|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 » »» год" (точная датировка не установлена) крепостной крестьянин-патриот,
герой Отечественной войны, вернувшись "под палку господина",
предпочитает смерть рабству. И в последующие годы, в период жесточайшей
правительств венной реакции, наступившей после разгрома декабристов,
писатель не утерял интереса к социально-политич. вопросам, в частности к
вопросу о роли народа в истории, в обществ, борьбе.
В 1825 Г. вернулся на Кавказ. В конце 1826 в крепости Грозный он был
арестован, увез„н в Петербург и привлеч„н по делу декабристов. Однако
следственной комиссии не удалось доказать его участия в заговоре. По
окончании русско-персидской войны 1826- 1828 Г. принял участие в
выработке Туркманчайско-го мирного договора. С текстом этого договора в
1828 Г. в последний раз прибыл в Петербург. В апр. 1828 он был направлен
в замаскированную политич. ссылку - полномочным министром-резидентом в
Персию (по пути Г. пров„л нсск. месяцев в Грузии, где сблизился с
грузинской интеллигенцией, поэтами Н. Бараташвили, А. Чавчавад-зе, Г.
Орбелиани и др. В Тифлисе Г. женился на дочери А. Чавчавадзе- Нине).
Агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги,
недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на
русскую миссию. После отчаянной схватки Г. был убит.
Величайшее создание Г.-комедия "Горе от ума"- одно из крупнейших
произведений рус. драматургии. "Горе от ума" отразило обществ, жизнь
эпохи кризиса феодально-крепостнич. строя в России и могучий
нац.-патриотич. подъ„м антикрепостнич. настроений, вызванный в нар.
массах и в передовой части дворянского общества Отечеств, войной 1812.
Замысел комедии, е„ историч. и политич. содержание непосредственно
связаны с освободит, движением передовой дворянской молод„жи, начавшимся
вскоре после войны и перешедшим в дальнейшем в революц. борьбу
декабристов против самодержавия. В комедии нарисована "резкая картина
нравов" (А. С. Пушкин) и обществ.-политич. обстановка барской Москвы
нач. 20-х гг. 19 в. Столкновение Чацкого с "фамусовщиной" было
выражением борьбы двух политич. лагерей, сложившихся в рус. обществе, -
передовой дворянской молод„жи и феодально-крепостнич. реакции. Идеалом
фамусовского общества 'является "век минувший" с его антинар. идеологией
и феод. моралью, с его непримиримой враждой к культуре, просвещению,
социальному и духовному прогрессу. Образ Скалозуба воплощает военщину
прусско-пав-ловской школы, ненавистную свободомыслящим офицерам,
участии. кам Отечеств, войны 1812, воспитанным на заветах А. В. Суворова
и М. И. Кутузова. Лакейское угодничество и лицемерие Г. заклеймил в
образе Молча-лина.
Крепостнич. дворянству, барской Москве и пустому поверхностному
дворянскому либерализму (пародийный образ Репетилова) в комедии
противопоставлен Чацкий. Вольнолюбие Чацкого возникает как следствие
пробуждения его пат-риотич. чувств, его вражды к барским нравам и феод.
морали. Чацкий - гуманист, защитник свободы и независимости личности. В
своих гневных монологах, полных благородного . пафоса, он разоблачает
крепостничество, вступается за обездоленных крестьян. Вместе с тем
Чацкий - просветитель. Гл. средство переустройства общества, изменения
жизни он видит в образовании, воспитании. В комедии Г. отражена слабость
дворянского освободит. движения в России нач. 19 в. и в то же время
революц. патриотизм декабристов, их протест против деспотизма и
крепостного строя, их борьба за нац. самобытность рус. культуры.
Обличение Г. отживающего уклада жизни сыграло огромную роль в развитии
передового нац. самосознания в рус. обществе. Для Г., как и для
декабристов, уничтожение рабства было неразрывно связано с утверждением
достоинства и чести рус. народа. По своим лит. и сценич. качествам "Горе
от ума" не имело равных в совр. Г. рус. драматич. лит-ре (за исключением
одного только "Бориса Годунова"). Вместе с Пушкиным Г. вв„л в литературу
принцип историзма в изображении действительности. Жизнь, человеческие
характеры он раскрыл в движении, в развитии, отражающем смену историч.
эпох, борьбу нового со старым. Сила гри-боедовского реализма сказалась в
изображении людей и нравов, в их зависимости от обществ, среды, в умении
запечатлеть самые существ. стороны изображаемой действительности.
Г. как художник показал в своей комедии выдающееся мастерство
типизации, иск-во создавать реалистич. характеры, обобщать большие
социальные явления в живых индивидуализированных образах. Г. также
мастер драматургия, композиции: свободно, естественно, с нарастающим
напряжением вед„т он действие комедии, искусно переплетая и связывая
драму любви Чацкого с его обществ, драмой. В композиции "Горя от ума"
сохранились нек-рые традиционные черты классицистской комедии 18 в.
(единство места и времени, образ наперсницы); однако и здесь Г.
выступает как новатор, заменяя обычное пятиакт-ное членение пьесы
четыр„хактным, наделяя образ Лизы выхваченными из жизни чертами
сметливой крепостной девушки. Язык комедии близок к живой нар. речи ("О
стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу",-писал Пушкин).
Взамен канонич. александрийского стиха Г. применяет свободный и живой
разностопный ямбич. стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова. Вместе
с Крыловым и Пушкиным Г. создавал рус. лит. язык. Его пьеса явилась
одним из самых ярких проявлений борьбы за русскую нац. культуру, за
самобытность рус. лит-ры.
Комедия Г. вызвала враждебный отпор в лагере дворянской реакции.
Царская цензура не разрешила печатание "Горя от ума" [в 1825 были
опубликованы лишь отрывки из комедии в альманахе "Русская Талия", 1-е
издание, искалеченное театр. цензурой, появилось в 1833; полный текст
(без искажений) напечатан только в 1875]. Комедия стала расходиться в
бесчисленных списках и, по словам Пушкина, "произвела неописанное
действие". Декабристы, высоко оценившие комедию, распространяли е„ в
целях пропаганды своих политич. идей. Историч. место "Горя от ума" Г. в
рус. лит-ре глубоко определил В. Г. Белинский, отмечавший, что
"...вместе с "Онегиным" Пушкина его "Горе от ума" было первым образцом
поэтического изображения русской действительности в обширном значении
слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание
последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и
Гоголь" (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 506). В реалистич. изображении быта
и нравов, в иск-ве типизации Г. является предшественником Н. В. Гоголя,
его "Ревизора". Многие мотивы грибоедовской комедии звучат в "Маскараде"
М. Ю. Лермонтова, "Доходном месте" А. Н. Островского. Перевед„нная почти
на все иностр. языки, комедия Г. вошла в золотой фонд мировой
драматургии.
Грибоедовская комедия способствовала победе реализма на рус. сцене и
явилась творч. школой для мн. поколений рус. акт„ров.
Страницы: «« « 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |