|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 » »» Значительное место в истории муз. т-ра Грузии принадлежит композитору М.
М. Иппо-литову- Иванову, работавшему в 1884-93 дириж„ром оперного т-ра и
директором муз. уч-ща в Тифлисе. На тифлисской сцене
Ипполитовым-Ивановым были пост. оперы Глинки, Даргомыжского,
Чайковского, Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, атакжесобств. опера
"Измена" (1910), написанная на сюжет одноим. пьесы А. Сумбатова-Южина.
Важную роль в развитии еперного иск-ва Грузии сыграли и выступления в
Тифлисе в качестве дириж„ров П. Чайковского и А. Рубинштейна. Наряду с
рус. операми в репертуар т-ра включались также лучшие зап.-европ. оперы.
В Грузии часто гастролировали крупнейшие русские (В. Зарудная, Л.
Звягина, Б. Корсов, Ф. Шаляпин, И. Тартаков, Н. Фигнер, П. Цесевич, Л.
Яковлев) и западноевропейские (А. Мазини, Л. Тетрац-цини, А. Патти, П.
Галли) исполнители. В конце 19 в. выдвигается группа груз. муз.
деятелей: X. Сава-нели, А. Мизандари, М. Баланчивадзе, А. Карашвили, 3.
Чхиквадзе и др. Первым груз. певцом, выступавшим на груз. оперной сцене
совм. с рус. артистами, был Ф. Коридзе. После него выдвинулись певцы И.
Каргаретели, Чиковани, певица Т. Рчеулишвили, позднее - В. Сараджишвили,
С. Инашвили, певица 0. Бахуташвили-Шульгина, ставшие основоположниками
груз. нац. в ок. школы. Воспитанию груз. оперных артистов способствовала
реорганизация (1886) Тифлисской муз. школы в муз. уч-ще, в к-ром классом
сольного пения в течение ряда лет руководила В. Зарудная.
В нач. 20 в. выдвигается плеяда талантливых груз. вокалистов: сопрано
М. Дзнеладзе, М. Дидебулидзе, Н. Джорджадзе, колоратурное сопрано К.
Гурами-швили, тенора Г. Мачабели, Жгенти, П. Какабадзе, Абелишвили, Д.
Гедеванишвили, баритоны К. Цхо-мелидзе, Бурджанадзе, Ивериели и др. В
нач. 1900-х годов созда„тся постоянная балетная труппа Тифлисского т-ра,
к-рая ставит произв. Чайковского, Глазунова, Адана, Пуни, Делиба,
Минкуса, Дриго, Гер-теля и др. Появляются первые груз. артисты балета:
Алексидзе, Диасамидзе, Свимонидзе, Н. Андроникашви-ли, М.
Чолокашвили, Т. Джорджадзе и др. В 1896 было открыто новое здание
Тифлисского оперного т-ра. В 1900-10 в Тифлисе выступали оперные и
балетные коллективы из Петербурга, Москвы, Варшавы, гастролировали итал.
опера и венская оперетта. В 1887 возникло "Артистич. об-во", к-рое
стремилось приблизить оперную музыку к широким слоям народа, боролось за
постановку классич. опер на груз. языке. В сезоне 1904-05 группа
студентов-грузин пост. в Петербурге на груз. языке оперу "Демон"
Рубинштейна. Вскоре в Тифлисе организовывается "Общество устроителей
оперы на грузинском языке" под председательством певца А. Рчеулишвили и
при участии композитора 3. Палиашвили, дириж„ра Н. Картве-лишвили,
хормейстера 3. Чхиквадзе, певца К. Цхоме-лидзе и др. Члены об-ва
перевели на груз. язык мн. оперные либретто; в 1905-07 были осуществлены
пост. опер "Фауст", "Севильский цирюльник", "Травиата", "Лакме",
"Кармен" и др. В те же годы оперные спектакли ставились также Рабочим
т-ром под руководством П. Палиашвили, организованном при Тифлисском
"Народном доме". Движение за создание нац. оперы вызвало подъ„м в
творчестве груз. композиторов. Основоположниками проф. груз. оперы
явились М. Баланчивадзе, Д. Аракишвили, 3. Палиашвили; позднее
выдвинулись композиторы Н. Сулха-нишвили и В. Долидзе. В дек. 1897 в
Петербурге состоял ось первое исполнение отрывков оперы "Тамара
Коварная" ("Дареджан Коварная") М. Баланчивадзе. В 1913 в Тифлисе в
пост. К. Андроникашвили был показан 3-й акт из оперы "Абесаломи Этери"
3. Палиашвили. В 1914 заканчивает первый вариант своей оперы "Сказание о
Шота Руставели" Д. Аракишвили. Эти произв. послужили основой для
создания нац. груз. оперы, но развитие е„ всячески тормозилось
буржуаз-но-аристократич. кругами, насильственно насаждавшими итал.
оперу. В 1918 на сцене Тифлисского т-ра была показана груз. опера
"Кристине" Р. Гогниа-швили (на сюжет писателя-демократа Э. Ниношвили). В
1919 пост. оперы "Абесалом и Этери" З" Палиашвили, "Кето и Котэ" В.
Долидзе и "Шота Руставели" Аракишвили, определившие осн. пути развития
груз. муз. т-ра. Опера "Абесалом и Этери" - первая подлинно нац. груз.
опера, проникнутая интонациями нар. песенного творчества, классически
стройная по форме, выразительная и простая по муз. языку, завоевала
популярность не только в Грузии, но и за е„ пределами. "Кето и Котэ"
положила начало жанру комич. оперы в груз. музыке (это первая груз.
опера, поставленная за пределами республики - Москва, 1924). "Сказание о
Шота Руставели" явилось первой камерно-лирической оперой, навеянной нар.
напевами.
В годы меньшевистского господства груз. муз. т-р, лиш„нный прочной
материальной базы и гос. поддержки, не развивался, несмотря на наличие
выдающихся деятелей груз. муз. культуры: композиторов М. Баланчивадзе,
3. Палиашвили, Д. Аргшшвили В. Долидзе, К. Потсхверашвили, режисс„ра А.
Цу-цунава, певцов Д. Гедеванишвили, В. Сараджишви-ли, С. Инашвили и др.
Установление Сов. власти открыло новую эру в муз. иск-ве Грузии. Оперный
т-р был национализирован и стал одним из очагов сов. сценич. культуры. В
20-е гг. в т-ре работают дириж„ры 3. и И. Палиашвили (с 1922 И.
Палиашвили- гл. дириж„р), В. Мизандари, С. Столерман, режисс„ры К.
Андроникашвили, А. Цуцунава, К. Марджанишвили, балетмейстер М. Мордкин и
др. В эти годы возникла "Государственная народная опера" под
руководством певицы О. А. Бахуташвили-Шульгиной. В первые же годы Сов.
власти были созданы новые национальные оперы: "Даиси" (1923) и "Латавра"
(1928) 3. Палиашвили, "Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе (1926) (новая
ред. оперы "Коварная Тамара"), "Динара" Ара-кишвили (1927), "Лейла"
(1922) и "Цисана" (1929) Долидзе, "Мать и сын" (1925) Мачавариани,
"Витязь в тигровой шкуре" (1925) Л. Палиашвили, детская опера "Рассвет"
Ш. Тактакишвили (1926) и др. Они были поставлены в Тбилисском т-ре оперы
и балета. Лирико-драматич. оперы М. Баланчивадзе и 3. Палиашвили
развивали нар.-реалистич. традиции груз. муз. т-ра. Музыка их тесно
связана с нар. мелосом Грузии. Опера "Дареджан Коварная" завоевала
любовь слушателей патриотич. пафосом и мелодич. богатством. Опера
"Даиси", вошедшая в репертуар сов. т-ров, отличается благородством идей,
лиризмом, рельефностью образов, динамикой развития. Первая опера на
совр. тему "Цисана" Долидзе была посвящена дружбе укр. и рус. народов.
Наряду с работой над созданием нац. репертуара оперный т-р уделял
большое внимание постановке опер рус. сов. композиторов ("Орлиный бунт"
Пащенко, "Прорыв" Потоцкого, "Броненосец Пот„мкин" Чишко, "Тихий Дон"
Дзержинского) и балетов, произв. рус. классиков и композиторов народов
СССР. В 1924 созда„тся оперная студия при Тбилисской консерватории,
к-рой руководят лучшие мастера оперной сцены. Здесь были пост. на груз.
яз. оперы "Тайный брак" Чи-марозы, "Паяцы" Леонкавалло и отрывки из
"Риголетто". Студия способствовала подготовке нац. оперных кадров. В
Страницы: «« « 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |