|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 » »» период е„ зарождения отмечено взаимопроникновением нар. и церковного
т-ров, церковная литература вносила в репертуар нар. т-ра религиозные
темы из Библии, Евангелия и Житий святых, с другой стороны - и нар. т-р
влиял на церковную драму, наполняя е„ реалистич. и сатирич. мотивами.
В период развитого феодализма в Грузии (11-13 вв.) в дворцовом театре
сахиоба ставятся Кеба (восхваления), возвеличивающие феодалов, поэтич.
произв., исполнявшиеся акт„рами в форме диалога; сатирич. сцены басроба
(поношения), высмеивающие представителей феод. знати; комедии симгера
сигода-та, содержащие эротич. любовные сцены. Драматурги сахиоба
обращались к мифологич. и алле-горич. сюжетам, изображали персонажи из
языческой и христианской мифологии (Орфей, сирены, Саломея и др.).
Известно имя драм. поэта 12 в. Бистика. В драм. поэзии позднефеод. эпохи
(14-17 вв.) сохраняются традиции нац. драматургии сахиоба. Поэт Теймураз
I (1591-1663) создал для т-ра сахиоба диалоги "Спор Весны и Осени",
"Роза и Соловей", "Свеча и Мотыл„к". Эти произв., воспевающие любовь.
земную жизнь, имели антиаскетич. направленность. Поэт Арчил (1647-1713)
в своих драм. произв. "Спор царя Теймураза с Руставели" и "Спор Человека
с Жизнью" выступает за гуманистич. отношение к крестьянам, возмущается
имуществ. неравенством людей. Он развивает и усложняет драм. форму,
придавая особое значение партиям хора. Одновременно развивается нар.
драма, еще в 14-16 вв. в перхул-ском (хороводном) т-ре возникают нар.
драмы "Звиа-да Лобжанидзе" и "Вицбил и Мацбил" о борьбе крепостных с
феодалами, подвигах главарей крестьянских восстаний. В 17 в. появляется
нар. драма "Шавлего" о героич. борьбе груз. народа с поработителями.
В 18 в. в развитии драматич.поэзии для театра сахио-ба особую роль
сыграл поэт Д. Гурамишвили (диалоги "Спор Человека со Смертью" и "Спор
Человека с Бренным миром"), использовавший достижения рус. и укр.
школьной драмы. Для т-ра сахиоба были написаны: "Спор Женщины с
Лихорадкой" поэтессы Мана-ны, "В Астрахани" А. Амилахвари, "Три сахиоба"
анонимного автора, "Спор Иесе со священником" И. Бараташвили. Осн. темой
драм. произв. 2-й пол. 18 в. является борьба двух направлений:
прогрессивного, ориентирующегося на укрепление связи с Россией, и
реакционного, выступавшего против сближения с Россией. В нек-рых произв.
("Три сахиоба", "В Астрахани" и др.) используются композиц. при„мы рус.
и зап.-европ. драматургии, но сохраняются традиции т-ра сахиоба,
представляющего собой синтез поэтич. слова, музыки и танца. С
укреплением культурных связей с Россией, введением школьного образования
и открытием философских семинарий в Тбилиси (1756) и Телави (1782) в
Грузии начинает возрождаться школьная драма, одним из виднейших деятелей
к-рой был ректор Телавской семинарии Д. Алекси-Месхишвили (1745-1824).
Здесь ставились восхваления: "Ираклий II", "Георгий XIII" Д.
Алекси-Месхишвили, мистерия "Усули", "Спор Старца-книжника с Юношей" и
др.
Основоположником новой Г. д. (конец 18 в.) является драматург Г.
Авалишвили. В своей пьесе "Царь Теймураз" он изображает жизнь и быт
горожан, показывает людей из народа. Драматургия Авалишвили ставила
перед т-ром просветительные цели. В эти же годы Д. Чолокашвили
(1734-1808) написал пьесу на сюжет античной трагедии "Ифигения". В этой
трагедии Чолокашвили обличает коварство царедворцев и военачальников,
осмеивает придворных. Реакц. круги феод. общества осуждали драматургию
Авалишвили и Чолокашвили, обличавших противников прогрессивной политики
царя Ираклия II, клеймивших взяточничество, выступавших за смягчение
крепостного ига. В нач. 19 в. после присоединения Грузии к России
(1801), способствовавшего развитию нац. экономики и культуры, Г. д.
выражает общие настроения эпохи перехода от феодализма к капитализму.
Определяются два противоборствующих направления в
драматургии-реалистическое, использовавшее нар. традиции, обличавшее
княжеско-дворянскую знать, и реакционное, выражавшее реставраторские
идеи монархич. национализма. Первое направление представляла возникшая в
тот период комедиография. Основоположниками этой драматургии были А.
Туманишвили (1793 - ок. 1820), автор фарса "Разговоры", и О. Церетели
(1797- 1863), автор комедии "Свадьба имеретинского князя", к-рые в своих
произв. обличали моральную и умственную деградацию феод. знати,
показывали разрушение патриархальной замкнутости и разобщ„нности
отдельных уголков Грузии, жестокость крепостного права. Реалистич.
направление в Г. д. утверждают Г. Эристави и драматурги его школы. В
комедиях "Тяжба", "Раздел", "Скупой" и др. Г. Эристави обличал торговцев
и ростовщиков, дворянство. Герой пьес Г. Эристави - молодой человек
40-50-х гг., к-рого драматург представляет то беспочвенным мечтателем,
неспособным к практич. деятельности, то свободолюбивым, прогрессивным
мыслителем, одиноким бунтар„м против насилия и невежества. Принципы
Эристави развивали в своих пьесах 3. Антонов, И. Кереселидзе и др.
драматурги школы Эристави. Демократич. тенденциями отмечен новый жанр Г.
д. - историч. драматургия 19 в. В историч. драмах "Атабег Кварк-варе" Г.
Эристави и "Кер-оглы" 3. Антонова носителем высших моральных качеств
представлен трудовой народ, противостоящий развращ„нной дворянской
знати. Герои этих пьес вступают в борьбу против крепостного ига, за
социальную справедливость. Драматургия этого периода широко использует
много-вековый опыт т-ров сахиоба и берикаоба. Стремление к синтезу
поэтич. слова, пения и танца характеризует Г. д. этого периода. В
комедиях Г. Эристави и драматургов его школы используются живой
разговорный язык его времени, различные жаргоны, диалекты.
В противовес реалистич. направлению возникает реакционная романтич.
драма, идеализирующая прошлое, призывающая к реставрации грузинской
монархии. Представителем этого направления был А.Джам-бакур-Орбелиани,
написавший исторические пьесы "Юность царевича Ираклия, или Преданность
Грузии", "Давид Строитель, или Последнее испытание Грузии".
В 60-90-х гг. в связи с ростом нац. самосознания, революц. движения,
борьбой против царского самодержавия и пережитков крепостного права
развивалась драматургия критич. реализма. Крупнейшими деятелями этого
направления были великие груз. писатели И. Чавчавадзе и А. Церетели, они
утверждали обще-ственно-воспитат. назначение театра, демократпч.
направленность, высокую гражданственность иск-ва, выступали в защиту
нац. и социальных прав народа. Драматургия И. Чавчавадзе, А. Церетели,
Д. Эристави, А. Казбеги, Г. Шервашидзе отличалась широким охватом и
правдивым изображением жизненных явлений, освещением важнейших проблем
совр. им жизни. В пьесах "Арсен" А. Церетели (1865), "Како-разбойник"
(инсценировка поэмы "Несколько картин или случай из жизни разбойника")
И. Чавчавадзе (1860), "Арсен" А. Казбеги (1881) отразились антикреп
остнич. идеи освободит. движения. В историч. пьесах "Мать и сын"
Страницы: «« « 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |