|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 » »» Книппер, Татьяна - Роксанова, Нил - Судьби-нин, Перчихин - Арт„м,
Тетерев - Баранов). Однако т-ру, воспитанному на пьесах Чехова, не
удалось полностью раскрыть природу горьковской драматургии. В спектакле
была изменена расстановка борющихся сил. Героем спектакля стал Тетерев,
жертвами мещанского мира оказались П„тр и Татьяна. Тем не менее сам факт
постановки пьесы Г. имел огромное обществ, значение. Уже на этом
спектакле в зрит. зале ощущалась напряж„нная политич. атмосфера,
возникавшая затем в годы первой рус. революции на всех горьковских
спектаклях. В работе над драматургией Г. Художеств. т-р приобщался к
идеям пролетарской революции, к эстетике социалистич. иск-ва. В том же
году в МХТ была пост. вторая пьеса Г.- "На дне". Спектакль,
осуществл„нный Станиславским и Неми-ровичем-Данченко, имел огромный
успех. Идея свободы, свободы любой ценой, страстно звучавшая в
спектакле, отвечала сокровенным чувствам современников и пронизывала
игру акт„ров особым волнением (Сатин - Станиславский, Барон - Качалов,
Лука - Москвин, Настя - Книппер). В спектакле "На дне" иск-во Художеств.
т-ра стало более мужественным и зрелым. Молодые артисты, недавно
исполнявшие роли тонких чеховских интеллигентов, сумели отойти от
близких им по духу персонажей, чтобы окунуться в жизнь "дна"; сумели
отобразить жизнь сурово и ярко. В последующие годы в этом спектакле
играли Леонидов и Добронравов (Васька Пепел), Тарханов, Грибов (Лука),
Хмел„в (Костыл„в), Шевченко (Василиса). В 1905 МХТ пост. "Дети солнца".
Пьесы Г., широко шедшие в России в годы первой рус. революции, несмотря
на цензурные и полицейские препоны, играли огромную обществ, роль; они
часто сопровождались политич. демонстрациями. Наиболее острая пьеса Г.
этого периода - "Дачники" - была впервые пост. в Драм. т-ре В. Ф.
Комиссаржевской в Петербурге
(1904; реж. Тихомиров; Варвара Михайловна - Комис-саржевская).
Зрители раскололись на два враждебных лагеря, т-р превратился в
митингующую площадь, раздираемую противоборствующими политич. страстями.
Политич. демонстрациями сопровождались и представления пьесы "Дети
солнца", шедшей в том же т-ре (1905; реж. Арбатов; Лиза -
Комиссаржевская).
В годы реакции пьесы Г. мало шли в России, из-за цензурных запретов
нек-рые его новые пьесы появлялись на зарубежной сцене раньше, чем в
России.
В первые годы после Октябрьской революции пьесы Г. ставились в т-ре
петрогр. Нар. дома ("Враги", "Зыковы"), б. Александрийском ("Мещане",
"На дне") и моек. Малом ("Старик"). Подлинно новый этап сценич. истории
пьес Г. начался пост. пьесы "Егор Булычев и другие" в Т'ре им.
Вахтангова (1932). В этом спектакле т-р раскрыл осн. принципы
горьковской драматургии, уловил е„ особую театральность. Уделяя
пристальное внимание точному воспроизведению историч. обстановки,
режисс„р Б. Е. Захава в то же время избегал подробного бытописательства,
стремясь к лаконичности и яркости сценич. решений. 'Эпизоды озорной
пляски Булычева, сцена с трубачом, когда трубный глас, подхваченный
оркестром, мощно сопровождал провозглашаемую Булычевым отходную старому
миру, выражали стиль пьесы, е„ бунтарский дух. Сущность горьковской
драматургии, е„ философскую направленность и театральную природу
особенно ч„тко выразил в спектакле Б. В. Щукин (Егор).Созданный им образ
раскрывал диалектику творч. метода писателя. В купце Булычеве акт„р
показал человека, разоблачающего свой собственный класс, раскрыл тему
бунта этого человека, к-рый "не на той улице жил". Образ Булычева был
насыщен большой драматич. силой и социальным оптимизмом. Исполнение
Щукина нанесло удар вульгарно-социологич., нач„тническому подходу к
персонажам Г., имевшему место в спектаклях предшествующих годов. Тема
бунта Булычева открывала черты народности в этом образе (в 1951
спектакль был возобновл„н; реж. Заха-ва; Гос. пр. СССР, 1952; в роли
Булычева-С. В. Лукьянов). На сов. сцене выдающиеся образы Егора Булычева
были созданы Вагаршяном (Т-р им. Сун-дукяна, 1933), Крушельницким (Т-р
им. Шевченко, 1947) и др.
Одним из значит, этапов утверждения в сов. театр. иск-ве метода
социалистич. реализма была пост. в МХАТе пьесы "Враги" (1935). В этом
спектакле (пост. Немировичем-Данченко) отч„тливо проявились новые черты
иск-ва Художеств. т-ра - ясность и внутр. простота. Немирович-Данченко
искал решений экономных и точных. Строгая правдивость в воспроизведении
жизни сочеталась в этом спектакле с открытой политич. тенденциозностью и
ч„ткой театр. формой. Представители старшего поколения Художеств. т-ра -
Качалов, игравший роль Захара Бардина, и Книппер-Чехова - Полина Бардина
- остро разоблачали лживую сущность российского либерализма. Сатир ич.
образ старого генерала Печенегова, привыкшего унижать человеческое
достоинство других, создал Тарханов. Реакц. силы отживающего мира
воплощал образ прокурора Николая Скроботова, к-рого играл Хмел„в с
убийственным сарказмом. В диалогах Николая Скроботова с актрисой
Татьяной (Тарасова) политич. тенденциозность и жизненная правда были
выражены Хмел„вым в ч„ткой и ясной форме. Среди лучших пост. пьес Г. на
сов. сцене - "Достигаев и другие" (Т-р им. Вахтангова, 1933), "Дачники"
в Ленингр. Большом драм. т-ре (1939, реж. Бабочкин), "Последние" в Т-ре
им. Янки Купалы (1937, реж. Раевский и Зорев). В спектакле "Последние"
киевского Т-ра им. Франко (1937) А. М. Бучма создал образ жандарма
Коломийцева, отмеченный остротой сатирич. рисунка. Образы Вассы
Железновой были воплощены: С. Г. Бирман (Т-р им. МОСПС, 1936), игравшей
Вассу властной, деспотичной и вместе с тем талантливой женщиной, остро
ощущающей обиду за прошлые унижения, поруганное достоинство; В. Н.
Пашенной (Малый т-р, 1952), воплотившей замечательный по своей силе и
глубокой жизненной правде образ хозяйки большого дела; арм. актрисой
Асмик (1937, Т-р им. Сундукяна). Тонко, многогранно и глубоко была
раскрыта одна из самых сложных пьес Г. "Старик" в Камерном т-ре (1946,
реж. Таиров и Гайдебуров; в роли Старика - Гайдебуров). Среди выдающихся
пост. пьес Г. - "Варвары" в Малом т-ре (1941, реж. Судаков и Зубов), в
Ленинградском Большом драматическом театре (1959, реж. Товстоногов),
"Дачники" в Московском театре им. Ермоловой (1949, реж. Лобанов), "На
дне" в Ленингр. академич. т-ре драмы им. Пушкина (1956, реж. Вивь-ен),
"Егор Булычев и другие" в Т-ре им. Сундукяна (1933), Художеств. т-ре
Латв. ССР (1946), "Васса Же-лезнова" в Харьковском т-ре им. Шевченко
(1935), "Враги" в Т-ре им. Руставели (1951) и в т-ре "Эстония" (1946),
"Мещане" в т-ре "Ванемуйне" (1941) и Т-ре им. Хамзы (1952), "Дети
солнца" в Т-ре им. Кингисеппа (1953), "Последние" в Т-ре драмы Латв. ССР
(1946). В 1953 на сцене Ярославского т-ра была впервые пост. пьеса Г.
"Сомов и другие" (реж. П. П. Васильев). Пост. пьес Г. были осуществлены
Страницы: «« « 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |