Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 » »» Среди лучших спектаклей Г.: "Бронепоезд 14-69" (1927, Одесский т-р), "Рельсы гудят" Киршона (1928) и "Гроза" (1928) в Казанском т-ре, "Человек с ружь„м" (1938) и "Мать" по Горькому (1939) в Орехово-Зуевском т-ре, "Вишн„вый сад" (1950); "Интервенция" Славина (1957) в Саратовском т-ре, "Ревизор" (1952) и "Горе от ума" (1958) в Воронежском театре, "Смерть Пазухина" (1954, Студия киноакт„ра), "Егор Булычев и другие" (1962, Куйбышевский т-р) и др. Лит.: А л перс Б.В., Театр Революции, М., 1928; В е-л и x о в а Н., Когда в театр приходит жизнь, "Театр", 1952, ј 9. Я. Вел. ГРИПСХОЛЬМСКИЙ ДВОРЦОВЫЙ ТЕАТР (Grips-holms slottsteater) - шведский театр-музей в загородном королевском замке Грипсхольм близ Ма-риефреда. Сооруж„н в 1781 по проекту арх. Э. Пальм-стедта. Сохранилось сценич. оборудование и старинные декорации 18 в. В Г. д. т. давались регулярные представления придворной труппы, ставились пьесы короля Густава III "Благородство Густава Адольфа" (1783), "Королева Кристина" (1785) и др. В наст. время Г. д. т. сохраняется как памятник театр. культуры. Лит.: В e j e г A., Slottsteatrarna pa Drottningholm och Gripsholm, Stockh., 1937. Я. Г. ГРЙФИУС [Gryphius; наст. фам.-Г p e и ф (Greif) ], Андреас (11.X.1616-16.VII.1664)- немецкий драматург и поэт. Учился в Лейдене, где получил гуманитарное образование. В 1638-47 путешествовал по Голландии, Франции и Италии. По возвращении в Германию с 1650 занимал должность княжеского юрисконсульта в Глогау. Г. принадлежал к силезской поэтич. школе, объединявшей нем. драматургов-гуманистов, стремившихся следовать античным и франц. образцам. На творчестве Г. лежал отпечаток глубокого трагизма и скорби, вызванных потрясениями Тридцатилетней войны (1618-48) и последующей эпохи политич. и экономич. застоя Германии. Стихи и драмы Г. пессимистичны, пронизаны религ. мотивами. Он писал о суетности земной жизни; подвижники и мученики - герои его трагедий, одерживали "моральную победу" над своими противниками тв„рдостью духа и нравств. благородством. В трагедиях, посвящ„нных историч. событиям недавнего времени, в нарушение классицистич. традиций, - "Лев Армянин" (1650), "Екатерина Грузинская" (1657), "Убиенное величество, или Карл Стюарт король Великобритании" (1657), а также в трагедии "Великодушный правовед, или Умирающий Эмилий Павел Папиниан" (1659) ярко выражены тираноборч. мотивы, но в "Карле Стюарте", написанном под впечатлением казни англ. короля в 1649, драматург уже осуждает убийство и окружает образ короля ореолом мученика. Лучшая трагедия Г. "Карденио и Целинда" (1657) близка мещанской драме, получившей развитие в творчестве Г. Э. Лессинга. В ней действуют простые люди из бюргерской среды (Карденио - болонский студент, Целинда - куртизанка), переживания героев естественны, их речь взволнованна, лишена классицистич. риторики; вместе с тем в трагедии присутствуют элементы мистики (в действии участвуют привидения, призраки и т. д.). Образцами для трагедий Г. служили пьесы Сенеки, Р. Гарнье и И. Вондела. Их сближало соблюдение тр„х классич. единств, александрийский стих. В то же время элементы классицизма сочетались в трагедиях Г. с чертами стиля барокко; он вводил в свои пьесы аллегорич. фигуры, хоры, насыщал их сценами ужасов, мистич. видений. Пьесы Г. отличались напыщенностью слога, но им была присуща действенность, сценичность. Г. написал комедии: "Возлюбленная Дорнроза" (1660) - рассказ о любви крестьянской девушки и юноши, "Господин Петер Сквенц" (1663) - сатира на спектакль ремесленников-любителей, нек-рые эпизоды комедии повторяют "Сон в летнюю ночь" Шекспира. Лучшая комедия Г. "Хорри-биликрибрифакс" (1663) высмеивает разнузданных, хвастливых воинов врем„н 30-летней войны. В комедиях Г. осуждаются феод. порядки, автор пользуется при„мами преувеличения, карикатуры, но в них есть также немало реалистич. черт, народный юмор, достоверные картины быта. Г.автор зингшпиля "Влюбл„нный призрак". Современники высоко ценили Г., считали его основоположником нем. трагедии. Пьесы Г. шли на сцене придворного т-ра в Глогау. В последующем из-за тяжеловесности языка, ограниченности тематики, религиозно-мистич. направленности пьесы Г. не ставились и превратились в драмы для чтения (Lesedramen). С о ч.: Werke, Stuttg., 1883; в рус. пер.- Г p и ф и у с, "Карденио и Целинда" и "Господин Петер Сквенц" отрывки, в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе XVII в., М., 1949. Перепечатано в "Хрестоматии" С. С. Мо-кульского, т. l. M., 1953. Лит.: Plemming W., A. Gryphius und die Buhne, Halle, 1921; Gundolf F., A. Gryphius, Hdlb., 1927; Arnold B. F., Das deutsche Drama, Munch. - B., 1925; ПуришевБ., Очерки немецкой литературы XV-XVII вв., М., 1955. , г. Гур. ГРИЦЕНКО, Лилия Олимпиевна [р. 11 (24). X II. 1917] - русская советская драматическая актриса и певица (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). В 1941 окончила оперно-драм. Студию им. Станиславского (ученица А. В. Неждановой). Сценич. деятельность начала в 1937 на сцене этой студии как оперная певица; исполняла партии Чио-Чио-сан; Параси ("Со-рочинская ярмарка" Мусоргского), Иоланты и др. Принимала участие и в драм. спектаклях студии, первая роль - Нина ("Маскарад", 1941). В 1948-57 Г.- актриса Моск. драм. т-ра им. Станиславского. Роли: Инесса ("День чудесных обманов" Шеридана), Анюта ("В тиши лесов" Нилина), Лариса, Нина Заречная; Нина Чавчавадзе ("Грибоедов" Ермолинского), Люба Зотова ("Сч„т жизни" Анучиной), Елена Таль-берг ("Дни Турбиных" Булгакова). С 1960 - в труппе Моск. драм. т-ра им. Пушкина (роль Терезы - "День рождения Терезы" Мдивани). Игра Г. отличается непосредственностью, тонкой лирикой, поэтичностью. Выступает в концертах как камерная певица (старинные романсы рус. композиторов, сов. песни, песни народов зарубежных стран). Снимается в кино. М. Т. ГРИЦЕНКО, Николай Олимпиевич[р.И(24).УП. 1912]-русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1957). Работал техником-смотрителем на ж.-д. станции. В 1937 окончил театр. уч-ще при Т-ре им. Вахтангова. В том же году был принят в труппу этого т-ра. Исполнил роли Степана Груши, шахт„ра Гаврилы ("Приезжайте в Звонковое" и "Макар Дубрава" Корнейчука). Г.- акт„р широкого диапазона, обладающий даром внешнего и внутр. перевоплощения, яркой фантазией. Его иск-во отличается смелостью и изобретательностью приемов, точностью и ч„ткостью характеристик. В манере острого комедийного преувеличения, гротеска, пользуясь контрастами, элементами буффонады, Г. сыграл Молокова ("На золотом дне" ыо Мамину-Сибиряку, 1955). Романтический образ нар. героя Дундича создал Г. в спектакле "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского. Среди его лучших ролей-Мыщ-кин ("Идиот" по Достоевскому), Протасов ("Живой труп"). Страницы: «« « 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |