Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 558   559   560   561   562   563   564   565   566  567   568   569   570   571   572   573   574   575   576  » »»

Щербач„ва и проф. X. С. Кушнар„ва). В 1928-1931 Г.- дириж„р и зав.  муз.
частью Т-ра им. Руставели.  Автор  оперы  "Патара  Кахи"  (по  пьесе  А.
Церетели, 1943, Т-р им. Палиашвили),  детской  оперы  "Красная  шапочка"
(Тбилиси, 1958), хореографич. поэмы  "Витязь  в  тигровой  шкуре"  (соч.
1938), танц. сюит, музыки к спектаклям "Анзор" Шаншиашвили, "Разбойники"
Шиллера (Т-р им.  Руставели),  фильмам  и  др.  В  сво„м  творчестве  Г.
опирается на груз. муз. фольклор,  использует  также  нац.  мелодии  др.
народов. С 1923 занимается педагогич. деятельностью  (с  1946  -  доцент
Тбилисской консерватории).
   Лит.: Чхиквадзе Гр., Советские композиторы Грузии, Тбилиси, 1956  (на
груз. яз.). Ц, .9.
   ГО ЛАНЬ-ЙН(р. 1. XII. 1930) - китайская  актриса  и  певица.  Депутат
Всекитайского собрания нар. представителей 1-го созыва  (1954).  Сценич.
деятельность начала в 40-х гг.  как  актриса  т-ра  банцзы  в  провинции
Шаньси. С 1946 принимала участие  в  революц.  движении.  Творчество  Г.
Л.-и.  способствует  развитию  новой  муз.драмы   (синьгэцзюй).   Играла
характерные роли в совр. драмах: Юй Чи ("Матушка Ван едет на  ярмарку"),
Си эр ("Седая девушка"),  Сяо-цинь  ("Женитьба  маленького  Эр-хая",  по
одноим. рассказу Чжао Шу-ли). Выступает и как певица ("Песня  о  свободе
женщины", "Тетушка Ван хочет мира" и др.). Б. Р.  ГОЛДСМИТ  (Goldsmith),
Оливер [10.XI.1728, дер. Паллас, или Палласмор (Ирландия),- 4. IV. 1774,
Лондон]  -  английский  драматург,  романист  и  поэт.  Род.   в   семье
англиканского священника. Окончил на  каз„нный  сч„т  Тринити-колледж  в
Дублине. Готовясь  стать  врачом,  учился  в  Эдинбурге  и  Лейдене,  но
образования, по-видимому,  не  закончил  и  работал  аптекарем,  врачом,
типографским корректором. Выступал в бродячей труппе.  Лит.  известность
завоевал серией памфлетов, поэмами и  романом  "Векфильдский  священник"
(1766),  инсценировка  к-рого  была  пост.  в  1878  в  лондонском  т-ре
"Ли-цеум" с участием Э. Терри.
   Теоретич. высказывания Г. о т-ре содержатся гл. обр. в его романе и в
трактате  "Опыт  о  театре,  или  Сравнение  веселой  и  сентиментальной
комедии"  (1772).  Будучи  писателем  сентиментального  направления,  Г.
вместе с тем не принимал сотзр. ему сентиментальную комедию, осуждал  е„
за утрату специфики жанра, не оправданное  характерами  морализирование,
защищая "вес„лую просветительскую комедию нравов".  Образцы  комедии  Г.
предлагал искать в творчестве  Мольера  и  у  комедиографов  Реставрации
(к-рых  он,  однако,  порицал  за  "непристойность").  На  взглядах   Г.
сказалось и влияние классицизма. Он  не  принимал  творчества  Шекспира,
выступал против Гаррика, стремившегося ставить  подлинные  шекспировские
тексты.
   В первой  комедии  Г.  "Добрячок"  (1768,  "Ковент-Гарден")  ставится
вопрос о несовместимости этич. идеалов  просветителей  с  нравами  бурж.
общества. Герой пьесы попадает  в  нелепые  положения  из-за  того,  что
оценивает  людей  "по  книгам",   а   не   по   тому,   каковы   они   в
действительности. Широкую известность получила комедия Г. "Унижение паче
гордости, или Ночь ошибок"  (1773,  "Ковент-Гарден").  Оригинальность  и
острота  положений  сочетаются  в  ней  с   превосходно   разработанными
комедийными характерами; молодой сельский  сквайр,  увалень,  невежда  и
проказник Тони Люмкин вош„л в сокровищницу мировых  комедийных  образов.
"Ночь ошибок" прочно утвердилась в репертуаре англ. и др. т-ров. В  СССР
"Ночь ошибок" ставили: Ленинградский т-р драмы и комедии  (1939),  Моск.
драм. т-р (1941), Моск. т-р им. Ермоловой (1943), Центр,  т-р  Советской
Армии (1941),  обл.  т-р  Комедии,  Горький  (1951),  Ленингр.  т-р  им.
Ленинского комсомола (1953), Новосибирский т-р "Красный  факел"  (1954),
Магнитогорский т-р, Рижский т-р (1955), Тбилисский рус. ТЮЗ (1956) и др.
   Соч.: Plays, L., 1936: Добрячок, пер. Е. Голышевой и Б. Изакова,  М.,
1955; Ночь ошибок, пер. Д'Актиля, М., 1939;  Ночь  ошибок,  пер.  Н.  С.
Надеждиной, М., 1954.
   Лит.: История английской литературы,  т.  1,  вып.  2,  М.-Л.,  1945;
История западноевропейского театра, под общей ред.  С.  С.  Мокульского,
т'. 2, М., 1957; W а г d I e R. М., Oliver  Goldsmith,  Lawrence,  1957.
f(). К.
   ГОЛЕЙЗбВСКИЙ, Касьян Ярославович [р. 22.11 (5. III). 1892] -  русский
советский артист балета и балетмейстер. Засл. арт.  БССР  (1940),  засл.
деят. иск-в Лит. ССР (1954). В  1909  окончил  Петерб.  балетное  уч-ще.
Ученик Н. Домашева, М. Обухова, М.  Фокина.  Сразу  же  после  окончания
уч-ща был принят  в  Большой  т-р.  Творческую  деятельность  начал  как
танцовщик. Исполнял партии: Голубая птица ("Спящая красавица"),  Мотыл„к
("Золотая рыбка" Минкуса), Шут ("Лебединое озеро") и др.  С  первых  лет
артистич. деятельности Г. изучал  балетмейстерское  иск-во  и  занимался
педагогич. деятельностью  под  рук.  балетм.  А.  А.  Горского.  В  1916
Г.балетмейстер Мамоновского т-ра  миниатюр  и  т-ра  "Летучая  мышь";  в
1918-19 руководил Студией танца, где пост.  хореографич.  миниатюры  для
детей: "Макс и Мориц", "Белоснежка" и др.;  в  1920-22  руководил  Моск.
Камерным балетом (одноактные балеты "Саломея" на муз. Штрауса, "Фавн" на
муз. Дебюсси). В 20-30-е гг. творчество Г. характеризуется увлеч„нностью
импрессионизмом, ведущим к отрицанию сюжетности, склонностью  к  поискам
чисто внешней сценич. формы танца ("Арлекинада" на муз.  Шаминад,  1920;
"Трагедия масок" на муз. Бера, 1923). В  1925  Г.  ставит  балет  "Иосиф
Прекрасный" Василенко,  для  к-рого  находит  своеобразное  решение.  На
спектакле  сказалось  влияние  импрессионизма,  однако  в  нем  Г.   уже
выступает как балетмейстер, имеющий сложившуюся творч. индивидуальность:
умение найти своеобразную пластич. выразительность  человеческого  тела,
необычность поддержек,  переливы  полудвижений,  переходящие  в  строгие
формы классич. построений. В 30-40-е гг. Г. ставит свои лучшие балеты:
   "Спящая красавица" (1935, Харьков); "Дугуль" Ленского (1941, Душанбе)
- первый таджикский балет, "Бахчисарайский фонтан" (1939,  Минск,  1945,
Львов). Г. ставил нар. танцы и танцевальные сюиты: "Испанские танцы"  на
муз.  Грандоса  и  Альбениса  (1928),  "Эксцентрич.   танцы"   на   муз.
Дунаевского (1928),
   "Славянские  танцы"  ("Чарда",  1930),  сюита  "Жаворонок"  на   муз.
Шебалина (1944)  и  др.,  в  композициях  к-рых  было  много  выдумки  и
изобретательности.   В   1960-61   Г.   пост.    концертные    программы
"Хореогра-фич. композиции" на муз. рус., сов. и зарубежных  композиторов
(Москва). В этих работах  Г.  оста„тся  верен  своим  творч.  принципам.
Творчество  Г.  было  сложным  и  противоречивым.  Его  иск-во  находило
подражателей и не всегда верно истолковывалось (особенно за рубежом). Г.
выступает и как теоретик танца, работает над 2-томным трудом об  истории
слав. танца.
   Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории  советского

Страницы: «« « 558   559   560   561   562   563   564   565   566  567   568   569   570   571   572   573   574   575   576  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия