Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 636   637   638   639   640   641   642   643   644  645   646   647   648   649   650   651   652   653   654  » »»

Марджанишвили в Т-ре им. Руставели (25 нояб. 1922).  В  этом  спектакле,
насыщенном революц. пафосом, и  в  ряде  последующих  пост.  выдвинулись
талантливые акт„ры: В.  Анджапаридзе,  Т.  Чавчавад-зе,  А.  Хорава,  А.
Васадзе, У. Чхеидзе, Ш. Гамбашидзе, Н.  Гоциридзе,  Г.  Давиташвили,  А.
Жоржолиани,  режисс„ры:  А.  Ахметели,  К.  Патаридзе,   художники:   В.
Сидамон-Эристави, И. Гамрекели, Л. Гудиашвили, композиторы:  И.  Туския,
Т. Вахвахишвили.
   Новое   истолкование   классич.   драматургии    придало    волнующую
современность пост. пьес "Гамлет" (1925), "Раздел" Г. Эристави (1923)  и
ярко комедийному народному спектаклю "Затмение солнца в Грузии" Антонова
(1923). Марджанишвили, явившийся реформа7сов. нац. сценич. иск-ва, стремился достигнуть в  спектаклях  гармо-нич.
сочетания всех его  компонентов.  Под  его  рук.  коллектив  Т-ра  имени
Руставели напряж„нно искал новые  средства  сценич.  выразительности.  С
романтич.   приподнятостью    ставились    в    Т-ре    им.    Руставели
историко-революционные пьесы ("Герои Эрети" Шаншиашвили, 1924) и  др.  В
эти годы т-р обратился к пост. зарубежной экспрессионистской драматургии
("Человек-масса" Э. Толлера, 1923, "Газ" Г. Кайзера, 1924), видя  в  ней
путь к сценич. воплощению революц. современности. Марджанишвили  подош„л
и к отображению сов. действительности ("Дезертирка" Азиани, 1925).
   Спектакли  т-ра  уже  в  первые  годы  его  существования  отличались
ансамблевой стройностью акт„рского  исполнения  и  гармонич.  слитностью
всех компонентов сценич. творчества. Марджанишвили добился значительного
роста нац. сценич. культуры. Но в Т-ре им. Руставели в первые  годы  его
существования были  объединены  режисс„ры,  акт„ры  и  художники  разных
направлений (для поддержки новых исканий в т-ре была создана  корпорация
Дуруджи). Марджанишвили не удалось вполне  преодолеть  существовавшие  в
коллективе противоречия, и он уш„л из Т-ра им. Руставели, создав в  1928
в Кутаиси новый т-р, куда вошли воспитанные им акт„ры. В этом  т-ре  был
пост. "Уриэль Акоста" (1929) и ряд др. значительных спектаклей  (в  1930
т-р был перевед„н в Тбилиси и в 1933 ему присвоено имя его основателя).
   Наряду  с  творч.  перестройкой  в  Грузии   происходило   увеличение
количества т-ров, возникли:  Товарищество  акт„ров  (1924-25),  "Красный
т-р" (1925) в Тбилиси и др. Т-ры  Грузии  старались  создать  репертуар,
созвучный революц. действительности, ставили пьесы:
   "Спартак" Шаншиашвили (1924),  "К  обетованной  земле"  Эули  (1920),
"Королевский  брадобрей"  Луначарского  (1923),  "Взятие  Бастилии"   Р.
Роллана (1924).
   Важное значение для развития Г. т. имели постановки реж. С. Ахметели,
руководившего  Т-ром  им.  Руставели  в   1926-35.   Спектакли   "Анзор"
Шаншиашвили (1928), "Разлом" (1928), "Разбойники" ("Интираннос!") (1933)
явились значит, этапом в развитии груз.  театр.  иск-ва.  Спектакли  эти
определили творч. направление Т-ра им. Руставели и всего Г. т.  в  целом
как т-ра герои-ко-романтич.,  стремящегося  к  поэтич.  воплощению  тем,
рожд„нных революцией. Но в 20-х гг.,  когда  закладывались  основы  нац.
сценич. иск-ва, проявились и серь„зные недостатки, мешавшие развитию  Г.
т. В нек-рых спектаклях, пост. в те годы, сказались влияния  формализма,
ложные поиски нац. формы.
   С 30-х гг. советская общественность и театр. критика призвали т-ры  к
созданию спектаклей, отображающих современность, несущих массам  близкое
им реалистич. иск-во. Вокруг т-ров им.  Руставели  и  им.  Марджанишвили
сплотились драматурги старшего и нового  поколений.  В  репертуаре  этих
т-ров стало появляться вс„ больше пьес сов. авторов: "Анзор" Шаншиашвили
(1928), "В самое  сердце"  Дадиани  (1928),  "Как  это  было"  (1929)  и
"Хатидже" (1930) Каладзе, "Кваркваре Тутабери" Какабадзе (1929), "Белые"
Шан-гелая  (1929),  "Тревога"  Мирцхулава  (1931),  "Немые   заговорили"
Баазова (1932), "Обруч" Самсонидзе (1932), "Разлом" (1928); "Лево  руля"
Билль-Белоцер-ковского (1927), "Поэма о топоре" Погодина, "Рельсы гудят"
(1928) и "Город ветров" (1929) Киршона, "Коммуна в степи" Кулеша (1930),
"Светите,  зв„зды"  Микитенко  (1931).  Утверждая   метод   социалистич.
реализма,  деятели  Г.  т.   создали   спектакли,   отображающие   совр.
действительность: "Поколение героев" Клдиашвили (1937), "Платон  Кречет"
(1935) в Т-ре им.  Руставели,  "Свадьба  колхозника"  Какабадзе  (1938),
"Зависть"  Вакели  (1938),  "Дал„кое"  Афиногенова  (1936)  в  Т-ре  им.
Марджанишвили. Присущее
   Г. т. стремление романтически воплощать на  сцене  борьбу  народа  за
свободу нашло выражение в спектакле "Арсен" Шаншиашвили  (1936)  в  Т-ре
им. Руставели.
   Большое значение для Г. т. имела работа над воплощением нац. классич.
лит-ры. Спектакли "Гурия Ниношвили"  (1934,  по  Ниношвили),  "Сломанный
мост" (1935, по Чавчавадзе), "Мачеха Саманишвили" (1937, по  Клдиашвили)
в Т-ре им. Марджанишвили, "Осенние дворяне" (1936, по Клдиашвили) в Т-ре
им.  Руставели  развивали  реалистич.  традиции   прошлого.   Выдающимся
событием в истории всего сов. т-ра стал  спектакль  Т-ра  им.  Руставели
"Отелло" (1937).
   В  30-х  гг.  раскрылось  дарование  акт„ров   С.   Такай-швили,   В.
Годзиашвили, С. Закариадзе, Г. Шавгулид-зе, П. Кобахидзе, Т.  Цулукидзе,
Г. Сагарадзе, А. Омиад-зе, А. Кванталиани, А. Гомелаури, С.  Джапаридзе,
Т. Бахрадзе и др. Развитию  сов.  Г.  т.  способствовали  режисс„ры:  А.
Васадзе, А. Такайшвили, В. Кушита-швили, А. Чхартишвили, Д. Антадзе,  Ш.
Агсабадзе, К. Патаридзе, Г. Сулиашвили, Г. Журули, П.  Пран-гишвили,  Н.
Годзиашвили,  Ш.  Инасаридзе  и  др.,  художники:  С.   Вирсаладзе,   С.
Кобуладзе, П. Оцхели и др.
   В годы Великой Отечеств, войны на сцене Г. т. были поставлены пьесы о
борьбе сов. народа с нем.-фашистскими захватчиками и  патриотич.  драмы,
воскрешающие героич.  прошлое:  "Небо  Москвы"  и  "Партизаны"  Мдивани,
"Оленье  ущелье"  Клдиашвили,  "Гора  дум"  Шатберашвили.  В  Т-ре   им.
Руставели созданы спектакли "Киквидзе" Дарасели (1942, Гос.  пр.  СССР),
"Олеко Дундич" Ржешевского и Каца (1942), "Хевис-бери Гоча"  по  Казбеги
(1945). В Т-ре им. Марджанишвили - "Багратиони" Самсония  (1944),  "Дочь
Жам-табера"  Джапаридзе  (1944).  Присущая   Г.   т.   героико-романтич.
устремл„нность получила в спектаклях военных лет патриотич. звучание.
   В конце 40-х - нач. 50-х гг. определилось стремление деятелей  Г.  т.
создавать спектакли о жизни сов. людей, борьбе за построение социализма.
В спектаклях "Начальник станции" Мосашвили в Т-ре им. Руставели  (1947),
"Очаг Харатели" Мревлишвили в  Т-ре  им.  Марджанишвили  (1949)  созданы
образы сов. людей -участников Отечеств,  войны.  Совр.  жизнь  страны  и
борьба за построение коммунистич. общества отражены в  спектаклях:  "Его
звезда" Мосашвили (1951, Гос. пр.  СССР,  1952),  "Марине"  ("Стрекоза")
Бараташвили (1950). Разоблачению  поджигателей  войны,  реакц.  политики

Страницы: «« « 636   637   638   639   640   641   642   643   644  645   646   647   648   649   650   651   652   653   654  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия