|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 » »» ГРИКУРОВ, Эдуард Петрович [р. 29. III. (11. IV). 1907] - русский
советский дириж„р. Народный артист РСФСР (1957). В 1921- 1927 Г. учился
в Тбилисской консерватории (по классу композиции у М. М.
Ипполитова-Иванова и С. В. Бар-хударяна) и одновременно работал в
Рабочем т-ре в качестве пианиста, дириж„ра и композитора. В 1933 окончил
Ленингр. консерваторию по классу дирижирования А. В. Гаука; в 1933-36
учился в аспирантуре. В эти годы Г. осуществил ряд пост. в Оперной
студии при Ленингр. консерватории ("Кармен", "Свадьба Фигаро" и др.). С
1937 Г.-дириж„р, в 1944-56-гл. дириж„р Ленингр. Малого оперного т-ра.
Здесь Г. осуществил пост. мн. опер, в т. ч. "Воевода" Чайковского
(1949), "Фальстаф" (1941), "Сицилийская вечерня" (1952) Верди, "Молодая
гвардия" Мейтуса (1950), "Война и мир" Прокофьева (1955) и др. В 1956-60
Г.-гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Кирова ("Кармен", 1956;
"Бал-маскарад" Верди, "Мать" Хренникова, 1957, и др.). Г. привлекают
крупные муз.-драматические формы и конкретно-образное программное,
сюжетное содержание музыки. О. В.
ГРЙЛЬПАРЦЕР (Grillparzer), Франц (15.1.1791, Вена,- 21.1.1872, там
же) - австрийский писатель, драматург, исследователь театра. Изучал
право в Венском ун-те (1808-12). С 1813- чиновник, с 1832-директор
архива Министерства финансов в Вене. Г. не принимал реакционного
меттерниховского режима, тяготился службой и вступал в постоянные
конфликты с цензурой, запрещавшей его произведения, но он отвергал и
революцию. После 1848 происходит поворот Г. к консервативным позициям, а
в конце жизни он примиряется с окружающей его действительностью.
Политич. колебания обусловили и противоречивость творчества Г.: с одной
стороны,- гуманистич. утверждение ценности жизни и любви, протест против
за-хватнич. войн и преступлений, мечты о всеобщем счастье, с другой -
про- поведь отречения, отказ от борьбы, индивидуализм, попытки найти
выход в иллюзорной "личной свободе".
Для творчества Г. характерно разнообразие драматич. форм (трагедия
рока, историч. трагедия, драма-сказка, драматич. поэма, комедия).
Первое законченное драматич. произв. Г.-"Бланка Кастильская"
(1809)классицистич. драма, написанная по образцу "Дон Карлоса", на сцене
не ставилась. В романтич. трагедии "Праматерь" (пост. в 1817 в т-ре "АН
дер Вин" с участием артистов "Бургтеатра") Г. использует дра-матургич.
при„мы, характерные для "трагедии рока" нем. романтиков. Тема господства
судьбы над волей и порывами человека, ставшая впоследствии одной пз гл.
тем драматурга, раскрывается здесь на романтико-фантастич. фоне
(действие происходит в мрачном ср.-век. замке, насел„нном призраками и
привидениями, герой пьесы- разбойник, сын благородного владельца замка и
т. д.). На этом фоне драматург создавал характеры энергичных и волевых
людей, пытающихся бороться с властью судьбы. Его герои - люди глубоко и
сильно чувствующие. Вслед за "Праматерью" Г. пишет трагедию "Сафо"
(1818, "Бургтеатр", в гл. роли С. Шредер), трилогию "Золотое руно"
(1820, "Бургтеатр", 1826), трагедию "Волны моря и любви" (1831,
"Бургтеатр"), в к-рых стремится уйти от мрачной совр. действительности в
светлый мир солнечной Эллады. В этих пьесах Г. говорит о служении
иск-ву, об отречении от человеческой любви во имя творчества ("Сафо"),
показывает пагубную силу власти золота, разрушающую истинные чувства и
ведущую человека к гибели ("Золотое руно"), утверждает победу любви над
религией и аскетизмом ("Волны моря и любви"). Романтические тенденции
сочетаются в его трагедиях, написанных на античные сюжеты, с
устремл„нностью к реализму и психологическими мотивировками поступков,
развитием характеров. В историч. трагедии "Счастье и гибель короля
Оттокара" (1825, "Бургтеатр", с участием Аншюца и С. Шредер)- о борьбе
Рудольфа Габсбургского с богемским корол„м Оттокаром, автор осуждал
честолюбца и узурпатора Оттокара (придавая ему черты Наполеона),
ведущего несправедливую, завоевательную войну. В трагедии из истории
Венгрии 13 в. "Верный слуга своего господина" (1828) Г. возвеличивал
графа Банк-бана, к-рый защищал монархию от восставшего народа и для
к-рого долг по отношению к королю выше личного счастья. Обе трагедии
были запрещены из-за аналогии с совр. событиями. Отвергая политику
всесильного правителя, Г. приходит к отрицанию всякой политич.
деятельности. В трагедии "Сон есть жизнь" ("Бургтеатр", 1834) Г.
показывает, что безграничное честолюбие влеч„т человека на путь
преступления и зла. В историч. трагедии "Вражда братьев в Габсбургском
доме" (1850) Г. противопоставляет узурпатору Максимилиану "слабого"
короля Рудольфа II, предпочитающего политич. борьбе созерцательность и
душевный покой. В историч. трагедии "Еврейка из Толедо" (1855,
"Бургтеатр", 1873) Г. показывает короля, отрекающегося от любви во имя
формального долга перед государством. Драматич. поэма "Либуша"
("Бургтеатр", 1874) воплощает утопич. идею о совершенном общественном
порядке, полученном мирным пут„м, благодаря справедливому правителю. Г.
отда„тся идеалистич. мечтам о всеобщем счастье, хотя и не видит реальных
путей к их осуществлению. В1837 Г. написал историч. комедию "Горе тому,
кто лж„т". После провала комедии в "Бургтеатре" в 1838 Г. отказался
печататьи не разрешал ставить на сцене свои произв. Последующие драмы Г.
были опубликованы лишь после его смерти.
В "Бургтеатре" основными постановщиками пьес Г. были П. Шрейфогель и
Г. Лаубе. Пьесы Г. ставились во мн. странах мира, в т. ч. и в России. M.
H. Ермолова играла в 1891-92 в Малом т-ре Сафо (о. п.); В. Ф.
Ко-миссаржевская в 1909 в сво„м т-ре играла Берту ("Праматерь"). Пьесы
Г. сохраняются в репертуаре т-ров и в наст. время. Г. был автором лирич.
стихов и новелл, его перу принадлежат исследования по истории нем.,
франц., греч. и итал. литературы и т-ров -"Исследование испанского
театра" (1892), "Исследование греческих драматургов" (1892) и др. Он
особенно глубоко изучал творчество исп. драматургов 17 в. Лопе де Вега и
Кальдер она.
Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-38, В., 1909-45; Werke, mit einer
Einfuhrung von C. Prager, Bd 1-6, Lpz., 1957; в рус. пер.-Пьесы, M.-П.,
1923; Пьесы, М.-Л-, 1961.
Лит.: К a t a n n О." Wegweiser durch die Grillparzer-Literatur,
Stuttg., 1921-22; Va n es e K., Grillparzer-Bibliographie, Stuttg.,
1937; E h r h а г d t A., P. Grill-parzer. Sein Leben und seine Werke,
2. Aufl., Munch. 1910;
Reich E., F. Grillparzers Dramen, 4. Aufl. Dresd., 1937;
Vanese K., F. Grillparzer. Bild und Forschung, Stuttg., t941; N a d l
e r J., F. Grillparzer, W., 1952; Auernhei-m er R., F. Grillparzer. Der
Dichter Osterreichs, W., 1949; F u-erst N., F. Grillparzer auf der
Buhne, W -Munch., 1958. Harn. B.
Страницы: «« « 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |