|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 » »» консерватория). Е. X.
ГбЛОС - звучание голосовых связок гортани, возникающее при их
смыкании и периодич. колебаниях под воздействием воздуха. Издаваемые
связками гортани звуки усиливаются и окрашиваются в т. н. надставной
трубе (глотка, полость рта и носа), пре-образуясь у человека в речь и
пение. Г. характеризуется объ„мом (диапазоном), высотой, силой и
тембром, или окраской. Высота Г. зависит от числа колебаний голосовых
связок в секунду: чем больше число колебаний, тем выше Г., и наоборот.
Сила голоса определяется размахом, или амплитудой, колебаний голосовых
связок. Чем больше амплитуда, тем Г. сильнее. Человек может произвольно
изменять как высоту, так и силу Г. Тембр Г. зависит от присоединения
обертонов к осн. тону. Они могут быть гармоническими и негармоническими.
Свойства Г. находятся в зависимости от возраста, пола, состояния
здоровья и психики исполнителя. Диапазон детских голосов до периода
полового созревания (12-14 лет) возрастает постепенно до l1 -l1 октав
(см. Мутация}.
Различают Г. разговорный и певческий, "непоставленный" (бытовая речь,
пение необученного певца) и "поставленный" (сценич. речь, пение проф.
певца). В певческом Г. различают регистры - грудной, средний и головной
(фальцет). В пении необученных певцов регистры ясно различимы. У проф.
певцов Г. выравнивается в процессе обучения на вс„м диапазоне и
становится однородным по тембру. Диапазоны человеческих голосов в
совокупности обнимают ряд звуков от ре большой октавы до ф а3.
Мужские голоса
j Женские голоса
Голос
Число колебаний в 1 сек.
Голос
Число колебаний в 1 сек.
Бас ......
81-325
Контральто . . .
145- 690
Баритон . . .
96-426
Меццо-сопрано .
217-1034
Тенор ....
122-580
Сопрано .....
258-1304
Самый высокий по диапазону Г. взрослых - сопрано, самый низкий - бас.
По характеру Г. (за исключением басов) делятся на лирич.,
лирико-драматич. и драматич. Кроме того, выделяют сопрано колоратурное и
лирико-колоратурное (см. Колоратура) и тенор-ал ьтино. Басы делятся на
высокие - кантанте, и низкие - профундо. В практике хорового пения особо
низкие басы (до ф а контроктавы) называются окта-вистами. В оперной
практике встречается понятие характерных голосов (напр., тенор ди
грациа, бас-буфф). В группе меццо-сопрано и басов иногда различают т. н.
центральные Г., более низкие по характеру звучания, чем осн. голоса
данных групп (напр., меццо-сопрано, тяготеющее к контральто). См. также
Постановка голоса.
Лит.: Р ж е в к и н С. Н.,Слух и речь в свете современных физических
исследований, 2 изд., М.-Л.,1936; М у з е-х о л ь д А." Акустика и
механика человеческого голосового органа, М., 1925; Егоров А. М.,
Гигиена певца, М., 1955; Канторович В., Что надо знать артисту о сво„м
голосе, М., 1937.
ГОЛСУОРСИ (Galsworthy), Джон (14.VIII.1867, Кингстон-Хилл,-31.1.1933,
Хэмпстед) - английский писатель и драматург. Юрист по образованию. Лит.
деятельность начал в 1897. Г.- крупнейший представитель критич. реализма
в англ. лит-ре 20 в., автор серии романов, рисующих жизнь бурж. Англии
конца 19 - нач. 20 вв. ("Сага о Форсайтах" и др.) и 27 пьес, б. ч.
посвящ„нных той же теме. Значит, влияние на драматургию, как и на вс„
творчество Г., оказала рус. реалистич. лит-ра (Тургенев, Толстой,
Чехов). В 1932 Г. была присуждена Нобелевская пр. Пьесы Г., так же как и
романы, написаны в неторопливой, по-вествоват. манере. Г., умный,
объективный наблюдатель жизни, стремится улучшить, но не изменить мир.
Гл. опасность своего века он видел не в капиталистич. строе, а в
духовном вырождении англ. буржуазии. Уже ранние драматич. произв. Г.
посв. острым социальным вопросам. Так, в пьесах "Серебряная коробка"
(1906, "Корт тиэтр" Лондон),
"Беглец" (1908), "Правосудие" (1910, т-р герцога Йорк-ского, Лондон)
писатель обличает несправедливость бурж. правосудия. В драме "Борьба"
(1909, т-р герцога Йоркского, Лондон), созданной, под воздействием
творчества Горького, Г. впервые в англ. драматургии показывает стачечное
движение, но финал пьесы проникнут пессимистич. мотивами. Герой драмы
"Толпа" (1914, "Гейети тиэтр", Манчестер) пытается бороться против англ.
колониализма и погибает от самосуда. В пьесе "Беглянка" (1913) Г. рисует
трагич. судьбу женщины, пытавшейся пренебречь бурж. предрассудками и
довед„нной до самоубийства. В пьесе "М„ртвая хватка" ("Без перчаток",
1920, т-р "Сент-Мартин", Лондон), построенной на остром конфликте между
Страницы: «« « 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |