Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 576   577   578   579   580   581   582   583   584  585   586   587   588   589   590   591   592   593   594  » »»

Мадрасе школу танцев ("Натанани-кетан"), в 1958- школу в Новом Дели.  Г.
принадлежат 2 теоретические работы: "Основы индийского  танца"  (пособие
для учащихся в стиле  катхакали),  1946,  и  "Позы  классического  танца
Индии", 1955, В 1955 выступал в СССР.
   Лит.: Marg, Bombay, 1957, .ј 1. Я. B. Л. Г р. ГОРАК (Horak),  Антонин
Войтех (2. VII. 1875-12.111.1910) - чешский композитор. Автор  оперы  "В
субботний вечер" (1898, Прага) - одного из лучших произведений чеш. муз.
т-ра,  оперы  "Бабушка"  (1900,  Прага)  на  сюжет  одноим.  повести  Б.
Нем-цовой, мелодрамы "Носачек" (1907) и др. произв. Л. Т.
   ГОРАЦИЙ, Гораций Флакк, Квинт (Quintus Horatius Flaccus) (8.XII.65 до
н. э.-27.XI.8 до н. э.) - римский поэт.  Род.  в  Вен  у  зии,  в  семье
вольноотпущенника. Принимал участие в  гражданской  войне  в  Риме;  был
сторонником Брута, но после поражения республиканцев при Филиппах (42 до
н. э.) отош„л от политич. борьбы. В 30-е гг. до н. э. развернулась  лит.
деятельность Г. Ему принадлежат 4 книги лирич. стихотворений, 2 книги т.
н.  сатир  (написанных  в   стиле   бесед),   сборник   эподов   (ямбич.
стихотворений общест-венно-полемич. направленности) и 2 книги  посланий.
Во 2-й книге посланий (написана  в  19-14  до  н.  э.),  посв.  вопросам
лит-ры, особое место занимает "Послание к Пизо-нам",  еще  в  античности
получившее назв. "Наука поэзии". Здесь Г. излагает взгляды  на  сущность
поэзии и формулирует  требования,  предъявляемые  к  поэту  в  отношении
содержания и формы его произв.  Г.  особо  останавливается  на  эстетич.
нормах для драмы, он советует автору наблюдать  и  изучать  характеры  в
окружающей его жизни, считая, что  это  определит  стилистич.  средства,
необходимые для воспроизведения этих характеров на  сцене.  Предпочтение
должно быть отдано действию, а не рассказу о н„м,  драматург  не  должен
прибегать к использованию натуралистич. эффектов и всякого  рода  чудес.
Вмешательство богов, как художеств. при„м, может быть  оправдано  только
крайним напряжением  трагич.  перипетии.  Ориентируясь  на  классические
греческие образцы, Г. определяет роль хора в трагедии  как  непосредств.
свидетеля событий, дающего нравственную оценку поведению  героев.  Число
участников  сцен  Г.  ограничивает  3  акт„рами,  рекомендует   членение
трагедии на 5 актов, восходящее к эллинистич. нормам.
   "Наука поэзии" Г. оказала огромное влияние  на  поэтику  классицизма.
Франц.  поэт  и  теоретик  классицизма  Н.  Буало  в   дидактич.   поэме
"Поэтическое искусство" (1674) заимствовал общий план  послания  и  ,MtL
детали (часто в дословном переводе).
   Соч.: Наука поэзии, Полн. собр. соч., пер. под ред. и с прим.  Ф.  А.
Петровского, М.-Л., 1936. В. Я.
   ГОРБАТОВ, Борис Леонтьевич [2(15) .VII. 1908-  20.1.1954]  -  русский
советский писатель, драматург. Член Коммунистич.  партии  с  1930.  Лит.
деятельность  начал  в  1922.  В  1943  написал  пьесу  "Юность  отцов",
изображающую два поколения "отцов и детей", участников гражд. и  Великой
Отечеств,  войны  (Моск.  т-р  им.  Ленинского  комсомола).  Произв.  Г.
отличаются   романтич.   приподнятостью,   эмоциональностью,   лиризмом,
страстной ненавистью к врагу. Среди его  лит.  работ  периода  Отечеств,
войны - пьеса "Одна  ночь",  действие  к-рой  происходит  накануне  нем.
оккупации (соч. 1944, пост. 1956, Ле-нингр. т-р им. Пушкина). По повести
Г. "Непокор„нные" композитор Д.  Б.  Кабалевский  написал  оперу  "Семья
Тараса" (1947, 2-я ред. и пост. 1950, Ленингр. т-р оперы  и  балета  им.
Кирова). Г. принадлежит пьеса  "Закон  зимовки"  ("На  старой  зимовке",
1947, Новосибирский т-р "Красный факел", Большой драм. т-р,  Ленинград).
Г.- автор ряда киносценариев (в т. ч. "Непокор„нные", совм.  с  Донским,
1945). Пьесы Г. ставятся за рубежом.
   Соч.: Собр. соч. в 5  томах,  М.,  1955-56  (т.  5.  Пьесы).  Лит.  :
Колесникова Г., Борис Горбатов, М., 1957.
   ГОРБАЦ‚ВИЧ,  Василий  Савич  (р.  1893)   -   белорусский   советский
драматург. С 20-х до 50-х гг. работал учителем в Дукорах (под  Минском).
Автор первой белорусской сов. пьесы на современную тему  "Красные  цветы
Белоруссии" (Т-р им. Я. Купалы, 1923) - о  партизанах,  пьесы  "Свадьба"
("Вяселле") (Т-р им.  Я.  Купалы,  1922)  -  на  материале  белорусского
фольклора.
   Лит.: Н я ф „ д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959. В.
Н.
   ГОРБУНОВ,      Иван      Ф„дорович       [10(22).IX.1831-24.       XI
1.1895(5.1.1896)]-русский  акт„р,   автор-рассказчик,   писатель.   Отец
Г.мелкий фабричный  служащий  из  вольноотпущенных  крепостных,  мать  -
крепостная крестьянка. Не  имея  возможности  окончить  гимназию,  Г.  с
ранних лет занимался репетиторской работой  (в  т.  ч.  в  семье  П.  М.
Садовского), перепиской бумаг (переписывал пьесы А. Н. Островского;  был
лично знаком с ним). Написал  ряд  бытовых  рассказов  ("Из  московского
захолустья", "Мастеровой" и др.) и  был  приглаш„н  участвовать  в  лит.
чтениях журнала "Москвитянин". В 1855 начал лит. деятельность; печатался
в   "Современнике",   "Отечественных   записках",   "Санкт-Петербургских
ведомостях" и др. изданиях. В 1854 дебютировал  в  Малом  т-ре,  в  1855
переш„л в Александрийский т-р, где  работал  до  конца  жизни;  исполнял
бытовые эпизодич. роли: Кудряш ("Гроза"), Афоня ("Грех да беда  на  кого
не жив„т" Островского). В  конце  50-х  гг.  Г.  начинает  выступать  на
эстраде, приобретя в 60-х гг. широкую популярность как выдающийся мастер
"живописного  рассказывания",  автор  и  исполнитель   собств.   произв.
Лирико-комедийный бытописатель, обладающий большим сатир ич. дарованием,
Г. изображал в своих рассказах ("Сцены из народного  быта",  изд.  1861)
крестьян, купцов,  мастеровых,  "фабричных"  и  приказчиков,  городовых,
околоточных и квартальных, горожан-обывателей и др. Лучшие из  рассказов
Г.-  "Пушка",  "Воздухоплаватель",  "Белая   зала"   и   др.   Блестящий
рассказчик-импровизатор, обладающий замечательной мимикой, Г.  прекрасно
знал и умел передать своеобразие нар. речи,  многообразную  пестроту  е„
говоров, умел подать слово в живом, бытующем в народе звучании,  придать
ему  социально-бытовую  характерность.  В  нач.  60-х  гг.   Г.   создал
пародийный сатирич. образ слабоумного, престарелого  сановникаотставного
генерала Дитятина (изречения,  речи  и  тосты  Дитятина  Г.  чаще  всего
импровизировал),  показав  одну  из  типичных  социальных  фигур  своего
времени (близок  образу  Крутицкого  в  пьесе  Островского  "На  всякого
мудреца довольно простоты"). Однако впоследствии,  в  годы  реакции,  Г.
начал  избегать  острых  вопросов  современности.  Рассказы  о  Дитятине
приобрели более безобидный характер. В конце жизни Г. наряду  со  своими
рассказами читал произв. Островского, Хемницера, Крылова и др.
   Г. известен также как исследователь истории рус. т-ра; написал статьи
"Первые русские придворные комедианты", "Московский театр в XVIII и  XIX
столетиях", "Драматические деятели в биографиях", "От основания русского

Страницы: «« « 576   577   578   579   580   581   582   583   584  585   586   587   588   589   590   591   592   593   594  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия