|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 » »» происшествие", "Окассен и Николет" (1779, все пост. в' Версале),
"Андромаха" (1780, "Гранд-Опера") "Двойное испытание" (1782, там же),
"Амфитрион" (1786, Версаль), "Жозеф Барра" (1794, "Опера комик"),
"Элиска, или Материнская любовь" (1799, там же), "Дельйис и Мопса"
(1803. там же).
Лит.: Wichmann H., Gretry und das musikalische Theater in Frankreich,
Halle, 1929; B rene t M., Gretry, sa vie et ses oeuvres, P., 1884;
Froidcourt G. de Gretry, Rouget de Lisle et la Marseillaise, Liege,
1945;
Clerx S., Gretry, Brux., 1944; G r et г у A.M., Reflexions d'un
solitaire, v. 1-4, Brux.- P., 1919-22 (в рус. пер. Г p е т p и , Мемуары
или Очерки о музыке, т. 1, M.-Л., 1939); P о л л а н Р., Музыканты
прошлых дней, пер. с франц., М., 1938. Д. А/., Вл. О.
ГРЕХОВОДОВ, Николай Максимович [р. 7(20). X.I 903] - удмуртский
советский композитор, педагог и дириж„р. Засл. деят. иск-в Удм. АССР
(1945). Окончил Ленингр. консерваторию в 1936 по классу проф. П. Б.
Рязанова. С 1944 - композитор и зав. муз. частью Удм. драм. т-ра
(Ижевск). Автор первой удм. оперетты "Сюан" ("Свадьба") (1946, Удм.
муз.-драм. т-р, Ижевск), музыки к спектаклям "Тыло вось" ("Огненное
моление") Садовникова (1939), "Камит Ус-манов" Гаврил ова (1941),
"Сказка о правде" Алигер (1947) и др. В„л педагогич. работу в Ижевском
муз. уч-ще.
ГРЕЧАНИНОВ, Александр Тихонович [13(25).X. 1864, Москва, - 4.1. 1956,
Нью-Йорк] - русский композитор. Муз. образование получил в Московской
(1881-90 у В. И. Сафонова по классу фп.) и Петербургской (1890-93 у Н.
А. Римского-Корсакова по классу композиции, у Г. А. Лароша и А. С.
Аренского по классу теории) консерваториях. С 1896 Г.-профессор
Муз.-драм. уч-ща Филармонич. об-ва в Москве. С 1922 жил за границей (в
Париже, с 1939 - в США). В "со„м творчестве Г. следует нек-рым традициям
рус[ муз. классики 19 в., но его произв. не обладают идейной значимостью
и глубиной реалистич. содержания, присущей классич. музыке. В лирич.
песенно-романсовом стиле написана опера-былина Г. "Добрыня Никитич"
(1903, Большой т-р, с Шаляпиным в заглавной роли). В опере-легенде
"Сестра Беатриса" по М. Метерлинку (1912, т-р Зимина) и нек-рых др. соч.
Г. сказалось влияние модернизма. Г. принадлежит также опера "Женитьба"
по Гоголю (1950, Париж), детские оперы "‚лочкин сон" (соч. 1911),
"Мышкин теремок" (соч. 1921), "Кот, петух и лиса" (соч. 1924), музыка к
пост. МХТ "Царь Ф„дор Иоаннович" (1898), "Смерть Иоанна Грозного" А. Н.
Толстого (1899) и "Снегурочка" Островского (1900). Автор ряда соч. в др.
жанрах.
С о ч : Моя музыкальная жизнь, Париж, 1935; Му life, ?, ?., 1952.
ГРЕЧЕНКО, Василий Николаевич (р. 17.1.1906) - украинский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в УССР (1953). В 1930 окончил
Харьковский художеств. ин-т. С 1929 работает как театр. художник, с 1933
- в Харьковском т-ре им. Шев-'ченко (с 1944-гл. художник). Среди
спектаклей, оформленных Г.,- "Дай сердцу волю - завед„т в неволю"
Кропивницкого (1936), "Евгения Гранде" по Бальзаку (1940), "Генерал
Ватутин" Дмитерко (Гос. пр. СССР, 1948), "Макар Дубрава" Корнейчука
(1948), "Навеки вместе" Дмитерко (1950). "Гамлет" (1956); "Ой, пойду я в
Бориславку" по Франко (1956), "Третья патетическая" Погодина (1958),
"Кровь людская не водица" по Стельмаху (1959). Для творчества Г.
характерно стремление к созданию единого гармонич. зрительного образа
спектакля, широкое использование возможностей живописи.
Лит.: ? у л ь с о н А., Д. I. Власюк, В. М. Греченко, Р. О. Черкашин,
[Харк?в], 1947 (серия "Майстри радянського мистецтва"); Драк А.,
Укранське театрально-де-корац??не мистецтво, Кив, 1961. А. Др.
ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ (древняя)- см. Древнегреческая драматургия.
ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ (нова я). Первые произведения греч. драматургии
нового времени появились в нач. 17 в. на о. Крите - трагедия "Эро-фили"
Г. Хортациса (ок. 1600), религиозная драма "Жертвоприношение Авраама"
(ок. 1635), приписываемая В. Корнаросу, и ряд др. произв. В этих пьесах
развиваются нац. мотивы ив то же время проявляется влияние зап.-европ.
ренессансной драмы. В конце 18 в. появляются первые бытовые комедии -
"Хасис" Д. Гузелиса и др., пост. в нар. т-ре на о. За-кинф. На рубеже
18-19 вв. подготовка нац.-освобо-дит. борьбы греч. народа способствовала
становлению новогреч. драмы. В нач. 19 в. созданы пьесы, выражающие
патриотич. идеи, - "Ахилл" А. Христопуло-са (1805), "Эллада и
иностранец" и "Гармодий иАристо-гитош Г. Лассаниса (пост. в Одессе в
1819-20), тира-ноборч. трагедия "Тимолеош И. Замбелиоса (1818). Первое
художественно зрелое произв. Г. д.- реалистич. социальная драма
"Василикос" А. Матесиса (1829), имевшая просветительскую, антифеод,
направленность. В жанре комедии элементы народности отличали пьесу
"Вавилония" Д. Визандиоса (1836). Реалистич. тенденции, выраженные в
творчестве Матесиса, не получили развития. В 30-80-х гг. 19 в.
господствующим направлением в драматургии становится классицизм,
делаются попытки возродить античную трагедию. Характерные произв. этого
направления в нач. 19 в.- "Ригас", "Маркое Вотсарис", "Христина" И.
Замбелиоса об освободит, борьбе греч. народа. Во 2-й пол 19 в. наиболее
значит, произв. были трагедии "Меропа", "Фауста" и др. пьесы Д.
Вернардаки-са. Каз„нно-патриотич. и псевдоисторич. драмы писали
драматурги А. Антониадис, П. Занос и др. Роман-тич. направление в
драматургии 1-й пол. 19 в. представляли пьесы П. Суцоса, А. Рангависа,
во 2-й пол.
19 в.- С. Василиадиса. В жанре комедии выступали А. Влахос, С.
Каридис, И. Капетанакис, Б. Аннинос, Н. Ласкарис.
В связи с ростом бурж.-демократич. движения в новогреч. лит-ре
80-90-х гг. определяется стремление к реалистич. отражению жизни совр.
общества. Изображению деревенского и городского быта положили начало
л„гкая комедия и лирич. драма с песнями. В этом жанре, получившем
название "комидиллион", писали Д. Коромилас, Д. Коккос, С. Пересиадис и
др. Принципы реализма были воплощены в творчестве Г. Ксенопулоса автора
пьес "Опекун", "Тайна графини Валерены", "Стелла Виоланди" и др.
Реалистич. тенденции проявились и в пьесах "Курды" Я. Камбисиса,
"Архитектор Марфас" П. Нирванаса, "Живые и м„ртвые", "Цепи" Д. Танго-пул
оса, в драме "Трисевгени" поэта К. Паламаса. Лучшие произв. этих авторов
объединяет стремление отразить совр. обществ, проблемы, психологич.
глубина и правдивость характеров. Позже, в 20- 30-е гг. 20в., реалистич.
тенденции развивают драматурги П. Хорн - "Подросток", Д. Богрис -
"Обручение", Т. Синадинос - "Шут". В нач. 20 в. Г. д. испытывала значит,
влияние натурализма и отчасти символизма, особенно проявившегося в
Страницы: «« « 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |