|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 » »» консерватории. С 1936 Г.- солист Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Г.
обладал сильным голосом широкого диапазона. Гос. пр. СССР за участие в
фильме "Щит Джургая" (1950).
Партии: Абио, Цангала, Энгичар ("Абесалом и Этери", "Даиси",
"Латавра" Палиашвили), царь Георгий ("Дареджан Коварная" Баланчивадзе),
Мельник ("Русалка"), Борис Годунов; Собакин ("Царская невеста"),
Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник") и др. Н .Э.
ГРИГОРОВИЧ, Юрий Николаевич (р. 1. 1.1927)- русский советский артист
балета и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1946 окончил Ленингр.
хореографич. уч-ще (педагоги Б. В. Шавров и А. А. Писарев). В том же
году был принят в кордебалет Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова.
Выдвинулся как одар„нный гротесковый танцовщик в партиях Половчанина
("Князь Игорь"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Шурале (о. п.
Яруллина) и др. В 1947 выступил как балетмейстер, поставив в Ленингр.
дворце культуры им. Горького балеты "Аист„нок" Кле-банова и "Семеро
братьев" на муз. Варламова. Осуществил пост.-"Сказ о каменном цветке"
Прокофьева в Т-ре им. Кирова (1957, где позднее исполнял партию
Северьяна), Большом т-ре (1959), Новосибирском (1959) и Таллинском
(1961) т-рах оперы и балета, за рубежом - в стокгольмском Королевском
т-ре оперы (1962). В этих спектаклях Г. впервые обратился к философской
проблематике, утвердил балетный симфонизм, сквозную танцевальность,
воплотил поэтич. рус. образы. В 1961 пост. в Т-ре им. Кирова и
Новосибирском т-ре оперы и балета "Легенду о любви" Меликова по Назыму
Хикмету. Обращение к пластич лейтмотивам, полифония кордебалетного
танца, образность танцевального языка позволили Г, создать
народно-философский спектакль с совр. проблематикой, сложными
характерами.
Лит.: С у p и ц Е., На языке танца, "Театр", М., 1957, ј 12, с.
68-72; Карп П.. Легенда о любви, там же, 1961, .ј 9, с. 101-105. Б.Ч.
ГРИГОРЬЕВ, Аполлон Александрович [20. VH(1. Vill). 1822-25. IX (7.
X). 1864]-русский критик. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1842). Лит.
деятельность начал в 1843; писал стихотворения, статьи о лит-ре и т-ре,
помещал переводы в петерб. и моек. журналах и газетах ("Репертуар и
Пантеон", "Отечественные записки" и др.). С 1849 Г. печатал в моек. и
петерб. журналах систематич. обзоры спектаклей моек. и петерб. т-ров и
теоретич. статьи о т-ре ("О русской драме и русской сцене", "Об
элементах драмы в нынешнем русском обществе", "Современное состояние
русской драматургии" и др.), статьи об отдельных выдающихся акт„рах (Т.
Сальвини"
П. Мочалов, П. Каратыгин, П. Садовский, П. Васильев и др.). С 1856
сотрудничал в славянофильском журн. "Москвитянин", возглавив его
"Молодую редакцию", в к-рую входили писатели А.Н. Островский, А.Ф.
Писемский, П. И. Мельников-Печерский, И.Ф. Горбунов и др.
В многочисл. лит.-критич. статьях (о комедиях Островского, о рус.
лит-ре после Пушкина, о творчестве Грибоедова, Лермонтова, Л. Н.
Толстого и др.) Г. пытался обосновать свою теорию иск-ва, названную им
теорией "органич. критики". В основе этой идеалистич. и
непоследовательной эклектич. теории лежит мысль о том, что внутр.
закономерности развития иск-ва познаются интуитивно. Будучи восторженным
поклонником Островского, Г. усматривал в его произв. не обличение т„мных
сторон купеч. быта, а идеализацию патриархального, "не тронутого фальшью
цивилизации" консервативного рус. купечества.
Взгляды Г. на иск-во и драматургию вызывали резкие возражения со
стороны передовых критиков его времени - революц. демократов Н. Г.
Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Глубоко ошибочны были и взгляды Г. на
творчество акт„ра (он отрицал необходимость образования и систематич.
работы над ролью, не придавал значения качеству репертуара и т. п.).
Однако театр. рецензии Г. имели большой успех. Критик разбирал игру
акт„ров с большой тщательностью, в образной форме, со страстным пафосом,
обнаруживая при этом тонкий вкус и знание не только рус., но и нем. и
франц. теоретич. трудов по сценич. иск-ву.
Соч.: Собр. соч., т. 1-2, вып. 1-14,М., 1915-16. Лит.: Аполлон
Александрович Григорьев. Материалы к биографии, П.,1917;Долгова Н.,
Аполлон Григорьев как театральный рецензент, "ЕИТ", СПБ, 1914, [вып.] V,
с. 80-96; История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958, с. 470-87. А. Кл.
ГРИГОРЬЕВ, Михаил Александрович (1899 - 1960) - русский советский
график и театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). театр.
деятельность начал в 1917. Работал гл. обр. в Ленинграде. Оформил
спектакли: "Борис Годунов" (Новый ТЮЗ, 1938), "Борис Годунов"
Мусоргского (Малый оперный т-р, 1939), "Александр Пушкин" Дэля (Ленингр.
драм. т-р, 1949, 1956), "Табачный капитан" Эйхенвальда (Т-р муз.
комедии, 1951), "Димка-Невидимка" Коростыл„ва и Львовского (Ленингр.
драм. т-р, 1956) и др.
Лит.: Художник театра М. А. Григорьев, "Нева", 1961, .ј 1; Выставка
произведений М. А. Григорьева. Эскизы театр. декораций.. Каталог, Л.,
1954. М. П.
ГРИГОРЬЕВ, Михаил Степанович [р. 10 (22).Х1. 1890]- русский советский
литературовед, театровед и критик. Окончил историко-филологич. ф-т
Петерб. ун-та (1915). Лит. деятельность начал с 1922. Занимался теорией
лит-ры ("Введение в поэтику"). Мн. работы Г. посв. драматургии Горького
и Чехова. Вед„т педагогич. работу с 1915 (с 1922-профессор). Преподавал
теорию и историю . лит-ры во Всесоюзном лит.-художеств. ин-те им.
Брюсова в Москве, в ИФЛИ, Моск. ун-те, ГИТИСе, Ташкентском ун-те и
Театр. ин-те, на Высших лит. курсах Союза писателей СССР, Всесоюзном
гос. ин-те кинематографии. В течение ряда лет заведовал кабинетом
Горького и советской драматургии, научно-творческим отделом
Всероссийского театр. об-ва; был зам. председателя Президиума ВТО.
Соч.: Сценическая композиция чеховских пьес, М 1924; Драматургия
Горького и Чехова, в кн.: Горький и театр. Сб. статей, М.-Л., 1938;
Горький-драматург и критик, М., 1946; Советский театр. К тридцатилетию
советского государства, М., 1947 (редакция, предисловие и статья "На
линии огня"); Библиотека театра Горького, М., 1946-47 (редакция серии
выпусков, посвященных отдельным пьесам Горького и их сценической
истории); К истории борьбы за социалистический реализм, М., 1959. С Г
ГРИГОРЬЕВ, П„тр Григорьевич (Григорьев 2-й; 1807-54)- русский акт„р и
драматург-водевилист. Окончил Петерб. театр. уч-ще (1829). С 1831 был
акт„ром Александрийского т-ра. Исполнял характерные и бытовые роли.
Обладая даром комедийной импровизации, Г. с большим успехом играл роли
купцов ("купец с Апраксина рынка" в водевиле "Ложа первого яруса на
последний дебют Тальони", Русаков - "Не в свои сани не садись"
Страницы: «« « 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |