Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 623   624   625   626   627   628   629   630   631  632   633   634   635   636   637   638   639   640   641  » »»

противоположность обычным театр. налепкам и наклейкам, гибок, эластичен,
почти не связывает 'движений лицевых мускулов; при мимич.  движениях  на
его  поверхности  образуются  естеств.  складки.  Пористость   Г.   да„т
возможность дышать коже. Процесс изготовления  пластич.  Г.  включает  в
себя значит, количество  операций:  с  лица  акт„ра  снимается  гипсовая
форма-маска, т. н. негативная, с негативной маски отливается  позитивная
маска-модель, соответствующая форме и рельефу  лица  акт„ра;  с  помощью
пластилина на маске-модели вылепливаются те части лица, к-рые  нуждаются
в  деформировании;  маска  (или  часть  е„)  укрепляется  в   ме-таллич.
кольцо-опоку.  На  "пуансон"  (выпуклое  изображение)  ставится   второе
кольцо-опока, в которое  заливается  гипс,  принимающий  вогнутую  форму
вылепленной  из  пластилина  детали  на  "пуансоне".   После   разъя-тия
пресс-формы и удаления пластилина, в образовавшуюся  пустоту  заливается
спец. губчатая каучуковая смесь. Формы закрываются  и  отпрессовываются,
пресс-форма помещается в  шкаф-термостат  с  высокой  температурой,  где
каучук проходит процесс вулканизации  и  приобретает  качества  губчатой
резины. Изготовленная таким образом пластич.  наклейка  прикрепляется  к
лицу  акт„ра  спец.  каучуковым  клеем,  е„  края,  сходящие   на   нет,
заглаживаются спец. каучуковой пастой, затем  вся  наклейка  покрывается
пластич. гримировальными красками. Пластич. наклейка при бережном с  ней
обращении может быть использована неоднократно.
   Гримировальные краски состоят  из  жирной  массы,  приготовленной  по
спец. рецептам (из белого. вазелина, белого воска и пр.) и окрашенной  в
разные цвета минеральными  красителями.  Из  этой  массы  делают  наборы
гримировальных  карандашей  или   кубиков,   к-рыми   заполняют   ячейки
гримировальных ящиков. Изготовлением  гримировальных  красок  занимаются
спец. фабрики (в Советском Союзе фабрика при ВТО и др.).
   Г. в театре Востока сохраняет условный характер. В  китайском  театре
Г. появляется в эпоху Юань (1280-1368) (маска известна  в  Китае  еще  в
эпоху Тан, 618-907). Более подробные сведения о Г. относятся к эпохе Мин
(1368-1644). Первоначально  раскрашивались  лишь  переносица  и  глазные
впадины. Подобный Г.  применялся  для  акт„ров,  выступавших  на  амплуа
"цзин" (злодеи, коварные предатели и  пр.  от-рицат.  персонажи),  к-рое
поэтому и получило второе назв. "хуалянь" - "раскрашенное лицо".  Раньше
др. исполнителей начали применять Г. и акт„ры на  амплуа  "чау"  (комич.
герой, мелкий негодяй).
   Для кит. т-ра характерен  разноцветный  Г.  (его  не  применяют  лишь
акт„ры, играющие женщин, молодых  уч„ных,  нек-рых  гражд.  чиновников).
Акт„ры  накладывают  на  лицо  густые  мазки  ярких  красок,  образующих
определ„нный рисунок,  к-рый  указывает  зрителю,  кем  является  данный
персонаж пьесы, каково его происхождение, обществ, положение,  характер,
какая судьба его ожидает и т. п. Используются краски 12 цветов:  красный
(обозначает верность и честность), ж„лтый (принадлежность к имп. роду, а
также одар„нность и опытность), синий (деспотичность  и  надменность,  а
также варварское происхождение), белый (коварство и свирепость),  ч„рный
(непреклонность и грубую  силу;  для  ролей  сановников  -  честность  и
неподкупность), фиолетовый (хладнокровие,  внимательность,  прямодушие),
зел„ный (жестокость и свирепость), розовый (добрые чувства,  верность  и
правдивость, употребляется исполнителями  роли  почтенного  человека  на
склоне лет), золотой  и  серебряный  (обозначает  сверхъес-теств.  силу,
богов, духов, оборотней), серый,  красно-бурый  (показывает  старость  и
слабость героя). Лица акт„ров обычно расписываются разными красками, для
того чтобы в расцветке Г. и в его рисунке показать  сложность  характера
данного персонажа. Для каждого  персонажа  устанавливается  традиционный
рисунок, к-рый иногда отражает  и  мелкие  подробности,  характеризующие
этот персонаж. Для положит. героев характерна симметричная раскраска,  а
для отрицательных - асимметричная. Для комич. персонажа Чоу  обязательна
белая "бабочка"  на  переносице,  к-рая  захватывает  иногда  и  глазные
впадины.
   В различных видах местного традиц. т-ра существуют многочисл. способы
гримировки и особые рисунки. Наиболее сложен Г. в пекинской  муз.  драме
(цзинц-зюй), где насчитывается более 700 типов раскраски лиц.  В  каждой
труппе имеется своя книга Г., к-рая раньше являлась тайной труппы. Кроме
раскраски лиц, большую роль в  гримировке  акт„ра  играют  парики,  усы,
брови и  борода.  Их  насчитывают  до  40  разновидностей  пяти  цветов:
ч„рного, белого, ж„лтого, красного и лилового.
   В инд. т-ре все персонажи делятся на 5 групп: 1) Г. богов  и  героев.
Состоит из 5 параллельных полос  (выполненных  рисовой  пастой),  идущих
через вс„ лицо от уха до уха, общая раскраска лица  -  зел„ная,  обводка
глаз - зел„ная. 2) Г. отрицат. персонажей, к-рые являются врагами богов.
Состоит из 5  полос  рисовой  пасты  вокруг  подбородка,  рисовая  паста
накладывается также над верхней губой и над глазами,  на  носу  делается
крупная шишка. Общая окраска  всего  лица  зел„ная,  кроме  скул,  к-рые
окрашены  в  красный  цвет.  3)  Г.  лесных  жителей,   полудемонич.   и
подузвериных существ. Обязательна ж„сткая  борода  красного  или  белого
цвета. 4) Г. демонов женского пола. Лица выкрашены в ч„рный  цвет,  а  в
рот вставлены большие белые клыки. 5) Г. отшельников, мудрецов,  богинь,
цариц. Состоит из белой рисовой пудры. У персонажей отшельников  верхняя
часть тела обсыпается полосами из пепла, они надевают длинные бороды  из
конопляных волокон.
   В япон. т-ре наиболее характерным в технике Г. является т.  н.  при„м
кумадори. Он заключается в нанесении  различных  резких  линий  на  лицо
акт„ра, что производит эффект, органически присущий т-ру  Ка-буки.  Этот
при„м был изобрет„н в конце 18 в.  акт„ром  Итикава  Дандзюро  I,  к-рый
первым  применил  его,  имитируя  Г.  китайской   драмы.   Г.   кумадори
применяется при исполнении ролей богатырей, обладающих сверхчеловеческой
магич.  силой,  героев-воинов.  В  19  в.   кумадори   получил   широкое
распространение в токийском т-ре Кабуки (было выработано 60-70 различных
типов кумадори; в наст. время применяется не более 10).  Линии  кумадори
наносятся для резкого подч„ркивания естественных линий лица. Осн.  цвета
- красный (обозначает страсть, справедливость,  доблесть),  синий  (зло,
волшебную силу), ч„рный. В  ролях  ара-гота  -  героев-богатырей,  линии
кумадори наносятся также на руки и на ноги.
   Лит.: Ленский А. П., Заметки о  мимике  и  гриме,  в  кн.:  Александр
Павлович  Ленский.  Статьи.  Письма.  Записки,   2   изд.,   М.,   1950;
Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Соч., т.  1,  М.,  1954,  с.
113-125;КажданА.И., К вопросу о  методике  преподавания  грима,  в  кн.:
Записки   Государственного   Института   театрального   искусства    им.
Луначарского, М.-Л., 1940; его же, О работе акт„ра над гримом,  "Театр",
1954, ј 6; Лившиц П. Б." Сценический грим, Л.-М., 1939;Р а у г  у  л  Р.

Страницы: «« « 623   624   625   626   627   628   629   630   631  632   633   634   635   636   637   638   639   640   641  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия