|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 » »» Марджанишвили в Т-ре им. Руставели (25 нояб. 1922). В этом спектакле,
насыщенном революц. пафосом, и в ряде последующих пост. выдвинулись
талантливые акт„ры: В. Анджапаридзе, Т. Чавчавад-зе, А. Хорава, А.
Васадзе, У. Чхеидзе, Ш. Гамбашидзе, Н. Гоциридзе, Г. Давиташвили, А.
Жоржолиани, режисс„ры: А. Ахметели, К. Патаридзе, художники: В.
Сидамон-Эристави, И. Гамрекели, Л. Гудиашвили, композиторы: И. Туския,
Т. Вахвахишвили.
Новое истолкование классич. драматургии придало волнующую
современность пост. пьес "Гамлет" (1925), "Раздел" Г. Эристави (1923) и
ярко комедийному народному спектаклю "Затмение солнца в Грузии" Антонова
(1923). Марджанишвили, явившийся реформа7сов. нац. сценич. иск-ва, стремился достигнуть в спектаклях гармо-нич.
сочетания всех его компонентов. Под его рук. коллектив Т-ра имени
Руставели напряж„нно искал новые средства сценич. выразительности. С
романтич. приподнятостью ставились в Т-ре им. Руставели
историко-революционные пьесы ("Герои Эрети" Шаншиашвили, 1924) и др. В
эти годы т-р обратился к пост. зарубежной экспрессионистской драматургии
("Человек-масса" Э. Толлера, 1923, "Газ" Г. Кайзера, 1924), видя в ней
путь к сценич. воплощению революц. современности. Марджанишвили подош„л
и к отображению сов. действительности ("Дезертирка" Азиани, 1925).
Спектакли т-ра уже в первые годы его существования отличались
ансамблевой стройностью акт„рского исполнения и гармонич. слитностью
всех компонентов сценич. творчества. Марджанишвили добился значительного
роста нац. сценич. культуры. Но в Т-ре им. Руставели в первые годы его
существования были объединены режисс„ры, акт„ры и художники разных
направлений (для поддержки новых исканий в т-ре была создана корпорация
Дуруджи). Марджанишвили не удалось вполне преодолеть существовавшие в
коллективе противоречия, и он уш„л из Т-ра им. Руставели, создав в 1928
в Кутаиси новый т-р, куда вошли воспитанные им акт„ры. В этом т-ре был
пост. "Уриэль Акоста" (1929) и ряд др. значительных спектаклей (в 1930
т-р был перевед„н в Тбилиси и в 1933 ему присвоено имя его основателя).
Наряду с творч. перестройкой в Грузии происходило увеличение
количества т-ров, возникли: Товарищество акт„ров (1924-25), "Красный
т-р" (1925) в Тбилиси и др. Т-ры Грузии старались создать репертуар,
созвучный революц. действительности, ставили пьесы:
"Спартак" Шаншиашвили (1924), "К обетованной земле" Эули (1920),
"Королевский брадобрей" Луначарского (1923), "Взятие Бастилии" Р.
Роллана (1924).
Важное значение для развития Г. т. имели постановки реж. С. Ахметели,
руководившего Т-ром им. Руставели в 1926-35. Спектакли "Анзор"
Шаншиашвили (1928), "Разлом" (1928), "Разбойники" ("Интираннос!") (1933)
явились значит, этапом в развитии груз. театр. иск-ва. Спектакли эти
определили творч. направление Т-ра им. Руставели и всего Г. т. в целом
как т-ра герои-ко-романтич., стремящегося к поэтич. воплощению тем,
рожд„нных революцией. Но в 20-х гг., когда закладывались основы нац.
сценич. иск-ва, проявились и серь„зные недостатки, мешавшие развитию Г.
т. В нек-рых спектаклях, пост. в те годы, сказались влияния формализма,
ложные поиски нац. формы.
С 30-х гг. советская общественность и театр. критика призвали т-ры к
созданию спектаклей, отображающих современность, несущих массам близкое
им реалистич. иск-во. Вокруг т-ров им. Руставели и им. Марджанишвили
сплотились драматурги старшего и нового поколений. В репертуаре этих
т-ров стало появляться вс„ больше пьес сов. авторов: "Анзор" Шаншиашвили
(1928), "В самое сердце" Дадиани (1928), "Как это было" (1929) и
"Хатидже" (1930) Каладзе, "Кваркваре Тутабери" Какабадзе (1929), "Белые"
Шан-гелая (1929), "Тревога" Мирцхулава (1931), "Немые заговорили"
Баазова (1932), "Обруч" Самсонидзе (1932), "Разлом" (1928); "Лево руля"
Билль-Белоцер-ковского (1927), "Поэма о топоре" Погодина, "Рельсы гудят"
(1928) и "Город ветров" (1929) Киршона, "Коммуна в степи" Кулеша (1930),
"Светите, зв„зды" Микитенко (1931). Утверждая метод социалистич.
реализма, деятели Г. т. создали спектакли, отображающие совр.
действительность: "Поколение героев" Клдиашвили (1937), "Платон Кречет"
(1935) в Т-ре им. Руставели, "Свадьба колхозника" Какабадзе (1938),
"Зависть" Вакели (1938), "Дал„кое" Афиногенова (1936) в Т-ре им.
Марджанишвили. Присущее
Г. т. стремление романтически воплощать на сцене борьбу народа за
свободу нашло выражение в спектакле "Арсен" Шаншиашвили (1936) в Т-ре
им. Руставели.
Большое значение для Г. т. имела работа над воплощением нац. классич.
лит-ры. Спектакли "Гурия Ниношвили" (1934, по Ниношвили), "Сломанный
мост" (1935, по Чавчавадзе), "Мачеха Саманишвили" (1937, по Клдиашвили)
в Т-ре им. Марджанишвили, "Осенние дворяне" (1936, по Клдиашвили) в Т-ре
им. Руставели развивали реалистич. традиции прошлого. Выдающимся
событием в истории всего сов. т-ра стал спектакль Т-ра им. Руставели
"Отелло" (1937).
В 30-х гг. раскрылось дарование акт„ров С. Такай-швили, В.
Годзиашвили, С. Закариадзе, Г. Шавгулид-зе, П. Кобахидзе, Т. Цулукидзе,
Г. Сагарадзе, А. Омиад-зе, А. Кванталиани, А. Гомелаури, С. Джапаридзе,
Т. Бахрадзе и др. Развитию сов. Г. т. способствовали режисс„ры: А.
Васадзе, А. Такайшвили, В. Кушита-швили, А. Чхартишвили, Д. Антадзе, Ш.
Агсабадзе, К. Патаридзе, Г. Сулиашвили, Г. Журули, П. Пран-гишвили, Н.
Годзиашвили, Ш. Инасаридзе и др., художники: С. Вирсаладзе, С.
Кобуладзе, П. Оцхели и др.
В годы Великой Отечеств, войны на сцене Г. т. были поставлены пьесы о
борьбе сов. народа с нем.-фашистскими захватчиками и патриотич. драмы,
воскрешающие героич. прошлое: "Небо Москвы" и "Партизаны" Мдивани,
"Оленье ущелье" Клдиашвили, "Гора дум" Шатберашвили. В Т-ре им.
Руставели созданы спектакли "Киквидзе" Дарасели (1942, Гос. пр. СССР),
"Олеко Дундич" Ржешевского и Каца (1942), "Хевис-бери Гоча" по Казбеги
(1945). В Т-ре им. Марджанишвили - "Багратиони" Самсония (1944), "Дочь
Жам-табера" Джапаридзе (1944). Присущая Г. т. героико-романтич.
устремл„нность получила в спектаклях военных лет патриотич. звучание.
В конце 40-х - нач. 50-х гг. определилось стремление деятелей Г. т.
создавать спектакли о жизни сов. людей, борьбе за построение социализма.
В спектаклях "Начальник станции" Мосашвили в Т-ре им. Руставели (1947),
"Очаг Харатели" Мревлишвили в Т-ре им. Марджанишвили (1949) созданы
образы сов. людей -участников Отечеств, войны. Совр. жизнь страны и
борьба за построение коммунистич. общества отражены в спектаклях: "Его
звезда" Мосашвили (1951, Гос. пр. СССР, 1952), "Марине" ("Стрекоза")
Бараташвили (1950). Разоблачению поджигателей войны, реакц. политики
Страницы: «« « 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |