Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 630   631   632   633   634   635   636   637   638  639   640   641   642   643   644   645   646   647   648  » »»

период е„ зарождения отмечено  взаимопроникновением  нар.  и  церковного
т-ров, церковная литература вносила в репертуар  нар.  т-ра  религиозные
темы из Библии, Евангелия и Житий святых, с другой стороны - и нар.  т-р
влиял на церковную драму, наполняя е„ реалистич. и сатирич. мотивами.
   В период развитого феодализма в Грузии (11-13 вв.) в дворцовом театре
сахиоба ставятся Кеба (восхваления), возвеличивающие  феодалов,  поэтич.
произв., исполнявшиеся акт„рами в форме диалога; сатирич. сцены  басроба
(поношения), высмеивающие представителей феод.  знати;  комедии  симгера
сигода-та,  содержащие  эротич.  любовные  сцены.   Драматурги   сахиоба
обращались к мифологич. и алле-горич. сюжетам, изображали  персонажи  из
языческой и христианской  мифологии  (Орфей,  сирены,  Саломея  и  др.).
Известно имя драм. поэта 12 в. Бистика. В драм. поэзии позднефеод. эпохи
(14-17 вв.) сохраняются традиции нац. драматургии сахиоба. Поэт Теймураз
I (1591-1663) создал для т-ра сахиоба  диалоги  "Спор  Весны  и  Осени",
"Роза и Соловей", "Свеча и Мотыл„к". Эти  произв.,  воспевающие  любовь.
земную жизнь, имели антиаскетич. направленность. Поэт Арчил  (1647-1713)
в своих драм. произв. "Спор царя Теймураза с Руставели" и "Спор Человека
с Жизнью" выступает за гуманистич. отношение к  крестьянам,  возмущается
имуществ. неравенством людей. Он  развивает  и  усложняет  драм.  форму,
придавая особое значение партиям  хора.  Одновременно  развивается  нар.
драма, еще в 14-16 вв. в перхул-ском (хороводном)  т-ре  возникают  нар.
драмы "Звиа-да Лобжанидзе" и "Вицбил и Мацбил"  о  борьбе  крепостных  с
феодалами, подвигах главарей крестьянских восстаний. В 17 в.  появляется
нар. драма "Шавлего" о героич. борьбе груз. народа с поработителями.
   В 18 в. в развитии драматич.поэзии для театра  сахио-ба  особую  роль
сыграл поэт Д. Гурамишвили (диалоги "Спор Человека со Смертью"  и  "Спор
Человека с  Бренным  миром"),  использовавший  достижения  рус.  и  укр.
школьной  драмы.  Для  т-ра  сахиоба  были  написаны:  "Спор  Женщины  с
Лихорадкой" поэтессы Мана-ны, "В Астрахани" А. Амилахвари, "Три сахиоба"
анонимного автора, "Спор Иесе со священником" И. Бараташвили. Осн. темой
драм.  произв.  2-й  пол.  18  в.  является  борьба  двух   направлений:
прогрессивного,  ориентирующегося  на  укрепление  связи  с  Россией,  и
реакционного, выступавшего против сближения с Россией. В нек-рых произв.
("Три сахиоба", "В Астрахани" и др.) используются композиц. при„мы  рус.
и  зап.-европ.  драматургии,  но  сохраняются  традиции  т-ра   сахиоба,
представляющего  собой  синтез  поэтич.  слова,  музыки   и   танца.   С
укреплением культурных связей с Россией, введением школьного образования
и открытием философских семинарий в Тбилиси (1756)  и  Телави  (1782)  в
Грузии начинает возрождаться школьная драма, одним из виднейших деятелей
к-рой был ректор Телавской семинарии Д.  Алекси-Месхишвили  (1745-1824).
Здесь  ставились  восхваления:   "Ираклий   II",   "Георгий   XIII"   Д.
Алекси-Месхишвили, мистерия "Усули", "Спор Старца-книжника с  Юношей"  и
др.
   Основоположником новой Г. д. (конец  18  в.)  является  драматург  Г.
Авалишвили. В своей пьесе "Царь Теймураз"  он  изображает  жизнь  и  быт
горожан, показывает людей  из  народа.  Драматургия  Авалишвили  ставила
перед  т-ром  просветительные  цели.  В  эти  же  годы  Д.   Чолокашвили
(1734-1808) написал пьесу на сюжет античной трагедии "Ифигения". В  этой
трагедии Чолокашвили обличает коварство  царедворцев  и  военачальников,
осмеивает придворных. Реакц. круги феод. общества  осуждали  драматургию
Авалишвили и Чолокашвили, обличавших противников прогрессивной  политики
царя Ираклия II, клеймивших  взяточничество,  выступавших  за  смягчение
крепостного ига. В нач.  19  в.  после  присоединения  Грузии  к  России
(1801), способствовавшего развитию нац.  экономики  и  культуры,  Г.  д.
выражает общие настроения эпохи перехода от  феодализма  к  капитализму.
Определяются      два       противоборствующих       направления       в
драматургии-реалистическое,  использовавшее  нар.  традиции,  обличавшее
княжеско-дворянскую знать,  и  реакционное,  выражавшее  реставраторские
идеи монархич. национализма. Первое направление представляла возникшая в
тот период комедиография. Основоположниками  этой  драматургии  были  А.
Туманишвили (1793 - ок. 1820), автор фарса "Разговоры",  и  О.  Церетели
(1797- 1863), автор комедии "Свадьба имеретинского князя", к-рые в своих
произв.  обличали  моральную  и  умственную  деградацию   феод.   знати,
показывали  разрушение  патриархальной   замкнутости   и   разобщ„нности
отдельных  уголков  Грузии,  жестокость  крепостного  права.  Реалистич.
направление в Г. д. утверждают Г. Эристави и  драматурги  его  школы.  В
комедиях "Тяжба", "Раздел", "Скупой" и др. Г. Эристави обличал торговцев
и ростовщиков, дворянство. Герой пьес  Г.  Эристави  -  молодой  человек
40-50-х гг., к-рого драматург представляет то  беспочвенным  мечтателем,
неспособным к практич. деятельности,  то  свободолюбивым,  прогрессивным
мыслителем, одиноким бунтар„м  против  насилия  и  невежества.  Принципы
Эристави развивали в своих пьесах  3.  Антонов,  И.  Кереселидзе  и  др.
драматурги школы Эристави. Демократич. тенденциями отмечен новый жанр Г.
д. - историч. драматургия 19 в. В историч. драмах "Атабег Кварк-варе" Г.
Эристави и "Кер-оглы" 3. Антонова  носителем  высших  моральных  качеств
представлен  трудовой  народ,  противостоящий  развращ„нной   дворянской
знати. Герои этих пьес вступают в  борьбу  против  крепостного  ига,  за
социальную справедливость. Драматургия этого периода  широко  использует
много-вековый опыт т-ров  сахиоба  и  берикаоба.  Стремление  к  синтезу
поэтич. слова, пения и  танца  характеризует  Г.  д.  этого  периода.  В
комедиях  Г.  Эристави  и  драматургов  его  школы  используются   живой
разговорный язык его времени, различные жаргоны, диалекты.
   В противовес реалистич. направлению возникает  реакционная  романтич.
драма, идеализирующая  прошлое,  призывающая  к  реставрации  грузинской
монархии. Представителем этого направления  был  А.Джам-бакур-Орбелиани,
написавший исторические пьесы "Юность царевича Ираклия, или  Преданность
Грузии", "Давид Строитель, или Последнее испытание Грузии".
   В 60-90-х гг. в связи с ростом нац. самосознания, революц.  движения,
борьбой против царского  самодержавия  и  пережитков  крепостного  права
развивалась драматургия критич. реализма.  Крупнейшими  деятелями  этого
направления были великие груз. писатели И. Чавчавадзе и А. Церетели, они
утверждали   обще-ственно-воспитат.   назначение   театра,   демократпч.
направленность, высокую гражданственность  иск-ва,  выступали  в  защиту
нац. и социальных прав народа. Драматургия И. Чавчавадзе,  А.  Церетели,
Д. Эристави, А. Казбеги, Г.  Шервашидзе  отличалась  широким  охватом  и
правдивым изображением жизненных явлений, освещением  важнейших  проблем
совр. им жизни. В пьесах "Арсен" А.  Церетели  (1865),  "Како-разбойник"
(инсценировка поэмы "Несколько картин или случай из  жизни  разбойника")
И. Чавчавадзе (1860), "Арсен"  А.  Казбеги  (1881)  отразились  антикреп
остнич. идеи  освободит.  движения.  В  историч.  пьесах  "Мать  и  сын"

Страницы: «« « 630   631   632   633   634   635   636   637   638  639   640   641   642   643   644   645   646   647   648  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия