Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 613   614   615   616   617   618   619   620   621  622   623   624   625   626   627   628   629   630   631  » »»

год" (точная датировка не  установлена)  крепостной  крестьянин-патриот,
герой   Отечественной   войны,   вернувшись   "под   палку   господина",
предпочитает смерть рабству. И в последующие годы, в период  жесточайшей
правительств венной реакции,  наступившей  после  разгрома  декабристов,
писатель не утерял интереса к социально-политич. вопросам, в частности к
вопросу о роли народа в истории, в обществ, борьбе.
   В 1825 Г. вернулся на Кавказ. В конце 1826 в крепости Грозный он  был
арестован, увез„н в Петербург и привлеч„н по  делу  декабристов.  Однако
следственной комиссии не удалось доказать его  участия  в  заговоре.  По
окончании  русско-персидской  войны  1826-  1828  Г.  принял  участие  в
выработке Туркманчайско-го мирного договора. С текстом этого договора  в
1828 Г. в последний раз прибыл в Петербург. В апр. 1828 он был направлен
в замаскированную политич. ссылку - полномочным  министром-резидентом  в
Персию (по пути Г. пров„л  нсск.  месяцев  в  Грузии,  где  сблизился  с
грузинской интеллигенцией, поэтами Н. Бараташвили,  А.  Чавчавад-зе,  Г.
Орбелиани и др. В Тифлисе Г. женился на  дочери  А.  Чавчавадзе-  Нине).
Агенты  английской   дипломатии   и   реакционные   тегеранские   круги,
недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу  на
русскую миссию. После отчаянной схватки Г. был убит.
   Величайшее создание Г.-комедия "Горе  от  ума"-  одно  из  крупнейших
произведений рус. драматургии. "Горе от  ума"  отразило  обществ,  жизнь
эпохи  кризиса  феодально-крепостнич.   строя   в   России   и   могучий
нац.-патриотич. подъ„м  антикрепостнич.  настроений,  вызванный  в  нар.
массах и в передовой части дворянского общества Отечеств,  войной  1812.
Замысел комедии,  е„  историч.  и  политич.  содержание  непосредственно
связаны с освободит, движением передовой дворянской молод„жи, начавшимся
вскоре  после  войны  и  перешедшим  в  дальнейшем  в  революц.   борьбу
декабристов против самодержавия. В комедии  нарисована  "резкая  картина
нравов" (А. С. Пушкин) и  обществ.-политич.  обстановка  барской  Москвы
нач.  20-х  гг.  19  в.  Столкновение  Чацкого  с  "фамусовщиной"   было
выражением борьбы двух политич. лагерей, сложившихся в рус. обществе,  -
передовой дворянской молод„жи и феодально-крепостнич.  реакции.  Идеалом
фамусовского общества 'является "век минувший" с его антинар. идеологией
и феод. моралью, с его непримиримой  враждой  к  культуре,  просвещению,
социальному и духовному прогрессу. Образ  Скалозуба  воплощает  военщину
прусско-пав-ловской   школы,   ненавистную   свободомыслящим   офицерам,
участии. кам Отечеств, войны 1812, воспитанным на заветах А. В. Суворова
и М. И. Кутузова. Лакейское угодничество  и  лицемерие  Г.  заклеймил  в
образе Молча-лина.
   Крепостнич.  дворянству,  барской  Москве  и  пустому  поверхностному
дворянскому  либерализму  (пародийный  образ   Репетилова)   в   комедии
противопоставлен Чацкий. Вольнолюбие  Чацкого  возникает  как  следствие
пробуждения его пат-риотич. чувств, его вражды к барским нравам и  феод.
морали. Чацкий - гуманист, защитник свободы и независимости личности.  В
своих гневных монологах, полных благородного .  пафоса,  он  разоблачает
крепостничество, вступается  за  обездоленных  крестьян.  Вместе  с  тем
Чацкий - просветитель. Гл. средство переустройства  общества,  изменения
жизни он видит в образовании, воспитании. В комедии Г. отражена слабость
дворянского освободит. движения в России нач. 19 в.  и  в  то  же  время
революц.  патриотизм  декабристов,  их  протест  против   деспотизма   и
крепостного  строя,  их  борьба  за  нац.  самобытность  рус.  культуры.
Обличение Г. отживающего уклада жизни сыграло огромную роль  в  развитии
передового нац.  самосознания  в  рус.  обществе.  Для  Г.,  как  и  для
декабристов, уничтожение рабства было неразрывно связано с  утверждением
достоинства и чести рус. народа. По своим лит. и сценич. качествам "Горе
от ума" не имело равных в совр. Г. рус. драматич. лит-ре (за исключением
одного только "Бориса Годунова"). Вместе с Пушкиным Г. вв„л в литературу
принцип историзма в изображении  действительности.  Жизнь,  человеческие
характеры он раскрыл в движении, в развитии, отражающем  смену  историч.
эпох, борьбу нового со старым. Сила гри-боедовского реализма сказалась в
изображении людей и нравов, в их зависимости от обществ, среды, в умении
запечатлеть самые существ. стороны изображаемой действительности.
   Г.  как  художник  показал  в  своей  комедии  выдающееся  мастерство
типизации,  иск-во  создавать  реалистич.  характеры,  обобщать  большие
социальные явления  в  живых  индивидуализированных  образах.  Г.  также
мастер драматургия, композиции:  свободно,  естественно,  с  нарастающим
напряжением вед„т он действие комедии,  искусно  переплетая  и  связывая
драму любви Чацкого с его обществ, драмой. В композиции  "Горя  от  ума"
сохранились нек-рые традиционные  черты  классицистской  комедии  18  в.
(единство  места  и  времени,  образ  наперсницы);  однако  и  здесь  Г.
выступает  как  новатор,  заменяя  обычное  пятиакт-ное  членение  пьесы
четыр„хактным,  наделяя  образ  Лизы  выхваченными  из   жизни   чертами
сметливой крепостной девушки. Язык комедии близок к живой нар. речи  ("О
стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу",-писал Пушкин).
Взамен канонич. александрийского стиха Г. применяет  свободный  и  живой
разностопный ямбич. стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова. Вместе
с Крыловым и Пушкиным Г. создавал рус.  лит.  язык.  Его  пьеса  явилась
одним из самых ярких проявлений борьбы  за  русскую  нац.  культуру,  за
самобытность рус. лит-ры.
   Комедия Г. вызвала враждебный  отпор  в  лагере  дворянской  реакции.
Царская цензура не разрешила  печатание  "Горя  от  ума"  [в  1825  были
опубликованы лишь отрывки из комедии в альманахе  "Русская  Талия",  1-е
издание, искалеченное театр. цензурой, появилось в  1833;  полный  текст
(без искажений) напечатан только в 1875]. Комедия  стала  расходиться  в
бесчисленных  списках  и,  по  словам  Пушкина,  "произвела  неописанное
действие". Декабристы, высоко оценившие  комедию,  распространяли  е„  в
целях пропаганды своих политич. идей. Историч. место "Горя от ума" Г.  в
рус.  лит-ре  глубоко  определил  В.  Г.  Белинский,   отмечавший,   что
"...вместе с "Онегиным" Пушкина его "Горе от ума" было  первым  образцом
поэтического изображения русской действительности  в  обширном  значении
слова. В этом отношении оба эти произведения  положили  собою  основание
последующей литературе, были школою, из  которой  вышли  и  Лермонтов  и
Гоголь" (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 506). В реалистич. изображении  быта
и нравов, в иск-ве типизации Г. является предшественником Н. В.  Гоголя,
его "Ревизора". Многие мотивы грибоедовской комедии звучат в "Маскараде"
М. Ю. Лермонтова, "Доходном месте" А. Н. Островского. Перевед„нная почти
на  все  иностр.  языки,  комедия  Г.  вошла  в  золотой  фонд   мировой
драматургии.
   Грибоедовская комедия способствовала победе реализма на рус. сцене  и
явилась творч. школой для мн. поколений рус. акт„ров.

Страницы: «« « 613   614   615   616   617   618   619   620   621  622   623   624   625   626   627   628   629   630   631  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия