Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 620   621   622   623   624   625   626   627   628  629   630   631   632   633   634   635   636   637   638  » »»

   ГРИКУРОВ, Эдуард Петрович [р. 29. III.  (11.  IV).  1907]  -  русский
советский дириж„р. Народный артист РСФСР (1957). В 1921- 1927 Г.  учился
в   Тбилисской   консерватории   (по   классу   композиции   у   М.   М.
Ипполитова-Иванова и  С.  В.  Бар-хударяна)  и  одновременно  работал  в
Рабочем т-ре в качестве пианиста, дириж„ра и композитора. В 1933 окончил
Ленингр. консерваторию по классу дирижирования А. В.  Гаука;  в  1933-36
учился в аспирантуре. В эти годы  Г.  осуществил  ряд  пост.  в  Оперной
студии при Ленингр. консерватории ("Кармен", "Свадьба Фигаро" и др.).  С
1937 Г.-дириж„р, в 1944-56-гл. дириж„р Ленингр.  Малого  оперного  т-ра.
Здесь Г. осуществил пост.  мн.  опер,  в  т.  ч.  "Воевода"  Чайковского
(1949), "Фальстаф" (1941), "Сицилийская вечерня" (1952) Верди,  "Молодая
гвардия" Мейтуса (1950), "Война и мир" Прокофьева (1955) и др. В 1956-60
Г.-гл.  дириж„р  Т-ра  оперы  и  балета  им.  Кирова  ("Кармен",   1956;
"Бал-маскарад" Верди, "Мать" Хренникова, 1957,  и  др.).  Г.  привлекают
крупные  муз.-драматические  формы  и  конкретно-образное   программное,
сюжетное содержание музыки. О. В.
   ГРЙЛЬПАРЦЕР (Grillparzer), Франц (15.1.1791,  Вена,-  21.1.1872,  там
же) - австрийский  писатель,  драматург,  исследователь  театра.  Изучал
право в Венском ун-те  (1808-12).  С  1813-  чиновник,  с  1832-директор
архива  Министерства  финансов  в  Вене.  Г.  не  принимал  реакционного
меттерниховского  режима,  тяготился  службой  и  вступал  в  постоянные
конфликты с цензурой, запрещавшей его произведения,  но  он  отвергал  и
революцию. После 1848 происходит поворот Г. к консервативным позициям, а
в  конце  жизни  он  примиряется  с  окружающей  его  действительностью.
Политич. колебания обусловили и противоречивость творчества Г.: с  одной
стороны,- гуманистич. утверждение ценности жизни и любви, протест против
за-хватнич. войн и преступлений, мечты о всеобщем счастье,  с  другой  -
про- поведь отречения, отказ от  борьбы,  индивидуализм,  попытки  найти
выход в иллюзорной "личной свободе".
   Для творчества Г. характерно разнообразие  драматич.  форм  (трагедия
рока, историч. трагедия, драма-сказка, драматич. поэма, комедия).
   Первое  законченное   драматич.   произв.   Г.-"Бланка   Кастильская"
(1809)классицистич. драма, написанная по образцу "Дон Карлоса", на сцене
не ставилась. В романтич. трагедии "Праматерь" (пост. в 1817 в т-ре  "АН
дер Вин" с участием артистов "Бургтеатра") Г.  использует  дра-матургич.
при„мы, характерные для "трагедии рока" нем. романтиков. Тема господства
судьбы над волей и порывами человека, ставшая впоследствии одной пз  гл.
тем  драматурга,  раскрывается  здесь   на   романтико-фантастич.   фоне
(действие происходит в мрачном ср.-век. замке, насел„нном  призраками  и
привидениями, герой пьесы- разбойник, сын благородного владельца замка и
т. д.). На этом фоне драматург создавал характеры энергичных  и  волевых
людей, пытающихся бороться с властью судьбы. Его герои - люди глубоко  и
сильно чувствующие. Вслед  за  "Праматерью"  Г.  пишет  трагедию  "Сафо"
(1818, "Бургтеатр", в гл.  роли  С.  Шредер),  трилогию  "Золотое  руно"
(1820,  "Бургтеатр",  1826),  трагедию  "Волны  моря  и  любви"   (1831,
"Бургтеатр"), в к-рых стремится уйти от мрачной совр. действительности в
светлый мир солнечной Эллады.  В  этих  пьесах  Г.  говорит  о  служении
иск-ву, об отречении от человеческой любви во имя  творчества  ("Сафо"),
показывает пагубную силу власти золота, разрушающую истинные  чувства  и
ведущую человека к гибели ("Золотое руно"), утверждает победу любви  над
религией и аскетизмом ("Волны моря и  любви").  Романтические  тенденции
сочетаются  в  его  трагедиях,  написанных   на   античные   сюжеты,   с
устремл„нностью к реализму и психологическими  мотивировками  поступков,
развитием характеров. В  историч.  трагедии  "Счастье  и  гибель  короля
Оттокара" (1825, "Бургтеатр", с участием Аншюца и С. Шредер)-  о  борьбе
Рудольфа Габсбургского с  богемским  корол„м  Оттокаром,  автор  осуждал
честолюбца  и  узурпатора  Оттокара  (придавая  ему  черты   Наполеона),
ведущего несправедливую, завоевательную войну.  В  трагедии  из  истории
Венгрии 13 в. "Верный слуга своего  господина"  (1828)  Г.  возвеличивал
графа Банк-бана, к-рый защищал монархию  от  восставшего  народа  и  для
к-рого долг по отношению к королю выше  личного  счастья.  Обе  трагедии
были запрещены из-за  аналогии  с  совр.  событиями.  Отвергая  политику
всесильного  правителя,  Г.  приходит  к   отрицанию   всякой   политич.
деятельности.  В  трагедии  "Сон  есть  жизнь"  ("Бургтеатр",  1834)  Г.
показывает,  что  безграничное  честолюбие  влеч„т  человека   на   путь
преступления и зла. В историч. трагедии "Вражда братьев  в  Габсбургском
доме" (1850)  Г.  противопоставляет  узурпатору  Максимилиану  "слабого"
короля Рудольфа II, предпочитающего политич. борьбе  созерцательность  и
душевный  покой.  В  историч.  трагедии  "Еврейка  из   Толедо"   (1855,
"Бургтеатр", 1873) Г. показывает короля, отрекающегося от любви  во  имя
формального  долга  перед   государством.   Драматич.   поэма   "Либуша"
("Бургтеатр", 1874) воплощает утопич. идею  о  совершенном  общественном
порядке, полученном мирным пут„м, благодаря справедливому правителю.  Г.
отда„тся идеалистич. мечтам о всеобщем счастье, хотя и не видит реальных
путей к их осуществлению. В1837 Г. написал историч. комедию "Горе  тому,
кто лж„т". После провала комедии в  "Бургтеатре"  в  1838  Г.  отказался
печататьи не разрешал ставить на сцене свои произв. Последующие драмы Г.
были опубликованы лишь после его смерти.
   В "Бургтеатре" основными постановщиками пьес Г. были П. Шрейфогель  и
Г. Лаубе. Пьесы Г. ставились во мн. странах мира, в т. ч. и в России. M.
H. Ермолова  играла  в  1891-92  в  Малом  т-ре  Сафо  (о.  п.);  В.  Ф.
Ко-миссаржевская в 1909 в сво„м т-ре играла Берту  ("Праматерь").  Пьесы
Г. сохраняются в репертуаре т-ров и в наст. время. Г. был автором лирич.
стихов и новелл, его перу  принадлежат  исследования  по  истории  нем.,
франц., греч. и  итал.  литературы  и  т-ров  -"Исследование  испанского
театра" (1892), "Исследование греческих драматургов"  (1892)  и  др.  Он
особенно глубоко изучал творчество исп. драматургов 17 в. Лопе де Вега и
Кальдер она.
   Соч.: Samtliche  Werke,  Bd  1-38,  В.,  1909-45;  Werke,  mit  einer
Einfuhrung von C. Prager, Bd 1-6, Lpz., 1957; в рус. пер.-Пьесы,  M.-П.,
1923; Пьесы, М.-Л-, 1961.
   Лит.: К a t a n n  О."  Wegweiser  durch  die  Grillparzer-Literatur,
Stuttg., 1921-22; Va n  es  e  K.,  Grillparzer-Bibliographie,  Stuttg.,
1937; E h r h а г d t A., P. Grill-parzer. Sein Leben und  seine  Werke,
2. Aufl., Munch. 1910;
   Reich E., F. Grillparzers Dramen, 4. Aufl. Dresd., 1937;
   Vanese K., F. Grillparzer. Bild und Forschung, Stuttg., t941; N a d l
e r J., F. Grillparzer, W., 1952; Auernhei-m er R., F. Grillparzer.  Der
Dichter Osterreichs, W., 1949; F  u-erst  N.,  F.  Grillparzer  auf  der
Buhne, W -Munch., 1958. Harn. B.

Страницы: «« « 620   621   622   623   624   625   626   627   628  629   630   631   632   633   634   635   636   637   638  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия