Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 606   607   608   609   610   611   612   613   614  615   616   617   618   619   620   621   622   623   624  » »»

Новочеркас-ске. Работал в Москве в труппе А. Э.  Блюменталь-Тамарина,  в
т-рах оперетты Киева,  Одессы,  Харькова,  Ростова,  в  оперетте  С.  Н.
Новикова в Петербурге и др. С 1910 Г.-  режисс„р  т-ра  оперетты  E.  В.
Потоп-чиной в Москве. В 1918-22 работал в т-рах оперетты Харькова, Баку,
Тбилиси, в 1922-27 - в Моск. т-ре оперетты. Г.- один из видных  артистов
на амплуа простаков в дореволюц. рус. оперетте. Пост. Г.  не  отличались
оригинальностью,  но  будучи  опытным  режисс„ром,   он   умел   создать
занимательное, внешне красивое зрелище.  Г.  перев„л  на  рус.  яз.  ряд
либретто венских оперетт. М. Н.
   ГРЕКОВА, Софья Андреевна [р.21.11(5.III). 1879] -  русская  советская
актриса.  Нар.  арт.  Тат.  АССР  (1954).  Окончила  Сиротский  ин-т   в
Новочеркас-ске. Сценич. деятельность начала в 1913 в Новочеркасском т-ре
(антреприза В. И. Бабенко). Затем работала  в  т-рах  Воронежа,  Минска,
Архангельска, Саратова, Самары, Свердловска  и  др.  С  1934  -  актриса
Казанского т-ра. Игре  Г.  присуще  благородство,  сдержанность,  внутр.
драматизм.
   Роли: Лиза, Каренина ("Живой труп"), Анна Каренина;
   Наталья Дмитриевна, Хл„стова ("Горе от ума"), Купавина и Мурзавецкая,
Гурмыжская, Чебоксарова  ("Волки  и  овцы",  "Лес",  "Бешеные  деньги"),
Раневская  ("Вишн„вый  сад"),  Василиса  ("На  дне"),  Васса  Железнова;
Аделаида Васильевна ("Человек с портфелем" Файко),  т„тя  Саша  ("Так  и
будет" Симонова), баба  Вера  ("Молодая  гвардия"  по  Фадееву),  миссис
Хиггинс ("Пигмалион" Шоу). И. И.
   ГРЕМИСЛАВСКИЕ - русские советские театральные грим„ры-художники. Яков
Иванович (29.IV.1864-22.VII.1941) - Герой Труда, сын грим„ра Малого т-ра
И. Я. Иванова, происходившего из крепостных крестьян. С  1881  служил  в
Малом т-ре. M a-р и я Алексеевы а-(26.1. 1870-15.1.1950)  -  жена  Якова
Ивановича, дочь капельдинера Большого т-ра. С 1888 Г. работали с  К.  С.
Станиславским в Об-веиск-ва и лит-ры, затем (с 1898 до  конца  жизни)  в
МХАТе.  По  свидетельству  К.  С.   Станиславского,   "Якову   Ивановичу
Гремис-лавскому суждено было сыграть большую роль в театре  и  поставить
свое искусство на ту высоту, которая заставила удивляться его работе
   Европу и Америку" (Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве,  1948,
с. 56). Г. значительно реформировали  технику  грима,  помогали  акт„рам
находить внешний облик персонажа, соответствующий внутр. содержанию роли
и общему решению  спектакля.  Они  были  первыми  грим„рами-художниками,
выступавшими творч. сотрудниками режисс„ра  и  художника.  Среди  лучших
работ Г. - гримы к пост. пьес "Горе от ума"; "Царь Ф„дор  Иоаннович"  А.
К.  Толстого,  пьес  Чехова,   Горького,   Шекспира,   виртуозный   грим
Анатемы-Качалова (о. п. Андреева), в  сов.  время:  гримы  к  спектаклям
"Бронепоезд 14-69", "Любовь Яровая", "Гроза",  "Враги".  Г.  подготовили
значит, группу грим„ров-художников, работающих в т-рах СССР.
   Иван   Яковлевич   [13(25).П.1886-25.Ш.1954]-    русский    советский
театральный художник. Сын  Якова  Ивановича.  Засл.  деят.  иск-в  РСФСР
(1938). В 1910 окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и  зодчества,  затем
совершенствовался  в  Париже.  С  1912  работал  в  1-й  Студии  МХТ   и
одновременно в МХТ. В 1913 зачислен в МХТ художником. С 1926 Г. был зав.
постановочной частью МХАТа.  Оформил  здесь  спектакли;  "Сестры  Жерар"
Масса (1927, совм. с В. А.  Симовыми  А.  В.  Щусевым),  "М„ртвые  души"
(1932, совм. с В. А. Симовым и В. В. Дмитриевым), "Таланты и поклонники"
(1933, совм. с Н. П. Крымовым), "Идеальный муж" Уайльда (1946), "Русский
вопрос" (1947). Г. перестроил деятельность  постановочной  части  МХАТа,
вв„л новые формы работы художника и постановочной части. Преобразования,
осуществл„нные   Г.   в   этой   области,   способствовали   перестройке
постановочных частей др. т-ров.
   В  1942  Г.  организовал  и  возглавил  первую  в  СССР   сценическую
экспериментальную лабораторию при МХАТе, к-рая способствовала разработке
новой технологии, собиранию и обобщению опыта театров, распространению в
сов. т-ре наиболее прогрессивных методов оформления спектакля. В 1943 по
инициативе Г. был создан первый в СССР постановочный
   -т  при  школе-студии  им.  .  И.   Немировича-Данчен-ко,   готовящий
художников-технологов сцены, зав.  постановочной  частью.  Г.  руководил
этим ф-том до 1954. Преподавал также  композицию  на  театр.  отделениях
Ин-та им. Сурикова и Художеств. уч-ща "Имени 1905 года". Г. - автор ряда
трудов по вопросам теории и практики работы художника  т-ра,  технологии
театральной живописи, организации работы постановочной части.
   5   Соч.: Режиссеры и художники МХАТ, "Искусство", 1938, ј 6; Организация
постановочной части в театре,Л.- М., 1940; Техника театральной живописи,
Л.-М.,  1940"  и  1952;  Крепление  и   соединение   частей   декорации,
М.,1947;Теа-тральный  парикмахер,  М.,  1947пространства в творчестве В. Симова,  М.,  1953;  К  истории  постановки
"Тр„х сест„р", в кн.: Ежегодник МХАТ, М., 1943; Борис  Иванович  Волков,
М., 1958 (совместное Ф. Сыр-киной). рр 3,
   ГРЕНВИЛЛ-БАРКЕР      (Granville-Barker),      Харли      (25.XI.1877,
Кенсингтон,-31.VIII.1946,   Париж)-   английский   акт„р,   режисс„р   и
драматург. Начал творч. деятельность в 189I в качестве акт„ра труппы  С.
Торн в Маргете. В 1892 выступил в Лондонском  т-ре  комедии.  В  1904-07
Г.-Б. вместе с антрепрен„ром Ведренном  руководил  т-ром  "Корт",  к-рый
примкнул к театр.  движению  "свободных  т-ров",  ориентировавшемуся  на
реалистич.  социально-значит.  драматургию.  В  духе  критич.   реализма
написаны и собств. пьесы Г.-Б. "Замужество Анны Лит" (1902), "Наследство
Войси"   (1905),   "Мадрас-хауз"   (1910),    "Опустошение"    (закрытое
представление - 1907,  первый  публичный  спектакль  -  1936),  в  к-рых
сказывается влияние Ибсена. В т-ре "Корт" Г.-Б. пост. нек-рые  пьесы  Б.
Шоу ("Кандида", "Профессия миссис Уоррен" и др.) и свои пьесы ("Погода в
Хэне", "Замужество Анны Лит"). Г.-Б.-  один  из  последователей  сценич.
реализма в Англии 1-й пол. 19 в.  Совм.  с  У.  Арчером  Г.-Б.  выдвинул
проект создания постоянного репертуарного "Национального  т-ра"  (опубл.
1907), осуществить к-рый не удалось.  Работа  над  пост.  пьес  Шекспира
побудила Г.-Б. написать  монументальный  5-томный  труд  "Предисловие  к
Шекспиру", содержащий критич. разбор пьес Шекспира, трудных для  сценич.
воплощения, и практич. указания о постановке их в условиях совр. т-ра.
   Соч.: Prefaces to Shakespeare, ser.1-5, L., 1927-47-Лит.: P u г d о m
С. В., Harley  Granville-Barker.  Man  of  the  theatre,  dramatist  and
scholar. Mass., 1956. A. A.
   ГРЕНГОР, Гренгуар (Gringore, Gringoire), Пьер (ок. 1475- ок. 1540)  -
французский  поэт,  драматург.   Руководил   (совм.   с   Ж.   Маршаном)
драматизированными   представлениями,   торжественными    шествиями    и
церемониями в Париже (1501-02, 1504, 1514, 1515, 1517).  Был  участником

Страницы: «« « 606   607   608   609   610   611   612   613   614  615   616   617   618   619   620   621   622   623   624  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия