|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 » »» Щербач„ва и проф. X. С. Кушнар„ва). В 1928-1931 Г.- дириж„р и зав. муз.
частью Т-ра им. Руставели. Автор оперы "Патара Кахи" (по пьесе А.
Церетели, 1943, Т-р им. Палиашвили), детской оперы "Красная шапочка"
(Тбилиси, 1958), хореографич. поэмы "Витязь в тигровой шкуре" (соч.
1938), танц. сюит, музыки к спектаклям "Анзор" Шаншиашвили, "Разбойники"
Шиллера (Т-р им. Руставели), фильмам и др. В сво„м творчестве Г.
опирается на груз. муз. фольклор, использует также нац. мелодии др.
народов. С 1923 занимается педагогич. деятельностью (с 1946 - доцент
Тбилисской консерватории).
Лит.: Чхиквадзе Гр., Советские композиторы Грузии, Тбилиси, 1956 (на
груз. яз.). Ц, .9.
ГО ЛАНЬ-ЙН(р. 1. XII. 1930) - китайская актриса и певица. Депутат
Всекитайского собрания нар. представителей 1-го созыва (1954). Сценич.
деятельность начала в 40-х гг. как актриса т-ра банцзы в провинции
Шаньси. С 1946 принимала участие в революц. движении. Творчество Г.
Л.-и. способствует развитию новой муз.драмы (синьгэцзюй). Играла
характерные роли в совр. драмах: Юй Чи ("Матушка Ван едет на ярмарку"),
Си эр ("Седая девушка"), Сяо-цинь ("Женитьба маленького Эр-хая", по
одноим. рассказу Чжао Шу-ли). Выступает и как певица ("Песня о свободе
женщины", "Тетушка Ван хочет мира" и др.). Б. Р. ГОЛДСМИТ (Goldsmith),
Оливер [10.XI.1728, дер. Паллас, или Палласмор (Ирландия),- 4. IV. 1774,
Лондон] - английский драматург, романист и поэт. Род. в семье
англиканского священника. Окончил на каз„нный сч„т Тринити-колледж в
Дублине. Готовясь стать врачом, учился в Эдинбурге и Лейдене, но
образования, по-видимому, не закончил и работал аптекарем, врачом,
типографским корректором. Выступал в бродячей труппе. Лит. известность
завоевал серией памфлетов, поэмами и романом "Векфильдский священник"
(1766), инсценировка к-рого была пост. в 1878 в лондонском т-ре
"Ли-цеум" с участием Э. Терри.
Теоретич. высказывания Г. о т-ре содержатся гл. обр. в его романе и в
трактате "Опыт о театре, или Сравнение веселой и сентиментальной
комедии" (1772). Будучи писателем сентиментального направления, Г.
вместе с тем не принимал сотзр. ему сентиментальную комедию, осуждал е„
за утрату специфики жанра, не оправданное характерами морализирование,
защищая "вес„лую просветительскую комедию нравов". Образцы комедии Г.
предлагал искать в творчестве Мольера и у комедиографов Реставрации
(к-рых он, однако, порицал за "непристойность"). На взглядах Г.
сказалось и влияние классицизма. Он не принимал творчества Шекспира,
выступал против Гаррика, стремившегося ставить подлинные шекспировские
тексты.
В первой комедии Г. "Добрячок" (1768, "Ковент-Гарден") ставится
вопрос о несовместимости этич. идеалов просветителей с нравами бурж.
общества. Герой пьесы попадает в нелепые положения из-за того, что
оценивает людей "по книгам", а не по тому, каковы они в
действительности. Широкую известность получила комедия Г. "Унижение паче
гордости, или Ночь ошибок" (1773, "Ковент-Гарден"). Оригинальность и
острота положений сочетаются в ней с превосходно разработанными
комедийными характерами; молодой сельский сквайр, увалень, невежда и
проказник Тони Люмкин вош„л в сокровищницу мировых комедийных образов.
"Ночь ошибок" прочно утвердилась в репертуаре англ. и др. т-ров. В СССР
"Ночь ошибок" ставили: Ленинградский т-р драмы и комедии (1939), Моск.
драм. т-р (1941), Моск. т-р им. Ермоловой (1943), Центр, т-р Советской
Армии (1941), обл. т-р Комедии, Горький (1951), Ленингр. т-р им.
Ленинского комсомола (1953), Новосибирский т-р "Красный факел" (1954),
Магнитогорский т-р, Рижский т-р (1955), Тбилисский рус. ТЮЗ (1956) и др.
Соч.: Plays, L., 1936: Добрячок, пер. Е. Голышевой и Б. Изакова, М.,
1955; Ночь ошибок, пер. Д'Актиля, М., 1939; Ночь ошибок, пер. Н. С.
Надеждиной, М., 1954.
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского,
т'. 2, М., 1957; W а г d I e R. М., Oliver Goldsmith, Lawrence, 1957.
f(). К.
ГОЛЕЙЗбВСКИЙ, Касьян Ярославович [р. 22.11 (5. III). 1892] - русский
советский артист балета и балетмейстер. Засл. арт. БССР (1940), засл.
деят. иск-в Лит. ССР (1954). В 1909 окончил Петерб. балетное уч-ще.
Ученик Н. Домашева, М. Обухова, М. Фокина. Сразу же после окончания
уч-ща был принят в Большой т-р. Творческую деятельность начал как
танцовщик. Исполнял партии: Голубая птица ("Спящая красавица"), Мотыл„к
("Золотая рыбка" Минкуса), Шут ("Лебединое озеро") и др. С первых лет
артистич. деятельности Г. изучал балетмейстерское иск-во и занимался
педагогич. деятельностью под рук. балетм. А. А. Горского. В 1916
Г.балетмейстер Мамоновского т-ра миниатюр и т-ра "Летучая мышь"; в
1918-19 руководил Студией танца, где пост. хореографич. миниатюры для
детей: "Макс и Мориц", "Белоснежка" и др.; в 1920-22 руководил Моск.
Камерным балетом (одноактные балеты "Саломея" на муз. Штрауса, "Фавн" на
муз. Дебюсси). В 20-30-е гг. творчество Г. характеризуется увлеч„нностью
импрессионизмом, ведущим к отрицанию сюжетности, склонностью к поискам
чисто внешней сценич. формы танца ("Арлекинада" на муз. Шаминад, 1920;
"Трагедия масок" на муз. Бера, 1923). В 1925 Г. ставит балет "Иосиф
Прекрасный" Василенко, для к-рого находит своеобразное решение. На
спектакле сказалось влияние импрессионизма, однако в нем Г. уже
выступает как балетмейстер, имеющий сложившуюся творч. индивидуальность:
умение найти своеобразную пластич. выразительность человеческого тела,
необычность поддержек, переливы полудвижений, переходящие в строгие
формы классич. построений. В 30-40-е гг. Г. ставит свои лучшие балеты:
"Спящая красавица" (1935, Харьков); "Дугуль" Ленского (1941, Душанбе)
- первый таджикский балет, "Бахчисарайский фонтан" (1939, Минск, 1945,
Львов). Г. ставил нар. танцы и танцевальные сюиты: "Испанские танцы" на
муз. Грандоса и Альбениса (1928), "Эксцентрич. танцы" на муз.
Дунаевского (1928),
"Славянские танцы" ("Чарда", 1930), сюита "Жаворонок" на муз.
Шебалина (1944) и др., в композициях к-рых было много выдумки и
изобретательности. В 1960-61 Г. пост. концертные программы
"Хореогра-фич. композиции" на муз. рус., сов. и зарубежных композиторов
(Москва). В этих работах Г. оста„тся верен своим творч. принципам.
Творчество Г. было сложным и противоречивым. Его иск-во находило
подражателей и не всегда верно истолковывалось (особенно за рубежом). Г.
выступает и как теоретик танца, работает над 2-томным трудом об истории
слав. танца.
Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории советского
Страницы: «« « 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |