Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 » »» Значительное место в истории муз. т-ра Грузии принадлежит композитору М. М. Иппо-литову- Иванову, работавшему в 1884-93 дириж„ром оперного т-ра и директором муз. уч-ща в Тифлисе. На тифлисской сцене Ипполитовым-Ивановым были пост. оперы Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, атакжесобств. опера "Измена" (1910), написанная на сюжет одноим. пьесы А. Сумбатова-Южина. Важную роль в развитии еперного иск-ва Грузии сыграли и выступления в Тифлисе в качестве дириж„ров П. Чайковского и А. Рубинштейна. Наряду с рус. операми в репертуар т-ра включались также лучшие зап.-европ. оперы. В Грузии часто гастролировали крупнейшие русские (В. Зарудная, Л. Звягина, Б. Корсов, Ф. Шаляпин, И. Тартаков, Н. Фигнер, П. Цесевич, Л. Яковлев) и западноевропейские (А. Мазини, Л. Тетрац-цини, А. Патти, П. Галли) исполнители. В конце 19 в. выдвигается группа груз. муз. деятелей: X. Сава-нели, А. Мизандари, М. Баланчивадзе, А. Карашвили, 3. Чхиквадзе и др. Первым груз. певцом, выступавшим на груз. оперной сцене совм. с рус. артистами, был Ф. Коридзе. После него выдвинулись певцы И. Каргаретели, Чиковани, певица Т. Рчеулишвили, позднее - В. Сараджишвили, С. Инашвили, певица 0. Бахуташвили-Шульгина, ставшие основоположниками груз. нац. в ок. школы. Воспитанию груз. оперных артистов способствовала реорганизация (1886) Тифлисской муз. школы в муз. уч-ще, в к-ром классом сольного пения в течение ряда лет руководила В. Зарудная. В нач. 20 в. выдвигается плеяда талантливых груз. вокалистов: сопрано М. Дзнеладзе, М. Дидебулидзе, Н. Джорджадзе, колоратурное сопрано К. Гурами-швили, тенора Г. Мачабели, Жгенти, П. Какабадзе, Абелишвили, Д. Гедеванишвили, баритоны К. Цхо-мелидзе, Бурджанадзе, Ивериели и др. В нач. 1900-х годов созда„тся постоянная балетная труппа Тифлисского т-ра, к-рая ставит произв. Чайковского, Глазунова, Адана, Пуни, Делиба, Минкуса, Дриго, Гер-теля и др. Появляются первые груз. артисты балета: Алексидзе, Диасамидзе, Свимонидзе, Н. Андроникашви-ли, М. Чолокашвили, Т. Джорджадзе и др. В 1896 было открыто новое здание Тифлисского оперного т-ра. В 1900-10 в Тифлисе выступали оперные и балетные коллективы из Петербурга, Москвы, Варшавы, гастролировали итал. опера и венская оперетта. В 1887 возникло "Артистич. об-во", к-рое стремилось приблизить оперную музыку к широким слоям народа, боролось за постановку классич. опер на груз. языке. В сезоне 1904-05 группа студентов-грузин пост. в Петербурге на груз. языке оперу "Демон" Рубинштейна. Вскоре в Тифлисе организовывается "Общество устроителей оперы на грузинском языке" под председательством певца А. Рчеулишвили и при участии композитора 3. Палиашвили, дириж„ра Н. Картве-лишвили, хормейстера 3. Чхиквадзе, певца К. Цхоме-лидзе и др. Члены об-ва перевели на груз. язык мн. оперные либретто; в 1905-07 были осуществлены пост. опер "Фауст", "Севильский цирюльник", "Травиата", "Лакме", "Кармен" и др. В те же годы оперные спектакли ставились также Рабочим т-ром под руководством П. Палиашвили, организованном при Тифлисском "Народном доме". Движение за создание нац. оперы вызвало подъ„м в творчестве груз. композиторов. Основоположниками проф. груз. оперы явились М. Баланчивадзе, Д. Аракишвили, 3. Палиашвили; позднее выдвинулись композиторы Н. Сулха-нишвили и В. Долидзе. В дек. 1897 в Петербурге состоял ось первое исполнение отрывков оперы "Тамара Коварная" ("Дареджан Коварная") М. Баланчивадзе. В 1913 в Тифлисе в пост. К. Андроникашвили был показан 3-й акт из оперы "Абесаломи Этери" 3. Палиашвили. В 1914 заканчивает первый вариант своей оперы "Сказание о Шота Руставели" Д. Аракишвили. Эти произв. послужили основой для создания нац. груз. оперы, но развитие е„ всячески тормозилось буржуаз-но-аристократич. кругами, насильственно насаждавшими итал. оперу. В 1918 на сцене Тифлисского т-ра была показана груз. опера "Кристине" Р. Гогниа-швили (на сюжет писателя-демократа Э. Ниношвили). В 1919 пост. оперы "Абесалом и Этери" З" Палиашвили, "Кето и Котэ" В. Долидзе и "Шота Руставели" Аракишвили, определившие осн. пути развития груз. муз. т-ра. Опера "Абесалом и Этери" - первая подлинно нац. груз. опера, проникнутая интонациями нар. песенного творчества, классически стройная по форме, выразительная и простая по муз. языку, завоевала популярность не только в Грузии, но и за е„ пределами. "Кето и Котэ" положила начало жанру комич. оперы в груз. музыке (это первая груз. опера, поставленная за пределами республики - Москва, 1924). "Сказание о Шота Руставели" явилось первой камерно-лирической оперой, навеянной нар. напевами. В годы меньшевистского господства груз. муз. т-р, лиш„нный прочной материальной базы и гос. поддержки, не развивался, несмотря на наличие выдающихся деятелей груз. муз. культуры: композиторов М. Баланчивадзе, 3. Палиашвили, Д. Аргшшвили В. Долидзе, К. Потсхверашвили, режисс„ра А. Цу-цунава, певцов Д. Гедеванишвили, В. Сараджишви-ли, С. Инашвили и др. Установление Сов. власти открыло новую эру в муз. иск-ве Грузии. Оперный т-р был национализирован и стал одним из очагов сов. сценич. культуры. В 20-е гг. в т-ре работают дириж„ры 3. и И. Палиашвили (с 1922 И. Палиашвили- гл. дириж„р), В. Мизандари, С. Столерман, режисс„ры К. Андроникашвили, А. Цуцунава, К. Марджанишвили, балетмейстер М. Мордкин и др. В эти годы возникла "Государственная народная опера" под руководством певицы О. А. Бахуташвили-Шульгиной. В первые же годы Сов. власти были созданы новые национальные оперы: "Даиси" (1923) и "Латавра" (1928) 3. Палиашвили, "Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе (1926) (новая ред. оперы "Коварная Тамара"), "Динара" Ара-кишвили (1927), "Лейла" (1922) и "Цисана" (1929) Долидзе, "Мать и сын" (1925) Мачавариани, "Витязь в тигровой шкуре" (1925) Л. Палиашвили, детская опера "Рассвет" Ш. Тактакишвили (1926) и др. Они были поставлены в Тбилисском т-ре оперы и балета. Лирико-драматич. оперы М. Баланчивадзе и 3. Палиашвили развивали нар.-реалистич. традиции груз. муз. т-ра. Музыка их тесно связана с нар. мелосом Грузии. Опера "Дареджан Коварная" завоевала любовь слушателей патриотич. пафосом и мелодич. богатством. Опера "Даиси", вошедшая в репертуар сов. т-ров, отличается благородством идей, лиризмом, рельефностью образов, динамикой развития. Первая опера на совр. тему "Цисана" Долидзе была посвящена дружбе укр. и рус. народов. Наряду с работой над созданием нац. репертуара оперный т-р уделял большое внимание постановке опер рус. сов. композиторов ("Орлиный бунт" Пащенко, "Прорыв" Потоцкого, "Броненосец Пот„мкин" Чишко, "Тихий Дон" Дзержинского) и балетов, произв. рус. классиков и композиторов народов СССР. В 1924 созда„тся оперная студия при Тбилисской консерватории, к-рой руководят лучшие мастера оперной сцены. Здесь были пост. на груз. яз. оперы "Тайный брак" Чи-марозы, "Паяцы" Леонкавалло и отрывки из "Риголетто". Студия способствовала подготовке нац. оперных кадров. В Страницы: «« « 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |