Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 562   563   564   565   566   567   568   569   570  571   572   573   574   575   576   577   578   579   580  » »»

Прокофьева, "Тихий Дон" и др. Г.  принадлежат  опера-кантата  "Принцесса
Юрата" (1914), опера "Богатырский курган" по Ибсену.  Гос.  премия  СССР
1946 за концертно-исполнит. деятельность. Педагогич.  работой  Г.  начал
заниматься в 1907 (в 1925-29 - профессор Моск. консерватории).
   Лит.: Аносов Н., Николай  Сем„нович  Голованов,  "Советская  музыка",
1951, ј 5.
   ГОЛОВАШЕНКО, Юрий Александрович  [р.  15(28).  XI.  1910]  -  русский
советский театровед, кандидат искусствоведения. Окончил ГИТИС (1937).  С
1938 выступает как  театр.  критик.  С  1949  -  ст.  научный  сотрудник
Ленингр.  гос.  ин-та  театра,  музыки  и  кинематографии.   В   1949-56
преподавал в Ленингр. театр. ин-те.
   Соч.: Образ героя в драме и  театре,  в  сб.:  Театральный  альманах.
1946, кн. 1 (3), М., 1946, с.3-14; Героическое начало в советской драме,
М., 1947; Героика гражданской войны в советской драматургии.  Л.,  1957;
Проблема героической драмы, "Театр", 1958, .ј 2;  Советская  героическая
драма, Л. 1959; Проблема типического конфликта, "Звезда",  1960  Ne  10;
Образ, В. И. Ленина на сцене, "Звезда", 1960, ј l:
   О многообразии реализма, газ. "Литература и искусство" 1944,  6  мая,
.ј 19; О специфике видов искусства, там же 1961, .ј 4; Черты  советского
балета, "Советская музыка" 1960, ј 8.
   ГОЛОВИН,    Александр     Яковлевич     [17.11     (1.III).     1863,
Москва,-17.IV.1930, г. Пушкин] - русский советский театральный художник,
живописец. Нар. арт. РСФСР (1928). Академик живописи. В 1881-89 учился в
Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества (сначала на архитектурном,
затем на живописном отделении) у В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова,  В.
Е. Маковского. Во время поездок в Париж (1889, 1897) брал уроки у франц.
импрессионистов - Бланша,  Колена  и  Мерсона.  Много  путешествовал  по
Испании, Италии, Голландии, Норвегии и др. странам. С  1898  -  участник
выставок "Мир искусства". Уже. в  ранних  станковых  работах  и  произв.
прикладного  и  монументального  иск-ва  проявилось  стремление   Г.   к
декоративности, яркой выразительности цвета.  Большое  значение  для  Г.
имело знакомство с художниками Мамонтовской оперы.  Влиянием  творчества
этих художников отмечены уже первые  театр.  работы  Г.:  "Ледяной  дом"
Корещенко  (1900)  и  особенно  "Псковитянка"  (1901)  в  Большом   т-ре
(Москва). Скупыми средствами реалистич.  живописи  Г.  передал  в  своих
декорациях напряж„нный драматизм этих опер. С 1901 Г.- декоратор Петерб.
императорских т-ров; оформил спектакли:  "Волшебное  зеркало"  Корещенко
(1903),  "Золото  Рейна"  Вагнера  (1905)  и  др.  в  Мариинском   т-ре;
"Антигона" Софокла (1906), "Дочь моря" (1905), "Маленький Эйольф" (1907)
Ибсена и.др. в Александрийском т-ре. Этапной работой Г. были декорации к
"Кармен" (1908, Мариинский т-р), в к-рых  Г.,  опираясь  на  собственные
впечатления от поездок в Испанию, впервые на  рус.  сцене  создал  образ
подлинной Испании - суровый  и  вместе  с  тем  романтически  красочный.
Однако в ряде спектаклей, оформленных Г. в эти годы ("Волшебное зеркало"
и  др.),  обнаруживается   отступление   художника   от   реалистических
принципов.  В  последующее  время  выразит.  средствами  Г.   становятся
праздничная  орнаментальность,   условная   декоративность,   виртуозная
живописность. В этот период Г.  много  работал  с  В.  Э.  Мейерхольдом.
Оформил пост. им спектакли: "У врат царства" Гамсуна (1908),  "Дон  Жуаш
Мольера (1910), "Маскарад"  (1917)  в  Александрийском  т-ре;  "Орфей  и
Эвридика"  Глюка  (1911),  "Каменный  гость"  Даргомыжского   (1917)   в
Мариинском т-ре. Стремясь максимально приблизить акт„ров к зрителям,  Г.
и Мейерхольд выносили действие на просцениум, располагая на заднем плане
свободные живописные задники. Г. добивался органич. единства  художеств.
оформления сцены и зрит. зала, уничтожая границу между  ними  с  помощью
специальных лепных архитектурных порталов и тем самым вовлекая  зрителей
в атмосферу спектакля. В работах Г.  обнаж„нная  условная  театральность
(слуги  просцениума,  свет  в  зрит.  зале  и  т.   д.)   сочеталась   с
эмоциональной образностью  оформления.  Так,  напр.,  в  "Маскараде"  Г.
достигал  этой  образности  с  помощью  системы  занавесей,  цветовых  и
световых контрастов задников, кулис, арлекинов, ритма причудливых  линий
рисунков  орнаментов  и,  наконец,   искусно   вписанных   в   декорацию
динамических живописных пятен костюмов. Высокие художеств. достижения  в
декорациях к спектаклям периода 1908-17 сочетались, однако, с  известной
односторонностью,   восприятием   Г.   спектакля    как    праздничного,
романтически  приподнятого  зрелища.  После  Октябрьской  революции   Г.
оформил спектакли: "Королева Мая" Глюка (1919),  "Соловей"  Стравинского
(1919),  "Сольвейг"  Грига  (1922),  "Севильский  цирюльник"  (1924)   в
Академич. т-ре оперы и балета, Петроград, и др. Наиболее значит,  работа
Г. в сов. т-ре - оформление спектакля МХАТа "Безумный день, или Женитьба
Фигаро" (1927). В этом спектакле, пост. К. С. Станиславским,  Г.  создал
праздничные, подлинно театральные по форме реалистич. декорации, глубоко
раскрыв в этих декорациях идею  комедии.  Последняя  работа  Г.-  эскизы
декораций к  спектаклю  МХАТа  "Отелло"  (1930).  Г.  принадлежит  серия
портретов Шаляпина (в ролях Олоферна, Бориса Годунова,  Демона  и  др.),
Далматова,  Варламова,  Мейерхольда  и  др.  Яркий   живописец,   тонкий
колорист, замечат. мастер театр.  костюма,  Г.  был  первым  театральным
художником, достигшим полной гармонии  декораций,  костюмов,  бутафории,
реквизита. Спектакли с декорациями Г.,  показанные  в  Париже  во  время
Дягилевских  сезонов  (1908,  1910),  оказали  сильное  воздействие   на
развитие мирового театр.-декорационного иск-ва.
   Соч.:  Роль  художника  в  театре,  в  сб.:  Театрально-декорационное
искусство в СССР 1917-X-1927, Л., 1927.
   Лит.: А. Я. Головин. Встречи и впечатления.  Письма.  Воспоминания  о
Головине, Л.-М., 1960 (есть библиография);
   Маковский С. К., А. Я. Головин, "Аполлон",  1913,  ј4;  Соловьев  В.,
Головин как театральный мастер, "Аполлон", 1917, ј 1; Г о л л е р б а  х
Э., А. Я. Головин. Жизнь и творчество. Л., 1928; Волков Н.,  Мейерхольд,
т. 1-2, Л., 1929; его же,  Головин  на  театре,  "Рабис",  1930,  ј  20;
"Маскарад" Лермонтова в  театральных  эскизах  А.  Я.  Головина,  М.-Л.,
1941-1946; Каталог выставки произведений А. Я.  Головина,  М.-Л.,  1956;
Коган Д., Головин, М., 1960. В. Бер.
   ГОЛОВИН, Сергей Аркадьевич (1879-9.X.1941)- русский советский  акт„р.
Засл. арт. Республики (1927). В 1902 окончил муз.-драматич. уч-ще  Моск.
филармо-нич. общества. В том же году был принят в труппу Малого  театра.
Г. играл гл. обр.  характерные  роли.  Созданные  им  образы  отличались
точной  социальной  характеристикой,  широтой  обобщения,   типичностью,
ясностью и выразительностью внешнего рисунка.
   Роли: Большое ("Свои люди-сочт„мся"),  Мамаев  ("На  всякого  мудреца
довольно простоты"). Бессудный ("На бойком месте").  Скалозуб,  Фамусов,

Страницы: «« « 562   563   564   565   566   567   568   569   570  571   572   573   574   575   576   577   578   579   580  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия