Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 » »» последующие годы эта задача выполнялась Тбилисской консерваторией, где был организован оперный класс. В 1916 под рук. М. Пери-ни была организована первая в Грузии балетная студия (в 1920-35 "Балетная школа гос. т-ра"), воспитавшая мастеров груз. хореографии: М. Бауэр, Е. Гварамадзе, М. Казинец, Л. и Ж. Сем„новых, Е. Чикваидзе, В. и Т. Чабукиани и др. В 1934 при Т-ре оперы и балета была создана Гос. хореографич. студия, где работали педагоги: С. Векуа, М. Бауэр, Т. Выходцева, Р. Долидзе, М. Булыгина, Н. Воейкова, В. Гамсахурдия, Е. Гердт. Наряду с классич. и характерными танцами здесь преподавались и нар. танцы. В 30-е гг. выдвигается плеяда молодых мастеров груз. муз. т-ра, среди к-рых Е. Микеладзе (в 1933- гл. дириж„р т-ра), певцы М. Накашидзе, Е. Сохадзе, Н. Цомая, П. Амиранашвили, Д. Гамрекели, М. Ква-релашвили, Г. Кипиани и др. Активно работают и мастера старшего поколения Д. Андгуладзе, С. Ина-швили, В. Кашакашвили, В. Шапошников, Н. Кумсиа-швили, Ш. Циргиладзе, В. Шарашидзе, Л. Кавсадзе, В. Хамашуридзе и др. В 1937, после декады груз. иск-ва в Москве, на к-рой были показаны оперы "Абе-салом и Этери", "Даиси", "Дареджан Коварная", "Кето и Котэ", т-ру было присвоено имя основоположника груз. оперы 3. Палиашвили. В конце 30-х гг. создаются оперы: "Депутат" Ш. Тактакишвили (1939), "Разбойник Како" Андриашвили (1940), "Родина" Туския, "Ладо Кецховели" Киладзе (1940). Эти оперы объединяет стремление к реалистич. отображению жизни, широкое использование нар. мелодий. В опере "Разбойник Како" на сюжет поэмы И. Чавчавадзе повествуется о борьбе груз. крестьянства против феодалов; опера "Родина" посвящена подвигам сов. пограничников; в опере "Ладо Кецховели" отражены эпизоды революц. борьбы народа. С развитием в Грузии проф. хореографич. иск-ва перед композиторами вста„т задача создания нац. балета, использующего традиции нар. танцевальной культуры. Первым произв. такого рода был балет "Мзечабуки" А. Баланчивадзе (1936) - драматически цельное произв., органически сочетающее груз. танцевальные мелодии с классич. балетными формами. В пост. балета приняли участие балетмейстер и танцовщик В. Чабукиани и художник С. Вирсаладзе. В годы Великой Отечественной войны выдвигается новое поколение груз. певцов-Е. Эпиташвили, Ю. Палиашвили, М. Габуния, Г. Гогичадзе, Г. Гегу-чадзе, Ш. Табукашвили, артисты балета- И. Алексид-зе, 3. Кикалейшвили, Р. Магалашвили, К. Лоладзе, Г. Патарая, Т. Санадзе и др. Груз. композиторы создают в годы войны новые оперы на сюжеты классич. нац. лит-ры, проникнутые героико-патриотич. пафосом борьбы за свободу и справедливость: "Патара Кахи" ("Маленький кахетинец") В. Гокиели по одноим. поэме А. Церетели (1943), "Беруча" ("Баши-Ачуки") А. Кереселидзе по повести А. Церетели (1946), "Мать и сын" А. Мачавариани по одноим„нной поэме И. Чавчавадзе (1945) и др. Вскоре после окончания войны Ш. Мшвелидзе завершил монумент, эпич. оперу "Сказание о Тариэле" (1946) по мотивам поэмы "Витязь в тигровой шкуре" Ш. Руставели. В конце 40-х гг. создаются оперы "Призыв гор" Д. Торадзе (1947) о борьбе населения горных районов республики с фашистскими захватчиками, "Хевисбери Гоча" Ш. Азмайпарашвили по одноим. повести А. Казбеги (1950) и опера "Иавнана" Т. Шаверзашвили (1948) о любви и преданности родине, детская опера "Непрошенные гости" А. Букия (1950). Развитию нац. балетного иск-ва способствовало творчество балетмейстера Т-ра им. Палиашвили В. Чабукиани, постановщика и исполнителя гл. ролей в большинстве новых нац. балетов: "Синатле" Г. Киладзе, в к-ром победа добра над злом раскрывается в сопоставлении элементов реальности и фантастики, "Горда" (1949), "За мир" (1953) Д. Торадзе - о войне сов. народа против нем.-фашистских захватчиков, детский балет "Сокровище голубой горы" С. Цинца-дзе (1956). В новых груз. балетах проявляется характерная для нац. хореографии яркая темпераментность, большое значение прида„тся героич. мужскому танцу. В 1940 возникает новый жанр в груз. муз.-сценич. иск-ве-оперетта. В т-ре груз. муз. комедии, созданном в 1934, были пост.: "Сады цветут" (1940), "Затмение солнца" (1943) Цагарейшвили, "Сила песни" (1949), "Под небом Тбилиси" (1950), "Три невесты" (1956) Кереселидзе, "Встреча на даче" (1950), "Салхинобели" (1954) Гудиашвили, "Друзья" Лагидзе (1950), "Однажды весной" (1951), "Женихи" (1952), "Любимая племянница" (1956) Мил орава, "Иные нынче времена" Азмайпарашвили (1952), "Стрекоза" Габичвадзе (1955) и др. Новый этап развития муз. сценич. иск-ва начался после XX съезда КПСС. Во 2-й пол. 50-х гг. были созданы лирико-комич. оперы "Марине" А. Шаверзашвили (1955), опера "Невеста Севера" Торадзе (1958), балет "Отелло" Мачавариани (1957, постановщик-либреттист и исполнитель гл. роли В. Чабукиани, худ. Вирсаладзе); авторы этого балета были удостоены Ленинской премии (1959). В эти годы пост. спектакли: "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1954), "Крутнява" чеш. композитора Э. Сухоня (1958). В 1958 т-р принял участие во 2-й декаде груз. иск-ва и литературы в Москве, показав оперы "Даиси" 3. Палиашвили, "Невеста Севера" Торадзе, "Орлеанская дева" Чайковского, балеты "Горда" Торадзе, "Отелло" Мачавариани. Большой вклад в развитие груз. иск-ва вносят дириж„ры: О. Димитриади, Д. Мирцхулава, В. Палиашвили, Д. Гокиели 3. Хуродзе, режисс„ры: Ш. Агса-бадзе, М. Квалиашвили, В. Таблиашвили. В балетной труппе, возглавляемой В. Чабукиани и балетмейстером 3. Кикалейшвили, выступают воспитанники груз. балетной школы. Подготовка артистов оперы вед„тся в оперной студии при Тбилисской консерватории (открыта в 1951 под рук. И. Туския, реж. Ш. Агсабадзе), подготовка артистов балета - в балетной студии при Т-ре им. Палиашвили, к-рой (с 1950) руководит В. Чабукиани. Книги по театру и драматургии Грузи и,вышедшие на грузинском языке в 1 9 5 0 - 62 Абашидзе Т., Воспоминания, Тбилиси, 1954; А б рамишвили Е., Зураб Антонов, Батуми, 1958; Алек с и д з е Д , К вопросу воспитания акт„ра, Тбилиси, 1956 его же. Работа режисс„ра над спектаклем, Тбилиси 1961; Абхаидзе Ш., Акакий Хорава, Тбилиси, 2 изд. 1962; Буртикашвили А., Александр Казбеги на сцене, Тбилиси, 1955; его же, Мастера сцены, Тбилиси 1951; его же, Шалва Дадиани, Тбилиси, 1952; е г о ж е А. Имедашвили, Тбилиси, 1956; его же, Гиорги Арадел-Ишхнели, Тбилиси, 1954; Бухникашвили Г., К. Марджанишвили, Тбилиси, 1947; его же, Габриел Сундукян, Тбилиси, 1950; его же, Сумбатов-Южин, Тбилиси, 1948; его же. Груз. театр в годы первой русской революции, Тбилиси, 1955; его же, Акакий Васадзе, Тбилиси, 1960; его же, Тамара Чавчавадзе, Тбилиси, 1961: Страницы: «« « 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |