Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 585   586   587   588   589   590   591   592   593  594   595   596   597   598   599   600   601   602   603  » »»

Книппер, Татьяна -  Роксанова,  Нил  -  Судьби-нин,  Перчихин  -  Арт„м,
Тетерев - Баранов). Однако  т-ру,  воспитанному  на  пьесах  Чехова,  не
удалось полностью раскрыть природу горьковской драматургии. В  спектакле
была изменена расстановка борющихся сил. Героем спектакля стал  Тетерев,
жертвами мещанского мира оказались П„тр и Татьяна. Тем не менее сам факт
постановки пьесы  Г.  имел  огромное  обществ,  значение.  Уже  на  этом
спектакле  в  зрит.  зале  ощущалась  напряж„нная  политич.   атмосфера,
возникавшая затем в годы  первой  рус.  революции  на  всех  горьковских
спектаклях. В работе над драматургией Г.  Художеств.  т-р  приобщался  к
идеям пролетарской революции, к эстетике социалистич. иск-ва. В  том  же
году  в  МХТ  была  пост.  вторая  пьеса  Г.-   "На   дне".   Спектакль,
осуществл„нный  Станиславским  и  Неми-ровичем-Данченко,  имел  огромный
успех.  Идея  свободы,  свободы  любой  ценой,  страстно   звучавшая   в
спектакле, отвечала сокровенным  чувствам  современников  и  пронизывала
игру акт„ров особым волнением (Сатин - Станиславский, Барон  -  Качалов,
Лука - Москвин, Настя - Книппер). В спектакле "На дне" иск-во Художеств.
т-ра  стало  более  мужественным  и  зрелым.  Молодые  артисты,  недавно
исполнявшие  роли  тонких  чеховских  интеллигентов,  сумели  отойти  от
близких им по духу персонажей, чтобы окунуться  в  жизнь  "дна";  сумели
отобразить жизнь сурово и ярко. В  последующие  годы  в  этом  спектакле
играли Леонидов и Добронравов (Васька Пепел), Тарханов,  Грибов  (Лука),
Хмел„в (Костыл„в), Шевченко (Василиса). В 1905 МХТ пост. "Дети  солнца".
Пьесы Г., широко шедшие в России в годы первой рус. революции,  несмотря
на цензурные и полицейские препоны, играли огромную обществ,  роль;  они
часто сопровождались политич. демонстрациями. Наиболее острая  пьеса  Г.
этого периода - "Дачники" - была  впервые  пост.  в  Драм.  т-ре  В.  Ф.
Комиссаржевской в Петербурге
   (1904;  реж.  Тихомиров;  Варвара  Михайловна  -   Комис-саржевская).
Зрители  раскололись  на  два  враждебных  лагеря,  т-р  превратился   в
митингующую площадь, раздираемую противоборствующими политич. страстями.
Политич.  демонстрациями  сопровождались  и  представления  пьесы  "Дети
солнца",  шедшей  в  том  же  т-ре   (1905;   реж.   Арбатов;   Лиза   -
Комиссаржевская).
   В годы реакции пьесы Г. мало шли в России, из-за  цензурных  запретов
нек-рые его новые пьесы появлялись на зарубежной  сцене  раньше,  чем  в
России.
   В первые годы после Октябрьской революции пьесы Г. ставились  в  т-ре
петрогр. Нар. дома ("Враги", "Зыковы"),  б.  Александрийском  ("Мещане",
"На дне") и моек. Малом ("Старик"). Подлинно новый этап сценич.  истории
пьес Г.  начался  пост.  пьесы  "Егор  Булычев  и  другие"  в  Т'ре  им.
Вахтангова  (1932).  В  этом  спектакле  т-р   раскрыл   осн.   принципы
горьковской  драматургии,  уловил  е„   особую   театральность.   Уделяя
пристальное  внимание  точному  воспроизведению   историч.   обстановки,
режисс„р Б. Е. Захава в то же время избегал подробного бытописательства,
стремясь к лаконичности и  яркости  сценич.  решений.  'Эпизоды  озорной
пляски Булычева, сцена с  трубачом,  когда  трубный  глас,  подхваченный
оркестром, мощно сопровождал провозглашаемую Булычевым отходную  старому
миру, выражали стиль пьесы,  е„  бунтарский  дух.  Сущность  горьковской
драматургии,  е„  философскую  направленность  и   театральную   природу
особенно ч„тко выразил в спектакле Б. В. Щукин (Егор).Созданный им образ
раскрывал диалектику творч. метода  писателя.  В  купце  Булычеве  акт„р
показал человека, разоблачающего свой собственный  класс,  раскрыл  тему
бунта этого человека, к-рый "не на той улице жил".  Образ  Булычева  был
насыщен большой драматич.  силой  и  социальным  оптимизмом.  Исполнение
Щукина нанесло  удар  вульгарно-социологич.,  нач„тническому  подходу  к
персонажам Г., имевшему место в спектаклях  предшествующих  годов.  Тема
бунта  Булычева  открывала  черты  народности  в  этом  образе  (в  1951
спектакль был возобновл„н; реж. Заха-ва; Гос. пр.  СССР,  1952;  в  роли
Булычева-С. В. Лукьянов). На сов. сцене выдающиеся образы Егора Булычева
были созданы Вагаршяном (Т-р им. Сун-дукяна, 1933),  Крушельницким  (Т-р
им. Шевченко, 1947) и др.
   Одним из значит, этапов  утверждения  в  сов.  театр.  иск-ве  метода
социалистич. реализма была пост. в МХАТе пьесы "Враги"  (1935).  В  этом
спектакле (пост. Немировичем-Данченко) отч„тливо проявились новые  черты
иск-ва Художеств. т-ра - ясность и внутр.  простота.  Немирович-Данченко
искал решений экономных и точных. Строгая правдивость в  воспроизведении
жизни сочеталась в этом спектакле с открытой политич. тенденциозностью и
ч„ткой театр. формой. Представители старшего поколения Художеств. т-ра -
Качалов, игравший роль Захара Бардина, и Книппер-Чехова - Полина Бардина
- остро разоблачали лживую сущность российского либерализма.  Сатир  ич.
образ  старого  генерала  Печенегова,  привыкшего  унижать  человеческое
достоинство  других,  создал  Тарханов.  Реакц.  силы  отживающего  мира
воплощал образ прокурора  Николая  Скроботова,  к-рого  играл  Хмел„в  с
убийственным  сарказмом.  В  диалогах  Николая  Скроботова  с   актрисой
Татьяной (Тарасова) политич. тенденциозность  и  жизненная  правда  были
выражены Хмел„вым в ч„ткой и ясной форме. Среди лучших пост. пьес Г.  на
сов. сцене - "Достигаев и другие" (Т-р им. Вахтангова, 1933),  "Дачники"
в Ленингр. Большом драм. т-ре (1939, реж. Бабочкин), "Последние" в  Т-ре
им. Янки Купалы (1937, реж. Раевский и Зорев). В  спектакле  "Последние"
киевского Т-ра им. Франко (1937)  А.  М.  Бучма  создал  образ  жандарма
Коломийцева,  отмеченный  остротой  сатирич.   рисунка.   Образы   Вассы
Железновой были воплощены: С. Г. Бирман (Т-р им. МОСПС, 1936),  игравшей
Вассу властной, деспотичной и вместе с тем талантливой  женщиной,  остро
ощущающей обиду за  прошлые  унижения,  поруганное  достоинство;  В.  Н.
Пашенной (Малый т-р, 1952), воплотившей замечательный по  своей  силе  и
глубокой жизненной правде образ хозяйки  большого  дела;  арм.  актрисой
Асмик (1937, Т-р им.  Сундукяна).  Тонко,  многогранно  и  глубоко  была
раскрыта одна из самых сложных пьес Г. "Старик" в Камерном  т-ре  (1946,
реж. Таиров и Гайдебуров; в роли Старика - Гайдебуров). Среди выдающихся
пост. пьес Г. - "Варвары" в Малом т-ре (1941, реж. Судаков и  Зубов),  в
Ленинградском Большом драматическом  театре  (1959,  реж.  Товстоногов),
"Дачники" в Московском театре им. Ермоловой (1949,  реж.  Лобанов),  "На
дне" в Ленингр. академич. т-ре драмы им. Пушкина (1956,  реж.  Вивь-ен),
"Егор Булычев и другие" в Т-ре им.  Сундукяна  (1933),  Художеств.  т-ре
Латв. ССР (1946), "Васса Же-лезнова" в  Харьковском  т-ре  им.  Шевченко
(1935), "Враги" в Т-ре им. Руставели (1951) и в т-ре  "Эстония"  (1946),
"Мещане" в т-ре "Ванемуйне"  (1941)  и  Т-ре  им.  Хамзы  (1952),  "Дети
солнца" в Т-ре им. Кингисеппа (1953), "Последние" в Т-ре драмы Латв. ССР
(1946). В 1953 на сцене Ярославского т-ра была впервые  пост.  пьеса  Г.
"Сомов и другие" (реж. П. П. Васильев). Пост. пьес Г. были  осуществлены

Страницы: «« « 585   586   587   588   589   590   591   592   593  594   595   596   597   598   599   600   601   602   603  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия