Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 632   633   634   635   636   637   638   639   640  641   642   643   644   645   646   647   648   649   650  » »»

трагедийного жанра явилась пьеса  Дадиани  "Тетнульд"  (1931),  действие
к-рой происходит в Сванетии, где ко времени установления Сов. власти еще
господствовал родовой уклад. Развитие новых социалистич.  форм  жизни  и
быта сталкивается с суеверием, с дикими предрассудками, старыми  нравами
и  обычаями.  Борьба  между  отмирающим  старым   и   восходящим   новым
завершается торжеством новой  жизни.  Широкое  распространение  получила
историко-революц. драма "Из  искры"  (1937),  воспроизводящая  волнующие
эпизоды  героической  истории  Коммунистической  партии,  но  отразившая
влияние культа личности И. В. Сталина.
   В    драматургии    Шаншиашвили    нашли    выражение    приподнятое,
романтизированное изображение действительности,  стремление  к  созданию
монументальных сценич. картин, динамичность действия, характерные для Г.
д. Эти черты проявились уже в его историч. пьесе "Герои  Эрети"  (1924),
посв.   мужественной   борьбе   груз.    крестьянства    против    своих
угнетателей-князей и феодалов. С  наибольшей  полнотой  эти  особенности
драматургич. стиля Шаншиашвили  нашли  выражение  в  его  пьесе  "Анзор"
(1928), написанной по известной пьесе Вс.  Иванова  "Бронепоезд  14-69".
Крупнейшее драматич. произв. С.  Шаншиашвили  -  героич.  драма  "Арсен"
(1936) - большое художественное полотно, рисующее самоотверженную борьбу
груз. крестьянства против крепостного строя и царизма в  нач.  19  в.  В
центре  пьесы  -  монументальный  образ   вождя   восстания   -   Арсена
Одзелашвили. Разрабатывая преимущественно историч.  и  историко-революц.
темы, С. Шаншиашвили написал неск. пьес и на темы  нашей  современности:
"Трое" (1931) о братской дружбе народов Закавказья,  "Поладаури"  (1938)
об укреплении колхозного строя в Грузии.
   Жанр сатирич. комедии развивает в конце 20-х гг. популярная пьеса  П.
Какабадзе "Кваркваре Тута-бери" (1929). Удачно использовав  мотивы  нац.
фольклора, драматург создал образ пройдохи и авантюриста, выплывшего  на
поверхность общественной жизни в смутные времена последних дней  царизма
и  кратковременного  господства  в  Грузии  меньшевистских   правителей.
Острый, занимательно развивающийся сюжет, живые образы действующих  лиц,
яркий, выразительный язык обеспечили успех  этой  пьесы.  Имя  Кваркваре
Тутабери вошло в обиход  нар.  речи  как  нарицательное  имя,  клеймящее
авантюризм, политич. приспособленчество. Большой успех выпал на  долю  и
др. комедии П. Какабадзе -  "Свадьба  колхозника"  (1938),  высмеивающей
пережитки в быту и сознании людей.
   Во 2-й пол. 30-х гг. в груз. драматургии появились произв.,  рисующие
образы сов. людей, строителей новой жизни.  Поэт  К.  Каладзе,  начавший
свою драматургич. деятельность историко-революц.  драмой  "Рогор"  ("Как
это  было",  1929),  написал  пьесу  "Хатидже"  (1930)  о   формировании
характера нового человека  в  борьбе  с  пережитками  прошлого.  За  ней
последовали пьесы "Тревога" А.Мирцхулава и "Обруч" П. Самсонидзе  (1932)
-  первые  пьесы  о  зарождении  и  развитии   колхозного   строя.   Они
свидетельствовали о стремлении груз. драматургов создать  образы  героев
нашего времени. Значит, успехи в этой области были достигнуты в 30-е гг.
Одно из лучших произв. Г. д.  этого  периода  -  "Поколение  героев"  С.
Клдиашви-ли (1937). Пронизанная чувством  сов.  патриотизма,  эта  пьеса
изображает борьбу груз. народа за  превращение  заболоченной  Колхидской
низменности в цветущий сад цитрусовых  культур.  Близка  этой  пьесе  по
своему идейно-тематич. содержанию пьеса И. Ваке-ли "Зависть" (1938), где
был создан  живой  образ  нашего  современника.  И.  Вакели  принадлежит
комедия "Апракуне  Чимчимели"  (1934),  направленная  против  пережитков
старых нравов, и несколько историч. драм -  "Георгий  Саакадзе"  (1939),
"Шамиль" (1935), "Царица Тамара" (1948).
   В 30-х гг. в репертуаре груз. т-ров появились пьесы, посв. жизни сов.
интеллигенции: лирич.  драмы  В.  Габескирия  "Повесть  о  них"  (1939),
"Любимый двор", "Одинокий", в к-рых автор  опоэтизировал  мир  чувств  и
переживаний простых советских людей. В эти же годы на сцене  груз.  т-ра
пост. пьесы Г. Баазова "Немые заговорили"  (1932)  о  глубоких  сдвигах,
происшедших  в  сов.  время   в   жизни   и   быту   груз.   евреев,   и
историко-революц.   драма   "Ицка   Рижинашвили"   (1937)   о    подъ„ме
пролетарского революц. движения в Грузии в нач. 20 в.  Широкое  развитие
получила  в  30-40-е  гг.  драматургия  для  детей  и  юношества  ("Ладо
Кецховели", "Нацаркекия" Г. На-хуцришвили  и  Б.  Гамрекели,  "Сурамская
крепость" Мтварадзе по Д. Чонкадзе).  К  30-м  гг.  относится  и  начало
творч. деятельности Г. Мдивани,  пьесы  к-рого  отличаются  публицистич.
остротой,  актуальностью.  В  дни  героич.  борьбы  исп.  народа  против
междунар. фашистской реакции Г. Мдивани  написал  пьесу  "Аль-касар",  в
годы Великой Отечественной войны  -  пьесы,  отразившие  боевые  подвиги
советского  народа  ("Батальон  ид„т  на  Запад",   "Партизаны",   "Небо
Москвы"), вошедшие в репертуар многих театров СССР.
   Героич. борьба сов.  народа  против  немецко-фашист-ских  захватчиков
отражена в пьесах "Оленье ущелье" (1944)  С.  Клдиашвили,  "Непобедимые"
(1945) Л. Го-туа. Образ сов. воина, победоносно вышедшего из огня и бурь
Отечественной войны, создал Г. Шатбе-рашвили в пьесе "Гора дум"  (1945);
героич. оборона Кавказа в дни Великой Отечественной войны отражена в др.
пьесе Г. Шатберашвили "Железный панцырь". В  годы  войны  были  написаны
историч.  пьесы  "Герои  Крцаниси"  Шаншиашвили  о  мужестве  и  отваге,
проявленных груз. народом  в  борьбе  против  кровавых  полчищ  иранских
поработителей,  о  груз.  царе  Ираклии  II,  с  именем  к-рого  связано
осуществление вековой мечты  грузинского  народа  о  дружбе  и  союзе  с
Россией; "Георгий Саакадзе" Шаншиашвили,
   "Царь Ираклий"  и  "Давид-Строитель"  Готу  а,  "Дочь  Жамтабера"  М.
Джапаридзе. В военные годы создана  и  историко-революционная  драма  В.
Дарасе-ли "Киквидзе"-лучшая груз. пьеса о гражданской войне.
   Во 2-й пол.  40-х  гг.  в  груз.  драматургии  наметилось  чрезмерное
увлечение  историч.  тематикой,  появились  также  пьесы,  поверхностно,
обедн„нно представляющие сов. действительность, а порой и искажающие е„.
Постановление ЦК КПСС о репертуаре  драм.  т-ров  (1946)  помогло  груз.
драматургам преодолеть эти недостатки. В конце 40-х  гг.  в  драматургию
вступил  поэт  И.  Мосашвили.  Его  пьесы  "Начальник  станции"  (1947),
"Потопленные камни" (1949) и "Его звезда"  (1950)  посвящены  актуальным
вопросам совр. жизни. В пьесе  "Путь  в  грядущее"  Мосашвили  воссоздал
историч. обстановку, обусловившую глубокий поворот в жизни груз.  народа
-присоединение Грузии к России. Вызванные этим историч.  актом  глубокие
обновления и изменения в жизни груз. народа отобразил и М. Мревлишеили в
сво„м  первом  драм.  произв.  "Николоз  Бараташвили".  В  пьесе   "Очаг
Харатели" (1949) Мревлишвили рассказал о трудовой жизни груз.  колхозной
деревни   в   годы   Отечественной   войны,    нарисовал    полнокровные
художественные   образы   передовых   крестьян.   Последующие    произв.

Страницы: «« « 632   633   634   635   636   637   638   639   640  641   642   643   644   645   646   647   648   649   650  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия