Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 625   626   627   628   629   630   631   632   633  634   635   636   637   638   639   640   641   642   643  » »»

   Среди лучших спектаклей Г.: "Бронепоезд 14-69" (1927, Одесский  т-р),
"Рельсы гудят"  Киршона  (1928)  и  "Гроза"  (1928)  в  Казанском  т-ре,
"Человек с ружь„м" (1938) и "Мать" по Горькому (1939) в Орехово-Зуевском
т-ре, "Вишн„вый сад" (1950); "Интервенция" Славина (1957) в  Саратовском
т-ре, "Ревизор" (1952) и "Горе от  ума"  (1958)  в  Воронежском  театре,
"Смерть Пазухина" (1954, Студия киноакт„ра),  "Егор  Булычев  и  другие"
(1962, Куйбышевский т-р) и др.
   Лит.: А л перс Б.В., Театр Революции, М., 1928; В е-л и x о в  а  Н.,
Когда в театр приходит жизнь, "Театр", 1952, ј 9. Я. Вел.
   ГРИПСХОЛЬМСКИЙ ДВОРЦОВЫЙ ТЕАТР (Grips-holms slottsteater) -  шведский
театр-музей в загородном королевском замке Грипсхольм близ  Ма-риефреда.
Сооруж„н в 1781 по проекту арх.  Э.  Пальм-стедта.  Сохранилось  сценич.
оборудование и старинные декорации 18 в. В Г. д. т. давались  регулярные
представления придворной труппы,  ставились  пьесы  короля  Густава  III
"Благородство Густава Адольфа" (1783), "Королева Кристина" (1785) и  др.
В наст. время Г. д. т. сохраняется как памятник театр. культуры.
   Лит.: В e j e г A., Slottsteatrarna pa Drottningholm  och  Gripsholm,
Stockh., 1937. Я. Г.
   ГРЙФИУС  [Gryphius;  наст.  фам.-Г  p  e  и  ф  (Greif)  ],   Андреас
(11.X.1616-16.VII.1664)- немецкий драматург и поэт.  Учился  в  Лейдене,
где  получил  гуманитарное  образование.  В  1638-47  путешествовал   по
Голландии, Франции и Италии. По возвращении в Германию  с  1650  занимал
должность княжеского юрисконсульта в Глогау. Г. принадлежал к  силезской
поэтич. школе, объединявшей  нем.  драматургов-гуманистов,  стремившихся
следовать античным и франц. образцам. На творчестве Г.  лежал  отпечаток
глубокого трагизма и скорби, вызванных потрясениями Тридцатилетней войны
(1618-48) и последующей эпохи  политич.  и  экономич.  застоя  Германии.
Стихи и драмы Г. пессимистичны, пронизаны религ. мотивами.  Он  писал  о
суетности земной жизни; подвижники и  мученики  -  герои  его  трагедий,
одерживали "моральную победу" над своими противниками тв„рдостью духа  и
нравств.  благородством.  В  трагедиях,  посвящ„нных  историч.  событиям
недавнего времени, в нарушение классицистич. традиций, -  "Лев  Армянин"
(1650), "Екатерина Грузинская" (1657), "Убиенное  величество,  или  Карл
Стюарт король Великобритании" (1657), а также в  трагедии  "Великодушный
правовед, или Умирающий Эмилий  Павел  Папиниан"  (1659)  ярко  выражены
тираноборч. мотивы, но в "Карле Стюарте",  написанном  под  впечатлением
казни англ. короля в 1649, драматург уже осуждает  убийство  и  окружает
образ короля ореолом мученика. Лучшая трагедия Г. "Карденио  и  Целинда"
(1657) близка мещанской драме, получившей развитие в  творчестве  Г.  Э.
Лессинга. В ней действуют простые люди из бюргерской среды  (Карденио  -
болонский   студент,   Целинда   -   куртизанка),   переживания   героев
естественны, их речь взволнованна, лишена классицистич. риторики; вместе
с тем в трагедии присутствуют элементы  мистики  (в  действии  участвуют
привидения, призраки и т. д.). Образцами для трагедий Г.  служили  пьесы
Сенеки, Р. Гарнье и И. Вондела. Их  сближало  соблюдение  тр„х  классич.
единств, александрийский  стих.  В  то  же  время  элементы  классицизма
сочетались в трагедиях Г. с чертами стиля  барокко;  он  вводил  в  свои
пьесы аллегорич.  фигуры,  хоры,  насыщал  их  сценами  ужасов,  мистич.
видений. Пьесы Г. отличались напыщенностью слога,  но  им  была  присуща
действенность, сценичность. Г. написал комедии: "Возлюбленная  Дорнроза"
(1660) - рассказ о любви крестьянской девушки и юноши,  "Господин  Петер
Сквенц" (1663) - сатира на  спектакль  ремесленников-любителей,  нек-рые
эпизоды комедии повторяют "Сон в летнюю ночь" Шекспира.  Лучшая  комедия
Г. "Хорри-биликрибрифакс"  (1663)  высмеивает  разнузданных,  хвастливых
воинов врем„н 30-летней войны. В комедиях Г. осуждаются  феод.  порядки,
автор пользуется при„мами преувеличения, карикатуры, но в них есть также
немало реалистич. черт, народный юмор, достоверные картины быта. Г.автор
зингшпиля "Влюбл„нный призрак". Современники высоко ценили  Г.,  считали
его основоположником нем. трагедии. Пьесы Г. шли  на  сцене  придворного
т-ра в Глогау. В последующем из-за тяжеловесности языка,  ограниченности
тематики, религиозно-мистич. направленности  пьесы  Г.  не  ставились  и
превратились в драмы для чтения (Lesedramen).
   С о ч.: Werke, Stuttg., 1883; в рус. пер.- Г p и ф и у с, "Карденио и
Целинда" и "Господин  Петер  Сквенц"  отрывки,  в  кн.:  Хрестоматия  по
западноевропейской  литературе  XVII  в.,  М.,  1949.   Перепечатано   в
"Хрестоматии" С. С. Мо-кульского, т. l. M., 1953.
   Лит.: Plemming W., A. Gryphius und die Buhne,  Halle,  1921;  Gundolf
F., A. Gryphius, Hdlb., 1927; Arnold B. F., Das deutsche Drama, Munch. -
B., 1925;
   ПуришевБ., Очерки немецкой литературы XV-XVII вв.,  М.,  1955.  ,  г.
Гур.
   ГРИЦЕНКО, Лилия Олимпиевна  [р.  11  (24).  X  II.  1917]  -  русская
советская драматическая актриса и певица  (лирич.  сопрано).  Нар.  арт.
РСФСР (1957). В 1941 окончила  оперно-драм.  Студию  им.  Станиславского
(ученица А. В. Неждановой). Сценич. деятельность начала в 1937 на  сцене
этой студии как оперная певица;  исполняла  партии  Чио-Чио-сан;  Параси
("Со-рочинская ярмарка" Мусоргского), Иоланты и др. Принимала участие  и
в драм. спектаклях студии, первая роль  -  Нина  ("Маскарад",  1941).  В
1948-57 Г.- актриса Моск. драм. т-ра им.  Станиславского.  Роли:  Инесса
("День чудесных обманов"  Шеридана),  Анюта  ("В  тиши  лесов"  Нилина),
Лариса, Нина Заречная; Нина Чавчавадзе ("Грибоедов" Ермолинского),  Люба
Зотова  ("Сч„т  жизни"  Анучиной),  Елена  Таль-берг   ("Дни   Турбиных"
Булгакова). С 1960 - в труппе Моск. драм. т-ра им. Пушкина (роль  Терезы
-   "День   рождения    Терезы"    Мдивани).    Игра    Г.    отличается
непосредственностью, тонкой лирикой, поэтичностью. Выступает в концертах
как камерная певица (старинные романсы рус.  композиторов,  сов.  песни,
песни народов зарубежных стран). Снимается в кино. М. Т.
   ГРИЦЕНКО,  Николай  Олимпиевич[р.И(24).УП.  1912]-русский   советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1957).  Работал  техником-смотрителем  на  ж.-д.
станции. В 1937 окончил театр. уч-ще при Т-ре им. Вахтангова. В  том  же
году был принят в  труппу  этого  т-ра.  Исполнил  роли  Степана  Груши,
шахт„ра Гаврилы ("Приезжайте в Звонковое" и "Макар Дубрава" Корнейчука).
Г.-  акт„р  широкого  диапазона,  обладающий  даром  внешнего  и  внутр.
перевоплощения, яркой  фантазией.  Его  иск-во  отличается  смелостью  и
изобретательностью  приемов,  точностью  и  ч„ткостью  характеристик.  В
манере   острого   комедийного   преувеличения,   гротеска,    пользуясь
контрастами, элементами буффонады, Г. сыграл Молокова ("На золотом  дне"
ыо Мамину-Сибиряку, 1955). Романтический образ нар. героя Дундича создал
Г. в спектакле "Олеко Дундич"  Каца  и  Ржешевского.  Среди  его  лучших
ролей-Мыщ-кин ("Идиот" по Достоевскому), Протасов ("Живой труп").

Страницы: «« « 625   626   627   628   629   630   631   632   633  634   635   636   637   638   639   640   641   642   643  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия