Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 635   636   637   638   639   640   641   642   643  644   645   646   647   648   649   650   651   652   653  » »»

против феод. гн„та, и кееноба - массовое нар. карнавальное  празднество,
отражавшее борьбу груз. народа против иноземных захватчиков.
   В средние века, несмотря  на  гонения  со  стороны  церкви,  развился
дворцовый театр сахиоба, дававший представления намифологич. и  любовные
сюжеты. В представления сахиоба  включались  и  бытовые  комич"  сценки,
обличающие феод.  знать,  патриотич.  сцены,  призывающие  к  борьбе  за
свободу. В  18  в.  появились  пьесы,  отражающие  стремление  грузин  к
содружеству с рус. народом. В 60-80-х гг. 18 в. возник церковно-школьный
т-р в Тбилиси и Телави. В 90-х гг. 18 в. при дворе царя Ираклия  II  был
создан светский т-р во главе с драматургом Г. Авалишвили. Помимо произв.
груз. авторов-"Царь Теймураз"  Авалишвили,  "Ифи-гения"  Чолокашвили,  -
здесь ставились  переводы  комедий  А.  В.  Сумарокова.  Продолжал  сво„
существование и дворцовый т-р сахиоба во главе с акт„ром Д. Мачабели.  В
1795 многие акт„ры погибли в боях с ордами Ага Мохаммед-хана,  напавшего
на Грузию.
   После присоединения Грузии к России  (1801)  деятели  груз.  культуры
получили возможность ближе познакомиться с передовой культурой России  и
Зап. Европы.  В  борьбе  за  нац.  т-р  передовая  груз.  общественность
находила поддержку со стороны рус. прогрессивных деятелей  (Грибоедов  и
др.). В 1832 любителями в Тифлисе была  пост.  комедия  "Горе  от  ума".
Традиции  многовековой  груз.  театр.  культуры  развивали  любительские
кружки под рук. А. Чавчавадзе" М. Орбелиани,  А.  Джамбакур-Орбелиани  в
Тифлисе" Д. Мегвинет-Ухуцеси в Гори, О. Церетели в Горисе (Зап. Грузия).
В 30-40-х гг. 19 в. в Кутаиси и Озур-гети (ныне Махарадзе) были  созданы
крепостные т-ры и оркестры.
   В 1845 в Грузии был основан рус.  драматич.  т-р.  В  1850  передовые
обществ, деятели Грузии возродили проф. Г. т. Основоположником  его  был
драматург Г. Эристави.  Т-р  Эристави,  реалистический  по  направлению,
выражал передовые идеи своего  времени,  высмеивал  продажность  царских
чиновников,  крепостнич.  порядки,  ростовщичество  (постановки  комедий
"Раздел", "Тяжба", "Скупой" Эристави, "Хочу быть  княгиней"  Антонова  и
др.). В этом т-ре выросла группа талантливых театр. деятелей: актриса Н.
Узнадзе" акт„ры Г. Дванадзе, Г. Джапаридзе, А. Мейпариани, драматурги 3.
Антонов, И. Кереселидзе, театр. критик  М.  Туманишвили  и  др.  Царское
пр-во преследовала т-р Эристави, выражавший прогрессивные идеи" и в 1856
закрыло его.
   В 60-70-х гг. 19 в. в Грузии получил  развитие  любительский  т-р;  в
любительских кружках формировалось новое поколение сценич.  деятелей.  В
1879 писатели И. Чавчавадзе и А. Церетели воссоздали в Тифлисе, а  через
год в  Кутаиси  груз.  проф  т-ры,  используя  их  для  пропаганды  идей
нац.-освободит. движения, развития  нац.  культуры.  В  репертуар  т-ров
наряду с пьесами Г. Эристави входили датриотич. пьесы и сатирич. комедии
Чавчавадзе,  Церетели,  пьесы   А.   Цагарели   ("Иные   нынче-времена",
"Цимбирели", "Ханума"), А. Казбеги, Р. и Д. Эристави и др. Видное  место
в репертуаре Г.,т. заняли  произв.  рус.  писателей-Грибоедова,  Гоголя,
Островского. Ставились пьесы Шекспира, Шиллера, Мольера, Бомарше,  Гольд
они. В т-рах Тифлиса и  Кутаиси  выросли  выдающиеся  акт„ры  реалистич.
школы-   В.   Абашидзе,   В.   Алекси-Месхишвили,    Н.    Габуния    М.
С'апарова-Абашидзе, К. Кипиани, К. Месхи В. Гуния, Е. Черкезишвили и др.
   Грузинская акт„рская реалистич.  школа,  возглавляемая  В.  Абашидзе,
продолжала лучшие традиции нац. сцены, связь  с  нар.  т-ром.  Она  была
близка освободительному движению своего времени,  отличалась  реалистич.
направленностью и впитывала достижения передового рус. иск-ва.  Развитию
реалистич. традиций Г. т. помогали его тесные творч. связи с рус. театр.
иск-вом, в частности с моек. Малым т-ром.
   Дальнейшее развитие театр. иск-ва Грузии связано с подъ„мом  революц.
движения. С конца
   90-х гг. 19 в. в Грузии создаются нар. т-ры в Тифлисе, Кутаиси и  др.
городах. Они ставили пьесы Д. Клдиашвили, Ш. Дадиани, Т.  Рамишвили,  Н.
Азиани, инсценировки повестей Э. Ниношвили. Многие  из  этих  спектаклей
отображали новую социальную обстановку в деревне и городе, рост революц.
движения  в  Грузии.  Из  нар.  т-ров  вышли  акт„ры  Н.  Гоциридзе,  Н.
Давиташвили, Н. Джавахи-швили, впоследствии М. Чиаурели, А.  Хорава,  У.
Чхеидзе, В. Нинидзе и др.
   Видное место в истории дореволюц.  Г.  т.  занимает  Кутаисский  т-р,
к-рым в  1897-1906  руководил  Алек-си-Месхишвили.  Т-р  пропагандировал
революц.-демократич. идеи, здесь воспитывалось новое поколение  акт„ров,
драматургов и режисс„ров: К. Марджанишвили, Ш. Дадиани, В.  Шаликашвили,
Н. Чхеидзе, А. Цуцунава, А. Имедашвили. В годы революции спектакли  "Кай
Гракх" Монти, "Уриэль Акоста" Гуц-кова, "Разбойники" становились поводом
для  революц.  демонстраций.  В  1906  карательная  экспедиция  царского
правительства закрыла т-р.
   В годы политич.  реакции,  последовавшей  после  поражения  революции
1905-07,   развитие   нац.   т-ра   искусственно   тормозилось.   Однако
дворянско-бурж.   национализму,    упадочному    формалистич.    иск-ву,
насаждавшемуся реакционерами, противостояло  в  этот  период  творчество
прогрессивных  драматургов  и  деятелей  Г.  т.  Режисс„ры  М.   Корели,
Цуцунава, Дадиани,  Шаликашвили  осуществляли  пост.  новых  пьес  груз.
писателей, отображавших жизнь,  революц.  борьбу,  положение  рабочих  и
крестьян   ("Когда   пировали"    Дадиани,    "Жертва"    Гедеванишвили,
"Побежд„нные" Иретели, "Кто виноват?" Накашидзе), ставили рус. передовую
драматургию, пьесы Л. Н. Толстого, Чехова, Горького ("На дне" в Тифлисе,
1908, Батуме, 1912, "Последние" в К  утаисе  -  первая  постановка  этой
пьесы, 1910). В годы хозяйничания в Грузии меньшевиков (1918-21)  Г.  т.
приш„л в полный упадок.
   После  установления  в  Грузии  Сов.  власти  (1921)  нац.  культура,
наполненная  новым  социалистич.   содержанием,   получила   возможность
широкого   развития.   Передовые   традиции   реалистич.   иск-ва   были
использованы для строительства  нового  т-ра.  Начался  сложный  процесс
идейно-творч. перестройки старых т-ров.  Возникали  новые  т-ры,  театр.
студии (под рук. А. Па-гава в Тбилиси, под рук. В. Мчеделова в  Москве).
Центром театр. культуры Грузии стал новый драм. т-р  в  Тбилиси,  к-рому
постановлением Ревкома от 25 ноября 1921 присвоено  имя  Руставели  (см.
Грузинский театр им, Ш. Руставели).
   Творч. подъ„м груз. сов. т-ра в годы его становления связан с  именем
реж. К. А. Марджанишвили. Являясь худож. рук.  Т-ра  им.  Руставели,  он
пов„л  борьбу  против  театр.  рутины,   за   очищение   репертуара   от
низкопробных пьес. Марджанишвили проложил  путь  к  современности  через
новое истолкование классич. пьес. Крупнейшим событием в  истории  Г.  т.
явился   спектакль   "Овечий   источник"   ("Фуэнте   овехуна"),   пост.

Страницы: «« « 635   636   637   638   639   640   641   642   643  644   645   646   647   648   649   650   651   652   653  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия