Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 638   639   640   641   642   643   644   645   646  647   648   649   650   651   652   653   654   655   656  » »»

Значительное место в истории муз. т-ра Грузии принадлежит композитору М.
М. Иппо-литову- Иванову, работавшему в 1884-93 дириж„ром оперного т-ра и
директором   муз.    уч-ща    в    Тифлисе.    На    тифлисской    сцене
Ипполитовым-Ивановым   были   пост.   оперы    Глинки,    Даргомыжского,
Чайковского, Римского-Корсакова,  А.  Рубинштейна,  атакжесобств.  опера
"Измена" (1910), написанная на сюжет одноим. пьесы  А.  Сумбатова-Южина.
Важную роль в развитии еперного иск-ва Грузии сыграли  и  выступления  в
Тифлисе в качестве дириж„ров П. Чайковского и А. Рубинштейна.  Наряду  с
рус. операми в репертуар т-ра включались также лучшие зап.-европ. оперы.
В Грузии  часто  гастролировали  крупнейшие  русские  (В.  Зарудная,  Л.
Звягина, Б. Корсов, Ф. Шаляпин, И. Тартаков, Н. Фигнер, П.  Цесевич,  Л.
Яковлев) и западноевропейские (А. Мазини, Л. Тетрац-цини, А.  Патти,  П.
Галли)  исполнители.  В  конце  19  в.  выдвигается  группа  груз.  муз.
деятелей: X. Сава-нели, А. Мизандари, М. Баланчивадзе, А. Карашвили,  3.
Чхиквадзе и др. Первым груз. певцом, выступавшим на груз. оперной  сцене
совм. с рус. артистами, был Ф. Коридзе. После него выдвинулись певцы  И.
Каргаретели, Чиковани, певица Т. Рчеулишвили, позднее - В. Сараджишвили,
С. Инашвили, певица 0. Бахуташвили-Шульгина,  ставшие  основоположниками
груз. нац. в ок. школы. Воспитанию груз. оперных артистов способствовала
реорганизация (1886) Тифлисской муз. школы в муз. уч-ще, в к-ром классом
сольного пения в течение ряда лет руководила В. Зарудная.
   В нач. 20 в. выдвигается плеяда талантливых груз. вокалистов: сопрано
М. Дзнеладзе, М. Дидебулидзе, Н.  Джорджадзе,  колоратурное  сопрано  К.
Гурами-швили, тенора Г. Мачабели, Жгенти, П. Какабадзе,  Абелишвили,  Д.
Гедеванишвили, баритоны К. Цхо-мелидзе, Бурджанадзе, Ивериели  и  др.  В
нач. 1900-х годов созда„тся постоянная балетная труппа Тифлисского т-ра,
к-рая  ставит  произв.  Чайковского,  Глазунова,  Адана,  Пуни,  Делиба,
Минкуса, Дриго, Гер-теля и др. Появляются первые груз. артисты балета:
   Алексидзе,   Диасамидзе,   Свимонидзе,   Н.    Андроникашви-ли,    М.
Чолокашвили, Т. Джорджадзе и  др.  В  1896  было  открыто  новое  здание
Тифлисского оперного т-ра. В  1900-10  в  Тифлисе  выступали  оперные  и
балетные коллективы из Петербурга, Москвы, Варшавы, гастролировали итал.
опера и венская оперетта.  В  1887  возникло  "Артистич.  об-во",  к-рое
стремилось приблизить оперную музыку к широким слоям народа, боролось за
постановку классич.  опер  на  груз.  языке.  В  сезоне  1904-05  группа
студентов-грузин  пост.  в  Петербурге  на  груз.  языке  оперу  "Демон"
Рубинштейна. Вскоре в  Тифлисе  организовывается  "Общество  устроителей
оперы на грузинском языке" под председательством певца А. Рчеулишвили  и
при участии  композитора  3.  Палиашвили,  дириж„ра  Н.  Картве-лишвили,
хормейстера 3.  Чхиквадзе,  певца  К.  Цхоме-лидзе  и  др.  Члены  об-ва
перевели на груз. язык мн. оперные либретто; в 1905-07 были осуществлены
пост.  опер  "Фауст",  "Севильский  цирюльник",   "Травиата",   "Лакме",
"Кармен" и др. В те же годы оперные спектакли  ставились  также  Рабочим
т-ром под руководством  П.  Палиашвили,  организованном  при  Тифлисском
"Народном доме". Движение  за  создание  нац.  оперы  вызвало  подъ„м  в
творчестве  груз.  композиторов.  Основоположниками  проф.  груз.  оперы
явились  М.  Баланчивадзе,  Д.  Аракишвили,   3.   Палиашвили;   позднее
выдвинулись композиторы Н. Сулха-нишвили и В. Долидзе.  В  дек.  1897  в
Петербурге  состоял  ось  первое  исполнение  отрывков   оперы   "Тамара
Коварная" ("Дареджан Коварная") М. Баланчивадзе.  В  1913  в  Тифлисе  в
пост. К. Андроникашвили был показан 3-й акт из оперы  "Абесаломи  Этери"
3. Палиашвили. В 1914 заканчивает первый вариант своей оперы "Сказание о
Шота  Руставели"  Д.  Аракишвили.  Эти  произв.  послужили  основой  для
создания  нац.  груз.  оперы,  но  развитие  е„   всячески   тормозилось
буржуаз-но-аристократич.  кругами,  насильственно   насаждавшими   итал.
оперу. В 1918 на  сцене  Тифлисского  т-ра  была  показана  груз.  опера
"Кристине" Р. Гогниа-швили (на сюжет писателя-демократа Э. Ниношвили). В
1919 пост. оперы "Абесалом и Этери" З"  Палиашвили,  "Кето  и  Котэ"  В.
Долидзе и "Шота Руставели" Аракишвили, определившие осн.  пути  развития
груз. муз. т-ра. Опера "Абесалом и Этери" - первая подлинно  нац.  груз.
опера, проникнутая интонациями нар.  песенного  творчества,  классически
стройная по форме, выразительная и  простая  по  муз.  языку,  завоевала
популярность не только в Грузии, но и за е„  пределами.  "Кето  и  Котэ"
положила начало жанру комич. оперы в  груз.  музыке  (это  первая  груз.
опера, поставленная за пределами республики - Москва, 1924). "Сказание о
Шота Руставели" явилось первой камерно-лирической оперой, навеянной нар.
напевами.
   В годы меньшевистского господства груз. муз.  т-р,  лиш„нный  прочной
материальной базы и гос. поддержки, не развивался, несмотря  на  наличие
выдающихся деятелей груз. муз. культуры: композиторов  М.  Баланчивадзе,
3. Палиашвили, Д. Аргшшвили В. Долидзе, К. Потсхверашвили, режисс„ра  А.
Цу-цунава, певцов Д. Гедеванишвили, В. Сараджишви-ли, С. Инашвили и  др.
Установление Сов. власти открыло новую эру в муз. иск-ве Грузии. Оперный
т-р был национализирован и стал одним из очагов сов. сценич. культуры. В
20-е гг. в т-ре  работают  дириж„ры  3.  и  И.  Палиашвили  (с  1922  И.
Палиашвили- гл. дириж„р),  В.  Мизандари,  С.  Столерман,  режисс„ры  К.
Андроникашвили, А. Цуцунава, К. Марджанишвили, балетмейстер М. Мордкин и
др.  В  эти  годы  возникла   "Государственная   народная   опера"   под
руководством певицы О. А. Бахуташвили-Шульгиной. В первые же  годы  Сов.
власти были созданы новые национальные оперы: "Даиси" (1923) и "Латавра"
(1928) 3. Палиашвили, "Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе (1926)  (новая
ред. оперы "Коварная  Тамара"),  "Динара"  Ара-кишвили  (1927),  "Лейла"
(1922) и "Цисана" (1929)  Долидзе,  "Мать  и  сын"  (1925)  Мачавариани,
"Витязь в тигровой шкуре" (1925) Л. Палиашвили, детская опера  "Рассвет"
Ш. Тактакишвили (1926) и др. Они были поставлены в Тбилисском т-ре оперы
и  балета.  Лирико-драматич.  оперы  М.  Баланчивадзе  и  3.  Палиашвили
развивали нар.-реалистич. традиции груз.  муз.  т-ра.  Музыка  их  тесно
связана с нар.  мелосом  Грузии.  Опера  "Дареджан  Коварная"  завоевала
любовь  слушателей  патриотич.  пафосом  и  мелодич.  богатством.  Опера
"Даиси", вошедшая в репертуар сов. т-ров, отличается благородством идей,
лиризмом, рельефностью образов,  динамикой  развития.  Первая  опера  на
совр. тему "Цисана" Долидзе была посвящена дружбе укр. и  рус.  народов.
Наряду с работой  над  созданием  нац.  репертуара  оперный  т-р  уделял
большое внимание постановке опер рус. сов. композиторов ("Орлиный  бунт"
Пащенко, "Прорыв" Потоцкого, "Броненосец Пот„мкин"  Чишко,  "Тихий  Дон"
Дзержинского) и балетов, произв. рус. классиков и  композиторов  народов
СССР. В 1924 созда„тся  оперная  студия  при  Тбилисской  консерватории,
к-рой руководят лучшие мастера оперной сцены. Здесь были пост. на  груз.
яз. оперы "Тайный брак" Чи-марозы,  "Паяцы"  Леонкавалло  и  отрывки  из
"Риголетто". Студия способствовала подготовке  нац.  оперных  кадров.  В

Страницы: «« « 638   639   640   641   642   643   644   645   646  647   648   649   650   651   652   653   654   655   656  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия