Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 637   638   639   640   641   642   643   644   645  646   647   648   649   650   651   652   653   654   655  » »»

агрессивных кругов империалистич. держав  посв.  спектакли  "Потопленные
камни" Мосашвили (1949) в Т-ре им. Руставели, "Русский вопрос"
   (1947) в  Т-ре  им.  Марджанишвили.  История  груз.  народа  получила
отражение в спектаклях: "Николоз Бараташвили" Мревлишвили (1949, Т-р им.
Руставели), "Давид  Строитель"  ГОтуа  (1946,  Т-р  им.  Марджанишвили).
Прогрессивные традиции прошлого получили развитие в  сценич.  воплощении
груз. классики:
   "Человек   ли   он?"   по   Чавчавадзе   (1946),   "Соломон    Исакич
Меджгануашвили" по Ардзиани (1940) в  Т-ре  им.  Марджанишвили,  "Первый
шаг" по Г. Церетели
   (1948) в Т-ре им. Руставели. Школой  мастерства  для  акт„ров  Г.  т.
продолжала оставаться рус. классика. Еще в конце 30-х -  нач.  40-х  гг.
Т-р им. Марджанишвили пост. "Бесприданницу", а Т-р им. Руставели- "  Без
вины  виноватые".  Яркое  сценич.  воплощение  получила   в   Т-ре   им.
Марджанишвили бессмертная комедия Гоголя "Ревизор" (1951).  Но  несмотря
на  отдельные  успехи,   развитие   груз.   театр.   иск-ва   испытывало
отрицательное воздействие  ошибочной  теории  бесконфликтности,  влияние
культа личности. На сценах  т-ров  появлялись  схематичные,  примитивные
спектакли, в к-рых искаж„нно  изображались  действительность  и  прошлое
груз. народа.
   После XX съезда КПСС т-ры Грузии постепенно освобождаются от  вредных
последствий администрирования, нивелировки и  др.  ошибочных  тенденций,
сковывавших их развитие. В ряде  спектаклей  получили  отражение  острые
актуальные конфликты  современности:  "У  пропасти"  Габескирия  (1953),
"Секретарь райкома" Табукашвили (1954), "Лавина" Мревлишвили
   (1956) в Т-ре им.  Марджанишвили;  "Заря  Колхиды"  К.  Лордкипанидзе
(1959) в Кутаисском  т-ре,  "Во  дворе  злая  собака"  Буачидзе  (1956),
"Земляки" Джапаридзе (1956), "В бурю" С. Клдиашвили (1961), "Дети  моря"
Хухашвили (1962), "Кутаисцы" Саникидзе в Т-ре им. Руставели.
   Большим событием в жизни Г. т. явился спектакль  Т-ра  им.  Руставели
"Царь Эдип"  Софокла  (1956,  пост.  Д.  Алексидзе).  Этот  эмоционально
насыщенный,  гармонически  целостный,  монументальный,  яркий  спектакль
знаменовал дальнейшие  победы  груз.  и  всего  сов.  т-ра.  Талантливое
воплощение античной  драматургии  на  груз.  сцене  продолжил  спектакль
"Медея" Еврипида в Т-ре им. Марджанишвили (1962, пост. А. Чхартишвили).
   Среди крупнейших пост. мировой классики - жизнерадостный, исполненный
яркого юмора и огня  "Испанский  священник"  Дж.  Флетчера  в  Т-ре  им.
Руставели (1954,Шекспиром; в 1951 Т-р им. Марджанишвили пост. "Антония и  Клеопатру",  в
1957 - "Ричарда III" (пост. В. Кушиташвили). В том же т-ре пост.  "Мария
Стюарт" (1955).
   О  развитии  нац.  традиций   свидетельствуют   новая   интерпретация
"Изгнанника"  Важа  Пшавела  в  Т-ре  им.  Марджанишвили  (1956,   пост.
Чхартишвили), "Рассказ нищего" по И. Чавчавадзе (1955) и "Бахтри-они" по
Важа Пшавела (1960) в Т-ре им. Руставели (обе пост. Д. Алексидзе).
   Большое значение для утверждения метода социа-листич. реализма, роста
акт„рского мастерства в Г. т. имели пост. пьес А. М.  Горького:  "Враги"
(1951), "Вас-са Железнова" (1954) в Т-р-е им. Руставели, "На дне"
   (1957) в Т-ре им. Марджанишвили.
   Стремление  к  более  глубокому   и   многогранному   воспроизведению
действительности вызвало творч. активизацию деятелей  Г.  т.  Режисс„ры,
акт„ры,  художники  стремятся  расширить,   обогатить   при„мы   сценич.
выразительности, найти новую форму спектакля, наиболее полно  выражающую
содержание драматур-гич. произведения.  Это  подтвердила  вторая  декада
литературы и искусства Грузии, состоявшаяся в Москве в 1958.
   В  эти  годы  появилось  новое  поколение  творч.  работников,  к-рое
совместно с ведущими мастерами груз. сцены ищет  новые  пути  в  иск-ве,
стремится  ставить  яркие  спектакли,  отмеченные   нац.   своеобразием,
богатством и разнообразием индивидуальностей их создателей. Режисс„ры Д.
Алексидзе, А. Чхартишвили, М. Туманишвили, В.  Таблиашвили,  С.  Челидзе
создали спектакли, определяющие новый этап развития Г. т. Среди молодого
поколения режисс„ров: А. Два-лишвили, Л. Иоселиани, Т. Кандинашвили,  Ю.
Ка-кулия, Г.  Лордкипанидзе.  Художеств.  культуру  спектакля  поднимает
творчество художников Д. Тавадзе, П.  Лапиашвили,  И.  Сумбаташвили,  Г.
Литаниптвили, Д. Такайшвили, композиторов А. Чимакадзе, Д. То-радзе,  Р.
Лагидзе.
   Новое поколение акт„ров  составляют  в  основном  воспитанники  груз.
театр. ин-та им. Ш.  Руставели  (осн.  1939).  Среди  них-нар.  арт.  М.
Чахава, Э. Мандж-галадзе, засл. арт. С. Канчели, Н.  Чхеидзе,  Г.  и  М.
Гегечкори,  К.  Махарадзе,  Р.  Чхиквадзе,  Б.   Коба-хидзе   (Т-р   им.
Руставели), нар. арт. М. Джапаридзе, засл. арт. М. Тбилели, Е. Кипшидзе,
Д. Чичинадзе, Э. Магалашвили, Г. Сакварелидзе, Я. Трипольский  (Т-р  им.
Марджанишвили).
   В 1962 в Грузии работают 22 театра (из них 11 в Тбилиси). Среди т-ров
др.  городов-Кутаисский,  Батумский,  Сухумский,  Потийский,  Горийский,
Чиатур-ский, Телавский, Зугдидский  т-ры.  В  них  работают  акт„ры:  Ю.
Кобаладзе,  М.  Хиникадзе  (Батумскийт-р),  Л.   Чедия,   М.   Чубинидзе
(Сухумский т-р), И. Хвичия, В. Мегрелишвили, М. Гелашвили, К. Колхидели,
Ш. Пирвели, Ш. Хаджалия (Кутаисский  т-р),  М.  Ва-шадзе,  Г.  Ткабладзе
(Чиатурский т-р), М.  Херхеулид-зе  (Горийский  т-р)  и  др.  В  Тбилиси
работают рус. Т-р им. А. С. Грибоедова и арм. Т-р им. С. Шаумяна, 4 т-ра
для детей: груз. и рус. тюзы, груз. и рус. кукольные т-ры. В  автономных
республиках и областях работают Абхазский, Осетинский и др. т-ры.
   Наряду с проф. т-ром вс„  шире  развивается  массовое  самодеятельное
иск-во. Только в с„лах Грузии (1962)  работает  св.  1320  драматических
кружков, объединяющих св. 17 100 участников самодеятельности.  В  Грузии
создано 33 нар. т-ра. Д. Д.
   Музыкальный театр Грузии вырос на богатой почве многовекового  иск-ва
нар. танца и многоголосного пения. Первые проф. музыканты появились в  9
в.  Однако  из-за  гонений  со  стороны  церкви  развитие  проф.  музыки
начинается значительно позже. Оперное иск-во Грузии зарождается  во  2-й
пол. 19 в. В 1851 в Тифлисе состоялись спектакли  итал.  оперной  труппы
под руководством Ф. Барбьери, к-рые завоевали широкую популярность.  Эта
дата считается началом деятельности оперного т-ра в Тифлисе.  В  1852  в
Тифлисе выступала рус. балетная труппа  из  Петербурга.  В  первые  годы
существования оперного т-ра в Тифлисе рус. оперы ставились на его  сцене
редко (в 1855- сцены из "Ивана  Сусанина";  в  1856-"Аскольдова  могила"
Верстовского). Однако к 80-м годам рус.  опера  начинает  заво„вывать  в
Грузии вс„ большее признание. Развитие  русско-грузинских  муз.-  театр.
связей  благотворно  влияло   на   становление   проф.   груз.   музыки.

Страницы: «« « 637   638   639   640   641   642   643   644   645  646   647   648   649   650   651   652   653   654   655  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия