Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 » »» Прокофьева, "Тихий Дон" и др. Г. принадлежат опера-кантата "Принцесса Юрата" (1914), опера "Богатырский курган" по Ибсену. Гос. премия СССР 1946 за концертно-исполнит. деятельность. Педагогич. работой Г. начал заниматься в 1907 (в 1925-29 - профессор Моск. консерватории). Лит.: Аносов Н., Николай Сем„нович Голованов, "Советская музыка", 1951, ј 5. ГОЛОВАШЕНКО, Юрий Александрович [р. 15(28). XI. 1910] - русский советский театровед, кандидат искусствоведения. Окончил ГИТИС (1937). С 1938 выступает как театр. критик. С 1949 - ст. научный сотрудник Ленингр. гос. ин-та театра, музыки и кинематографии. В 1949-56 преподавал в Ленингр. театр. ин-те. Соч.: Образ героя в драме и театре, в сб.: Театральный альманах. 1946, кн. 1 (3), М., 1946, с.3-14; Героическое начало в советской драме, М., 1947; Героика гражданской войны в советской драматургии. Л., 1957; Проблема героической драмы, "Театр", 1958, .ј 2; Советская героическая драма, Л. 1959; Проблема типического конфликта, "Звезда", 1960 Ne 10; Образ, В. И. Ленина на сцене, "Звезда", 1960, ј l: О многообразии реализма, газ. "Литература и искусство" 1944, 6 мая, .ј 19; О специфике видов искусства, там же 1961, .ј 4; Черты советского балета, "Советская музыка" 1960, ј 8. ГОЛОВИН, Александр Яковлевич [17.11 (1.III). 1863, Москва,-17.IV.1930, г. Пушкин] - русский советский театральный художник, живописец. Нар. арт. РСФСР (1928). Академик живописи. В 1881-89 учился в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества (сначала на архитектурном, затем на живописном отделении) у В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского. Во время поездок в Париж (1889, 1897) брал уроки у франц. импрессионистов - Бланша, Колена и Мерсона. Много путешествовал по Испании, Италии, Голландии, Норвегии и др. странам. С 1898 - участник выставок "Мир искусства". Уже. в ранних станковых работах и произв. прикладного и монументального иск-ва проявилось стремление Г. к декоративности, яркой выразительности цвета. Большое значение для Г. имело знакомство с художниками Мамонтовской оперы. Влиянием творчества этих художников отмечены уже первые театр. работы Г.: "Ледяной дом" Корещенко (1900) и особенно "Псковитянка" (1901) в Большом т-ре (Москва). Скупыми средствами реалистич. живописи Г. передал в своих декорациях напряж„нный драматизм этих опер. С 1901 Г.- декоратор Петерб. императорских т-ров; оформил спектакли: "Волшебное зеркало" Корещенко (1903), "Золото Рейна" Вагнера (1905) и др. в Мариинском т-ре; "Антигона" Софокла (1906), "Дочь моря" (1905), "Маленький Эйольф" (1907) Ибсена и.др. в Александрийском т-ре. Этапной работой Г. были декорации к "Кармен" (1908, Мариинский т-р), в к-рых Г., опираясь на собственные впечатления от поездок в Испанию, впервые на рус. сцене создал образ подлинной Испании - суровый и вместе с тем романтически красочный. Однако в ряде спектаклей, оформленных Г. в эти годы ("Волшебное зеркало" и др.), обнаруживается отступление художника от реалистических принципов. В последующее время выразит. средствами Г. становятся праздничная орнаментальность, условная декоративность, виртуозная живописность. В этот период Г. много работал с В. Э. Мейерхольдом. Оформил пост. им спектакли: "У врат царства" Гамсуна (1908), "Дон Жуаш Мольера (1910), "Маскарад" (1917) в Александрийском т-ре; "Орфей и Эвридика" Глюка (1911), "Каменный гость" Даргомыжского (1917) в Мариинском т-ре. Стремясь максимально приблизить акт„ров к зрителям, Г. и Мейерхольд выносили действие на просцениум, располагая на заднем плане свободные живописные задники. Г. добивался органич. единства художеств. оформления сцены и зрит. зала, уничтожая границу между ними с помощью специальных лепных архитектурных порталов и тем самым вовлекая зрителей в атмосферу спектакля. В работах Г. обнаж„нная условная театральность (слуги просцениума, свет в зрит. зале и т. д.) сочеталась с эмоциональной образностью оформления. Так, напр., в "Маскараде" Г. достигал этой образности с помощью системы занавесей, цветовых и световых контрастов задников, кулис, арлекинов, ритма причудливых линий рисунков орнаментов и, наконец, искусно вписанных в декорацию динамических живописных пятен костюмов. Высокие художеств. достижения в декорациях к спектаклям периода 1908-17 сочетались, однако, с известной односторонностью, восприятием Г. спектакля как праздничного, романтически приподнятого зрелища. После Октябрьской революции Г. оформил спектакли: "Королева Мая" Глюка (1919), "Соловей" Стравинского (1919), "Сольвейг" Грига (1922), "Севильский цирюльник" (1924) в Академич. т-ре оперы и балета, Петроград, и др. Наиболее значит, работа Г. в сов. т-ре - оформление спектакля МХАТа "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927). В этом спектакле, пост. К. С. Станиславским, Г. создал праздничные, подлинно театральные по форме реалистич. декорации, глубоко раскрыв в этих декорациях идею комедии. Последняя работа Г.- эскизы декораций к спектаклю МХАТа "Отелло" (1930). Г. принадлежит серия портретов Шаляпина (в ролях Олоферна, Бориса Годунова, Демона и др.), Далматова, Варламова, Мейерхольда и др. Яркий живописец, тонкий колорист, замечат. мастер театр. костюма, Г. был первым театральным художником, достигшим полной гармонии декораций, костюмов, бутафории, реквизита. Спектакли с декорациями Г., показанные в Париже во время Дягилевских сезонов (1908, 1910), оказали сильное воздействие на развитие мирового театр.-декорационного иск-ва. Соч.: Роль художника в театре, в сб.: Театрально-декорационное искусство в СССР 1917-X-1927, Л., 1927. Лит.: А. Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л.-М., 1960 (есть библиография); Маковский С. К., А. Я. Головин, "Аполлон", 1913, ј4; Соловьев В., Головин как театральный мастер, "Аполлон", 1917, ј 1; Г о л л е р б а х Э., А. Я. Головин. Жизнь и творчество. Л., 1928; Волков Н., Мейерхольд, т. 1-2, Л., 1929; его же, Головин на театре, "Рабис", 1930, ј 20; "Маскарад" Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина, М.-Л., 1941-1946; Каталог выставки произведений А. Я. Головина, М.-Л., 1956; Коган Д., Головин, М., 1960. В. Бер. ГОЛОВИН, Сергей Аркадьевич (1879-9.X.1941)- русский советский акт„р. Засл. арт. Республики (1927). В 1902 окончил муз.-драматич. уч-ще Моск. филармо-нич. общества. В том же году был принят в труппу Малого театра. Г. играл гл. обр. характерные роли. Созданные им образы отличались точной социальной характеристикой, широтой обобщения, типичностью, ясностью и выразительностью внешнего рисунка. Роли: Большое ("Свои люди-сочт„мся"), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты"). Бессудный ("На бойком месте"). Скалозуб, Фамусов, Страницы: «« « 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |