Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 616   617   618   619   620   621   622   623   624  625   626   627   628   629   630   631   632   633   634  » »»

Либреттист балетов "На берегу моря", "Аудроне",  "Северный  сон".  Вед„т
педагогич. работу.
   ГРИГ (Grieg; урожд„нная Эгеде-Ниссен;
   Egede-Nissen),  Герд  (р.  21.  IV.  1895)-норвежская  актриса.  Жена
писателя Н. Грига. В  1910-40  (с  перерывом  1917-29)-одна  из  ведущих
актрис "Нац. сцены" в Бергене. Роли: Гедда Габлер (о. п. Ибсена),  Виола
("Двенадцатая ночь"), Мария Стюарт  (о.  п.  Шиллера  и  "Мария  Стюарт,
королева Шотландии" Бь„рнсона), Габриель ("Поражение" Грига),  Розалинда
("Летучая  мышь"  И.  Штрауса)  и  др.  Г.  присущи   сценич.   обаяние,
женственность, яркий темперамент. В период фашистской оккупации Норвегии
Г. выступала среди норв. солдат, гл. обр. с  чтением  стихов  Н.  Грига,
призывавших к борьбе против фашизма. Написала книгу о Н. Григе  (Nordahl
Grieg-slik jeg kjente ham, Oslo, 1958). H.Kp.
   ГРИГ (Grieg), Нурдаль (l.XI.1902 - 2.XII.1943)- норвежский  писатель,
поэт,  драматург,  публицист.  В  1922  начал   лит.   деятельность.   В
драматургии дебютировал психологич. драмой  "Любовь  юноши"  (1926,  Т-р
"Нац.  сцена",  Берген).  В  пьесе  "Варавва"  (1927,  Нац.  т-р,  Осло)
отразились впечатления Г. от поездки в революционный Китай. На материале
библейского сюжета  Г.  создал  политич.  драму,  в  к-рой  он  обличает
империализм и воспевает  борьбу  кит.  народа  за  независимость.  Здесь
впервые  намечена  осн.  тема  драматургии  Г.-закономерность   революц.
насилия, несостоятельность мелкобурж. гуманизма  и  пацифизма.  В  пьесе
"Атлантический океан" (1932, Нац. т-р) дан  глубокий  анализ  идейной  и
духовной деградации бурж. общества, сатирически изображены представители
бурж. прессы. Во время своего пребывания в Советском Союзе (1933-34)  Г.
окончательно становится  на  позиции  марксистского  мировоззрения.  Под
влиянием сов. иск-ва вырабатывается система эстетич.  взглядов  Г.,  его
стремление утверждать общественно-преобразующую  роль  иск-ва.  В  эпич.
драме "Наша честь, наше могущество" (1935, Нац.  т-р)  героич.  патетика
обусловлена изображением нар. массы как осн. героя  действия,  подлинным
историзмом, масштабностью социального конфликта. Психологич.  драма  "Но
завтра..." (1936, Нац. т-р) содержит гневное обвинение норвежской  бурж.
демократии,  проникнута  оп-тимистич.  верой  в  необходимость  грядущих
революц. потрясений. Эпич. революц. драмой явилась пьеса Г.  "Поражение"
(1937)  -  крупнейшее   произв.   социа-листич.   реализма   в   норвеж.
драматургии.   Пьеса   исполнена   непоколебимой   веры   в    торжество
коммуни-стич. идей; рассказывая о Парижской Коммуне 1871, Г. по существу
осмысливает события гражданской войны в Испании. Пьесы Г., пост. в т-рах
Норвегии,  Дании,  Швеции,  ГДР,  Англии,  оказали  большое  влияние  на
творчество К. Абелля, Ю. Боргена А. Хьеланна,
   3. Синерво и др. прогрессивных драматургов сканд. стран.
   Соч.: Samlede verker in 7 vis, v. 4-5, Oslo, 1947;
   Teatret og livet, "Vejen Frem", Oslo, 1947; в рус.  пер.Атлантический
океан, М-, 1935; Наша слава и наше могущество, М., 1936; Но завтра..., и
Поражение, в сб. Пьесы, М., 1960.
   Лит.: Borgen J., Nordahl Grieg, Oslo, 1945; E g e -land  K.,  Nordahl
Grieg, Oslo, 1953; Engberg H., Nordahl  Grieg  og  tidens  drama,  Oslo,
1946; Grieg G., Nordahl Grieg-slik jeg kjente ham, Oslo, 1958. . Вл. М.
   ГРИГ (Grieg), Эдвард (15. VI. 1843, Берген,4. IX.  1907,  там  же)  -
норвежский   композитор,   пианист,   дириж„р,   музыкально-общественный
деятель.  Основоположник  норв.  нац.  муз.  школы.   В   1862   окончил
Лейпциг-скую консерваторию по классам фп. у Э. Венцеля  и  И.  Мошелеса,
гармонии у Э. Рихтера и М. Гауптмана  и  композиции  у  К.  Рейнеке.  На
творч. развитие юного Г. оказали влияние поборники норв. нац. иск-ва  У.
Булль, Р. Нурдрок и X. Кье-рулъф. В 1860-е гг. Г.  становится  одним  из
ведущих музыкантов Норвегии. Выступал как пианист и дириж„р на родине  и
за рубежом. Был одним из основателей (1867)  Муз.  академии  в  Осло.  В
1880-82 руководил в Бергене муз. об-вом "Гармония". Из  произв.  Г.  для
т-ра выделяется музыка в драме Ибсена "Пер Гюнт" (соч. 1875),  состоящая
из оркестровых и вок. номеров. Премьера спектакля состоялась  в  Осло  в
1876. Музыка к "Пер Гюнту", как и вс„ творчество Г., исполнена оптимизма
и душевного тепла, отмечена своеобразием колорита,  мелодич.  щедростью,
свежестью и изобретательностью муз. языка. В ней нашли яркое  воплощение
излюбленные образы Г., связанные с природой и  бытом  Норвегии  ("Утро",
"Халлинг" и  др.),  с  фантастикой  нар.  преданий  ("В  пещере  горного
короля"),  лирич.  эпизоды  (песни  Сольвейг,  "Смерть   Озе").   Другие
муз.-драма-тич. произв. Г. также имели  большое  значение  для  развития
норв. нац. иск-ва: музыка к мелодраме Б. Бь„рнсона "Берглиот" (1871)  на
сюжет старинной норв. саги (особой драматич.  силой  и  выразительностью
обладает траурный марш из финала), к драме Бь„рнсона  "Сигур  Юрсальфар"
(1872, Осло); произв. для хора,  солистов  и  оркестра  "Возвращение  на
родину" (1872) и "У врат монастыря" на слова Б. Бь„рнсона (1871), музыка
к 3 сценам 1-го акта (балетные  номера,  ряд  речитативов  и  хоров)  по
незаконч. либр. Бь„рнсона на ср.-век. сюжет "Улаф Трюгвасон" (1873).  Г.
принадлежит много  симф.,  камерных  и  др.  соч.,  завоевавших  мировую
известность. Поч„тный доктор Кембриджского (1893) и Оксфордского  (1906)
ун-тов. Поч„тный член Берлинской академии (1897).
   Лит.: Музалевский В., Эдвард Григ, Л., 1935;
   Асафьев Б. В., Григ, М.-Л., 1948; К p e м л e в Ю., Эдвард Григ,  М.,
1958; H aue h G.,  Breve  fra  Grieg:  et  udvalg,  Kbh.,  1922;  Monrad
Johansen D., Edvard Grieg, Oslo, 1934; T om b l om F.,  Grieg,  Stockh.,
1942;
   H orton J., Grieg, L., 1950 (Great  lives  series);  Vass  A.V.,  Het
leven van E. Grieg, Den Haag, 1951. AH. B.
   ГРЙГОНИС, Генрих Юрьевич [8.(20).V.1889 - 4. X 1.1955] -  белорусский
советский акт„р. Нар. арт. БССР (1941).  Сценич.  деятельность  начал  в
1907. Работал в т-рах Дальнего Востока, Петрограда, "Первом товариществе
белорусской драмы и комедии". С 1920 - акт„р 1-го  Белорус.  т-ра  (ныне
Т-р им. Я. Купалы) в Минске. Лучшие роли Г.- характерные  и  комедийные.
Создавал яркие нар. характеры:
   Коваль, Муравь„в, Дорош  ("Коваль-воевода",  "Ка-стусь  Калиновский",
"Машека" Мировича), Ничи-пор,  Верас  ("Кто  сме„тся  последним",  "Поют
жаворонки"  Крапивы),  Бублик,  Галушка  ("Платон  Кречет",  "В   степях
Украины"), Фирс ("Вишн„вый сад"), Лука ("На дне"), Журден  ("Мещанин  во
дворянстве"). Снимался в кино.
   Лит.: Мастацтва Савецкай Беларус?. Зборн?к артыкула, М?нск, 1955,  с.
348-54. В. Н.
   ГРИГОРАШВЙЛИ, Григорий Максимович  (р.  1905)-  грузинский  советский
артист оперы (бас). Нар. арт. Груз. ССР (1958). Чл. Коммунистич.  партии
с 1946. В 1922-23 учился в  Тбилисском  ун-те;  в  1932-36-в  Тбилисской

Страницы: «« « 616   617   618   619   620   621   622   623   624  625   626   627   628   629   630   631   632   633   634  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия