Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 597   598   599   600   601   602   603   604   605  606   607   608   609   610   611   612   613   614   615  » »»

защищающей  человеческие  права,  борющейся  за  сво„  освобождение   от
семейного  рабства.  Именно  этим  образ  Турандот   восхитил   Шиллера,
обработавшего сказку Г. для Веймарского т-ра. Огромный успех  "Турандот"
прив„л к победе Г. над его противниками, к-рые покинули Венецию, уступив
Г. поле сражения (последующие пьесы Г. ставились в т-ре "Сант-Анджело ).
В своей сказке "Женщина-Змея" (1762) Г. вернулся  к  манере  "Ворона"  и
"Короля-Оленя", создав занимательную и волнующую фабулу. Фьяба "Зобеида"
(1763), названная Г. "сказочной трагедией", представляет  собой  попытку
создания трагедии в форме феерии.  Здесь  Г.  потерпел  неудачу,  т.  к.
постоянное вторжение фантастики в жизнь героев  лишало  пьесу  реального
жизненного содержания.  Сказка  "Счастливые  нищие"  (1764),  близкая  к
манере "Турандот", но лиш„нная элементов фантастики, не имела  успеха  у
зрителей.  В  1764  Г.  написал  сказку   "Синее   чудовище",   рисующую
трогательную историю любви принца и  принцессы,  выдерживающих  страшные
испытания. Несмотря  на  мастерское  построение  пьесы,  Г.  не  был  ею
удовлетвор„н; он стремился отойти от  чистой  занимательности.  В  фьябе
"Зел„ная  птичка"  (1765)  Г.  возвратился  к  тем  парод  ийно-сатирич.
мотивам, к-рые вызвали к жизни самый жанр фьябы. На этот раз Г. направил
остри„ своей сатиры  на  общественно-философскую  жизнь  Венеции.  Фьяба
представляет собой  памфлет  на  материализм  франц.  энциклопедистов  и
выражает консервативную позицию итал. аристократии. К  "Зел„ной  птичке"
близка фьяба "Дзеим, царь джиннов, . или Верная раба"  (1765),  в  к-рой
сказка,  пародия,  сатира  использованы  для  выражения   консервативных
морально-политич. взглядов. Гл. идея пьесы  -  необходимость  безропотно
выносить все несчастия, какие провидению угодно возложить  на  человека.
После "Дзеима" Г. больше н'е писал сказок для т-ра.  Этот  жанр  потерял
интерес новизны для зрителей, как только выполнил свою полемич.  задачу.
Сказки Г. в те годы не ставились за  пределами  Венеции;  их  успех  был
чисто местным, тогда как комедии Гольдони имели успех по всей Италии.
   Перестав сочинять фьябы, Г.  обратился  к  романич.  трагикомедиям  в
прозе, написанным в стиле  исп.  "комедии  плаща  и  шпаги".  Эти  пьесы
принято называть драмами Г. "второй манеры". Первая из них написана  еще
в   1762   ("Кавалер-друг,   или   Торжество   дружбы"),   последняя   -
"Чимене-Леопард" - была представлена в 1786, через несколько  лет  после
е„ написания. Г. принадлежат 23 пьесы этого жанра; среди них:
   "Женщина,  истинно  любящая"  (1771),   "Принцесса-философ"   (1772),
"Любовное зелье" (1777). Пьесы "второй манеры" были написаны для той  же
труппы А. Сакки, к-рая исполняла фьябы Г. Мн. из них предназначались для
актрисы Т. Риччи. Последние 20 лет жизни Г.  отош„л  от  т-ра  и  жил  в
полном  уединении  и  безвестности.  Он  пережил  падение   Венецианской
республики, явившееся косвенным откликом в Италии на  франц.  революцию,
к-рую Г. не понял и не принял. Последнее лит. произв.  Г.-  "Бесполезные
мемуары" (1797) - содержит интересный материал по истории  венецианского
театр. быта 18 в.
   Г. был противоречивым художником. В  эпоху  Просвещения  он  выступал
против просветит, рационализма, защищал  фантастику,  опирался  на  нар.
поэзию, к-рой пренебрегали мн. просветители. Г. придерживался во  многом
консервативных позиций,  но  он  ненавидел  бурж.  мир  и  в  противовес
эгоизму, собственничеству, торгашеству прославлял в своих пьесах высокие
человеческие чувства - дружбу, любовь,  преданность,  самоотверженность,
настойчивость в борьбе за трудные цели, за права человека. Как  художник
Г. прокладывал путь романтизму. Его горячо приветствовали романтики всех
стран - немецкие (А. В. Шле-гель, Л. Тик, Э. Т. А. Гофман),  французские
(Ж. де Сталь, Ш. Нодье, Ф. Шаль, П. де Мюссе) и др. Из рус. писателей 19
в. Г. заинтересовался А. Н. Островский. Он сам  начал  переводить  пьесу
"Женщина, истинно  любящая"  и  рекомендовал  А.  Д.  Мысовской  в  1885
"переработать по-русски" сказки Г.  Творчество  Г.  привлекало  внимание
режисс„ров. В. Э. Мейерхольд назвал свой театр. журнал, посв. пропаганде
комедии дель  арте  (1914-16),  по  первой  фьябе  Г.-  "Любовь  к  тр„м
апельсинам". Он же подсказал С. С. Прокофьеву мысль  написать  оперу  на
этот сюжет. В СССР большой успех имели пост. "Турандот" Е. Б. Вахтангова
(1922) и "Короля-Оленя" в Центр, т-ре кукол под  рук.  С.  В.  Образцова
(1943). Сказки Г. заняли заметное место в репертуаре сов. детских т-ров.
   Соч. Opere, Venezia, 1822; Le fiabe... a cura di  E.  Masi,  v.  1-2,
Bologna, 1884: в рус. пер.: Сказки для театра. M., 1956 (полный  перевод
всех 10 сказок); Женщина, истинно любящая, в кн.:  Б  а  г  p  и  и  А.,
'Литературный семинарий, Баку, 1926; Бесполезные мемуары, пер. Я.  Блоха
(отрывки), в кн.: Хрестоматия по истории западноевропейского  театра  С.
Мокульского, т. 2, 2 изд.. M., 1955.
   Лит.: Мокульский С., Карло Гоцци и  его  сказки  для  театра  (вступ.
статья), в кн.: Гоцци К., Сказки для театра, М., 1956;  Гвоздев  А.,  Из
истории театра и драмы, П., 1923; Ли В., Италия, Избранные страницы,  т.
2. Театр и музыка, пер. Е. Урениус, М., 1915; Ma g г  i  n  i  G.  B.  I
tempi, la vita e gli scritti di Carlo  Gozzi,  Napoli,  1887;  Masi  E.,
Carlo Gozzi e le sue fiabe teatrali, pref. di  M.  Zanichelli,  Bologna,
1885; Casini Т., Ritratti e studii moderni, Roma, 1914; ZardoA.,  Teatro
veneziano del Settecento, Bologna, 1925; M a n t o  va  n  i  Т.,  Carlo
Gozzi, Roma, 1926; Baroncelli da R o s В., Studi  sul  teatro  di  Carlo
Gozzi., "Dramaturgia", 1957. С. Мок.
   ГОЧЕВ, Гочо'(р. 5. VI.  1913)  -  болгарский'  театральный  критик  и
педагог.  Член  Коммунистич.  партии   Болгарии.   Окончил   юридический
факультет в Софии. Участвовал в антифашистской борьбе как член окружного
комитета Рабочего союза молод„жи и был  интернирован.  С  1944  заведует
лит. отделом Нар. т-ра в Варне, секретарь  Болгарского  союза  артистов.
Был редактором журнала "Театър". С 1950 -доцент, а с  1962  -  профессор
Высшего ин-та театр. иск-ва им. Сарафова. Критич. статьи Г. опубликованы
в сб. "Театър и драма" (I960), в книге  рассматриваются  вопросы,  совр.
болг. драматургии. Ст. К., Н. Инд.
   ГОШЕВА, Ирина Прокофьевна  [р.12(25).III.  1911]-  русская  советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1963).  Чл.  КПСС  С  1946.  В  1932  окончила
Ленингр. ин-т сценич. иск-в. В том же году была принята в "Молодой  т-р"
под рук. С. Э; Радлова; сыграла здесь роль Дездемоны. В  1935-40'актриса
Ленингр. т-ра Комедии (под рук. Н. П. Акимова). Обладая  большим  лирич.
дарованием, владея йск-вом  тонкого  психоло-гич.  анализа,  Г.  создала
образы, пленяющие молодостью, обаянием, чистотой: Диана("Собака на сене"
Лопе де Вега), Аннунциата  ("Тень"  Шварца),  Олуэн  ("Опасный  поворот"
Пристли). С 1940 Г.-в труппе МХАТа.
   Роли: Аня ("Вишн„вый сад"), Ирина ("Три сестры"), Аня ("Дни  и  ночи"
Симонова), Констанс ("Осенний сад"  Хелман),  Мария  Ильинична  Ульянова
("Третья патетическая" Погодина) и др.

Страницы: «« « 597   598   599   600   601   602   603   604   605  606   607   608   609   610   611   612   613   614   615  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия