Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 » »» Чавчавадзе (1860), "Кудур-ханум" (1880), "Коварная Тамара" (1885), "Патара Кахи" (1889) Церетели, "Родина" Д. Эристави (1881), "Царица Кетеван" А. Казбеги (1883) была показана героич. борьба груз. народа против иранских и тур. поработителей. Пьесы эти, проникнутые духом высокой романтики, несли в себе идеи гражданственности и патриотизма. В этих пьесах народ представлен как осн. движущая сила освободит, борьбы. Развращ„нной, морально опустившейся дворцовой феод. знати противопоставляются свободолюбивые герои - выходцы из народа. В комедиях "Сваха" Чавчавадзе, "Адвокаты" Р. Эрн-стави, "Между старым и новым" Церетели, "Картины из жизни отмирающих" Шервашидзе обличались разложение, деградация княжеско-дворянского общества. Значит, этапом в развитии Г. д. критич. реализма явилась драматургия А. Цагарели, пьесы к-рого выделяются ярко выраженной демократич. направленностью. 'В комедиях "Иные нынче времена" (1878), "Ханума" (1882), "Цимбирели" (1886), "С чем прид„шь, с тем и уйд„шь" (1902) Цагарели показывает бессилие крестьян перед помещиками, активность городской ремесленной бедноты и мелких торговцев, из среды к-рых выдвигаются герои, борцы за социальную справедливость. А. Цагарели рисует своего героя не как бунтаря-одиночку, а как организатора коллективной борьбы, помощника крестьянам в их борьбе против помещиков. А. Цагарели, блестящий мастер комедийного жанра, создавал пьесы, отличающиеся остротой интриги, яркостью и убедительностью характеристик. Он раскрывает социальную сущность персонажей в напряж„нных конфликтах, сохраняя при этом непринужд„нность стиля, импровизационную л„гкость. В пьесах Чавчавадзе, Церетели, Казбеги, Цагарели сохраняется связь с нар. театр. традициями. Так, Церетели использует традицию т-ра сахиоба в комедии "Кинто" (1879), в драм. поэме "Коварная Тамара" изображает исполнителей старинного т-ра сахиоби мгосани и шута-комедианта как кристально чистых людей, обладающих высокой моралью, а в аллегория. пьесе "Выборы предводителя у зверей" (1860) заимствует из нар. т-ра барикаоба принцип масок. Драматургия критич. реализма развивалась в борьбе с реакционными направлениями, развлекательной драматургией, выступала против нац. ограниченности и схематичности историч. пьес. В этот период на груз. яз. переводятся пьесы Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, А. Островского, Сундукяна, Шекспира, Шиллера, Гольдони, Мольера и др. В Г. д. конца 19 и нач. 20 вв. находит отражение рабочее революц. движение. На драматургию и т-р плодотворное влияние оказывает творчество М. Горького. Большим успехом пользовались инсценировки рассказов "Христине" и "Рыцарь нашей страны" Э. Ниношвили, в к-рых деградирующему дворянству противопоставлялось поднимающееся в защиту своих интересов трудовое крестьянство. Романтич. направление развивалось в творчестве поэта Важа Пшавела, написавшего психологич. драму "Изгнанник" (1894) о столкновении обществ, и личных интересов. Новые обществ, отношения получили отображение в пьесах Д. Клдиашвили: "Счастье Ирины" (1896), "Невзгоды Дариспана" (1903) и "Несчастье" (1914), к-рые способствовали утверждению правды психологич. переживаний на груз. сцене. Революц. борьбе рабочих и крестьян были посвящены пьесы "В пещере" (1905), "Когда пировали" (1907) Ш. Дадиани, "Соседи" Т. Рамишвили (1905), "То так, то сяк" (1905) и "Горе от пера" (1905) Н. Азиа-ни. В этих пьесах появляются новые герои-революционеры, рабочие, интеллигенция. Они ставились в рабочих нар. т-рах, способствуя демократизации груз. т-ра. Против прогрессивного направления в Г. д. выступила реакц. часть интеллигенции, стремившаяся оторвать т-р от актуальных проблем современности, пропагандировать порнографические, низкопробные пьесы. После поражения революции 1905-07, в период реакции, появляются символистско-декадент-ские драмы, выражавшие неверие в силы революции, разочарованность мелкобурж. интеллигенции: "Бердо-Змания" Шаншиашвили (1916), "Солнцеликая" С. Ц и-рекидзе и др. Буржуазно-декадентским тенденциям в Г. д. противостоят драматурги, продолжающие развивать принципы критич. реализма. Не имея ясной социальной перспективы, они, однако, создавали пьесы о борьбе классов, о революц. движении: "Жертва" (1910), "Предатель" (1911) II. Гедеванишвили, "Срубленный дуб" В. Шаликашвили (1909), "Побежд„нные" П. Ире-тели (1908). Новым обществ, отношениям и новому осмыслению историч. прошлого были посвящены пьесы: "Кто виноват?" Н. Накашидзе (1908), "Си-натле" И. Гедеванишвили (1913), "Некоронованные цари" С. Шаншиашвили (1914), "Вчерашние" Ш. Дадиани (1917), "Гостеприимство" Т. Рамишвили (1920). Победа социалистич. революции и установление Сов. власти в Грузии, вызвавшие глубокие сдвиги и изменения во всех областях хозяйственной и культурной жизни страны, потребовали коренного обновления театр. иск-ва, органич. включения его во все-нар. борьбу за строительство новой жизни. Развитие груз. сов. т-ра настоятельно требовало национальной драматургии, откликающейся на события революц. современности, на духовные запросы народа. Уже в нач. 20-х гг. мн. груз. драматурги начали писать пьесы о современности. Тогда же в драматургию пришли молодые авторы. На сцене груз. т-ра вс„ чаще стали появляться произв. оригинальной драматургии, отражающие жизнь и борьбу сов. народа, героич. прошлое Грузии. Среди первых произв., отразивших сов. действительность, была комедия Н. Азиа-ни "Дезертирка", пост. к-рой на сцене Т-ра им. Руставели (1925) вызвала живой обществ, интерес. В этой комедии, написанной в стиле политич. буффонады, были созданы портреты представителей реакц. классов, разгромленных социалистич. революцией. В пьесе показаны б. князья, дворяне, купцы-спекулянты, царские чиновники и меньшевистские правители, испытывающие животный страх перед победившей революцией и живущие беспочвенными иллюзиями о восстановлении своего господства. Но новая сов. действительность не нашла в этой пьесе непосредственного отражения, так же как ив комедии Н. Шиукашвили "Американский дядюшка" (1926). В 20-х гг. на сцене груз. сов. т-ра появились пьесы двух видных представителей дореволюц. поколения драматургов Ш. Дадиани и С. Шаншиашвили занявших впоследствии выдающееся место в развитии груз. т-ра и драматургии. Ярко, колоритно обрисованные характеры действующих лиц, художественно-правдивые картины социальной действительности, превосходно разработанный сценич. диалог, насыщенный острой мыслью, составляют отличит, черты драматургич. стиля Ш. Дадиани. В пьесе "В самое сердце" (1928) драматург беспощадно высмеял проявления бюрократизма, волокиты и подхалимства в сов. гос. аппарате. Живые образы, остроумный диалог определили успех этой талантливой пьесы. Попыткой возрождения Страницы: «« « 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |