|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 » »» трагедийного жанра явилась пьеса Дадиани "Тетнульд" (1931), действие
к-рой происходит в Сванетии, где ко времени установления Сов. власти еще
господствовал родовой уклад. Развитие новых социалистич. форм жизни и
быта сталкивается с суеверием, с дикими предрассудками, старыми нравами
и обычаями. Борьба между отмирающим старым и восходящим новым
завершается торжеством новой жизни. Широкое распространение получила
историко-революц. драма "Из искры" (1937), воспроизводящая волнующие
эпизоды героической истории Коммунистической партии, но отразившая
влияние культа личности И. В. Сталина.
В драматургии Шаншиашвили нашли выражение приподнятое,
романтизированное изображение действительности, стремление к созданию
монументальных сценич. картин, динамичность действия, характерные для Г.
д. Эти черты проявились уже в его историч. пьесе "Герои Эрети" (1924),
посв. мужественной борьбе груз. крестьянства против своих
угнетателей-князей и феодалов. С наибольшей полнотой эти особенности
драматургич. стиля Шаншиашвили нашли выражение в его пьесе "Анзор"
(1928), написанной по известной пьесе Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69".
Крупнейшее драматич. произв. С. Шаншиашвили - героич. драма "Арсен"
(1936) - большое художественное полотно, рисующее самоотверженную борьбу
груз. крестьянства против крепостного строя и царизма в нач. 19 в. В
центре пьесы - монументальный образ вождя восстания - Арсена
Одзелашвили. Разрабатывая преимущественно историч. и историко-революц.
темы, С. Шаншиашвили написал неск. пьес и на темы нашей современности:
"Трое" (1931) о братской дружбе народов Закавказья, "Поладаури" (1938)
об укреплении колхозного строя в Грузии.
Жанр сатирич. комедии развивает в конце 20-х гг. популярная пьеса П.
Какабадзе "Кваркваре Тута-бери" (1929). Удачно использовав мотивы нац.
фольклора, драматург создал образ пройдохи и авантюриста, выплывшего на
поверхность общественной жизни в смутные времена последних дней царизма
и кратковременного господства в Грузии меньшевистских правителей.
Острый, занимательно развивающийся сюжет, живые образы действующих лиц,
яркий, выразительный язык обеспечили успех этой пьесы. Имя Кваркваре
Тутабери вошло в обиход нар. речи как нарицательное имя, клеймящее
авантюризм, политич. приспособленчество. Большой успех выпал на долю и
др. комедии П. Какабадзе - "Свадьба колхозника" (1938), высмеивающей
пережитки в быту и сознании людей.
Во 2-й пол. 30-х гг. в груз. драматургии появились произв., рисующие
образы сов. людей, строителей новой жизни. Поэт К. Каладзе, начавший
свою драматургич. деятельность историко-революц. драмой "Рогор" ("Как
это было", 1929), написал пьесу "Хатидже" (1930) о формировании
характера нового человека в борьбе с пережитками прошлого. За ней
последовали пьесы "Тревога" А.Мирцхулава и "Обруч" П. Самсонидзе (1932)
- первые пьесы о зарождении и развитии колхозного строя. Они
свидетельствовали о стремлении груз. драматургов создать образы героев
нашего времени. Значит, успехи в этой области были достигнуты в 30-е гг.
Одно из лучших произв. Г. д. этого периода - "Поколение героев" С.
Клдиашви-ли (1937). Пронизанная чувством сов. патриотизма, эта пьеса
изображает борьбу груз. народа за превращение заболоченной Колхидской
низменности в цветущий сад цитрусовых культур. Близка этой пьесе по
своему идейно-тематич. содержанию пьеса И. Ваке-ли "Зависть" (1938), где
был создан живой образ нашего современника. И. Вакели принадлежит
комедия "Апракуне Чимчимели" (1934), направленная против пережитков
старых нравов, и несколько историч. драм - "Георгий Саакадзе" (1939),
"Шамиль" (1935), "Царица Тамара" (1948).
В 30-х гг. в репертуаре груз. т-ров появились пьесы, посв. жизни сов.
интеллигенции: лирич. драмы В. Габескирия "Повесть о них" (1939),
"Любимый двор", "Одинокий", в к-рых автор опоэтизировал мир чувств и
переживаний простых советских людей. В эти же годы на сцене груз. т-ра
пост. пьесы Г. Баазова "Немые заговорили" (1932) о глубоких сдвигах,
происшедших в сов. время в жизни и быту груз. евреев, и
историко-революц. драма "Ицка Рижинашвили" (1937) о подъ„ме
пролетарского революц. движения в Грузии в нач. 20 в. Широкое развитие
получила в 30-40-е гг. драматургия для детей и юношества ("Ладо
Кецховели", "Нацаркекия" Г. На-хуцришвили и Б. Гамрекели, "Сурамская
крепость" Мтварадзе по Д. Чонкадзе). К 30-м гг. относится и начало
творч. деятельности Г. Мдивани, пьесы к-рого отличаются публицистич.
остротой, актуальностью. В дни героич. борьбы исп. народа против
междунар. фашистской реакции Г. Мдивани написал пьесу "Аль-касар", в
годы Великой Отечественной войны - пьесы, отразившие боевые подвиги
советского народа ("Батальон ид„т на Запад", "Партизаны", "Небо
Москвы"), вошедшие в репертуар многих театров СССР.
Героич. борьба сов. народа против немецко-фашист-ских захватчиков
отражена в пьесах "Оленье ущелье" (1944) С. Клдиашвили, "Непобедимые"
(1945) Л. Го-туа. Образ сов. воина, победоносно вышедшего из огня и бурь
Отечественной войны, создал Г. Шатбе-рашвили в пьесе "Гора дум" (1945);
героич. оборона Кавказа в дни Великой Отечественной войны отражена в др.
пьесе Г. Шатберашвили "Железный панцырь". В годы войны были написаны
историч. пьесы "Герои Крцаниси" Шаншиашвили о мужестве и отваге,
проявленных груз. народом в борьбе против кровавых полчищ иранских
поработителей, о груз. царе Ираклии II, с именем к-рого связано
осуществление вековой мечты грузинского народа о дружбе и союзе с
Россией; "Георгий Саакадзе" Шаншиашвили,
"Царь Ираклий" и "Давид-Строитель" Готу а, "Дочь Жамтабера" М.
Джапаридзе. В военные годы создана и историко-революционная драма В.
Дарасе-ли "Киквидзе"-лучшая груз. пьеса о гражданской войне.
Во 2-й пол. 40-х гг. в груз. драматургии наметилось чрезмерное
увлечение историч. тематикой, появились также пьесы, поверхностно,
обедн„нно представляющие сов. действительность, а порой и искажающие е„.
Постановление ЦК КПСС о репертуаре драм. т-ров (1946) помогло груз.
драматургам преодолеть эти недостатки. В конце 40-х гг. в драматургию
вступил поэт И. Мосашвили. Его пьесы "Начальник станции" (1947),
"Потопленные камни" (1949) и "Его звезда" (1950) посвящены актуальным
вопросам совр. жизни. В пьесе "Путь в грядущее" Мосашвили воссоздал
историч. обстановку, обусловившую глубокий поворот в жизни груз. народа
-присоединение Грузии к России. Вызванные этим историч. актом глубокие
обновления и изменения в жизни груз. народа отобразил и М. Мревлишеили в
сво„м первом драм. произв. "Николоз Бараташвили". В пьесе "Очаг
Харатели" (1949) Мревлишвили рассказал о трудовой жизни груз. колхозной
деревни в годы Отечественной войны, нарисовал полнокровные
художественные образы передовых крестьян. Последующие произв.
Страницы: «« « 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |