Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 » »» период е„ зарождения отмечено взаимопроникновением нар. и церковного т-ров, церковная литература вносила в репертуар нар. т-ра религиозные темы из Библии, Евангелия и Житий святых, с другой стороны - и нар. т-р влиял на церковную драму, наполняя е„ реалистич. и сатирич. мотивами. В период развитого феодализма в Грузии (11-13 вв.) в дворцовом театре сахиоба ставятся Кеба (восхваления), возвеличивающие феодалов, поэтич. произв., исполнявшиеся акт„рами в форме диалога; сатирич. сцены басроба (поношения), высмеивающие представителей феод. знати; комедии симгера сигода-та, содержащие эротич. любовные сцены. Драматурги сахиоба обращались к мифологич. и алле-горич. сюжетам, изображали персонажи из языческой и христианской мифологии (Орфей, сирены, Саломея и др.). Известно имя драм. поэта 12 в. Бистика. В драм. поэзии позднефеод. эпохи (14-17 вв.) сохраняются традиции нац. драматургии сахиоба. Поэт Теймураз I (1591-1663) создал для т-ра сахиоба диалоги "Спор Весны и Осени", "Роза и Соловей", "Свеча и Мотыл„к". Эти произв., воспевающие любовь. земную жизнь, имели антиаскетич. направленность. Поэт Арчил (1647-1713) в своих драм. произв. "Спор царя Теймураза с Руставели" и "Спор Человека с Жизнью" выступает за гуманистич. отношение к крестьянам, возмущается имуществ. неравенством людей. Он развивает и усложняет драм. форму, придавая особое значение партиям хора. Одновременно развивается нар. драма, еще в 14-16 вв. в перхул-ском (хороводном) т-ре возникают нар. драмы "Звиа-да Лобжанидзе" и "Вицбил и Мацбил" о борьбе крепостных с феодалами, подвигах главарей крестьянских восстаний. В 17 в. появляется нар. драма "Шавлего" о героич. борьбе груз. народа с поработителями. В 18 в. в развитии драматич.поэзии для театра сахио-ба особую роль сыграл поэт Д. Гурамишвили (диалоги "Спор Человека со Смертью" и "Спор Человека с Бренным миром"), использовавший достижения рус. и укр. школьной драмы. Для т-ра сахиоба были написаны: "Спор Женщины с Лихорадкой" поэтессы Мана-ны, "В Астрахани" А. Амилахвари, "Три сахиоба" анонимного автора, "Спор Иесе со священником" И. Бараташвили. Осн. темой драм. произв. 2-й пол. 18 в. является борьба двух направлений: прогрессивного, ориентирующегося на укрепление связи с Россией, и реакционного, выступавшего против сближения с Россией. В нек-рых произв. ("Три сахиоба", "В Астрахани" и др.) используются композиц. при„мы рус. и зап.-европ. драматургии, но сохраняются традиции т-ра сахиоба, представляющего собой синтез поэтич. слова, музыки и танца. С укреплением культурных связей с Россией, введением школьного образования и открытием философских семинарий в Тбилиси (1756) и Телави (1782) в Грузии начинает возрождаться школьная драма, одним из виднейших деятелей к-рой был ректор Телавской семинарии Д. Алекси-Месхишвили (1745-1824). Здесь ставились восхваления: "Ираклий II", "Георгий XIII" Д. Алекси-Месхишвили, мистерия "Усули", "Спор Старца-книжника с Юношей" и др. Основоположником новой Г. д. (конец 18 в.) является драматург Г. Авалишвили. В своей пьесе "Царь Теймураз" он изображает жизнь и быт горожан, показывает людей из народа. Драматургия Авалишвили ставила перед т-ром просветительные цели. В эти же годы Д. Чолокашвили (1734-1808) написал пьесу на сюжет античной трагедии "Ифигения". В этой трагедии Чолокашвили обличает коварство царедворцев и военачальников, осмеивает придворных. Реакц. круги феод. общества осуждали драматургию Авалишвили и Чолокашвили, обличавших противников прогрессивной политики царя Ираклия II, клеймивших взяточничество, выступавших за смягчение крепостного ига. В нач. 19 в. после присоединения Грузии к России (1801), способствовавшего развитию нац. экономики и культуры, Г. д. выражает общие настроения эпохи перехода от феодализма к капитализму. Определяются два противоборствующих направления в драматургии-реалистическое, использовавшее нар. традиции, обличавшее княжеско-дворянскую знать, и реакционное, выражавшее реставраторские идеи монархич. национализма. Первое направление представляла возникшая в тот период комедиография. Основоположниками этой драматургии были А. Туманишвили (1793 - ок. 1820), автор фарса "Разговоры", и О. Церетели (1797- 1863), автор комедии "Свадьба имеретинского князя", к-рые в своих произв. обличали моральную и умственную деградацию феод. знати, показывали разрушение патриархальной замкнутости и разобщ„нности отдельных уголков Грузии, жестокость крепостного права. Реалистич. направление в Г. д. утверждают Г. Эристави и драматурги его школы. В комедиях "Тяжба", "Раздел", "Скупой" и др. Г. Эристави обличал торговцев и ростовщиков, дворянство. Герой пьес Г. Эристави - молодой человек 40-50-х гг., к-рого драматург представляет то беспочвенным мечтателем, неспособным к практич. деятельности, то свободолюбивым, прогрессивным мыслителем, одиноким бунтар„м против насилия и невежества. Принципы Эристави развивали в своих пьесах 3. Антонов, И. Кереселидзе и др. драматурги школы Эристави. Демократич. тенденциями отмечен новый жанр Г. д. - историч. драматургия 19 в. В историч. драмах "Атабег Кварк-варе" Г. Эристави и "Кер-оглы" 3. Антонова носителем высших моральных качеств представлен трудовой народ, противостоящий развращ„нной дворянской знати. Герои этих пьес вступают в борьбу против крепостного ига, за социальную справедливость. Драматургия этого периода широко использует много-вековый опыт т-ров сахиоба и берикаоба. Стремление к синтезу поэтич. слова, пения и танца характеризует Г. д. этого периода. В комедиях Г. Эристави и драматургов его школы используются живой разговорный язык его времени, различные жаргоны, диалекты. В противовес реалистич. направлению возникает реакционная романтич. драма, идеализирующая прошлое, призывающая к реставрации грузинской монархии. Представителем этого направления был А.Джам-бакур-Орбелиани, написавший исторические пьесы "Юность царевича Ираклия, или Преданность Грузии", "Давид Строитель, или Последнее испытание Грузии". В 60-90-х гг. в связи с ростом нац. самосознания, революц. движения, борьбой против царского самодержавия и пережитков крепостного права развивалась драматургия критич. реализма. Крупнейшими деятелями этого направления были великие груз. писатели И. Чавчавадзе и А. Церетели, они утверждали обще-ственно-воспитат. назначение театра, демократпч. направленность, высокую гражданственность иск-ва, выступали в защиту нац. и социальных прав народа. Драматургия И. Чавчавадзе, А. Церетели, Д. Эристави, А. Казбеги, Г. Шервашидзе отличалась широким охватом и правдивым изображением жизненных явлений, освещением важнейших проблем совр. им жизни. В пьесах "Арсен" А. Церетели (1865), "Како-разбойник" (инсценировка поэмы "Несколько картин или случай из жизни разбойника") И. Чавчавадзе (1860), "Арсен" А. Казбеги (1881) отразились антикреп остнич. идеи освободит. движения. В историч. пьесах "Мать и сын" Страницы: «« « 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |