Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 » »» противоположность обычным театр. налепкам и наклейкам, гибок, эластичен, почти не связывает 'движений лицевых мускулов; при мимич. движениях на его поверхности образуются естеств. складки. Пористость Г. да„т возможность дышать коже. Процесс изготовления пластич. Г. включает в себя значит, количество операций: с лица акт„ра снимается гипсовая форма-маска, т. н. негативная, с негативной маски отливается позитивная маска-модель, соответствующая форме и рельефу лица акт„ра; с помощью пластилина на маске-модели вылепливаются те части лица, к-рые нуждаются в деформировании; маска (или часть е„) укрепляется в ме-таллич. кольцо-опоку. На "пуансон" (выпуклое изображение) ставится второе кольцо-опока, в которое заливается гипс, принимающий вогнутую форму вылепленной из пластилина детали на "пуансоне". После разъя-тия пресс-формы и удаления пластилина, в образовавшуюся пустоту заливается спец. губчатая каучуковая смесь. Формы закрываются и отпрессовываются, пресс-форма помещается в шкаф-термостат с высокой температурой, где каучук проходит процесс вулканизации и приобретает качества губчатой резины. Изготовленная таким образом пластич. наклейка прикрепляется к лицу акт„ра спец. каучуковым клеем, е„ края, сходящие на нет, заглаживаются спец. каучуковой пастой, затем вся наклейка покрывается пластич. гримировальными красками. Пластич. наклейка при бережном с ней обращении может быть использована неоднократно. Гримировальные краски состоят из жирной массы, приготовленной по спец. рецептам (из белого. вазелина, белого воска и пр.) и окрашенной в разные цвета минеральными красителями. Из этой массы делают наборы гримировальных карандашей или кубиков, к-рыми заполняют ячейки гримировальных ящиков. Изготовлением гримировальных красок занимаются спец. фабрики (в Советском Союзе фабрика при ВТО и др.). Г. в театре Востока сохраняет условный характер. В китайском театре Г. появляется в эпоху Юань (1280-1368) (маска известна в Китае еще в эпоху Тан, 618-907). Более подробные сведения о Г. относятся к эпохе Мин (1368-1644). Первоначально раскрашивались лишь переносица и глазные впадины. Подобный Г. применялся для акт„ров, выступавших на амплуа "цзин" (злодеи, коварные предатели и пр. от-рицат. персонажи), к-рое поэтому и получило второе назв. "хуалянь" - "раскрашенное лицо". Раньше др. исполнителей начали применять Г. и акт„ры на амплуа "чау" (комич. герой, мелкий негодяй). Для кит. т-ра характерен разноцветный Г. (его не применяют лишь акт„ры, играющие женщин, молодых уч„ных, нек-рых гражд. чиновников). Акт„ры накладывают на лицо густые мазки ярких красок, образующих определ„нный рисунок, к-рый указывает зрителю, кем является данный персонаж пьесы, каково его происхождение, обществ, положение, характер, какая судьба его ожидает и т. п. Используются краски 12 цветов: красный (обозначает верность и честность), ж„лтый (принадлежность к имп. роду, а также одар„нность и опытность), синий (деспотичность и надменность, а также варварское происхождение), белый (коварство и свирепость), ч„рный (непреклонность и грубую силу; для ролей сановников - честность и неподкупность), фиолетовый (хладнокровие, внимательность, прямодушие), зел„ный (жестокость и свирепость), розовый (добрые чувства, верность и правдивость, употребляется исполнителями роли почтенного человека на склоне лет), золотой и серебряный (обозначает сверхъес-теств. силу, богов, духов, оборотней), серый, красно-бурый (показывает старость и слабость героя). Лица акт„ров обычно расписываются разными красками, для того чтобы в расцветке Г. и в его рисунке показать сложность характера данного персонажа. Для каждого персонажа устанавливается традиционный рисунок, к-рый иногда отражает и мелкие подробности, характеризующие этот персонаж. Для положит. героев характерна симметричная раскраска, а для отрицательных - асимметричная. Для комич. персонажа Чоу обязательна белая "бабочка" на переносице, к-рая захватывает иногда и глазные впадины. В различных видах местного традиц. т-ра существуют многочисл. способы гримировки и особые рисунки. Наиболее сложен Г. в пекинской муз. драме (цзинц-зюй), где насчитывается более 700 типов раскраски лиц. В каждой труппе имеется своя книга Г., к-рая раньше являлась тайной труппы. Кроме раскраски лиц, большую роль в гримировке акт„ра играют парики, усы, брови и борода. Их насчитывают до 40 разновидностей пяти цветов: ч„рного, белого, ж„лтого, красного и лилового. В инд. т-ре все персонажи делятся на 5 групп: 1) Г. богов и героев. Состоит из 5 параллельных полос (выполненных рисовой пастой), идущих через вс„ лицо от уха до уха, общая раскраска лица - зел„ная, обводка глаз - зел„ная. 2) Г. отрицат. персонажей, к-рые являются врагами богов. Состоит из 5 полос рисовой пасты вокруг подбородка, рисовая паста накладывается также над верхней губой и над глазами, на носу делается крупная шишка. Общая окраска всего лица зел„ная, кроме скул, к-рые окрашены в красный цвет. 3) Г. лесных жителей, полудемонич. и подузвериных существ. Обязательна ж„сткая борода красного или белого цвета. 4) Г. демонов женского пола. Лица выкрашены в ч„рный цвет, а в рот вставлены большие белые клыки. 5) Г. отшельников, мудрецов, богинь, цариц. Состоит из белой рисовой пудры. У персонажей отшельников верхняя часть тела обсыпается полосами из пепла, они надевают длинные бороды из конопляных волокон. В япон. т-ре наиболее характерным в технике Г. является т. н. при„м кумадори. Он заключается в нанесении различных резких линий на лицо акт„ра, что производит эффект, органически присущий т-ру Ка-буки. Этот при„м был изобрет„н в конце 18 в. акт„ром Итикава Дандзюро I, к-рый первым применил его, имитируя Г. китайской драмы. Г. кумадори применяется при исполнении ролей богатырей, обладающих сверхчеловеческой магич. силой, героев-воинов. В 19 в. кумадори получил широкое распространение в токийском т-ре Кабуки (было выработано 60-70 различных типов кумадори; в наст. время применяется не более 10). Линии кумадори наносятся для резкого подч„ркивания естественных линий лица. Осн. цвета - красный (обозначает страсть, справедливость, доблесть), синий (зло, волшебную силу), ч„рный. В ролях ара-гота - героев-богатырей, линии кумадори наносятся также на руки и на ноги. Лит.: Ленский А. П., Заметки о мимике и гриме, в кн.: Александр Павлович Ленский. Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Соч., т. 1, М., 1954, с. 113-125;КажданА.И., К вопросу о методике преподавания грима, в кн.: Записки Государственного Института театрального искусства им. Луначарского, М.-Л., 1940; его же, О работе акт„ра над гримом, "Театр", 1954, ј 6; Лившиц П. Б." Сценический грим, Л.-М., 1939;Р а у г у л Р. Страницы: «« « 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |