Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 608   609   610   611   612   613   614   615   616  617   618   619   620   621   622   623   624   625   626  » »»

происшествие",  "Окассен  и  Николет"  (1779,  все  пост.  в'  Версале),
"Андромаха" (1780, "Гранд-Опера") "Двойное испытание"  (1782,  там  же),
"Амфитрион"  (1786,  Версаль),  "Жозеф  Барра"  (1794,  "Опера  комик"),
"Элиска, или Материнская любовь"  (1799,  там  же),  "Дельйис  и  Мопса"
(1803. там же).
   Лит.: Wichmann H., Gretry und das musikalische Theater in Frankreich,
Halle, 1929; B rene t M., Gretry, sa  vie  et  ses  oeuvres,  P.,  1884;
Froidcourt G. de Gretry, Rouget de  Lisle  et  la  Marseillaise,  Liege,
1945;
   Clerx S., Gretry, Brux., 1944; G r  et  г  у  A.M.,  Reflexions  d'un
solitaire, v. 1-4, Brux.- P., 1919-22 (в рус. пер. Г p е т p и , Мемуары
или Очерки о музыке, т. 1, M.-Л., 1939); P о  л  л  а  н  Р.,  Музыканты
прошлых дней, пер. с франц., М., 1938. Д. А/., Вл. О.
   ГРЕХОВОДОВ, Николай Максимович  [р.  7(20).  X.I  903]  -  удмуртский
советский композитор, педагог и дириж„р. Засл.  деят.  иск-в  Удм.  АССР
(1945). Окончил Ленингр. консерваторию в 1936  по  классу  проф.  П.  Б.
Рязанова. С 1944 -  композитор  и  зав.  муз.  частью  Удм.  драм.  т-ра
(Ижевск). Автор первой удм.  оперетты  "Сюан"  ("Свадьба")  (1946,  Удм.
муз.-драм. т-р, Ижевск), музыки  к  спектаклям  "Тыло  вось"  ("Огненное
моление")  Садовникова  (1939),  "Камит  Ус-манов"  Гаврил  ова  (1941),
"Сказка о правде" Алигер (1947) и др. В„л педагогич. работу  в  Ижевском
муз. уч-ще.
   ГРЕЧАНИНОВ, Александр Тихонович [13(25).X. 1864, Москва, - 4.1. 1956,
Нью-Йорк] - русский композитор. Муз. образование  получил  в  Московской
(1881-90 у В. И. Сафонова по классу фп.) и Петербургской (1890-93  у  Н.
А. Римского-Корсакова по классу композиции, у  Г.  А.  Лароша  и  А.  С.
Аренского  по  классу  теории)  консерваториях.  С   1896   Г.-профессор
Муз.-драм. уч-ща Филармонич. об-ва в Москве. С 1922 жил за  границей  (в
Париже, с 1939 - в США). В "со„м творчестве Г. следует нек-рым традициям
рус[ муз. классики 19 в., но его произв. не обладают идейной значимостью
и глубиной реалистич. содержания, присущей  классич.  музыке.  В  лирич.
песенно-романсовом стиле  написана  опера-былина  Г.  "Добрыня  Никитич"
(1903, Большой т-р, с  Шаляпиным  в  заглавной  роли).  В  опере-легенде
"Сестра Беатриса" по М. Метерлинку (1912, т-р Зимина) и нек-рых др. соч.
Г. сказалось влияние модернизма. Г. принадлежит также  опера  "Женитьба"
по Гоголю (1950,  Париж),  детские  оперы  "‚лочкин  сон"  (соч.  1911),
"Мышкин теремок" (соч. 1921), "Кот, петух и лиса" (соч. 1924), музыка  к
пост. МХТ "Царь Ф„дор Иоаннович" (1898), "Смерть Иоанна Грозного" А.  Н.
Толстого (1899) и "Снегурочка" Островского (1900). Автор ряда соч. в др.
жанрах.
   С о ч : Моя музыкальная жизнь, Париж, 1935; Му life, ?, ?., 1952.
   ГРЕЧЕНКО, Василий Николаевич (р. 17.1.1906)  -  украинский  советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в  УССР  (1953).  В  1930  окончил
Харьковский художеств. ин-т. С 1929 работает как театр. художник, с 1933
- в  Харьковском  т-ре  им.  Шев-'ченко  (с  1944-гл.  художник).  Среди
спектаклей, оформленных Г.,-  "Дай  сердцу  волю  -  завед„т  в  неволю"
Кропивницкого (1936), "Евгения  Гранде"  по  Бальзаку  (1940),  "Генерал
Ватутин" Дмитерко (Гос. пр.  СССР,  1948),  "Макар  Дубрава"  Корнейчука
(1948), "Навеки вместе" Дмитерко (1950). "Гамлет" (1956); "Ой, пойду я в
Бориславку" по Франко (1956),  "Третья  патетическая"  Погодина  (1958),
"Кровь людская  не  водица"  по  Стельмаху  (1959).  Для  творчества  Г.
характерно стремление к созданию единого  гармонич.  зрительного  образа
спектакля, широкое использование возможностей живописи.
   Лит.: ? у л ь с о н А., Д. I. Власюк, В. М. Греченко, Р. О. Черкашин,
[Харк?в],  1947  (серия  "Майстри  радянського  мистецтва");  Драк   А.,
Укранське театрально-де-корац??не мистецтво, Кив, 1961. А. Др.
   ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ (древняя)- см. Древнегреческая драматургия.
   ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ (нова я). Первые произведения греч. драматургии
нового времени появились в нач. 17 в. на о. Крите - трагедия  "Эро-фили"
Г. Хортациса (ок. 1600), религиозная  драма  "Жертвоприношение  Авраама"
(ок. 1635), приписываемая В. Корнаросу, и ряд др. произв. В этих  пьесах
развиваются нац. мотивы ив то же время проявляется  влияние  зап.-европ.
ренессансной драмы. В конце 18 в. появляются первые  бытовые  комедии  -
"Хасис" Д. Гузелиса и др., пост. в нар. т-ре на о.  За-кинф.  На  рубеже
18-19 вв. подготовка нац.-освобо-дит. борьбы греч. народа способствовала
становлению новогреч. драмы. В нач.  19  в.  созданы  пьесы,  выражающие
патриотич.  идеи,  -  "Ахилл"  А.  Христопуло-са   (1805),   "Эллада   и
иностранец" и "Гармодий иАристо-гитош Г. Лассаниса  (пост.  в  Одессе  в
1819-20), тира-ноборч. трагедия "Тимолеош И. Замбелиоса  (1818).  Первое
художественно  зрелое  произв.  Г.  д.-  реалистич.   социальная   драма
"Василикос" А.  Матесиса  (1829),  имевшая  просветительскую,  антифеод,
направленность. В  жанре  комедии  элементы  народности  отличали  пьесу
"Вавилония" Д. Визандиоса (1836).  Реалистич.  тенденции,  выраженные  в
творчестве  Матесиса,  не  получили  развития.  В  30-80-х  гг.  19   в.
господствующим  направлением  в   драматургии   становится   классицизм,
делаются попытки возродить античную трагедию. Характерные произв.  этого
направления в нач. 19 в.-  "Ригас",  "Маркое  Вотсарис",  "Христина"  И.
Замбелиоса об освободит, борьбе греч. народа. Во 2-й пол 19 в.  наиболее
значит,  произв.  были  трагедии  "Меропа",  "Фауста"  и  др.  пьесы  Д.
Вернардаки-са.  Каз„нно-патриотич.   и   псевдоисторич.   драмы   писали
драматурги А. Антониадис,  П.  Занос  и  др.  Роман-тич.  направление  в
драматургии 1-й пол. 19 в. представляли пьесы П. Суцоса,  А.  Рангависа,
во 2-й пол.
   19 в.- С. Василиадиса.  В  жанре  комедии  выступали  А.  Влахос,  С.
Каридис, И. Капетанакис, Б. Аннинос, Н. Ласкарис.
   В связи  с  ростом  бурж.-демократич.  движения  в  новогреч.  лит-ре
80-90-х гг. определяется стремление к реалистич. отражению  жизни  совр.
общества. Изображению деревенского и  городского  быта  положили  начало
л„гкая комедия и лирич.  драма  с  песнями.  В  этом  жанре,  получившем
название "комидиллион", писали Д. Коромилас, Д. Коккос, С. Пересиадис  и
др. Принципы реализма были воплощены в творчестве Г. Ксенопулоса  автора
пьес  "Опекун",  "Тайна  графини  Валерены",  "Стелла  Виоланди"  и  др.
Реалистич.  тенденции  проявились  и  в  пьесах  "Курды"  Я.  Камбисиса,
"Архитектор Марфас" П. Нирванаса, "Живые и м„ртвые", "Цепи" Д. Танго-пул
оса, в драме "Трисевгени" поэта К. Паламаса. Лучшие произв. этих авторов
объединяет стремление  отразить  совр.  обществ,  проблемы,  психологич.
глубина и правдивость характеров. Позже, в 20- 30-е гг. 20в., реалистич.
тенденции развивают драматурги  П.  Хорн  -  "Подросток",  Д.  Богрис  -
"Обручение", Т. Синадинос - "Шут". В нач. 20 в. Г. д. испытывала значит,
влияние натурализма  и  отчасти  символизма,  особенно  проявившегося  в

Страницы: «« « 608   609   610   611   612   613   614   615   616  617   618   619   620   621   622   623   624   625   626  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия