Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 » »» Марджанишвили в Т-ре им. Руставели (25 нояб. 1922). В этом спектакле, насыщенном революц. пафосом, и в ряде последующих пост. выдвинулись талантливые акт„ры: В. Анджапаридзе, Т. Чавчавад-зе, А. Хорава, А. Васадзе, У. Чхеидзе, Ш. Гамбашидзе, Н. Гоциридзе, Г. Давиташвили, А. Жоржолиани, режисс„ры: А. Ахметели, К. Патаридзе, художники: В. Сидамон-Эристави, И. Гамрекели, Л. Гудиашвили, композиторы: И. Туския, Т. Вахвахишвили. Новое истолкование классич. драматургии придало волнующую современность пост. пьес "Гамлет" (1925), "Раздел" Г. Эристави (1923) и ярко комедийному народному спектаклю "Затмение солнца в Грузии" Антонова (1923). Марджанишвили, явившийся реформа7сов. нац. сценич. иск-ва, стремился достигнуть в спектаклях гармо-нич. сочетания всех его компонентов. Под его рук. коллектив Т-ра имени Руставели напряж„нно искал новые средства сценич. выразительности. С романтич. приподнятостью ставились в Т-ре им. Руставели историко-революционные пьесы ("Герои Эрети" Шаншиашвили, 1924) и др. В эти годы т-р обратился к пост. зарубежной экспрессионистской драматургии ("Человек-масса" Э. Толлера, 1923, "Газ" Г. Кайзера, 1924), видя в ней путь к сценич. воплощению революц. современности. Марджанишвили подош„л и к отображению сов. действительности ("Дезертирка" Азиани, 1925). Спектакли т-ра уже в первые годы его существования отличались ансамблевой стройностью акт„рского исполнения и гармонич. слитностью всех компонентов сценич. творчества. Марджанишвили добился значительного роста нац. сценич. культуры. Но в Т-ре им. Руставели в первые годы его существования были объединены режисс„ры, акт„ры и художники разных направлений (для поддержки новых исканий в т-ре была создана корпорация Дуруджи). Марджанишвили не удалось вполне преодолеть существовавшие в коллективе противоречия, и он уш„л из Т-ра им. Руставели, создав в 1928 в Кутаиси новый т-р, куда вошли воспитанные им акт„ры. В этом т-ре был пост. "Уриэль Акоста" (1929) и ряд др. значительных спектаклей (в 1930 т-р был перевед„н в Тбилиси и в 1933 ему присвоено имя его основателя). Наряду с творч. перестройкой в Грузии происходило увеличение количества т-ров, возникли: Товарищество акт„ров (1924-25), "Красный т-р" (1925) в Тбилиси и др. Т-ры Грузии старались создать репертуар, созвучный революц. действительности, ставили пьесы: "Спартак" Шаншиашвили (1924), "К обетованной земле" Эули (1920), "Королевский брадобрей" Луначарского (1923), "Взятие Бастилии" Р. Роллана (1924). Важное значение для развития Г. т. имели постановки реж. С. Ахметели, руководившего Т-ром им. Руставели в 1926-35. Спектакли "Анзор" Шаншиашвили (1928), "Разлом" (1928), "Разбойники" ("Интираннос!") (1933) явились значит, этапом в развитии груз. театр. иск-ва. Спектакли эти определили творч. направление Т-ра им. Руставели и всего Г. т. в целом как т-ра герои-ко-романтич., стремящегося к поэтич. воплощению тем, рожд„нных революцией. Но в 20-х гг., когда закладывались основы нац. сценич. иск-ва, проявились и серь„зные недостатки, мешавшие развитию Г. т. В нек-рых спектаклях, пост. в те годы, сказались влияния формализма, ложные поиски нац. формы. С 30-х гг. советская общественность и театр. критика призвали т-ры к созданию спектаклей, отображающих современность, несущих массам близкое им реалистич. иск-во. Вокруг т-ров им. Руставели и им. Марджанишвили сплотились драматурги старшего и нового поколений. В репертуаре этих т-ров стало появляться вс„ больше пьес сов. авторов: "Анзор" Шаншиашвили (1928), "В самое сердце" Дадиани (1928), "Как это было" (1929) и "Хатидже" (1930) Каладзе, "Кваркваре Тутабери" Какабадзе (1929), "Белые" Шан-гелая (1929), "Тревога" Мирцхулава (1931), "Немые заговорили" Баазова (1932), "Обруч" Самсонидзе (1932), "Разлом" (1928); "Лево руля" Билль-Белоцер-ковского (1927), "Поэма о топоре" Погодина, "Рельсы гудят" (1928) и "Город ветров" (1929) Киршона, "Коммуна в степи" Кулеша (1930), "Светите, зв„зды" Микитенко (1931). Утверждая метод социалистич. реализма, деятели Г. т. создали спектакли, отображающие совр. действительность: "Поколение героев" Клдиашвили (1937), "Платон Кречет" (1935) в Т-ре им. Руставели, "Свадьба колхозника" Какабадзе (1938), "Зависть" Вакели (1938), "Дал„кое" Афиногенова (1936) в Т-ре им. Марджанишвили. Присущее Г. т. стремление романтически воплощать на сцене борьбу народа за свободу нашло выражение в спектакле "Арсен" Шаншиашвили (1936) в Т-ре им. Руставели. Большое значение для Г. т. имела работа над воплощением нац. классич. лит-ры. Спектакли "Гурия Ниношвили" (1934, по Ниношвили), "Сломанный мост" (1935, по Чавчавадзе), "Мачеха Саманишвили" (1937, по Клдиашвили) в Т-ре им. Марджанишвили, "Осенние дворяне" (1936, по Клдиашвили) в Т-ре им. Руставели развивали реалистич. традиции прошлого. Выдающимся событием в истории всего сов. т-ра стал спектакль Т-ра им. Руставели "Отелло" (1937). В 30-х гг. раскрылось дарование акт„ров С. Такай-швили, В. Годзиашвили, С. Закариадзе, Г. Шавгулид-зе, П. Кобахидзе, Т. Цулукидзе, Г. Сагарадзе, А. Омиад-зе, А. Кванталиани, А. Гомелаури, С. Джапаридзе, Т. Бахрадзе и др. Развитию сов. Г. т. способствовали режисс„ры: А. Васадзе, А. Такайшвили, В. Кушита-швили, А. Чхартишвили, Д. Антадзе, Ш. Агсабадзе, К. Патаридзе, Г. Сулиашвили, Г. Журули, П. Пран-гишвили, Н. Годзиашвили, Ш. Инасаридзе и др., художники: С. Вирсаладзе, С. Кобуладзе, П. Оцхели и др. В годы Великой Отечеств, войны на сцене Г. т. были поставлены пьесы о борьбе сов. народа с нем.-фашистскими захватчиками и патриотич. драмы, воскрешающие героич. прошлое: "Небо Москвы" и "Партизаны" Мдивани, "Оленье ущелье" Клдиашвили, "Гора дум" Шатберашвили. В Т-ре им. Руставели созданы спектакли "Киквидзе" Дарасели (1942, Гос. пр. СССР), "Олеко Дундич" Ржешевского и Каца (1942), "Хевис-бери Гоча" по Казбеги (1945). В Т-ре им. Марджанишвили - "Багратиони" Самсония (1944), "Дочь Жам-табера" Джапаридзе (1944). Присущая Г. т. героико-романтич. устремл„нность получила в спектаклях военных лет патриотич. звучание. В конце 40-х - нач. 50-х гг. определилось стремление деятелей Г. т. создавать спектакли о жизни сов. людей, борьбе за построение социализма. В спектаклях "Начальник станции" Мосашвили в Т-ре им. Руставели (1947), "Очаг Харатели" Мревлишвили в Т-ре им. Марджанишвили (1949) созданы образы сов. людей -участников Отечеств, войны. Совр. жизнь страны и борьба за построение коммунистич. общества отражены в спектаклях: "Его звезда" Мосашвили (1951, Гос. пр. СССР, 1952), "Марине" ("Стрекоза") Бараташвили (1950). Разоблачению поджигателей войны, реакц. политики Страницы: «« « 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |