.
По  характеру   Г.   (за   исключением   басов)   делятся   на   лирич.,
лирико-драматич. и драматич. Кроме того, выделяют сопрано колоратурное и
лирико-колоратурное (см. Колоратура) и тенор-ал ьтино. Басы  делятся  на
высокие - кантанте, и низкие - профундо. В практике хорового пения особо
низкие басы (до ф а  контроктавы)  называются  окта-вистами.  В  оперной
практике  встречается  понятие  характерных  голосов  (напр.,  тенор  ди
грациа, бас-буфф). В группе меццо-сопрано и басов иногда различают т. н.
центральные Г., более низкие по  характеру  звучания,  чем  осн.  голоса
данных групп (напр., меццо-сопрано, тяготеющее к контральто). См.  также
Постановка голоса.
   Лит.: Р ж е в к и н С. Н.,Слух и речь в свете современных  физических
исследований, 2 изд., М.-Л.,1936; М у з е-х о  л  ь  д  А."  Акустика  и
механика человеческого  голосового  органа,  М.,  1925;  Егоров  А.  М.,
Гигиена певца, М., 1955; Канторович В., Что надо знать артисту  о  сво„м
голосе, М., 1937.
   ГОЛСУОРСИ (Galsworthy), Джон (14.VIII.1867, Кингстон-Хилл,-31.1.1933,
Хэмпстед) - английский писатель и драматург. Юрист по образованию.  Лит.
деятельность начал в 1897. Г.- крупнейший представитель критич. реализма
в англ. лит-ре 20 в., автор серии романов, рисующих жизнь  бурж.  Англии
конца 19 - нач. 20 вв. ("Сага о Форсайтах" и  др.)  и  27  пьес,  б.  ч.
посвящ„нных той же теме. Значит, влияние на драматургию, как  и  на  вс„
творчество  Г.,  оказала  рус.  реалистич.  лит-ра  (Тургенев,  Толстой,
Чехов). В 1932 Г. была присуждена Нобелевская пр. Пьесы Г., так же как и
романы,  написаны  в  неторопливой,  по-вествоват.  манере.  Г.,  умный,
объективный наблюдатель жизни, стремится улучшить, но не  изменить  мир.
Гл. опасность своего века  он  видел  не  в  капиталистич.  строе,  а  в
духовном вырождении англ. буржуазии. Уже  ранние  драматич.  произв.  Г.
посв. острым социальным вопросам. Так,  в  пьесах  "Серебряная  коробка"
(1906, "Корт тиэтр" Лондон),
   "Беглец" (1908), "Правосудие" (1910, т-р герцога Йорк-ского,  Лондон)
писатель обличает несправедливость бурж. правосудия.  В  драме  "Борьба"
(1909, т-р  герцога  Йоркского,  Лондон),  созданной,  под  воздействием
творчества Горького, Г. впервые в англ. драматургии показывает стачечное
движение, но финал пьесы проникнут пессимистич.  мотивами.  Герой  драмы
"Толпа" (1914, "Гейети тиэтр", Манчестер) пытается бороться против англ.
колониализма и погибает от самосуда. В пьесе "Беглянка" (1913) Г. рисует
трагич. судьбу женщины, пытавшейся  пренебречь  бурж.  предрассудками  и
довед„нной до самоубийства. В пьесе "М„ртвая  хватка"  ("Без  перчаток",
1920, т-р "Сент-Мартин", Лондон), построенной на остром конфликте  между

Страницы: «« « 564   565   566   567   568   569   570   571   572  573   574   575   576   577   578   579   580   581   582  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия