|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 » »» Чаров, В. В. Шима-новский, артисты Г. А. Авлов, М. М. Марусина, Г. Н.
Орлов и др. В 1933 реорганизован в Колхозно-совхозный театр им.
Леноблисполкома.
Лит.: Булгаков А.С.иДапилов С. С." Государственный Агитационный театр
в Ленинграде. 1918-1930, М.-Л., 1931. АН. А.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ бПЕРНЫЙ ТЕАТР В ВАРШАВЕ - см. Польский театр оперы.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИНОГО ЗРИТЕЛЯ (Госцентюз) -
советский театр для детей. Открыт в 1920 под названием "Первый
государственный театр для детей", с 1931- Госцентюз. Т-р активно работал
с драматургами. Здесь были пост.: "Ч„рный яр" Афиногенова (1928),
"Винтовка 492 116" Крона (1929), "Клад" Шварца (1934), "Единая боевая"
Бруштейн (1940), "Дом ј 5" Штока (1941) и др. В т-ре шли также спектакли
на историч. сюжеты ("Джордано Бруно" Заяицкого, 1932, "Вольные
фламандцы" Кочеткова и Шервинского, 1935), ставилась рус. и зарубежная
классич. драматургия - "Пушкинский спектакль" ("Скупой рыцарь" и
"Русалка", 1937), "Свои .люди - сочт„мся" Островского (1932, 1938),
"Женитьба" Гоголя (1928, 1938), "Сам у себя под стражей" Кальдерона
(1934), "Том Кенти" (1938, пьеса Михалкова по мотивам "Принца и нищего"
Твена) и др. В т-ре работали: режисс„ры Л. А. Волков, В. С. Колесаев, И.
М. Доронин, А. 3. Окунчиков; акт„ры П. А. Гаврилов, М. Н. Зорина, М. П.
Колесников, 3. А. Сажин, В. А. Сперантова, Т. А. Щепкина, Ю. Б. Юльская;
художники М. С. Варпех, И. С. Федотов, Е. М. Фрадкина, Н. А. Шифрин;
композитор И. Н. Ковнер. В 1941 Госцентюз был слит с Московским театром
юного зрителя (МТЮЗ).
Лит.: Наш театр [Сборник!, М., 1939; Очерки истории русского
советского драматического театра, т. 1, М., 1954, т. 2, М., 1960 (главы
"Театры длн детей").
ГОТОВАЦ (Gotovac), Яков (р.11.X.1895) - югославский композитор и
дириж„р. Первоначальное муз. образование получил в Сплите у А. Добронича
и др. Учился в Загребской консерватории, затем в Венской муз. академии у
М. Маркса. В 1922 основал в Шибенике филармонич. об-во. С 1923 (с
перерывами) дириж„р оперы и оперетты в Загребе, одновременно
руководитель хора "Младост", с к-рым гастролировал в ряде стран Европы,
пропагандируя музыку югославских композиторов. Композиторскую
деятельность начал в 1913. В 30-х гг. обратился к созданию произв. для
муз. т-ра, написал оперу "Морана" (1930, Брно) и ко-мич. оперу по нар.
преданию "Эро с того света" (1935, Загреб), к-рая неоднократно ставилась
в Югославии и за границей. В последующие годы написал оперы
"Каменоломня" (1946, Загреб), "Мила Гой-залича" (1952, там же),
одноактную оперу "Далмаро" (1958) и "Станац" (1958), музыку к
хореографич. представлению "Ожерелье" (1955) и др. Большинство сценич.
произв. Г. написано на основе нац. муз. фольклора, отличается
мелодичностью, эмоц. насыщенностью, юмором. Сюжетами опер Г. обычно
служат эпизоды из жизни хорватского народа. Г. принадлежит также музыка
к пьесе И. Гундулича "Дубравка" (1928, Загреб) и соч. в др. жанрах.
Лит.: Marcovac Р., Jakov Gotovac: "Sro s onoga svijeta",
"Knijzcvnik", 1936, l; A n drei s J., Jakov Gotovac, Split, 1957. Л. М.
ГОТОВЦЕВ, Владимир Васильевич [р.8(20).I. 1885] - русский советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1948). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В
1907-08 учился на драм. курсах Адашева. В 1908-24 играл в МХТ. В 1913
вступил в 1-ю Студию МХТ, продолжая участвовать в спектаклях МХТ, в
1924-36 был акт„ром МХАТа 2-го, созданного на основе 1-й Студии. С 1936
- снова в труппе МХАТа. Образы, созданные Г., отличаются сочностью
сценич. рисунка, яркостью характеристик, жизнерадостностью. Г.
участвовал в пост. спектаклей МХАТа 2-го "Блоха" и "Двенадцатая ночь".
Занимается педагогич. деятельностью (Моск. театр. уч-ще, 1939-50, ГИТИС,
1950-52 и с 1959). Доцент (1950).
Роли: Яша ("Вишн„вый сад"), Федотик ("Три сестры"), Боркин
("Иванов"), Ломов ("Предложение" Чехова), 1-й халдей ("Блоха" по
Лескову), сэр Тоби и Петру ччио ("Двенадцатая ночь" и "Укрощение
строптивой"), Живновский ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина), П„тр 1
(о. п. А. Н. Толстого). Варравин ("Дело" Сухово-Кобылина), Елисатов
("Любовь Яровая"), Бартоло ("Женитьба Фигаро"), Губернатор ("М„ртвые
души" по Гоголю), контр-адмирал Белобров ("Офицер флота" Крона; Гос. пр.
СССР, 1946). генерал Пантелеев ("Победители" Чирскова, Гос. пр. СССР,
1947), Иконников ("Ломоносов" Вс. Иванова), Паулет ("Мария Стюарт"),
Моргунов ("Вс„ оста„тся людям" Ал„шина) и др. f]. M.
ГОТУА, Леван Парф„нович (р.25.II.1905) - грузинский советский
писатель, драматург. В пьесе "Непобедимые" отразил борьбу сов. народа в
Отечеств. войне (1945, Т-р им. Марджанишвили). Написал также пьесы на
историч. сюжеты, пост. в Т-ре им. Марджанишвили: "На перепутье" ("Царь
Ираклий", 1942, 1956), "Давид Строитель" (1946), комедию нар. масок
"Тр„хликий рыцарь" (1958), комедию "Тутовая невеста" (1958, Горийский
т-р им. Г. Эристави). Д. Д.
ГОТШЕД (Gottsched), Иоганн Христоф (2.II.1700,
Кенигсберг,-12.XII.1766, Лейпциг) - немецкий теоретик искусств и
драматург. Представитель нем. классицизма 18 в. Окончил богословский ф-т
К„нигс-бергского ун-та. С 1725 жил в Лейпциге, был преподавателем, а с
1735 профессором "изящных искусств". Основал лит. журналы:
"Разумные порица-тельницы" (1725-26) и "Честный человек" (1727), в
журналах, так же как и в своих теоретич. работах ("Опыт критической
поэтики", 1730, "Немецкий театр. согласно правил древней Греции и Рима",
1741-45) и лекциях, Г. выступал как противник т. н."барочного т-ра",
получившего распространение в Германии в конце
17- нач. 18 вв., с характерными для этого театра преувеличениями
трагического и комического, грубостью буффонады, пристрастием к
импровизациям. Горячий последователь франц. классицизма, Г. декларировал
упорядоченное искусство, ч„ткое деление на трагические и комические
жанры, подчинение незыблемым правилам "тр„х единств". Настаивал на
изгнании из лит. сюжетов упоминания о сверхъестественном, чудесном,
необъяснимом с точки зрения здравого смысла. От акт„ров он требовал
замены бурлескных при„мов игры патетич. напевной декламацией,
торжественными жестами. Сторонник "просвещ„нного абсолютизма", Г. видел
смысл театр. представления в изображении победы долга (понимаемого как
долг по отношению к государю) над чувствами. Победа гражданина над
человеком была одной из основных тем т-ра эпохи Просвещения. Этой идее
посвящена трагедия Г. "Умирающий Катон" (1732) - рассудочное и
бездейственное произведение, к-рое, однако, сохранялось в репертуаре
нем. т-ра в течение 25 лет и выдержало 10 изданий. Свои теоретич.
взгляды Г. пытался применить на практике в лейпцигской драм. труппе К.
Страницы: «« « 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |