|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 » »» защищающей человеческие права, борющейся за сво„ освобождение от
семейного рабства. Именно этим образ Турандот восхитил Шиллера,
обработавшего сказку Г. для Веймарского т-ра. Огромный успех "Турандот"
прив„л к победе Г. над его противниками, к-рые покинули Венецию, уступив
Г. поле сражения (последующие пьесы Г. ставились в т-ре "Сант-Анджело ).
В своей сказке "Женщина-Змея" (1762) Г. вернулся к манере "Ворона" и
"Короля-Оленя", создав занимательную и волнующую фабулу. Фьяба "Зобеида"
(1763), названная Г. "сказочной трагедией", представляет собой попытку
создания трагедии в форме феерии. Здесь Г. потерпел неудачу, т. к.
постоянное вторжение фантастики в жизнь героев лишало пьесу реального
жизненного содержания. Сказка "Счастливые нищие" (1764), близкая к
манере "Турандот", но лиш„нная элементов фантастики, не имела успеха у
зрителей. В 1764 Г. написал сказку "Синее чудовище", рисующую
трогательную историю любви принца и принцессы, выдерживающих страшные
испытания. Несмотря на мастерское построение пьесы, Г. не был ею
удовлетвор„н; он стремился отойти от чистой занимательности. В фьябе
"Зел„ная птичка" (1765) Г. возвратился к тем парод ийно-сатирич.
мотивам, к-рые вызвали к жизни самый жанр фьябы. На этот раз Г. направил
остри„ своей сатиры на общественно-философскую жизнь Венеции. Фьяба
представляет собой памфлет на материализм франц. энциклопедистов и
выражает консервативную позицию итал. аристократии. К "Зел„ной птичке"
близка фьяба "Дзеим, царь джиннов, . или Верная раба" (1765), в к-рой
сказка, пародия, сатира использованы для выражения консервативных
морально-политич. взглядов. Гл. идея пьесы - необходимость безропотно
выносить все несчастия, какие провидению угодно возложить на человека.
После "Дзеима" Г. больше н'е писал сказок для т-ра. Этот жанр потерял
интерес новизны для зрителей, как только выполнил свою полемич. задачу.
Сказки Г. в те годы не ставились за пределами Венеции; их успех был
чисто местным, тогда как комедии Гольдони имели успех по всей Италии.
Перестав сочинять фьябы, Г. обратился к романич. трагикомедиям в
прозе, написанным в стиле исп. "комедии плаща и шпаги". Эти пьесы
принято называть драмами Г. "второй манеры". Первая из них написана еще
в 1762 ("Кавалер-друг, или Торжество дружбы"), последняя -
"Чимене-Леопард" - была представлена в 1786, через несколько лет после
е„ написания. Г. принадлежат 23 пьесы этого жанра; среди них:
"Женщина, истинно любящая" (1771), "Принцесса-философ" (1772),
"Любовное зелье" (1777). Пьесы "второй манеры" были написаны для той же
труппы А. Сакки, к-рая исполняла фьябы Г. Мн. из них предназначались для
актрисы Т. Риччи. Последние 20 лет жизни Г. отош„л от т-ра и жил в
полном уединении и безвестности. Он пережил падение Венецианской
республики, явившееся косвенным откликом в Италии на франц. революцию,
к-рую Г. не понял и не принял. Последнее лит. произв. Г.- "Бесполезные
мемуары" (1797) - содержит интересный материал по истории венецианского
театр. быта 18 в.
Г. был противоречивым художником. В эпоху Просвещения он выступал
против просветит, рационализма, защищал фантастику, опирался на нар.
поэзию, к-рой пренебрегали мн. просветители. Г. придерживался во многом
консервативных позиций, но он ненавидел бурж. мир и в противовес
эгоизму, собственничеству, торгашеству прославлял в своих пьесах высокие
человеческие чувства - дружбу, любовь, преданность, самоотверженность,
настойчивость в борьбе за трудные цели, за права человека. Как художник
Г. прокладывал путь романтизму. Его горячо приветствовали романтики всех
стран - немецкие (А. В. Шле-гель, Л. Тик, Э. Т. А. Гофман), французские
(Ж. де Сталь, Ш. Нодье, Ф. Шаль, П. де Мюссе) и др. Из рус. писателей 19
в. Г. заинтересовался А. Н. Островский. Он сам начал переводить пьесу
"Женщина, истинно любящая" и рекомендовал А. Д. Мысовской в 1885
"переработать по-русски" сказки Г. Творчество Г. привлекало внимание
режисс„ров. В. Э. Мейерхольд назвал свой театр. журнал, посв. пропаганде
комедии дель арте (1914-16), по первой фьябе Г.- "Любовь к тр„м
апельсинам". Он же подсказал С. С. Прокофьеву мысль написать оперу на
этот сюжет. В СССР большой успех имели пост. "Турандот" Е. Б. Вахтангова
(1922) и "Короля-Оленя" в Центр, т-ре кукол под рук. С. В. Образцова
(1943). Сказки Г. заняли заметное место в репертуаре сов. детских т-ров.
Соч. Opere, Venezia, 1822; Le fiabe... a cura di E. Masi, v. 1-2,
Bologna, 1884: в рус. пер.: Сказки для театра. M., 1956 (полный перевод
всех 10 сказок); Женщина, истинно любящая, в кн.: Б а г p и и А.,
'Литературный семинарий, Баку, 1926; Бесполезные мемуары, пер. Я. Блоха
(отрывки), в кн.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра С.
Мокульского, т. 2, 2 изд.. M., 1955.
Лит.: Мокульский С., Карло Гоцци и его сказки для театра (вступ.
статья), в кн.: Гоцци К., Сказки для театра, М., 1956; Гвоздев А., Из
истории театра и драмы, П., 1923; Ли В., Италия, Избранные страницы, т.
2. Театр и музыка, пер. Е. Урениус, М., 1915; Ma g г i n i G. B. I
tempi, la vita e gli scritti di Carlo Gozzi, Napoli, 1887; Masi E.,
Carlo Gozzi e le sue fiabe teatrali, pref. di M. Zanichelli, Bologna,
1885; Casini Т., Ritratti e studii moderni, Roma, 1914; ZardoA., Teatro
veneziano del Settecento, Bologna, 1925; M a n t o va n i Т., Carlo
Gozzi, Roma, 1926; Baroncelli da R o s В., Studi sul teatro di Carlo
Gozzi., "Dramaturgia", 1957. С. Мок.
ГОЧЕВ, Гочо'(р. 5. VI. 1913) - болгарский' театральный критик и
педагог. Член Коммунистич. партии Болгарии. Окончил юридический
факультет в Софии. Участвовал в антифашистской борьбе как член окружного
комитета Рабочего союза молод„жи и был интернирован. С 1944 заведует
лит. отделом Нар. т-ра в Варне, секретарь Болгарского союза артистов.
Был редактором журнала "Театър". С 1950 -доцент, а с 1962 - профессор
Высшего ин-та театр. иск-ва им. Сарафова. Критич. статьи Г. опубликованы
в сб. "Театър и драма" (I960), в книге рассматриваются вопросы, совр.
болг. драматургии. Ст. К., Н. Инд.
ГОШЕВА, Ирина Прокофьевна [р.12(25).III. 1911]- русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1963). Чл. КПСС С 1946. В 1932 окончила
Ленингр. ин-т сценич. иск-в. В том же году была принята в "Молодой т-р"
под рук. С. Э; Радлова; сыграла здесь роль Дездемоны. В 1935-40'актриса
Ленингр. т-ра Комедии (под рук. Н. П. Акимова). Обладая большим лирич.
дарованием, владея йск-вом тонкого психоло-гич. анализа, Г. создала
образы, пленяющие молодостью, обаянием, чистотой: Диана("Собака на сене"
Лопе де Вега), Аннунциата ("Тень" Шварца), Олуэн ("Опасный поворот"
Пристли). С 1940 Г.-в труппе МХАТа.
Роли: Аня ("Вишн„вый сад"), Ирина ("Три сестры"), Аня ("Дни и ночи"
Симонова), Констанс ("Осенний сад" Хелман), Мария Ильинична Ульянова
("Третья патетическая" Погодина) и др.
Страницы: «« « 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |