Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 » »» области Г. Характеры героев-современников выражались простыми, ч„ткими Г. Опираясь на традиции рус. реалистич. иск-ва, сов. акт„ры стремятся при создании внешнего облика сценич. героя подчеркнуть характерные для него типич. черты, показать его классовую и социальную сущность. Важным этапом в развитии иск-ва Г. явился спектакль МХАТа - "Бронепоезд 14-69" [гримы Пеклеванова (Н. П. Хмел„в), Вершинина (В. И. Качалов), Васьки Окорока (Н. П. Баталов) и др.]. Новаторская, подлинно реалистич. постановка МХАТом пьесы "Враги" потребовала от акт„ров и в области Г. глубокого синтеза социальной и жизненно-психоло-гич. правды. Г. этого спектакля отличались точностью, законченностью, выразительностью социальной и психологич. типизации образов [гримы Захара Бардина (В. И. Качалов), Николая Скро-ботова (Н. П. Хмел„в), генерала Печенегова (М. М. Тарханов) и др.]. Задача воплощения в т-ре образов выдающихся людей прошлого была связана с серь„зной работой и в области Г. В иск-во портретного Г. значит, вклад вн„с Б. В. Щукин, воссоздавший образ В. И. Ленина в пьесе "Человек с ружь„м" (и кинофильмах "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году"). Принципы работы Щукина над портретным Г. нашли развитие в творчестве акт„ров, создавших образы выдающихся революционеров, полководцев, уч„ных, композиторов, писателей прошлого и советской эпохи [гримы Б. А. Смирнова (В. И. Ленин - "Кремл„вские куранты" и "Третья патетическая" Погодина, МХАТ), Н. К. Черкасова (Иван Грозный, Мичурин, Маяковский - "Великий государь" Соловь„ва, "Жизнь в цвету" Довженко, "Они знали Маяковского" Катаняна в Ленинградском театре драмы им. Пушкина), В. С. Якута (Пушкин - о. п. Глебы, в Т-ре им. Ермоловой) и мн. др.]. В спектаклях 1950-х гг. острые и правдивые Г. создали В. О. Топорков (Кругосветлов - "Плоды просвещения", МХАТ), А. Н. Грибов (Непряхин -"Золотая карета" Леонова, МХАТ), М. И. Бабанова (Кей- "Украденная жизнь" Каору Моримото, Т-р им. Маяковского), Г. П. Глебов (Дятел - "Дни нашего рождения" Мележа, Белорус. т-р им. Я. Купалы), Ю.В. То-лубеев (Вожак - "Оптимистическая трагедия", Ле-нингр. т-р драмы им. Пушкина), И. В. Ильинский (Фома Опискин - "Село Степанчиково и его обитатели" по Достоевскому, Малый т-р) и др. Сов. акт„ры часто меняют Г. по ходу действия пьесы в зависимости от изменения возраста героя, его переживаний и т. д. (напр.,'Л. П. Галлис в ролях Гарольда Хога - "Европейская хроника" Арбузова, Пьера Массубра-"Мольба о жизни" Дюваля, Т-р им. Ермоловой, и др.). Большой вклад в развитие иск-ва Г. в сов. т-ре внесли грим„ры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, А. Н. Шаргалин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретич. основ иск-ва Г. занимался художник Р. Д. Раугул. В процессе создания Г. имеет значение костюм (см. Костюм театральный), к-рый влияет на характер и на цветовое решение Г. Выразительность Г. в значит. степени зависит от освещения сцены: чем оно ярче, тем Г. делается мягче, и наоборот, слабое освещение требует более резкого Г. Последовательность Г.: сначала лицо оформляется нек-рыми деталями костюма (шляпа, шарф и т. д.), затем наклеиваются нос и др. налепки, надевается парик или делается прич„ска из собственных волос, наклеиваются борода и усы, и только в конце производится гримировка красками. В основе иск-ва Г. лежит изучение акт„ром структуры своего лица, его анатомии, расположения мышц, складок, выпуклостей и впадин и т. п. Акт„р должен знать, какие изменения происходят с лицом в пожилом возрасте, а также характерные признаки и общий тон молодого лица. Кроме возрастных Г., в т-ре, особенно в последние годы, получили широкое распространение т. н. "национальные" Г., применяемые в спектаклях, посвящ„нных жизни народов стран Востока (Азии, Африки) и др. При осуществлении этих Г. необходимо учитывать форму и строение лицевой части, а также горизонтальный и вертикальный профили представителей той или иной национальности. Горизонтальный профиль определяется резкостью выступов скуловых костей, вертикальный - выступами челюсти. Существенно важными признаками в нац. Г. являются: строешлазных век, форма носа, толщина губ, цвет глаз, фЬдЕа, цвет и длина волос на голове, форма, цввдс бродьй% усов, цвет кожи. Вместе с тем в этих Г., канеобходимо учитывать индивидуальные' данные" персонажа: возраст, социальное положение, профессию, эпоху и др. Важнейшим творч. источником для сов. акт„ра и художника в определении Г. для каждой роли являются наблюдения над окружающей жизнью, изучение типич. черт внешности людей, связи их с характером и типом человека, его внутр. состоянием и пр. Работа акт„ра над Г. сопровождается изучением лит., историч., этнографич. и изобразит, материала, способствующего лучшему раскрытию пьесы. В период репетиц. работы акт„р совм. с режисс„ром, художником и художником-грим„ром определяет Г. в соответствии с общим замыслом спектакля и приводит свой замысел Г. в исполнение. Окончат, вариант Г. обычно фиксируется в период генеральных репетиций. В последующих спектаклях акт„р, обогащая свой сценич, образ новыми чертами, уточняет и Г. Техника театрального Г. Иск-во Г. требует умения владеть техникой гримировки, умения пользоваться гримировальными красками, волосяными изделиями (парик, борода, усы), объ„мными на-лепками и наклейками. Гримировальные краски дают возможность живописными при„мами изменять лицо акт„ра. Общий тон, тени, блики, создающие впечатление впадин и выпуклостей, штрихи, образующие на лице складки, изменяющие форму и характер глаз, бровей, губ и т. п., могут придать лицу акт„ра совершенно иной характер. Прич„ска, парик, меняя внешность персонажа, определяют его истхэрич., социальную принадлежность (напр., пудреные парики 18 в., женские прич„ски с локонами 1 в.) и имеют значение также для определения характера персонажа. Для сильного изменения формы лица, к-рое нельзя осуществить одними красками, применяются объ„мные налепки,и наклейки. Изменение малоподвижных частей лиЦа (гл. обр. носа) достигается с помощью налепок из клейкого цветного пластыря ( т. н. гуммоза). Для утолщения щ„к, подбородка, шеи употребляются наклейки из ваты, трикотажа, марли и крепа телесного цвета. В СССР разработан новый вид наклеек из губчатой резины - т. н. пластич. Г., к-рый применяется в тех случаях, когда требуется значит, деформация лица акт„ра. Щад пластина резиновыми наей-ками впервые начал работать в 1930 Р. Д. Раугул. Особенно часто к пластич. Г. прибегают, при осуществлении портретных и характерных Г. Пластич. Г., в Страницы: «« « 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |