|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 » »» ("Холопка" Стрельникова), Клякушев ("Самое заветное" Соловь„ва-Седого),
боярин Сапун Тюфя-кин ("Девичий переполох" Милютина), Кухонный бог Мяу
("Ж„лтая кофта" Легара), Дежурный ("Летучая мышь" Штрауса), Франсуа
("Фиалка Монмартра" Кальмана) и др. О. В.
ГРОССМАН, Леонид Петрович [р.12(24).1.1888] - русский советский
литературовед и критик. Доктор филологич. наук (1940). Окончил юридич.
ф-т Одесского ун-та (1911). Лит. деятельность начал в 1914. Автор
исследований о Пушкине, Тургеневе, Сухово-Кобылине, Достоевском, статей
о т-ре, акт„рах и др. С 1911 вед„т педагогич. работу, с 1945 -
профессор.
Соч.: Пушкин в театральных креслах. Картины русской сцены 1817-1820
годов. Л., 1926; Преступление Су-хово-Кобылина, 2 изд., Л., 1928; Театр
Сухово-Кобылина, М.- Л., 1940; Алиса Коонен. Очерк сценической
деятельности, М.-Л., 1930; Творческий путь Л. М. Леонидова, в сб.:
Ежегодник МХАТ. 1944 г., т. 1, М., 1946; Стиль Леонидова, "Театр", М.,
1947, .ј 4; Юбилейная постановка
Горе от ума", в кн.: Государственный ордена Ленина академический
Малый театр. М., 1947; Драматургические замыслы Тургенева, "Известия АН
СССР". Отделение литературы и языка, М., 1955, т. 14, вып. 6, с. 54755;
Проблематика "Гамлета", "Театр", 1955, ј 11, с. 113-24. С. Г.
ГРОТЕСК (франц. grotesque, от итал. grotesco-причудливый, grotto -
грот) - художественный жанр, а также при„м. Понятие "гротеск" вед„т сво„
начало от росписей на стенах древнеримских построек (гротов), в этих
композициях причудливо сочетались элементы животного и растительного
мира, образуя переходы лиственного или цветочного орнамента в
человеческий торс, голову фантастического чудовища, зверя и пр.
В совр. иск-ве Г.- жанр (или при„м), в к-ром художник сознательно
прибегает к нарушению жизненных форм и пропорций, для того чтобы
разоблачить двойственность явления, обнажить его уродливость, нелепость,
доходящую до пределов ужасного. Художественная природа Г. требует
поэтому сближения смешного и трагического, контрастного сочетания
реального и фантастического, крайнего преувеличения Г. раскрывает
нелепое, карикатурное, низменное в трагических явлениях; для этого жанра
характерно внезапное смещение серь„зного, трагического в плоскость
комичного (изображение войны в офортах Гойи, бурж. правосудия в романах
Диккенса, в графике Домье, и пр.). Нарушая обычное восприятие того или
иного явления действительности, реальные, жизненные соотношения,
художник углубляет его истинный смысл. Вместе с тем средствами Г.
художник может выявить в смешном и обычном явлении, опасные, зловещие
черты. Показывая низкий, комич. характер этих явлений, художник
одновременно подч„ркивает их страшную, трагическую сущность, доводит
порой комическое до трагедийного звучания, превращает его в фантастику,
уродливый кошмар. ? театр. иск-ве и драматургии при„мы Г. применялись в
античном миме, в комедиях Аристофана, Плавта и др. Г. получил
распространение в ср.-век. фарсе, в нар. итал. комедии масок, в комедиях
Шекспира. Г. высоко ценили романтики, видя в н„м одно из средств
раскрытия драматич. несоответствий и контрастной разносторонности жизни,
обличения страшной силы пошлости, мещанской косности быта. Г.
применяется в сатирич. комедии и в трагедии. К Г. обращались Гофман,
Гюго, в рус. драматургии - Гоголь, Сухово-Кобылин, Маяковский, а также
акт„ры-романтики- Л. Девриент, Фредерик-Леметр, в России - П. Моча-лов.
Г. использовался в сов. т-ре в режиссуре К. С. Станиславского ("Горячее
сердце"), Вахтангова ("Чудо святого Антония" Метерлинка), В. Э.
Мейерхольда, А. Д. Дикого, в творчестве С. М. Михоэлса, М. А. Чехова
("Ревизор"), Н. П. Хмел„ва ("Дядюшкин сон"), И. В. Ильинского ("Лес"),
С. А. Мартинсона ("Бесприданница"), С. Г. Бирман ("Блоха" по Лескову) и
др. акт„ров. В иск-ве акт„ра Г. характеризуется остротой и
неожиданностью пластич. рисунка. Образы, отмеченные Г., выражают
сатирич. осмеяние или передают ощущение тревоги, безысходности. К
средствам Г. обращаются совр. зап.-европ. драматурги, напр. Ж. Ионеско.
Сильное и острое средство художественного обобщения, Г. сохраняет
свою подлинную ценность лишь тогда, когда он применяется не ради
занимательности формы, а раскрывает реальные грани жизни, сочетающие
ужасное и смешное.
Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 6, М., 1954, с.255-58;
Мейерхольд В., О театре, М., 1912; Евг. Вахтангов. Материалы и статьи,
М., 1959; Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959, с. 67-106. Т. Р., Т. Бач.
ГРОШЕВА, Елена Андреевна ГР-29.УШ(11.1Х). 1908] - русский советский
музыковед. Член Комму-нистич. партии с 1950. В 1932 окончила Тбилисскую
(по классу фп. проф. Т. И. Тер-Степановой), в 1937 Московскую
(историко-теоретич. ф-т, по классу проф.
В. Э. Фермана) консерватории. Музыковедч. деятельность начала в 1935.
Впервые выступила в печати в 1937.
С о ч. : Пушкин в опере, в сб. : Пушкин на сцене Большого театра, [М.
]. 1949; А. И. Алексеев, М.- Л., 1949; Молод„жь на оперной и
симфонической эстраде, в сб.: Молодые музыканты, М.- Л., 1949; К. Г.
Держинская, М., 1952; Колыбель национальной оперной школы, "Театр",
1951, "Ns 5; Пути советской оперетты, в сб.: Советская музыка, М., 1954;
Катульская, М., 1957; Федор Иванович Шаляпин (редактор-составитель и
коммент.), т. 1-2, M., 1957-58; Образ народа в советской опере, в кн.:
Советская опера. Сб. статей, М., 1953; Сергей Яковлевич Лемешев
(составление и редактирование, М., 1960; Большой театр СССР, М., 1960;
После гастролей "Комише опер", "Советская музыка", 1960, ј 1.
ГРУЗИНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Истоками Г. д. являются языческие мистерии,
посв. божествам Кви-риа, уелефия (божества плодородия), Агуна (бог
виноградарства и виноделия), Армазы (бог луны), Варт-рагану-Вахтангу
(бог огня). В устной нар. поэзии сохранились драм. отрывки из хороводной
драмы "Ами-рани", поэм "Абессалом и Этери", "Автандил", "Тав-параванский
юноша". Фрагменты и сцены историч. трагедий о Парасмане II (2 в. н. э.)
и Вахтанге I (2-я пол. 5 в.) сохранились в памятниках древнегруз.
лит-ры. В памятниках письменности упоминаются термины: симгерисмцерали -
комедиограф, симгера- комедия, гловис мгосани - трагик.
После введения в Грузии христианства (14 в.) церковь, уничтожая
языческую драматич. поэзию, создала свой церковный т-р и драму. В груз.
"Многоглаво" (8-10 вв.) сохранилась драм. композиция "Благовещение",
включающая сатирич. элементы нар. комедии. Сохранились и
диалогизированные церковные гимны ("Беседа сына и матери" Г. Мерчуле, 10
в.). Известна мистерия "У сули" ("Изящное слово"), сходная со "Страстями
Христа". Одновременно развивается нар. театр берикаоба, имевший
фарсово-сати-рич. направленность. Формирование груз. драматургии в
Страницы: «« « 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |