Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 617   618   619   620   621   622   623   624   625  626   627   628   629   630   631   632   633   634   635  » »»

консерватории. С 1936 Г.- солист Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.  Г.
обладал сильным голосом широкого диапазона. Гос. пр. СССР за  участие  в
фильме "Щит Джургая" (1950).
   Партии:  Абио,  Цангала,  Энгичар  ("Абесалом  и   Этери",   "Даиси",
"Латавра" Палиашвили), царь Георгий ("Дареджан Коварная"  Баланчивадзе),
Мельник  ("Русалка"),  Борис  Годунов;  Собакин   ("Царская   невеста"),
Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник") и др. Н .Э.
   ГРИГОРОВИЧ, Юрий Николаевич (р. 1. 1.1927)- русский советский  артист
балета и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1946 окончил  Ленингр.
хореографич. уч-ще (педагоги Б. В. Шавров и А. А.  Писарев).  В  том  же
году был принят в кордебалет Ленингр. т-ра оперы и  балета  им.  Кирова.
Выдвинулся как одар„нный гротесковый  танцовщик  в  партиях  Половчанина
("Князь  Игорь"),  Нурали  ("Бахчисарайский  фонтан"),  Шурале  (о.   п.
Яруллина) и др. В 1947 выступил как балетмейстер,  поставив  в  Ленингр.
дворце культуры им. Горького  балеты  "Аист„нок"  Кле-банова  и  "Семеро
братьев" на муз. Варламова. Осуществил пост.-"Сказ  о  каменном  цветке"
Прокофьева  в  Т-ре  им.  Кирова  (1957,  где  позднее  исполнял  партию
Северьяна), Большом  т-ре  (1959),  Новосибирском  (1959)  и  Таллинском
(1961) т-рах оперы и балета, за рубежом -  в  стокгольмском  Королевском
т-ре оперы (1962). В этих спектаклях Г. впервые обратился к  философской
проблематике,  утвердил  балетный  симфонизм,  сквозную  танцевальность,
воплотил поэтич.  рус.  образы.  В  1961  пост.  в  Т-ре  им.  Кирова  и
Новосибирском т-ре оперы и балета "Легенду о любви" Меликова  по  Назыму
Хикмету.  Обращение  к  пластич  лейтмотивам,  полифония  кордебалетного
танца,   образность   танцевального   языка   позволили    Г,    создать
народно-философский   спектакль   с   совр.   проблематикой,    сложными
характерами.
   Лит.: С у p и ц Е., На языке танца,  "Театр",  М.,  1957,  ј  12,  с.
68-72; Карп П.. Легенда о любви, там же, 1961, .ј 9, с. 101-105. Б.Ч.
   ГРИГОРЬЕВ, Аполлон Александрович [20. VH(1. Vill).  1822-25.  IX  (7.
X). 1864]-русский критик. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та  (1842).  Лит.
деятельность начал в 1843; писал стихотворения, статьи о лит-ре и  т-ре,
помещал переводы в петерб. и моек.  журналах  и  газетах  ("Репертуар  и
Пантеон", "Отечественные записки" и др.). С 1849 Г. печатал  в  моек.  и
петерб. журналах систематич. обзоры спектаклей моек. и петерб.  т-ров  и
теоретич. статьи  о  т-ре  ("О  русской  драме  и  русской  сцене",  "Об
элементах драмы в нынешнем  русском  обществе",  "Современное  состояние
русской драматургии" и др.), статьи об отдельных выдающихся акт„рах  (Т.
Сальвини"
   П. Мочалов, П. Каратыгин, П. Садовский, П. Васильев и  др.).  С  1856
сотрудничал  в  славянофильском  журн.  "Москвитянин",   возглавив   его
"Молодую редакцию", в  к-рую  входили  писатели  А.Н.  Островский,  А.Ф.
Писемский, П. И. Мельников-Печерский, И.Ф. Горбунов и др.
   В многочисл. лит.-критич. статьях (о  комедиях  Островского,  о  рус.
лит-ре  после  Пушкина,  о  творчестве  Грибоедова,  Лермонтова,  Л.  Н.
Толстого и др.) Г. пытался обосновать свою теорию иск-ва,  названную  им
теорией   "органич.   критики".   В   основе    этой    идеалистич.    и
непоследовательной эклектич.  теории  лежит  мысль  о  том,  что  внутр.
закономерности развития иск-ва познаются интуитивно. Будучи восторженным
поклонником Островского, Г. усматривал в его произв. не обличение т„мных
сторон купеч. быта, а идеализацию патриархального, "не тронутого фальшью
цивилизации" консервативного рус. купечества.
   Взгляды Г. на иск-во и  драматургию  вызывали  резкие  возражения  со
стороны передовых критиков его  времени  -  революц.  демократов  Н.  Г.
Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Глубоко ошибочны были и взгляды Г. на
творчество акт„ра (он отрицал необходимость  образования  и  систематич.
работы над ролью, не придавал значения качеству  репертуара  и  т.  п.).
Однако театр. рецензии Г. имели  большой  успех.  Критик  разбирал  игру
акт„ров с большой тщательностью, в образной форме, со страстным пафосом,
обнаруживая при этом тонкий вкус и знание не только рус., но  и  нем.  и
франц. теоретич. трудов по сценич. иск-ву.
   Соч.: Собр. соч.,  т.  1-2,  вып.  1-14,М.,  1915-16.  Лит.:  Аполлон
Александрович Григорьев.  Материалы  к  биографии,  П.,1917;Долгова  Н.,
Аполлон Григорьев как театральный рецензент, "ЕИТ", СПБ, 1914, [вып.] V,
с. 80-96; История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958, с. 470-87. А. Кл.
   ГРИГОРЬЕВ, Михаил Александрович (1899 -  1960)  -  русский  советский
график и театральный художник. Засл. деят. иск-в  РСФСР  (1956).  театр.
деятельность начал в  1917.  Работал  гл.  обр.  в  Ленинграде.  Оформил
спектакли:  "Борис  Годунов"  (Новый   ТЮЗ,   1938),   "Борис   Годунов"
Мусоргского (Малый оперный т-р, 1939), "Александр Пушкин" Дэля (Ленингр.
драм.  т-р,  1949,  1956),  "Табачный  капитан"  Эйхенвальда  (Т-р  муз.
комедии, 1951), "Димка-Невидимка"  Коростыл„ва  и  Львовского  (Ленингр.
драм. т-р, 1956) и др.
   Лит.: Художник театра М. А. Григорьев, "Нева", 1961, .ј  1;  Выставка
произведений М. А. Григорьева. Эскизы театр.  декораций..  Каталог,  Л.,
1954. М. П.
   ГРИГОРЬЕВ, Михаил Степанович [р. 10 (22).Х1. 1890]- русский советский
литературовед,  театровед  и  критик.  Окончил  историко-филологич.  ф-т
Петерб. ун-та (1915). Лит. деятельность начал с 1922. Занимался  теорией
лит-ры ("Введение в поэтику"). Мн. работы Г. посв. драматургии  Горького
и Чехова. Вед„т педагогич. работу с 1915 (с 1922-профессор).  Преподавал
теорию и историю  .  лит-ры  во  Всесоюзном  лит.-художеств.  ин-те  им.
Брюсова в Москве, в ИФЛИ,  Моск.  ун-те,  ГИТИСе,  Ташкентском  ун-те  и
Театр. ин-те, на Высших лит. курсах  Союза  писателей  СССР,  Всесоюзном
гос. ин-те  кинематографии.  В  течение  ряда  лет  заведовал  кабинетом
Горького   и   советской    драматургии,    научно-творческим    отделом
Всероссийского театр. об-ва; был зам. председателя Президиума ВТО.
   Соч.: Сценическая композиция  чеховских  пьес,  М  1924;  Драматургия
Горького и Чехова, в кн.: Горький и  театр.  Сб.  статей,  М.-Л.,  1938;
Горький-драматург и критик, М., 1946; Советский театр.  К  тридцатилетию
советского государства, М., 1947 (редакция,  предисловие  и  статья  "На
линии огня"); Библиотека театра Горького, М.,  1946-47  (редакция  серии
выпусков,  посвященных  отдельным  пьесам  Горького  и  их   сценической
истории); К истории борьбы за социалистический реализм, М., 1959. С Г
   ГРИГОРЬЕВ, П„тр Григорьевич (Григорьев 2-й; 1807-54)- русский акт„р и
драматург-водевилист. Окончил Петерб. театр. уч-ще (1829).  С  1831  был
акт„ром Александрийского т-ра.  Исполнял  характерные  и  бытовые  роли.
Обладая даром комедийной импровизации, Г. с большим успехом  играл  роли
купцов ("купец с Апраксина рынка" в  водевиле  "Ложа  первого  яруса  на
последний  дебют  Тальони",  Русаков  -  "Не  в  свои  сани  не  садись"

Страницы: «« « 617   618   619   620   621   622   623   624   625  626   627   628   629   630   631   632   633   634   635  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия