Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 592   593   594   595   596   597   598   599   600  601   602   603   604   605   606   607   608   609   610  » »»

Чаров, В. В. Шима-новский, артисты Г. А. Авлов, М. М.  Марусина,  Г.  Н.
Орлов  и  др.  В  1933  реорганизован  в  Колхозно-совхозный  театр  им.
Леноблисполкома.
   Лит.: Булгаков А.С.иДапилов С. С." Государственный Агитационный театр
в Ленинграде. 1918-1930, М.-Л., 1931. АН. А.
   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ бПЕРНЫЙ ТЕАТР В ВАРШАВЕ - см. Польский театр оперы.
   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  ТЕАТР  ИНОГО  ЗРИТЕЛЯ   (Госцентюз)   -
советский  театр  для  детей.  Открыт  в  1920  под  названием   "Первый
государственный театр для детей", с 1931- Госцентюз. Т-р активно работал
с драматургами.  Здесь  были  пост.:  "Ч„рный  яр"  Афиногенова  (1928),
"Винтовка 492 116" Крона (1929), "Клад" Шварца (1934),  "Единая  боевая"
Бруштейн (1940), "Дом ј 5" Штока (1941) и др. В т-ре шли также спектакли
на  историч.  сюжеты  ("Джордано  Бруно"   Заяицкого,   1932,   "Вольные
фламандцы" Кочеткова и Шервинского, 1935), ставилась рус.  и  зарубежная
классич.  драматургия  -  "Пушкинский  спектакль"  ("Скупой  рыцарь"   и
"Русалка", 1937), "Свои .люди  -  сочт„мся"  Островского  (1932,  1938),
"Женитьба" Гоголя (1928, 1938), "Сам  у  себя  под  стражей"  Кальдерона
(1934), "Том Кенти" (1938, пьеса Михалкова по мотивам "Принца и  нищего"
Твена) и др. В т-ре работали: режисс„ры Л. А. Волков, В. С. Колесаев, И.
М. Доронин, А. 3. Окунчиков; акт„ры П. А. Гаврилов, М. Н. Зорина, М.  П.
Колесников, 3. А. Сажин, В. А. Сперантова, Т. А. Щепкина, Ю. Б. Юльская;
художники М. С. Варпех, И. С. Федотов, Е. М.  Фрадкина,  Н.  А.  Шифрин;
композитор И. Н. Ковнер. В 1941 Госцентюз был слит с Московским  театром
юного зрителя (МТЮЗ).
   Лит.:  Наш  театр  [Сборник!,  М.,  1939;  Очерки  истории   русского
советского драматического театра, т. 1, М., 1954, т. 2, М., 1960  (главы
"Театры длн детей").
   ГОТОВАЦ (Gotovac), Яков  (р.11.X.1895)  -  югославский  композитор  и
дириж„р. Первоначальное муз. образование получил в Сплите у А. Добронича
и др. Учился в Загребской консерватории, затем в Венской муз. академии у
М. Маркса. В 1922 основал  в  Шибенике  филармонич.  об-во.  С  1923  (с
перерывами)  дириж„р  оперы   и   оперетты   в   Загребе,   одновременно
руководитель хора "Младост", с к-рым гастролировал в ряде стран  Европы,
пропагандируя   музыку    югославских    композиторов.    Композиторскую
деятельность начал в 1913. В 30-х гг. обратился к созданию  произв.  для
муз. т-ра, написал оперу "Морана" (1930, Брно) и ко-мич. оперу  по  нар.
преданию "Эро с того света" (1935, Загреб), к-рая неоднократно ставилась
в  Югославии  и  за  границей.  В   последующие   годы   написал   оперы
"Каменоломня"  (1946,  Загреб),  "Мила  Гой-залича"  (1952,   там   же),
одноактную  оперу  "Далмаро"  (1958)  и  "Станац"   (1958),   музыку   к
хореографич. представлению "Ожерелье" (1955) и др.  Большинство  сценич.
произв.  Г.  написано  на  основе  нац.   муз.   фольклора,   отличается
мелодичностью, эмоц. насыщенностью,  юмором.  Сюжетами  опер  Г.  обычно
служат эпизоды из жизни хорватского народа. Г. принадлежит также  музыка
к пьесе И. Гундулича "Дубравка" (1928, Загреб) и соч. в др. жанрах.
   Лит.:  Marcovac  Р.,  Jakov   Gotovac:   "Sro   s   onoga   svijeta",
"Knijzcvnik", 1936, l; A n drei s J., Jakov Gotovac, Split, 1957. Л. М.
   ГОТОВЦЕВ, Владимир Васильевич [р.8(20).I. 1885] -  русский  советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР  (1948).  Окончил  юридич.  ф-т  Моск.  ун-та.  В
1907-08 учился на драм. курсах Адашева. В 1908-24 играл в  МХТ.  В  1913
вступил в 1-ю Студию МХТ, продолжая  участвовать  в  спектаклях  МХТ,  в
1924-36 был акт„ром МХАТа 2-го, созданного на основе 1-й Студии. С  1936
- снова в труппе  МХАТа.  Образы,  созданные  Г.,  отличаются  сочностью
сценич.   рисунка,   яркостью   характеристик,   жизнерадостностью.   Г.
участвовал в пост. спектаклей МХАТа 2-го "Блоха" и  "Двенадцатая  ночь".
Занимается педагогич. деятельностью (Моск. театр. уч-ще, 1939-50, ГИТИС,
1950-52 и с 1959). Доцент (1950).
   Роли:  Яша  ("Вишн„вый  сад"),   Федотик   ("Три   сестры"),   Боркин
("Иванов"),  Ломов  ("Предложение"  Чехова),  1-й  халдей  ("Блоха"   по
Лескову), сэр  Тоби  и  Петру  ччио  ("Двенадцатая  ночь"  и  "Укрощение
строптивой"), Живновский ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина),  П„тр  1
(о. п. А. Н.  Толстого).  Варравин  ("Дело"  Сухово-Кобылина),  Елисатов
("Любовь Яровая"), Бартоло  ("Женитьба  Фигаро"),  Губернатор  ("М„ртвые
души" по Гоголю), контр-адмирал Белобров ("Офицер флота" Крона; Гос. пр.
СССР, 1946). генерал Пантелеев ("Победители" Чирскова,  Гос.  пр.  СССР,
1947), Иконников ("Ломоносов" Вс.  Иванова),  Паулет  ("Мария  Стюарт"),
Моргунов ("Вс„ оста„тся людям" Ал„шина) и др. f]. M.
   ГОТУА,  Леван  Парф„нович  (р.25.II.1905)  -   грузинский   советский
писатель, драматург. В пьесе "Непобедимые" отразил борьбу сов. народа  в
Отечеств. войне (1945, Т-р им. Марджанишвили). Написал  также  пьесы  на
историч. сюжеты, пост. в Т-ре им. Марджанишвили: "На  перепутье"  ("Царь
Ираклий", 1942, 1956), "Давид  Строитель"  (1946),  комедию  нар.  масок
"Тр„хликий рыцарь" (1958), комедию "Тутовая  невеста"  (1958,  Горийский
т-р им. Г. Эристави). Д. Д.
   ГОТШЕД      (Gottsched),       Иоганн       Христоф       (2.II.1700,
Кенигсберг,-12.XII.1766,  Лейпциг)  -  немецкий  теоретик   искусств   и
драматург. Представитель нем. классицизма 18 в. Окончил богословский ф-т
К„нигс-бергского ун-та. С 1725 жил в Лейпциге, был преподавателем,  а  с
1735 профессором "изящных искусств". Основал лит. журналы:
   "Разумные порица-тельницы" (1725-26) и "Честный  человек"  (1727),  в
журналах, так же как и в  своих  теоретич.  работах  ("Опыт  критической
поэтики", 1730, "Немецкий театр. согласно правил древней Греции и Рима",
1741-45) и лекциях, Г. выступал как  противник  т.  н."барочного  т-ра",
получившего распространение в Германии в конце
   17- нач. 18 вв., с  характерными  для  этого  театра  преувеличениями
трагического  и  комического,  грубостью   буффонады,   пристрастием   к
импровизациям. Горячий последователь франц. классицизма, Г. декларировал
упорядоченное искусство, ч„ткое  деление  на  трагические  и  комические
жанры, подчинение  незыблемым  правилам  "тр„х  единств".  Настаивал  на
изгнании из лит.  сюжетов  упоминания  о  сверхъестественном,  чудесном,
необъяснимом с точки зрения здравого  смысла.  От  акт„ров  он  требовал
замены  бурлескных   при„мов   игры   патетич.   напевной   декламацией,
торжественными жестами. Сторонник "просвещ„нного абсолютизма", Г.  видел
смысл театр. представления в изображении победы долга  (понимаемого  как
долг по отношению к  государю)  над  чувствами.  Победа  гражданина  над
человеком была одной из основных тем т-ра эпохи Просвещения.  Этой  идее
посвящена  трагедия  Г.  "Умирающий  Катон"  (1732)  -   рассудочное   и
бездейственное произведение, к-рое,  однако,  сохранялось  в  репертуаре
нем. т-ра в течение 25  лет  и  выдержало  10  изданий.  Свои  теоретич.
взгляды Г. пытался применить на практике в лейпцигской драм.  труппе  К.

Страницы: «« « 592   593   594   595   596   597   598   599   600  601   602   603   604   605   606   607   608   609   610  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия