|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 » »» Среди лучших спектаклей Г.: "Бронепоезд 14-69" (1927, Одесский т-р),
"Рельсы гудят" Киршона (1928) и "Гроза" (1928) в Казанском т-ре,
"Человек с ружь„м" (1938) и "Мать" по Горькому (1939) в Орехово-Зуевском
т-ре, "Вишн„вый сад" (1950); "Интервенция" Славина (1957) в Саратовском
т-ре, "Ревизор" (1952) и "Горе от ума" (1958) в Воронежском театре,
"Смерть Пазухина" (1954, Студия киноакт„ра), "Егор Булычев и другие"
(1962, Куйбышевский т-р) и др.
Лит.: А л перс Б.В., Театр Революции, М., 1928; В е-л и x о в а Н.,
Когда в театр приходит жизнь, "Театр", 1952, ј 9. Я. Вел.
ГРИПСХОЛЬМСКИЙ ДВОРЦОВЫЙ ТЕАТР (Grips-holms slottsteater) - шведский
театр-музей в загородном королевском замке Грипсхольм близ Ма-риефреда.
Сооруж„н в 1781 по проекту арх. Э. Пальм-стедта. Сохранилось сценич.
оборудование и старинные декорации 18 в. В Г. д. т. давались регулярные
представления придворной труппы, ставились пьесы короля Густава III
"Благородство Густава Адольфа" (1783), "Королева Кристина" (1785) и др.
В наст. время Г. д. т. сохраняется как памятник театр. культуры.
Лит.: В e j e г A., Slottsteatrarna pa Drottningholm och Gripsholm,
Stockh., 1937. Я. Г.
ГРЙФИУС [Gryphius; наст. фам.-Г p e и ф (Greif) ], Андреас
(11.X.1616-16.VII.1664)- немецкий драматург и поэт. Учился в Лейдене,
где получил гуманитарное образование. В 1638-47 путешествовал по
Голландии, Франции и Италии. По возвращении в Германию с 1650 занимал
должность княжеского юрисконсульта в Глогау. Г. принадлежал к силезской
поэтич. школе, объединявшей нем. драматургов-гуманистов, стремившихся
следовать античным и франц. образцам. На творчестве Г. лежал отпечаток
глубокого трагизма и скорби, вызванных потрясениями Тридцатилетней войны
(1618-48) и последующей эпохи политич. и экономич. застоя Германии.
Стихи и драмы Г. пессимистичны, пронизаны религ. мотивами. Он писал о
суетности земной жизни; подвижники и мученики - герои его трагедий,
одерживали "моральную победу" над своими противниками тв„рдостью духа и
нравств. благородством. В трагедиях, посвящ„нных историч. событиям
недавнего времени, в нарушение классицистич. традиций, - "Лев Армянин"
(1650), "Екатерина Грузинская" (1657), "Убиенное величество, или Карл
Стюарт король Великобритании" (1657), а также в трагедии "Великодушный
правовед, или Умирающий Эмилий Павел Папиниан" (1659) ярко выражены
тираноборч. мотивы, но в "Карле Стюарте", написанном под впечатлением
казни англ. короля в 1649, драматург уже осуждает убийство и окружает
образ короля ореолом мученика. Лучшая трагедия Г. "Карденио и Целинда"
(1657) близка мещанской драме, получившей развитие в творчестве Г. Э.
Лессинга. В ней действуют простые люди из бюргерской среды (Карденио -
болонский студент, Целинда - куртизанка), переживания героев
естественны, их речь взволнованна, лишена классицистич. риторики; вместе
с тем в трагедии присутствуют элементы мистики (в действии участвуют
привидения, призраки и т. д.). Образцами для трагедий Г. служили пьесы
Сенеки, Р. Гарнье и И. Вондела. Их сближало соблюдение тр„х классич.
единств, александрийский стих. В то же время элементы классицизма
сочетались в трагедиях Г. с чертами стиля барокко; он вводил в свои
пьесы аллегорич. фигуры, хоры, насыщал их сценами ужасов, мистич.
видений. Пьесы Г. отличались напыщенностью слога, но им была присуща
действенность, сценичность. Г. написал комедии: "Возлюбленная Дорнроза"
(1660) - рассказ о любви крестьянской девушки и юноши, "Господин Петер
Сквенц" (1663) - сатира на спектакль ремесленников-любителей, нек-рые
эпизоды комедии повторяют "Сон в летнюю ночь" Шекспира. Лучшая комедия
Г. "Хорри-биликрибрифакс" (1663) высмеивает разнузданных, хвастливых
воинов врем„н 30-летней войны. В комедиях Г. осуждаются феод. порядки,
автор пользуется при„мами преувеличения, карикатуры, но в них есть также
немало реалистич. черт, народный юмор, достоверные картины быта. Г.автор
зингшпиля "Влюбл„нный призрак". Современники высоко ценили Г., считали
его основоположником нем. трагедии. Пьесы Г. шли на сцене придворного
т-ра в Глогау. В последующем из-за тяжеловесности языка, ограниченности
тематики, религиозно-мистич. направленности пьесы Г. не ставились и
превратились в драмы для чтения (Lesedramen).
С о ч.: Werke, Stuttg., 1883; в рус. пер.- Г p и ф и у с, "Карденио и
Целинда" и "Господин Петер Сквенц" отрывки, в кн.: Хрестоматия по
западноевропейской литературе XVII в., М., 1949. Перепечатано в
"Хрестоматии" С. С. Мо-кульского, т. l. M., 1953.
Лит.: Plemming W., A. Gryphius und die Buhne, Halle, 1921; Gundolf
F., A. Gryphius, Hdlb., 1927; Arnold B. F., Das deutsche Drama, Munch. -
B., 1925;
ПуришевБ., Очерки немецкой литературы XV-XVII вв., М., 1955. , г.
Гур.
ГРИЦЕНКО, Лилия Олимпиевна [р. 11 (24). X II. 1917] - русская
советская драматическая актриса и певица (лирич. сопрано). Нар. арт.
РСФСР (1957). В 1941 окончила оперно-драм. Студию им. Станиславского
(ученица А. В. Неждановой). Сценич. деятельность начала в 1937 на сцене
этой студии как оперная певица; исполняла партии Чио-Чио-сан; Параси
("Со-рочинская ярмарка" Мусоргского), Иоланты и др. Принимала участие и
в драм. спектаклях студии, первая роль - Нина ("Маскарад", 1941). В
1948-57 Г.- актриса Моск. драм. т-ра им. Станиславского. Роли: Инесса
("День чудесных обманов" Шеридана), Анюта ("В тиши лесов" Нилина),
Лариса, Нина Заречная; Нина Чавчавадзе ("Грибоедов" Ермолинского), Люба
Зотова ("Сч„т жизни" Анучиной), Елена Таль-берг ("Дни Турбиных"
Булгакова). С 1960 - в труппе Моск. драм. т-ра им. Пушкина (роль Терезы
- "День рождения Терезы" Мдивани). Игра Г. отличается
непосредственностью, тонкой лирикой, поэтичностью. Выступает в концертах
как камерная певица (старинные романсы рус. композиторов, сов. песни,
песни народов зарубежных стран). Снимается в кино. М. Т.
ГРИЦЕНКО, Николай Олимпиевич[р.И(24).УП. 1912]-русский советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1957). Работал техником-смотрителем на ж.-д.
станции. В 1937 окончил театр. уч-ще при Т-ре им. Вахтангова. В том же
году был принят в труппу этого т-ра. Исполнил роли Степана Груши,
шахт„ра Гаврилы ("Приезжайте в Звонковое" и "Макар Дубрава" Корнейчука).
Г.- акт„р широкого диапазона, обладающий даром внешнего и внутр.
перевоплощения, яркой фантазией. Его иск-во отличается смелостью и
изобретательностью приемов, точностью и ч„ткостью характеристик. В
манере острого комедийного преувеличения, гротеска, пользуясь
контрастами, элементами буффонады, Г. сыграл Молокова ("На золотом дне"
ыо Мамину-Сибиряку, 1955). Романтический образ нар. героя Дундича создал
Г. в спектакле "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского. Среди его лучших
ролей-Мыщ-кин ("Идиот" по Достоевскому), Протасов ("Живой труп").
Страницы: «« « 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |