Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 619   620   621   622   623   624   625   626   627  628   629   630   631   632   633   634   635   636   637  » »»

выступает как драматург. Комедия "В  какую  гавань"  (1945)  разоблачает
авантюристич. политику латыш.  бурж.  националистов  во  время  войны  с
гитлеровцами и их крах после победы Сов. Армии. Са-тирич. комедия "Как в
Гарпетэрах историю делали" (1946)-  первая  пьеса  о  латыш.  деревне  в
послевоен. годы. Пьеса "Глина и фарфор" (1947, Т-р драмы Латв. ССР, Гос.
пр. СССР, 1948) показывает борьбу народа сов. Латвии  за  претворение  в
жизнь первого по-слевоен. пятилетнего плана. Борьбе с бурж.  пережитками
в сознании людей  посв.  пьеса  "Солдатская  шинель"  (1955).  Пьесы  Г.
отличаются яркими са-тирич. образами, острым диалогом. Они  ставились  в
Т-ре драмы Латв. ССР и др. театрах республики.  Соч.:  Dzejoli.  Stasti,
Lugas, Riga, 1956.
   Лит.: Очерк истории латышской литературы, Рига, 1957, с. 326-330.  А.
В.
   ГРИЗАР (Grisar), Альбер (26. XII.  1808-15.  VI.  4869)-  бельгийский
композитор. Музыке обучался у А. Рейха в Париже (1830) и Д.  Меркадантев
Неаполе (с 1840). Первая опера Г. "Невозможный брак" (1833, т-р  "Де  ла
Монне", Брюссель) была отмечена гос. стипендией, позволившей композитору
завершить муз. образование в Париже. В парижских т-рах были пост.  оперы
Г. "Capa" (1836, "Опера комик"), "Леди Мелвил" (1838, т-р "Ренессанс") и
"Кораблекрушение" (1839,  там  же),  написанные  совм.  с  Ф.  Флотовым;
"Переодевания" (1839, "Опера комик") и др. В конце 40-60-х гг. Г. создал
свои лучшие оперы "Жиль-соблазнитель" (1848, "Опера комик"), "Свинопасы"
(1850,  там  же).  Произведения  Г.  отличаются  мелодич.  л„гкостью   и
ясностью, пользовались популярностью.
   Др. оперы: "Добрый вечер, господин Панталон" (1851,  "Опера  комик"),
"Звонарь из Брюгге"  (1852,  там  же),  "Любовные  приключения  дьявола"
(1853, "Т-р лирик"), "Собака садовника" (1855, "Опера комик"), "Чудесная
кошка" (1862, там же), "Двенадцать девственниц" (1865,  "Буфф-Паризьен")
и др.
   'Лит.: Р о u g i n A., Albert Grisar, etude artistique, P., 1870. Вл.
О.
   ГРЙЗИ (Grisi), Джудитта (28. VII. 1805, Милан,- 1. V. 1840,  Робекко,
близ  Кремоны)  -  итальянская  артистка  оперы  (меццо-сопрано).  Пению
обучалась  в  Миланской  консерватории  у  А.  Миноя  и  Д.   Бандерали.
Дебютировала на оперной сцене в Вене в 1826, затем с  успехом  выступала
во мн. итал. оперных т-рах (в Парме, Флоренции, Турине, Лукке,  Триесте,
Милане - "Ла Скала", 1830, и др.). С 1832 дела в Париже,  гастролировала
в Лондоне, Мадриде, Петербурге и др.  городах.  Г.  пользовалась  славой
выдающейся певицы, голос е„ отличался  л„гкостью  и  чистотой,  красотой
тембра во всех регистрах, она вдохновенно исполняла гл. партии в  операх
Беллини, к-рый написал для не„ партию Ромео  ("Монтекки  и  Капулетти").
Лучшие партии  Г.:  Норма  (о.  п.  Беллини),  Фальеро,  Мария,  Эмилия,
Золушка, Семирамида ("Бианка и Фальеро", "Моисей", "Отел-ло", "Золушка",
"Семирамида"  Россини),  Анна  Болейн  (о.  п.   Доницетти),   Франческа
("Франческа да Римини" Дженерали), Роемо нда (о. п. Коччи).
   Лит.:  К  о  li  u  t  А.,  Die  Gesangkoniginnen  der  letzten  drei
Jahr-hunderten, [В.], 190G;
   M o n a I d i G., Cantanti celebri, Roma, 1928; D a v i d s o  n  G.,
Opera biographies, L., 1955. Ce. Г.
   ГРЙЗИ (Crisi),  Джулия  (28.  VII.  1811,  Милан,  -  29.  Xl.  1869,
Берлин-итальянская артистка  оперы  (сопрано).  Сестра  Джудитты  Гризи.
Пению обучалась в Болонье у Д. Джакомелли и в Милане у Дж.  Паста  и  М.
Марлиани.  Дебютировала  на  оперной  сцене  в  Болонье  в  1829,  затем
гастролировала во мн. итал. оперных т-рах (Флоренция - "Пергола",  Милан
- "Ла Скала" и др.). Выступив в  Париже  в  1832,  Г.  вскоре  завоевала
ев-роп. известность. В 1834-61 была примадонной оперных т-ров в Париже и
Лондоне, одновременно гастролировала. В 1850-52 выступала в  Петербурге.
Г. считалась одной из самых выдающихся певиц 1-й  пол.  19  в.  Огромный
диапазон, богатство тембра и сила голоса позволяли  ей  исполнять  самые
разнообразные партии - меццо-сопрановые  и  контральтовые,  гл.  обр.  в
итал.  и  франц.  операх.  Беллини  специально  для  Г.  написал  партию
Джульетты в опере "Монтекки  и  Капулетти"  и  партию  Эльвиры  в  опере
"Пуритане".
   Партии: Эмма, Нинетта, Семирамида,  Дорлиска,  Зо-риада  ("Зельмира",
"Сорока-воровка", "Семирамида",  "Тор-вальдо  и  Дорлиска",  "Рикардо  и
Зориада" Россини), Каролина ("Тайный  брак"  Чимароза),  Сюзанна,  Донна
Анна  ("Свадьба  Фигаро",  "Дон  Жуан"),  принцесса  Сесилия,  Маргарита
("Роберт-дьявол", "Гугеноты" Мейербера), Леонора, Джизельда ("Трубадур",
"Ломбардцы" Верди) и др.
   Лит.:  К  о  h  u  t  A.,  Die  Gesangkoniginnen  der  letzten   drei
Jahrhunderten, [В.], 1906; Артисты Итальянской оперы  в  Париже.  Джулия
Гризи, "Репертуар и Пантеон", 1842, ј 6; M o n a  1  d  i  G.,  Cantanti
celebri. Roma, 1928; D a-vidson G., Opera biographies, L., 1955. Ce. Г.
   ГРЙЗИ (Grisi), Карлотта [28.  VI.  1819,  Визинада  (Италия),-20.  V.
1899, Сен-Жан (около Женевы)]- итальянская артистка балета. С  8-летнего
возраста обучалась танцу в Миланской консерватории. В 1833  переехала  в
Неаполь, где встретила танцовщика и балетмейстера Ж.  Перро,  оказавшего
на Г. большое  влияние.  Вместе  с  ним  Г.  поселилась  в  Париже,  где
дебютировала в Парижской Опере (па-де-де в опере "Фаворитка"  Доницетти,
1841). Г.- одна из наиболее  ярких  представительниц  романтич.  балета.
Была первой  исполнительницей  партии  Жизели  (1841),  либретто  балета
написано Готье с уч„том особенностей дарования Г.,  танцы  пост.  Перро.
Репертуар Г.  был  разнообразен  -  от  лирической  Жизели  до  задорной
Марки-танки (о. п. Пуни). Среди  др.  лучших  партий  Г.:  Пери  (о.  п.
Бургмюллера, 1843),  Эсмеральда  (о.  п.  Пуни,  1844),  Пахита  (о.  п.
Дель-девеза, 1846). Внешне  Г.  была  недостаточно  сценична:  небольшой
рост, склонность к полноте, невыразительные черты лица, но упорный труд,
отработанная техника, акт„рское мастерство делали  эти  недостатки  мало
заметными.  Танец  Гризи  отличался  виртуозной  техникой,   необычайная
устойчивость давала  ей  возможность  исполнять  труднейшие  движения  и
прыжки  с  абсолютной  л„гкостью.  Образы,  созданные   Г.,   отличались
непосредственностью, искренностью, л„гким юмором. В 1845 Г. танцевала  в
"Па-де-катр" на муз. Пуни вместе  с  Тальо-ни,  Гран  и  Черрито  (пост.
Перро). В 1849- 1850 Г. с успехом выступала в России.  Гастролировала  в
Лондоне, Вене, Берлине и др.
   Лит.: Худеков С., История танцев, т. 3,  Пг.,  1915;  Слонимский  Ю.,
"Жизель", M. - Л., 1926; Les  beautes  de  l'Opera,  ou  Chefs  d'oeuvre
lyri-ques.Illustres avec un texte exphcatif redige par Th.  Gautier,  J.
Janin et Ph. Chasles, Р., 1845; L i f a г S.,Carlotta Grisi,  Р.,  1941.
Harn. P.

Страницы: «« « 619   620   621   622   623   624   625   626   627  628   629   630   631   632   633   634   635   636   637  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия