Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 614   615   616   617   618   619   620   621   622  623   624   625   626   627   628   629   630   631   632  » »»

   Любители попытались сыграть Горе от умсп еще при жизни драматурга.  В
мае 1825 ученики  Петерб.  театр.  училища  под  наблюдением  самого  Г.
подготовили постановку комедии, но накануне спектакля она была запрещена
петербургским генерал-губернатором  Милорадовичем;  в  1827  отрывки  из
"Горя от ума" были исполнены офицерами-любителями в Сардарском дворце  в
Эривани. На профессиональной сцене  комедия  появилась  2  декабря  1829
(Большой т-р, Петербург, сцены из 1-го акта). Полностью, но в искаж„нном
цензурой виде "Горе от ума" было представлено в Петербурге 26 янв.  1831
в бенефис Я. Г. Брянского с участием В. А. Каратыгина  (Чацкий),  Е.  С.
Сем„новой  (Софья),  И.  И.  Сосницкого  (Репетилов).   Первые   петерб.
спектакли были сыграны  в  архаично-классицистич.  манере:  Каратыгин  -
Чацкий был "театральным героем древности".  В  Москве  3-й  акт  комедии
поставили в первый раз 23 мая 1830, 3-й и 4-й акты - 25  февр.  1831,  а
всю комедию полностью - 27 ноября 1831. В этих спектаклях Фамусова играл
М. С. Щепкин, Чацкого - П.  С.  Мочалов.  Для  т-ров  провинции  комедия
оставалась под запретом до 1863. Но еще до официального  разрешения  она
ставилась нек-рыми т-рами в обход  цензуры.  26  февр.  1831,  за  неск.
месяцев до первой моек. пост., "Горе от ума" было пост.  Киевским  т-ром
(труппа И. Ф. Штейна). Вслед за тем комедия ид„т в Казани (1836), Одессе
(1837), Тамбове  (1838).  Из  ранних  провинц.  пост.  комедии  наиболее
значит, была пост. харьковской труппы Л. Ю. Млатковского с  участием  Н.
X. Рыбакова, К. Т. Соленика, Л. И. Млатковской. В конце 30-нач. 40-х гг.
19 в. пьеса "Горе от ума" являлась неизменной гастрольной пьесой Щепкина
(Киев,  Казань,  Астрахань,  Харьков,  Таганрог  и  т.  д.)  и  Мочалова
(Харьков,  Киев,  Воронеж  и  др.  города).  Уже  в  первых   московских
постановках "Горе от ума" реалистическое  начало  вступает  в  борьбу  с
театр. рутиной. Щепкин,  хотя  и  не  сразу  овладевший  ролью  (по  его
собственным словам, ему в ней "не хватало барской ноты"),  создал  образ
типический, полный огромной обличит, силы. "Актер глубоко понял поэта и,
несмотря на свою от него зависимость, сам  является  творцом"-  писал  о
Щепкине - Фамусове В. Г. Белинский. Мочалов  с  подъ„мом  и  экспрессией
передавая  гражданский  пафос  Чацкого,  тем  самым  глубоко   раскрывал
главную, обличит, тему комедии. В 1839 роль  Чацкого  перешла  к  И.  В.
Самарину, гармонически сочетавшему  обществ,  и  интимную  драмы  героя.
Следующий исполнитель Чацкого в Малом  т-ре  С.  В.  Шуйский  (1864)  на
первый план выдвинул горе от  любви,  чем  ослабил  социальное  звучание
пьесы. Такая трактовка образа  Чацкого  удерживалась  на  рус.  сцене  в
течение всего 19 и нач. 20 вв. Так играли: А. П. Ленский, Ф.  П.  Горев,
А. А. Остужев, П. М. Садовский (внук) в Малом т-ре, А. М.  Максимов,  В.
П. Далматов в Александрийском т-ре, Н. К. Милославский в провинции.
   Исполнителями Фамусова на сцене Малого т-ра  после  Щепкина  были:  с
1864 И. В. Самарин (положивший в основу образа "сочетание  кичливости  и
угодливости"); с 1887 - А. П. Ленский (создавший образ сластолюбивого  и
жестокого крепостника);  с  1911  -  К.  Н.  Рыбаков  (подч„ркивавший  в
Фамусове  черты  упрямой  консервативности,  его  веру  в   незыблемость
существующих порядков); А. И. Южин. Роль Софьи в Малом т-ре играли Г. Н.
Федотова, М. Н. Ермолова и др.
   В  течение  долгих  лет  "Горе  от  ума"   считалось   "современной",
"салонной" комедией и е„ играли в костюмах и декорациях не  начала  20-х
гг. 19 в., а  соответствовавших  времени  постановки.  3-й  акт  во  мн.
спектаклях,  несмотря  на  прямое  указание  Г.,  превращался  в   сцену
великосветского бала. Только в 188р в т-ре Корша  (Москва)  худ.  А.  С.
Янов оформил "Горе от ума" по модным журналам 20-х гг. В  спектакле  был
блестящий подбор исполнителей:
   В.  Н.  Давыдов  (Фамусов),  Н.  П.  Рощин-Инсаров  (Чацкий),  И.  П.
Киселевский (Скалозуб), А. А.  Яблоч-кина  (Софья)  и  др.  Впоследствии
Давыдов играл Фамусова на сцене Александрийского т-ра (вплоть до 1925) в
ансамбле с Чацким - Ю. М. Юрьевым. Роль Софьи исполняли М. Г. Савина, В.
Ф.  Комис-саржевская  и  В.  А.  Мичурина-Самойлова.   Рощин-Инсаров   и
Киселевский играли роли Чацкого и  Фамусова  в  т-рах  Н.  Н.  Соловцова
(Киев), Н. Н. Синельникова (Новочеркасск, Харьков) и др.
   Подлинно историч.  достоверность  постановки  была  достигнута  Моск.
Художеств.   т-ром   (1906),   создавшим   художественную   энциклопедию
дворянской жизни эпохи Г. В основу первой  редакции  своей  режисс„рской
трактовки "Горя  от  ума"  В.  И.  Нсмиро-вич-Данченко  положил  принцип
интимной драмы, заглушивший социальное звучание комедии. В. И. Качалов -
Чацкий, продолжая традиции Шумского" подч„ркивал лирич. тему Чацкого. Но
если  героич.  гражданская  тема,  воплощ„нная  в  образе  Чацкого,   не
прозвучала еще в полную силу,  то  сатирич.  образы  комедии  уже  тогда
приобрели большую  остроту.  К.  С.  Станиславский  -  Фамусов  создавал
заостр„нно-сатирич. образ чванливого  и  невежественного  моек.  барина,
поражавший историч. и бытовой  точностью.  Л.  М.  Леонидов  -  Скалозуб
создал тип армейского офицера аракчеевской  школы.  Особенно  популярной
становится  комедия  Г.  после  Октябрьской   революции.   Обличительные
монологи Чацкого были созвучны  революц.  настроенности  зрит.  зала.  В
1918, 1921 и 1927 "Горе от ума" ставилось на сцене  б.  Александрийского
т-ра (Ленингр. Академич. т-р драмы); в 1921- в московском Малом т-ре,  в
1919 - в Саратовском т-ре им. К. Маркса (реж. А. И. Ка-нин; Чацкий -  И.
А. Слонов).
   С сер. 20-х гг. отдельные режисс„ры сов. т-ра  предпринимают  попытки
вульгарно-социологически и формалистически перетолковать комедию. Напр.,
пост. В. Э. Мейерхольда осуществл„нная им в сво„м т-ре в 1928. Спектакль
ш„л по первой редакции Г.  со  вставками  из  разл.  вариантов  и  носил
название "Горе уму" (также по первой редакции Г.). Чацкого играл  Э.  П.
Гарин, Фамусова - И. В. Ильинский, Софью- 3. Н. Райх. В 1935  Мейерхольд
осуществил вторую постановку комедии (Чацкий - М. И. Цар„в, Фамусов - П.
И. Старковский), но и в ней  в  основном  сохранил  свой  первоначальный
постановочный  план.  Стремясь  усилить  социальную  сторону  комедии  и
показать Чацкого одним из участников  движения  декабристов,  Мейерхольд
допустил искажение и вульгаризацию  авторского  замысла,  ломку  текста,
вв„л сцены, не предусмотренные автором. В конце 20-х - начале  30-х  гг.
влияние вульгарного социологизма сказывается на пост. "Горя от  ума"  во
мн. т-рах столицы и периферии. Так, в постановке Малого т-ра  (1930)  Н.
О. Волконский исказил высокий реаПамятник А.  С.  Грибоедову  в  листич.
строй пьесы, Москве, скульптор А.  Мануйлов,  заменил  его  гротеском  и
карикатурой. Чацкий (В. Э. Мейер) был трактован как разночинец-демократ,
а не как дворянин-декабрист.
   На путь реализма в пост. комедии Малый т-р вернулся в 1938  (реж.  П.
М. Садовский, И. Я. Судаков и С. П. Алексеев, худ. Е. Е. Лансере). П. М.
Садовский и М. М. Климов (Фамусов), М. И. Цар„в (Чацкий),  К.  А.  Зубов

Страницы: «« « 614   615   616   617   618   619   620   621   622  623   624   625   626   627   628   629   630   631   632  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия