|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 » »» против феод. гн„та, и кееноба - массовое нар. карнавальное празднество,
отражавшее борьбу груз. народа против иноземных захватчиков.
В средние века, несмотря на гонения со стороны церкви, развился
дворцовый театр сахиоба, дававший представления намифологич. и любовные
сюжеты. В представления сахиоба включались и бытовые комич" сценки,
обличающие феод. знать, патриотич. сцены, призывающие к борьбе за
свободу. В 18 в. появились пьесы, отражающие стремление грузин к
содружеству с рус. народом. В 60-80-х гг. 18 в. возник церковно-школьный
т-р в Тбилиси и Телави. В 90-х гг. 18 в. при дворе царя Ираклия II был
создан светский т-р во главе с драматургом Г. Авалишвили. Помимо произв.
груз. авторов-"Царь Теймураз" Авалишвили, "Ифи-гения" Чолокашвили, -
здесь ставились переводы комедий А. В. Сумарокова. Продолжал сво„
существование и дворцовый т-р сахиоба во главе с акт„ром Д. Мачабели. В
1795 многие акт„ры погибли в боях с ордами Ага Мохаммед-хана, напавшего
на Грузию.
После присоединения Грузии к России (1801) деятели груз. культуры
получили возможность ближе познакомиться с передовой культурой России и
Зап. Европы. В борьбе за нац. т-р передовая груз. общественность
находила поддержку со стороны рус. прогрессивных деятелей (Грибоедов и
др.). В 1832 любителями в Тифлисе была пост. комедия "Горе от ума".
Традиции многовековой груз. театр. культуры развивали любительские
кружки под рук. А. Чавчавадзе" М. Орбелиани, А. Джамбакур-Орбелиани в
Тифлисе" Д. Мегвинет-Ухуцеси в Гори, О. Церетели в Горисе (Зап. Грузия).
В 30-40-х гг. 19 в. в Кутаиси и Озур-гети (ныне Махарадзе) были созданы
крепостные т-ры и оркестры.
В 1845 в Грузии был основан рус. драматич. т-р. В 1850 передовые
обществ, деятели Грузии возродили проф. Г. т. Основоположником его был
драматург Г. Эристави. Т-р Эристави, реалистический по направлению,
выражал передовые идеи своего времени, высмеивал продажность царских
чиновников, крепостнич. порядки, ростовщичество (постановки комедий
"Раздел", "Тяжба", "Скупой" Эристави, "Хочу быть княгиней" Антонова и
др.). В этом т-ре выросла группа талантливых театр. деятелей: актриса Н.
Узнадзе" акт„ры Г. Дванадзе, Г. Джапаридзе, А. Мейпариани, драматурги 3.
Антонов, И. Кереселидзе, театр. критик М. Туманишвили и др. Царское
пр-во преследовала т-р Эристави, выражавший прогрессивные идеи" и в 1856
закрыло его.
В 60-70-х гг. 19 в. в Грузии получил развитие любительский т-р; в
любительских кружках формировалось новое поколение сценич. деятелей. В
1879 писатели И. Чавчавадзе и А. Церетели воссоздали в Тифлисе, а через
год в Кутаиси груз. проф т-ры, используя их для пропаганды идей
нац.-освободит. движения, развития нац. культуры. В репертуар т-ров
наряду с пьесами Г. Эристави входили датриотич. пьесы и сатирич. комедии
Чавчавадзе, Церетели, пьесы А. Цагарели ("Иные нынче-времена",
"Цимбирели", "Ханума"), А. Казбеги, Р. и Д. Эристави и др. Видное место
в репертуаре Г.,т. заняли произв. рус. писателей-Грибоедова, Гоголя,
Островского. Ставились пьесы Шекспира, Шиллера, Мольера, Бомарше, Гольд
они. В т-рах Тифлиса и Кутаиси выросли выдающиеся акт„ры реалистич.
школы- В. Абашидзе, В. Алекси-Месхишвили, Н. Габуния М.
С'апарова-Абашидзе, К. Кипиани, К. Месхи В. Гуния, Е. Черкезишвили и др.
Грузинская акт„рская реалистич. школа, возглавляемая В. Абашидзе,
продолжала лучшие традиции нац. сцены, связь с нар. т-ром. Она была
близка освободительному движению своего времени, отличалась реалистич.
направленностью и впитывала достижения передового рус. иск-ва. Развитию
реалистич. традиций Г. т. помогали его тесные творч. связи с рус. театр.
иск-вом, в частности с моек. Малым т-ром.
Дальнейшее развитие театр. иск-ва Грузии связано с подъ„мом революц.
движения. С конца
90-х гг. 19 в. в Грузии создаются нар. т-ры в Тифлисе, Кутаиси и др.
городах. Они ставили пьесы Д. Клдиашвили, Ш. Дадиани, Т. Рамишвили, Н.
Азиани, инсценировки повестей Э. Ниношвили. Многие из этих спектаклей
отображали новую социальную обстановку в деревне и городе, рост революц.
движения в Грузии. Из нар. т-ров вышли акт„ры Н. Гоциридзе, Н.
Давиташвили, Н. Джавахи-швили, впоследствии М. Чиаурели, А. Хорава, У.
Чхеидзе, В. Нинидзе и др.
Видное место в истории дореволюц. Г. т. занимает Кутаисский т-р,
к-рым в 1897-1906 руководил Алек-си-Месхишвили. Т-р пропагандировал
революц.-демократич. идеи, здесь воспитывалось новое поколение акт„ров,
драматургов и режисс„ров: К. Марджанишвили, Ш. Дадиани, В. Шаликашвили,
Н. Чхеидзе, А. Цуцунава, А. Имедашвили. В годы революции спектакли "Кай
Гракх" Монти, "Уриэль Акоста" Гуц-кова, "Разбойники" становились поводом
для революц. демонстраций. В 1906 карательная экспедиция царского
правительства закрыла т-р.
В годы политич. реакции, последовавшей после поражения революции
1905-07, развитие нац. т-ра искусственно тормозилось. Однако
дворянско-бурж. национализму, упадочному формалистич. иск-ву,
насаждавшемуся реакционерами, противостояло в этот период творчество
прогрессивных драматургов и деятелей Г. т. Режисс„ры М. Корели,
Цуцунава, Дадиани, Шаликашвили осуществляли пост. новых пьес груз.
писателей, отображавших жизнь, революц. борьбу, положение рабочих и
крестьян ("Когда пировали" Дадиани, "Жертва" Гедеванишвили,
"Побежд„нные" Иретели, "Кто виноват?" Накашидзе), ставили рус. передовую
драматургию, пьесы Л. Н. Толстого, Чехова, Горького ("На дне" в Тифлисе,
1908, Батуме, 1912, "Последние" в К утаисе - первая постановка этой
пьесы, 1910). В годы хозяйничания в Грузии меньшевиков (1918-21) Г. т.
приш„л в полный упадок.
После установления в Грузии Сов. власти (1921) нац. культура,
наполненная новым социалистич. содержанием, получила возможность
широкого развития. Передовые традиции реалистич. иск-ва были
использованы для строительства нового т-ра. Начался сложный процесс
идейно-творч. перестройки старых т-ров. Возникали новые т-ры, театр.
студии (под рук. А. Па-гава в Тбилиси, под рук. В. Мчеделова в Москве).
Центром театр. культуры Грузии стал новый драм. т-р в Тбилиси, к-рому
постановлением Ревкома от 25 ноября 1921 присвоено имя Руставели (см.
Грузинский театр им, Ш. Руставели).
Творч. подъ„м груз. сов. т-ра в годы его становления связан с именем
реж. К. А. Марджанишвили. Являясь худож. рук. Т-ра им. Руставели, он
пов„л борьбу против театр. рутины, за очищение репертуара от
низкопробных пьес. Марджанишвили проложил путь к современности через
новое истолкование классич. пьес. Крупнейшим событием в истории Г. т.
явился спектакль "Овечий источник" ("Фуэнте овехуна"), пост.
Страницы: «« « 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |