Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 631   632   633   634   635   636   637   638   639  640   641   642   643   644   645   646   647   648   649  » »»

Чавчавадзе  (1860),  "Кудур-ханум"  (1880),  "Коварная  Тамара"  (1885),
"Патара Кахи" (1889) Церетели,  "Родина"  Д.  Эристави  (1881),  "Царица
Кетеван" А. Казбеги (1883) была показана  героич.  борьба  груз.  народа
против иранских и  тур.  поработителей.  Пьесы  эти,  проникнутые  духом
высокой романтики, несли в себе идеи гражданственности и патриотизма.  В
этих пьесах народ представлен как осн. движущая сила освободит,  борьбы.
Развращ„нной,    морально    опустившейся    дворцовой    феод.    знати
противопоставляются свободолюбивые герои - выходцы из народа. В комедиях
"Сваха" Чавчавадзе, "Адвокаты" Р.  Эрн-стави,  "Между  старым  и  новым"
Церетели,  "Картины   из   жизни   отмирающих"   Шервашидзе   обличались
разложение, деградация княжеско-дворянского общества.
   Значит, этапом в развитии Г. д. критич. реализма явилась  драматургия
А.  Цагарели,  пьесы  к-рого  выделяются  ярко  выраженной   демократич.
направленностью. 'В  комедиях  "Иные  нынче  времена"  (1878),  "Ханума"
(1882), "Цимбирели" (1886), "С чем  прид„шь,  с  тем  и  уйд„шь"  (1902)
Цагарели  показывает  бессилие  крестьян  перед  помещиками,  активность
городской  ремесленной  бедноты  и  мелких  торговцев,  из  среды  к-рых
выдвигаются герои,  борцы  за  социальную  справедливость.  А.  Цагарели
рисует  своего  героя  не  как  бунтаря-одиночку,  а  как   организатора
коллективной борьбы, помощника крестьянам в их борьбе против  помещиков.
А.  Цагарели,  блестящий  мастер  комедийного  жанра,  создавал   пьесы,
отличающиеся остротой интриги, яркостью и убедительностью характеристик.
Он раскрывает социальную сущность персонажей в  напряж„нных  конфликтах,
сохраняя при этом непринужд„нность стиля, импровизационную л„гкость.
   В пьесах Чавчавадзе, Церетели, Казбеги, Цагарели сохраняется связь  с
нар. театр. традициями. Так, Церетели использует традицию т-ра сахиоба в
комедии "Кинто" (1879), в драм. поэме "Коварная
   Тамара" изображает исполнителей старинного  т-ра  сахиоби  мгосани  и
шута-комедианта как кристально чистых людей, обладающих высокой моралью,
а в аллегория. пьесе "Выборы предводителя у зверей" (1860) заимствует из
нар.  т-ра  барикаоба  принцип  масок.  Драматургия   критич.   реализма
развивалась  в  борьбе  с  реакционными  направлениями,  развлекательной
драматургией,  выступала  против  нац.  ограниченности  и  схематичности
историч. пьес. В этот период на груз. яз. переводятся пьесы  Грибоедова,
Гоголя,  Лермонтова,  А.  Островского,  Сундукяна,  Шекспира,   Шиллера,
Гольдони, Мольера и др.
   В Г. д. конца 19 и нач. 20 вв.  находит  отражение  рабочее  революц.
движение. На драматургию и т-р плодотворное влияние оказывает творчество
М.  Горького.  Большим  успехом  пользовались   инсценировки   рассказов
"Христине" и "Рыцарь нашей страны" Э. Ниношвили, в к-рых  деградирующему
дворянству противопоставлялось поднимающееся в  защиту  своих  интересов
трудовое крестьянство. Романтич. направление  развивалось  в  творчестве
поэта Важа Пшавела, написавшего психологич. драму "Изгнанник"  (1894)  о
столкновении обществ,  и  личных  интересов.  Новые  обществ,  отношения
получили отображение в пьесах Д.  Клдиашвили:  "Счастье  Ирины"  (1896),
"Невзгоды Дариспана" (1903) и "Несчастье" (1914),  к-рые  способствовали
утверждению правды психологич. переживаний на груз. сцене.
   Революц. борьбе рабочих и крестьян были посвящены  пьесы  "В  пещере"
(1905), "Когда  пировали"  (1907)  Ш.  Дадиани,  "Соседи"  Т.  Рамишвили
(1905), "То так, то сяк" (1905) и "Горе от пера" (1905)  Н.  Азиа-ни.  В
этих   пьесах    появляются    новые    герои-революционеры,    рабочие,
интеллигенция.  Они  ставились  в  рабочих   нар.   т-рах,   способствуя
демократизации груз. т-ра. Против прогрессивного  направления  в  Г.  д.
выступила реакц.  часть  интеллигенции,  стремившаяся  оторвать  т-р  от
актуальных  проблем  современности,  пропагандировать  порнографические,
низкопробные пьесы. После поражения революции 1905-07, в период реакции,
появляются символистско-декадент-ские драмы, выражавшие неверие  в  силы
революции,  разочарованность  мелкобурж.  интеллигенции:  "Бердо-Змания"
Шаншиашвили (1916), "Солнцеликая" С. Ц и-рекидзе и др.
   Буржуазно-декадентским тенденциям в Г.  д.  противостоят  драматурги,
продолжающие  развивать  принципы  критич.  реализма.  Не   имея   ясной
социальной перспективы, они, однако, создавали пьесы о борьбе классов, о
революц.   движении:   "Жертва"   (1910),   "Предатель"    (1911)    II.
Гедеванишвили, "Срубленный дуб" В. Шаликашвили (1909), "Побежд„нные"  П.
Ире-тели (1908). Новым обществ, отношениям и новому осмыслению  историч.
прошлого были посвящены  пьесы:  "Кто  виноват?"  Н.  Накашидзе  (1908),
"Си-натле" И. Гедеванишвили (1913), "Некоронованные цари" С. Шаншиашвили
(1914), "Вчерашние" Ш. Дадиани  (1917),  "Гостеприимство"  Т.  Рамишвили
(1920).
   Победа социалистич. революции и установление Сов.  власти  в  Грузии,
вызвавшие глубокие сдвиги и изменения во всех областях  хозяйственной  и
культурной жизни страны, потребовали коренного обновления театр. иск-ва,
органич. включения его во все-нар. борьбу за строительство новой  жизни.
Развитие   груз.   сов.   т-ра   настоятельно   требовало   национальной
драматургии,  откликающейся  на  события  революц.   современности,   на
духовные запросы народа. Уже в нач. 20-х гг. мн. груз. драматурги начали
писать пьесы о современности. Тогда  же  в  драматургию  пришли  молодые
авторы.  На  сцене  груз.  т-ра  вс„  чаще  стали   появляться   произв.
оригинальной драматургии, отражающие жизнь и борьбу сов. народа, героич.
прошлое Грузии. Среди первых произв., отразивших сов.  действительность,
была комедия Н. Азиа-ни "Дезертирка", пост.  к-рой  на  сцене  Т-ра  им.
Руставели  (1925)  вызвала  живой  обществ,  интерес.  В  этой  комедии,
написанной  в  стиле   политич.   буффонады,   были   созданы   портреты
представителей реакц. классов, разгромленных социалистич. революцией.  В
пьесе показаны б. князья, дворяне, купцы-спекулянты, царские чиновники и
меньшевистские правители, испытывающие животный страх  перед  победившей
революцией и живущие беспочвенными  иллюзиями  о  восстановлении  своего
господства. Но  новая  сов.  действительность  не  нашла  в  этой  пьесе
непосредственного  отражения,  так  же  как  ив  комедии  Н.  Шиукашвили
"Американский дядюшка" (1926). В 20-х  гг.  на  сцене  груз.  сов.  т-ра
появились  пьесы  двух  видных   представителей   дореволюц.   поколения
драматургов Ш. Дадиани и С. Шаншиашвили занявших впоследствии выдающееся
место в развитии груз. т-ра и драматургии.
   Ярко,   колоритно    обрисованные    характеры    действующих    лиц,
художественно-правдивые картины социальной действительности, превосходно
разработанный  сценич.  диалог,  насыщенный  острой  мыслью,  составляют
отличит, черты драматургич. стиля Ш. Дадиани. В пьесе "В  самое  сердце"
(1928) драматург беспощадно высмеял проявления бюрократизма, волокиты  и
подхалимства в сов.  гос.  аппарате.  Живые  образы,  остроумный  диалог
определили  успех   этой   талантливой   пьесы.   Попыткой   возрождения

Страницы: «« « 631   632   633   634   635   636   637   638   639  640   641   642   643   644   645   646   647   648   649  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия