|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 » »» выступает как драматург. Комедия "В какую гавань" (1945) разоблачает
авантюристич. политику латыш. бурж. националистов во время войны с
гитлеровцами и их крах после победы Сов. Армии. Са-тирич. комедия "Как в
Гарпетэрах историю делали" (1946)- первая пьеса о латыш. деревне в
послевоен. годы. Пьеса "Глина и фарфор" (1947, Т-р драмы Латв. ССР, Гос.
пр. СССР, 1948) показывает борьбу народа сов. Латвии за претворение в
жизнь первого по-слевоен. пятилетнего плана. Борьбе с бурж. пережитками
в сознании людей посв. пьеса "Солдатская шинель" (1955). Пьесы Г.
отличаются яркими са-тирич. образами, острым диалогом. Они ставились в
Т-ре драмы Латв. ССР и др. театрах республики. Соч.: Dzejoli. Stasti,
Lugas, Riga, 1956.
Лит.: Очерк истории латышской литературы, Рига, 1957, с. 326-330. А.
В.
ГРИЗАР (Grisar), Альбер (26. XII. 1808-15. VI. 4869)- бельгийский
композитор. Музыке обучался у А. Рейха в Париже (1830) и Д. Меркадантев
Неаполе (с 1840). Первая опера Г. "Невозможный брак" (1833, т-р "Де ла
Монне", Брюссель) была отмечена гос. стипендией, позволившей композитору
завершить муз. образование в Париже. В парижских т-рах были пост. оперы
Г. "Capa" (1836, "Опера комик"), "Леди Мелвил" (1838, т-р "Ренессанс") и
"Кораблекрушение" (1839, там же), написанные совм. с Ф. Флотовым;
"Переодевания" (1839, "Опера комик") и др. В конце 40-60-х гг. Г. создал
свои лучшие оперы "Жиль-соблазнитель" (1848, "Опера комик"), "Свинопасы"
(1850, там же). Произведения Г. отличаются мелодич. л„гкостью и
ясностью, пользовались популярностью.
Др. оперы: "Добрый вечер, господин Панталон" (1851, "Опера комик"),
"Звонарь из Брюгге" (1852, там же), "Любовные приключения дьявола"
(1853, "Т-р лирик"), "Собака садовника" (1855, "Опера комик"), "Чудесная
кошка" (1862, там же), "Двенадцать девственниц" (1865, "Буфф-Паризьен")
и др.
'Лит.: Р о u g i n A., Albert Grisar, etude artistique, P., 1870. Вл.
О.
ГРЙЗИ (Grisi), Джудитта (28. VII. 1805, Милан,- 1. V. 1840, Робекко,
близ Кремоны) - итальянская артистка оперы (меццо-сопрано). Пению
обучалась в Миланской консерватории у А. Миноя и Д. Бандерали.
Дебютировала на оперной сцене в Вене в 1826, затем с успехом выступала
во мн. итал. оперных т-рах (в Парме, Флоренции, Турине, Лукке, Триесте,
Милане - "Ла Скала", 1830, и др.). С 1832 дела в Париже, гастролировала
в Лондоне, Мадриде, Петербурге и др. городах. Г. пользовалась славой
выдающейся певицы, голос е„ отличался л„гкостью и чистотой, красотой
тембра во всех регистрах, она вдохновенно исполняла гл. партии в операх
Беллини, к-рый написал для не„ партию Ромео ("Монтекки и Капулетти").
Лучшие партии Г.: Норма (о. п. Беллини), Фальеро, Мария, Эмилия,
Золушка, Семирамида ("Бианка и Фальеро", "Моисей", "Отел-ло", "Золушка",
"Семирамида" Россини), Анна Болейн (о. п. Доницетти), Франческа
("Франческа да Римини" Дженерали), Роемо нда (о. п. Коччи).
Лит.: К о li u t А., Die Gesangkoniginnen der letzten drei
Jahr-hunderten, [В.], 190G;
M o n a I d i G., Cantanti celebri, Roma, 1928; D a v i d s o n G.,
Opera biographies, L., 1955. Ce. Г.
ГРЙЗИ (Crisi), Джулия (28. VII. 1811, Милан, - 29. Xl. 1869,
Берлин-итальянская артистка оперы (сопрано). Сестра Джудитты Гризи.
Пению обучалась в Болонье у Д. Джакомелли и в Милане у Дж. Паста и М.
Марлиани. Дебютировала на оперной сцене в Болонье в 1829, затем
гастролировала во мн. итал. оперных т-рах (Флоренция - "Пергола", Милан
- "Ла Скала" и др.). Выступив в Париже в 1832, Г. вскоре завоевала
ев-роп. известность. В 1834-61 была примадонной оперных т-ров в Париже и
Лондоне, одновременно гастролировала. В 1850-52 выступала в Петербурге.
Г. считалась одной из самых выдающихся певиц 1-й пол. 19 в. Огромный
диапазон, богатство тембра и сила голоса позволяли ей исполнять самые
разнообразные партии - меццо-сопрановые и контральтовые, гл. обр. в
итал. и франц. операх. Беллини специально для Г. написал партию
Джульетты в опере "Монтекки и Капулетти" и партию Эльвиры в опере
"Пуритане".
Партии: Эмма, Нинетта, Семирамида, Дорлиска, Зо-риада ("Зельмира",
"Сорока-воровка", "Семирамида", "Тор-вальдо и Дорлиска", "Рикардо и
Зориада" Россини), Каролина ("Тайный брак" Чимароза), Сюзанна, Донна
Анна ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"), принцесса Сесилия, Маргарита
("Роберт-дьявол", "Гугеноты" Мейербера), Леонора, Джизельда ("Трубадур",
"Ломбардцы" Верди) и др.
Лит.: К о h u t A., Die Gesangkoniginnen der letzten drei
Jahrhunderten, [В.], 1906; Артисты Итальянской оперы в Париже. Джулия
Гризи, "Репертуар и Пантеон", 1842, ј 6; M o n a 1 d i G., Cantanti
celebri. Roma, 1928; D a-vidson G., Opera biographies, L., 1955. Ce. Г.
ГРЙЗИ (Grisi), Карлотта [28. VI. 1819, Визинада (Италия),-20. V.
1899, Сен-Жан (около Женевы)]- итальянская артистка балета. С 8-летнего
возраста обучалась танцу в Миланской консерватории. В 1833 переехала в
Неаполь, где встретила танцовщика и балетмейстера Ж. Перро, оказавшего
на Г. большое влияние. Вместе с ним Г. поселилась в Париже, где
дебютировала в Парижской Опере (па-де-де в опере "Фаворитка" Доницетти,
1841). Г.- одна из наиболее ярких представительниц романтич. балета.
Была первой исполнительницей партии Жизели (1841), либретто балета
написано Готье с уч„том особенностей дарования Г., танцы пост. Перро.
Репертуар Г. был разнообразен - от лирической Жизели до задорной
Марки-танки (о. п. Пуни). Среди др. лучших партий Г.: Пери (о. п.
Бургмюллера, 1843), Эсмеральда (о. п. Пуни, 1844), Пахита (о. п.
Дель-девеза, 1846). Внешне Г. была недостаточно сценична: небольшой
рост, склонность к полноте, невыразительные черты лица, но упорный труд,
отработанная техника, акт„рское мастерство делали эти недостатки мало
заметными. Танец Гризи отличался виртуозной техникой, необычайная
устойчивость давала ей возможность исполнять труднейшие движения и
прыжки с абсолютной л„гкостью. Образы, созданные Г., отличались
непосредственностью, искренностью, л„гким юмором. В 1845 Г. танцевала в
"Па-де-катр" на муз. Пуни вместе с Тальо-ни, Гран и Черрито (пост.
Перро). В 1849- 1850 Г. с успехом выступала в России. Гастролировала в
Лондоне, Вене, Берлине и др.
Лит.: Худеков С., История танцев, т. 3, Пг., 1915; Слонимский Ю.,
"Жизель", M. - Л., 1926; Les beautes de l'Opera, ou Chefs d'oeuvre
lyri-ques.Illustres avec un texte exphcatif redige par Th. Gautier, J.
Janin et Ph. Chasles, Р., 1845; L i f a г S.,Carlotta Grisi, Р., 1941.
Harn. P.
Страницы: «« « 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |