Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 622   623   624   625   626   627   628   629   630  631   632   633   634   635   636   637   638   639   640  » »»

области Г. Характеры героев-современников выражались  простыми,  ч„ткими
Г. Опираясь на традиции рус. реалистич. иск-ва,  сов.  акт„ры  стремятся
при создании внешнего облика сценич. героя подчеркнуть  характерные  для
него типич. черты, показать его классовую и социальную сущность.  Важным
этапом в развитии иск-ва Г. явился спектакль МХАТа - "Бронепоезд  14-69"
[гримы Пеклеванова (Н. П. Хмел„в), Вершинина  (В.  И.  Качалов),  Васьки
Окорока  (Н.  П.  Баталов)  и  др.].  Новаторская,  подлинно  реалистич.
постановка МХАТом пьесы "Враги" потребовала от акт„ров и  в  области  Г.
глубокого синтеза социальной и жизненно-психоло-гич.  правды.  Г.  этого
спектакля   отличались   точностью,   законченностью,   выразительностью
социальной и психологич. типизации образов [гримы Захара Бардина (В.  И.
Качалов), Николая Скро-ботова (Н. П. Хмел„в), генерала Печенегова (М. М.
Тарханов) и др.].
   Задача воплощения в  т-ре  образов  выдающихся  людей  прошлого  была
связана с серь„зной работой и в  области  Г.  В  иск-во  портретного  Г.
значит, вклад вн„с Б. В. Щукин, воссоздавший образ В. И. Ленина в  пьесе
"Человек с ружь„м" (и кинофильмах "Ленин в  Октябре"  и  "Ленин  в  1918
году"). Принципы работы  Щукина  над  портретным  Г.  нашли  развитие  в
творчестве  акт„ров,   создавших   образы   выдающихся   революционеров,
полководцев, уч„ных, композиторов, писателей прошлого и советской  эпохи
[гримы Б. А. Смирнова (В. И. Ленин -  "Кремл„вские  куранты"  и  "Третья
патетическая" Погодина, МХАТ), Н. К. Черкасова (Иван  Грозный,  Мичурин,
Маяковский - "Великий государь" Соловь„ва,  "Жизнь  в  цвету"  Довженко,
"Они знали  Маяковского"  Катаняна  в  Ленинградском  театре  драмы  им.
Пушкина), В. С. Якута (Пушкин - о. п. Глебы, в Т-ре им. Ермоловой) и мн.
др.].
   В спектаклях 1950-х гг. острые и правдивые Г. создали В. О.  Топорков
(Кругосветлов - "Плоды  просвещения",  МХАТ),  А.  Н.  Грибов  (Непряхин
-"Золотая карета" Леонова,  МХАТ),  М.  И.  Бабанова  (Кей-  "Украденная
жизнь" Каору Моримото, Т-р им. Маяковского), Г. П. Глебов (Дятел -  "Дни
нашего рождения" Мележа, Белорус. т-р им.  Я.  Купалы),  Ю.В.  То-лубеев
(Вожак - "Оптимистическая трагедия", Ле-нингр. т-р драмы  им.  Пушкина),
И. В. Ильинский (Фома Опискин - "Село Степанчиково и его  обитатели"  по
Достоевскому, Малый т-р) и др. Сов.  акт„ры  часто  меняют  Г.  по  ходу
действия  пьесы  в  зависимости  от  изменения   возраста   героя,   его
переживаний и т. д.  (напр.,'Л.  П.  Галлис  в  ролях  Гарольда  Хога  -
"Европейская хроника" Арбузова, Пьера Массубра-"Мольба о жизни"  Дюваля,
Т-р им. Ермоловой, и др.).
   Большой  вклад  в   развитие   иск-ва   Г.   в   сов.   т-ре   внесли
грим„ры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, А.  Н.  Шаргалин,  П.  Б.
Лившиц, И. В. Дорофеев и  др.  Разработкой  теоретич.  основ  иск-ва  Г.
занимался художник Р. Д. Раугул.
   В  процессе  создания  Г.   имеет   значение   костюм   (см.   Костюм
театральный),  к-рый  влияет  на  характер  и  на  цветовое  решение  Г.
Выразительность Г. в значит. степени зависит от освещения сцены: чем оно
ярче, тем Г. делается мягче, и наоборот, слабое освещение требует  более
резкого Г.
   Последовательность Г.: сначала  лицо  оформляется  нек-рыми  деталями
костюма (шляпа, шарф и т. д.), затем наклеиваются  нос  и  др.  налепки,
надевается  парик  или   делается   прич„ска   из   собственных   волос,
наклеиваются борода и усы, и  только  в  конце  производится  гримировка
красками. В основе иск-ва Г. лежит  изучение  акт„ром  структуры  своего
лица, его анатомии, расположения мышц, складок, выпуклостей и  впадин  и
т. п. Акт„р должен знать, какие изменения происходят с лицом  в  пожилом
возрасте, а также характерные признаки и общий тон молодого лица.  Кроме
возрастных Г., в т-ре,  особенно  в  последние  годы,  получили  широкое
распространение т.  н.  "национальные"  Г.,  применяемые  в  спектаклях,
посвящ„нных жизни  народов  стран  Востока  (Азии,  Африки)  и  др.  При
осуществлении этих Г. необходимо  учитывать  форму  и  строение  лицевой
части, а также горизонтальный и вертикальный профили представителей  той
или иной национальности. Горизонтальный профиль  определяется  резкостью
выступов скуловых костей, вертикальный - выступами челюсти.  Существенно
важными признаками в нац. Г. являются:  строешлазных  век,  форма  носа,
толщина губ, цвет глаз, фЬдЕа, цвет и  длина  волос  на  голове,  форма,
цввдс бродьй% усов, цвет кожи. Вместе с тем в этих Г., канеобходимо  учитывать  индивидуальные'   данные"   персонажа:   возраст,
социальное положение, профессию, эпоху и др.
   Важнейшим творч. источником для сов. акт„ра и художника в определении
Г. для каждой роли являются наблюдения над окружающей  жизнью,  изучение
типич. черт внешности людей, связи их с характером и типом человека, его
внутр. состоянием и пр.
   Работа  акт„ра  над  Г.  сопровождается  изучением  лит.,   историч.,
этнографич. и изобразит, материала,  способствующего  лучшему  раскрытию
пьесы. В период репетиц. работы акт„р совм. с режисс„ром,  художником  и
художником-грим„ром  определяет  Г.  в  соответствии  с  общим  замыслом
спектакля и приводит свой замысел Г. в исполнение. Окончат,  вариант  Г.
обычно  фиксируется  в  период  генеральных  репетиций.  В   последующих
спектаклях акт„р, обогащая свой сценич, образ новыми чертами, уточняет и
Г.
   Техника театрального Г. Иск-во Г.  требует  умения  владеть  техникой
гримировки, умения  пользоваться  гримировальными  красками,  волосяными
изделиями (парик,  борода,  усы),  объ„мными  на-лепками  и  наклейками.
Гримировальные краски дают  возможность  живописными  при„мами  изменять
лицо акт„ра. Общий тон, тени,  блики,  создающие  впечатление  впадин  и
выпуклостей, штрихи, образующие на  лице  складки,  изменяющие  форму  и
характер глаз, бровей, губ и т. п., могут придать лицу акт„ра совершенно
иной характер. Прич„ска, парик, меняя  внешность  персонажа,  определяют
его истхэрич., социальную принадлежность (напр., пудреные парики 18  в.,
женские прич„ски с локонами 1 в.) и имеют значение также для определения
характера персонажа.
   Для сильного изменения формы лица, к-рое  нельзя  осуществить  одними
красками,   применяются   объ„мные   налепки,и    наклейки.    Изменение
малоподвижных частей лиЦа (гл. обр. носа) достигается с помощью  налепок
из клейкого цветного пластыря (  т.  н.  гуммоза).  Для  утолщения  щ„к,
подбородка, шеи употребляются наклейки из ваты, трикотажа, марли и крепа
телесного цвета. В СССР разработан новый вид наклеек из губчатой  резины
- т. н. пластич. Г., к-рый применяется в тех  случаях,  когда  требуется
значит,  деформация  лица  акт„ра.  Щад  пластина  резиновыми  наей-ками
впервые начал работать в 1930 Р. Д. Раугул. Особенно часто к пластич. Г.
прибегают, при осуществлении портретных и характерных Г. Пластич. Г.,  в

Страницы: «« « 622   623   624   625   626   627   628   629   630  631   632   633   634   635   636   637   638   639   640  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия