Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 » »» Любители попытались сыграть Горе от умсп еще при жизни драматурга. В мае 1825 ученики Петерб. театр. училища под наблюдением самого Г. подготовили постановку комедии, но накануне спектакля она была запрещена петербургским генерал-губернатором Милорадовичем; в 1827 отрывки из "Горя от ума" были исполнены офицерами-любителями в Сардарском дворце в Эривани. На профессиональной сцене комедия появилась 2 декабря 1829 (Большой т-р, Петербург, сцены из 1-го акта). Полностью, но в искаж„нном цензурой виде "Горе от ума" было представлено в Петербурге 26 янв. 1831 в бенефис Я. Г. Брянского с участием В. А. Каратыгина (Чацкий), Е. С. Сем„новой (Софья), И. И. Сосницкого (Репетилов). Первые петерб. спектакли были сыграны в архаично-классицистич. манере: Каратыгин - Чацкий был "театральным героем древности". В Москве 3-й акт комедии поставили в первый раз 23 мая 1830, 3-й и 4-й акты - 25 февр. 1831, а всю комедию полностью - 27 ноября 1831. В этих спектаклях Фамусова играл М. С. Щепкин, Чацкого - П. С. Мочалов. Для т-ров провинции комедия оставалась под запретом до 1863. Но еще до официального разрешения она ставилась нек-рыми т-рами в обход цензуры. 26 февр. 1831, за неск. месяцев до первой моек. пост., "Горе от ума" было пост. Киевским т-ром (труппа И. Ф. Штейна). Вслед за тем комедия ид„т в Казани (1836), Одессе (1837), Тамбове (1838). Из ранних провинц. пост. комедии наиболее значит, была пост. харьковской труппы Л. Ю. Млатковского с участием Н. X. Рыбакова, К. Т. Соленика, Л. И. Млатковской. В конце 30-нач. 40-х гг. 19 в. пьеса "Горе от ума" являлась неизменной гастрольной пьесой Щепкина (Киев, Казань, Астрахань, Харьков, Таганрог и т. д.) и Мочалова (Харьков, Киев, Воронеж и др. города). Уже в первых московских постановках "Горе от ума" реалистическое начало вступает в борьбу с театр. рутиной. Щепкин, хотя и не сразу овладевший ролью (по его собственным словам, ему в ней "не хватало барской ноты"), создал образ типический, полный огромной обличит, силы. "Актер глубоко понял поэта и, несмотря на свою от него зависимость, сам является творцом"- писал о Щепкине - Фамусове В. Г. Белинский. Мочалов с подъ„мом и экспрессией передавая гражданский пафос Чацкого, тем самым глубоко раскрывал главную, обличит, тему комедии. В 1839 роль Чацкого перешла к И. В. Самарину, гармонически сочетавшему обществ, и интимную драмы героя. Следующий исполнитель Чацкого в Малом т-ре С. В. Шуйский (1864) на первый план выдвинул горе от любви, чем ослабил социальное звучание пьесы. Такая трактовка образа Чацкого удерживалась на рус. сцене в течение всего 19 и нач. 20 вв. Так играли: А. П. Ленский, Ф. П. Горев, А. А. Остужев, П. М. Садовский (внук) в Малом т-ре, А. М. Максимов, В. П. Далматов в Александрийском т-ре, Н. К. Милославский в провинции. Исполнителями Фамусова на сцене Малого т-ра после Щепкина были: с 1864 И. В. Самарин (положивший в основу образа "сочетание кичливости и угодливости"); с 1887 - А. П. Ленский (создавший образ сластолюбивого и жестокого крепостника); с 1911 - К. Н. Рыбаков (подч„ркивавший в Фамусове черты упрямой консервативности, его веру в незыблемость существующих порядков); А. И. Южин. Роль Софьи в Малом т-ре играли Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова и др. В течение долгих лет "Горе от ума" считалось "современной", "салонной" комедией и е„ играли в костюмах и декорациях не начала 20-х гг. 19 в., а соответствовавших времени постановки. 3-й акт во мн. спектаклях, несмотря на прямое указание Г., превращался в сцену великосветского бала. Только в 188р в т-ре Корша (Москва) худ. А. С. Янов оформил "Горе от ума" по модным журналам 20-х гг. В спектакле был блестящий подбор исполнителей: В. Н. Давыдов (Фамусов), Н. П. Рощин-Инсаров (Чацкий), И. П. Киселевский (Скалозуб), А. А. Яблоч-кина (Софья) и др. Впоследствии Давыдов играл Фамусова на сцене Александрийского т-ра (вплоть до 1925) в ансамбле с Чацким - Ю. М. Юрьевым. Роль Софьи исполняли М. Г. Савина, В. Ф. Комис-саржевская и В. А. Мичурина-Самойлова. Рощин-Инсаров и Киселевский играли роли Чацкого и Фамусова в т-рах Н. Н. Соловцова (Киев), Н. Н. Синельникова (Новочеркасск, Харьков) и др. Подлинно историч. достоверность постановки была достигнута Моск. Художеств. т-ром (1906), создавшим художественную энциклопедию дворянской жизни эпохи Г. В основу первой редакции своей режисс„рской трактовки "Горя от ума" В. И. Нсмиро-вич-Данченко положил принцип интимной драмы, заглушивший социальное звучание комедии. В. И. Качалов - Чацкий, продолжая традиции Шумского" подч„ркивал лирич. тему Чацкого. Но если героич. гражданская тема, воплощ„нная в образе Чацкого, не прозвучала еще в полную силу, то сатирич. образы комедии уже тогда приобрели большую остроту. К. С. Станиславский - Фамусов создавал заостр„нно-сатирич. образ чванливого и невежественного моек. барина, поражавший историч. и бытовой точностью. Л. М. Леонидов - Скалозуб создал тип армейского офицера аракчеевской школы. Особенно популярной становится комедия Г. после Октябрьской революции. Обличительные монологи Чацкого были созвучны революц. настроенности зрит. зала. В 1918, 1921 и 1927 "Горе от ума" ставилось на сцене б. Александрийского т-ра (Ленингр. Академич. т-р драмы); в 1921- в московском Малом т-ре, в 1919 - в Саратовском т-ре им. К. Маркса (реж. А. И. Ка-нин; Чацкий - И. А. Слонов). С сер. 20-х гг. отдельные режисс„ры сов. т-ра предпринимают попытки вульгарно-социологически и формалистически перетолковать комедию. Напр., пост. В. Э. Мейерхольда осуществл„нная им в сво„м т-ре в 1928. Спектакль ш„л по первой редакции Г. со вставками из разл. вариантов и носил название "Горе уму" (также по первой редакции Г.). Чацкого играл Э. П. Гарин, Фамусова - И. В. Ильинский, Софью- 3. Н. Райх. В 1935 Мейерхольд осуществил вторую постановку комедии (Чацкий - М. И. Цар„в, Фамусов - П. И. Старковский), но и в ней в основном сохранил свой первоначальный постановочный план. Стремясь усилить социальную сторону комедии и показать Чацкого одним из участников движения декабристов, Мейерхольд допустил искажение и вульгаризацию авторского замысла, ломку текста, вв„л сцены, не предусмотренные автором. В конце 20-х - начале 30-х гг. влияние вульгарного социологизма сказывается на пост. "Горя от ума" во мн. т-рах столицы и периферии. Так, в постановке Малого т-ра (1930) Н. О. Волконский исказил высокий реаПамятник А. С. Грибоедову в листич. строй пьесы, Москве, скульптор А. Мануйлов, заменил его гротеском и карикатурой. Чацкий (В. Э. Мейер) был трактован как разночинец-демократ, а не как дворянин-декабрист. На путь реализма в пост. комедии Малый т-р вернулся в 1938 (реж. П. М. Садовский, И. Я. Судаков и С. П. Алексеев, худ. Е. Е. Лансере). П. М. Садовский и М. М. Климов (Фамусов), М. И. Цар„в (Чацкий), К. А. Зубов Страницы: «« « 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |