Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 629   630   631   632   633   634   635   636   637  638   639   640   641   642   643   644   645   646   647  » »»

("Холопка" Стрельникова), Клякушев ("Самое заветное"  Соловь„ва-Седого),
боярин Сапун Тюфя-кин ("Девичий переполох" Милютина), Кухонный  бог  Мяу
("Ж„лтая кофта" Легара),  Дежурный  ("Летучая  мышь"  Штрауса),  Франсуа
("Фиалка Монмартра" Кальмана) и др. О. В.
   ГРОССМАН,  Леонид  Петрович  [р.12(24).1.1888]  -  русский  советский
литературовед и критик. Доктор филологич. наук (1940).  Окончил  юридич.
ф-т Одесского ун-та  (1911).  Лит.  деятельность  начал  в  1914.  Автор
исследований о Пушкине, Тургеневе, Сухово-Кобылине, Достоевском,  статей
о т-ре, акт„рах  и  др.  С  1911  вед„т  педагогич.  работу,  с  1945  -
профессор.
   Соч.: Пушкин в театральных креслах. Картины русской  сцены  1817-1820
годов. Л., 1926; Преступление Су-хово-Кобылина, 2 изд., Л., 1928;  Театр
Сухово-Кобылина,  М.-  Л.,  1940;  Алиса   Коонен.   Очерк   сценической
деятельности, М.-Л., 1930; Творческий  путь  Л.  М.  Леонидова,  в  сб.:
Ежегодник МХАТ. 1944 г., т. 1, М., 1946; Стиль Леонидова,  "Театр",  М.,
1947, .ј 4; Юбилейная постановка
   Горе от ума", в  кн.:  Государственный  ордена  Ленина  академический
Малый театр. М., 1947; Драматургические замыслы Тургенева, "Известия  АН
СССР". Отделение литературы и языка, М., 1955, т. 14, вып. 6, с.  54755;
Проблематика "Гамлета", "Театр", 1955, ј 11, с. 113-24. С. Г.
   ГРОТЕСК (франц. grotesque, от итал.  grotesco-причудливый,  grotto  -
грот) - художественный жанр, а также при„м. Понятие "гротеск" вед„т сво„
начало от росписей на стенах древнеримских  построек  (гротов),  в  этих
композициях причудливо сочетались  элементы  животного  и  растительного
мира,  образуя  переходы  лиственного   или   цветочного   орнамента   в
человеческий торс, голову фантастического чудовища, зверя и пр.
   В совр. иск-ве Г.- жанр (или при„м),  в  к-ром  художник  сознательно
прибегает к  нарушению  жизненных  форм  и  пропорций,  для  того  чтобы
разоблачить двойственность явления, обнажить его уродливость, нелепость,
доходящую  до  пределов  ужасного.  Художественная  природа  Г.  требует
поэтому  сближения  смешного  и  трагического,  контрастного   сочетания
реального  и  фантастического,  крайнего  преувеличения  Г.   раскрывает
нелепое, карикатурное, низменное в трагических явлениях; для этого жанра
характерно  внезапное  смещение  серь„зного,  трагического  в  плоскость
комичного (изображение войны в офортах Гойи, бурж. правосудия в  романах
Диккенса, в графике Домье, и пр.). Нарушая обычное восприятие  того  или
иного  явления  действительности,   реальные,   жизненные   соотношения,
художник углубляет его  истинный  смысл.  Вместе  с  тем  средствами  Г.
художник может выявить в смешном и обычном  явлении,  опасные,  зловещие
черты.  Показывая  низкий,  комич.  характер  этих   явлений,   художник
одновременно подч„ркивает их  страшную,  трагическую  сущность,  доводит
порой комическое до трагедийного звучания, превращает его в  фантастику,
уродливый кошмар. ? театр. иск-ве и драматургии при„мы Г. применялись  в
античном  миме,  в  комедиях  Аристофана,  Плавта  и  др.   Г.   получил
распространение в ср.-век. фарсе, в нар. итал. комедии масок, в комедиях
Шекспира. Г. высоко  ценили  романтики,  видя  в  н„м  одно  из  средств
раскрытия драматич. несоответствий и контрастной разносторонности жизни,
обличения  страшной  силы  пошлости,   мещанской   косности   быта.   Г.
применяется в сатирич. комедии и в трагедии.  К  Г.  обращались  Гофман,
Гюго, в рус. драматургии - Гоголь, Сухово-Кобылин, Маяковский,  а  также
акт„ры-романтики- Л. Девриент, Фредерик-Леметр, в России - П.  Моча-лов.
Г. использовался в сов. т-ре в режиссуре К. С. Станиславского  ("Горячее
сердце"),  Вахтангова  ("Чудо  святого  Антония"  Метерлинка),   В.   Э.
Мейерхольда, А. Д. Дикого, в творчестве С. М.  Михоэлса,  М.  А.  Чехова
("Ревизор"), Н. П. Хмел„ва ("Дядюшкин сон"), И. В.  Ильинского  ("Лес"),
С. А. Мартинсона ("Бесприданница"), С. Г. Бирман ("Блоха" по Лескову)  и
др.  акт„ров.  В   иск-ве   акт„ра   Г.   характеризуется   остротой   и
неожиданностью  пластич.  рисунка.  Образы,  отмеченные   Г.,   выражают
сатирич.  осмеяние  или  передают  ощущение  тревоги,  безысходности.  К
средствам Г. обращаются совр. зап.-европ. драматурги, напр. Ж. Ионеско.
   Сильное и острое средство  художественного  обобщения,  Г.  сохраняет
свою подлинную  ценность  лишь  тогда,  когда  он  применяется  не  ради
занимательности формы, а раскрывает  реальные  грани  жизни,  сочетающие
ужасное и смешное.
   Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч.,  т.  6,  М.,  1954,  с.255-58;
Мейерхольд В., О театре, М., 1912; Евг. Вахтангов. Материалы  и  статьи,
М., 1959; Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959, с. 67-106. Т. Р., Т. Бач.
   ГРОШЕВА, Елена Андреевна ГР-29.УШ(11.1Х). 1908] -  русский  советский
музыковед. Член Комму-нистич. партии с 1950. В 1932 окончила  Тбилисскую
(по  классу  фп.  проф.  Т.  И.  Тер-Степановой),  в   1937   Московскую
(историко-теоретич. ф-т, по классу проф.
   В. Э. Фермана) консерватории. Музыковедч. деятельность начала в 1935.
Впервые выступила в печати в 1937.
   С о ч. : Пушкин в опере, в сб. : Пушкин на сцене Большого театра, [М.
].  1949;  А.  И.  Алексеев,  М.-  Л.,  1949;  Молод„жь  на  оперной   и
симфонической эстраде, в сб.: Молодые музыканты, М.-  Л.,  1949;  К.  Г.
Держинская, М., 1952;  Колыбель  национальной  оперной  школы,  "Театр",
1951, "Ns 5; Пути советской оперетты, в сб.: Советская музыка, М., 1954;
   Катульская, М., 1957; Федор Иванович Шаляпин (редактор-составитель  и
коммент.), т. 1-2, M., 1957-58; Образ народа в советской опере,  в  кн.:
Советская  опера.  Сб.  статей,  М.,  1953;  Сергей  Яковлевич   Лемешев
(составление и редактирование, М., 1960; Большой театр СССР,  М.,  1960;
После гастролей "Комише опер", "Советская музыка", 1960, ј 1.
   ГРУЗИНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Истоками Г. д. являются  языческие  мистерии,
посв. божествам  Кви-риа,  уелефия  (божества  плодородия),  Агуна  (бог
виноградарства и виноделия),  Армазы  (бог  луны),  Варт-рагану-Вахтангу
(бог огня). В устной нар. поэзии сохранились драм. отрывки из хороводной
драмы "Ами-рани", поэм "Абессалом и Этери", "Автандил", "Тав-параванский
юноша". Фрагменты и сцены историч. трагедий о Парасмане II (2 в. н.  э.)
и Вахтанге I (2-я  пол.  5  в.)  сохранились  в  памятниках  древнегруз.
лит-ры. В памятниках письменности упоминаются термины: симгерисмцерали -
комедиограф, симгера- комедия, гловис мгосани - трагик.
   После введения в  Грузии  христианства  (14  в.)  церковь,  уничтожая
языческую драматич. поэзию, создала свой церковный т-р и драму. В  груз.
"Многоглаво" (8-10 вв.)  сохранилась  драм.  композиция  "Благовещение",
включающая   сатирич.   элементы    нар.    комедии.    Сохранились    и
диалогизированные церковные гимны ("Беседа сына и матери" Г. Мерчуле, 10
в.). Известна мистерия "У сули" ("Изящное слово"), сходная со "Страстями
Христа".  Одновременно  развивается  нар.   театр   берикаоба,   имевший
фарсово-сати-рич.  направленность.  Формирование  груз.  драматургии   в

Страницы: «« « 629   630   631   632   633   634   635   636   637  638   639   640   641   642   643   644   645   646   647  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия