Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 612   613   614   615   616   617   618   619   620  621   622   623   624   625   626   627   628   629   630  » »»

котором Г. с потрясающей силой раскрыл философию "смердяковщи-ны". Среди
др. ролей Г.-Абрам ("Квадратура круга"  Катаева,  1928),  Трубач  ("Егор
Булычев  и  другие",  1934),  До-римедонт  ("Поздняя   любовь",   1944),
Ко-стыл„в ("На дне", 1955) и др. Выступал на эстраде как чтец. П.М.
   ГРИБОВ,  Алексей  Николаевич  [родился   18(31).!.   19021-   русский
советский акт„р. Нар. арт. СССР (1948). Чл. КПСС с
   1944. По окончании школы при 3-й Студии МХАТа Г.  в  1924  вступил  в
труппу МХТ. Первая значительная роль Г.- м-р  Крегс  ("Битва  жизни"  по
Диккенсу, 1924). В иск-ве Г. предельная  простота  соединяется  с  яркой
сценич. выразительностью,  выдающимся  мастерством.  Г.  создал  глубоко
народные образы, воплощающие лучшие  черты  рус.  человека  -  мудрость,
душевность, честность, юмор. Таковы - Фрол Баев ("Земля" Вирты),  Левшин
("Враги"  Горького),  Непряхин  ("Золотая  карета"  Леонова);   высокого
драматизма достиг Г. в роли Глобы ("Русские  люди"  Симонова).  Играя  в
пьесах Чехова, артист тонко передал чеховскую поэзию
   (Чебутыкин - "Три сестры", Фирс - "Вишн„вый сад"). До смелой сатирич.
типизации поднимается Г. в ролях Собакевича ("М„ртвые души" по  Гоголю),
Хлынова  ("Горячее  сердце"),  Епиходова  ("Вишн„вый   сад").   Подлинно
"горьковским" акт„ром показал, себя Г. в ролях Достигаева ("Егор Булычев
и другие" и "Достигаев и другие"), Луки ("На дне").  Г.-  первый  акт„р,
воплотивший на сцене МХАТа образ В.  И.  Ленина  ("Кремл„вские  куранты"
Погодина, Гос. пр. СССР, 1942). Среди лучших ролей  Г.-матрос  Солов-цев
("Офицер  флота"  Крона,  Гос.  пр.  СССР,  1946),  2-й  мужик   ("Плоды
просвещения",  Гос.  пр.  СССР,  1952).  Г.  снимался  в  кино  (отец  -
"Свадьба", Воронов - "Смелые  люди",  Гос.  пр.  СССР,  1951,  Нехода  -
"Верные друзья" и др.).
   Лит.: Алексей Николаевич Грибов, М., 1949; Алексей Грибов, М.,  1951;
Кульгинек Э. Р., Народный артист СССР  Алексей  Николаевич  Грибов,  М.,
1952; "Театр", 1939, ј 1, с. 95-99; "Театральная жизнь", 1958, ј  6,  с.
12-15. П.М.
   ГРИБОЕДОВ, Александр Сергеевич [4(15).1.1795, Москва,-30. I (11. II).
1829,  Тегеран]-русский  драматург  и  поэт.  Один  из  основоположников
реализма в рус. лит-ре и  т-ре.  Род.  в  семье  офицера  рус.  гвардии.
Окончил со степенью кандидата словесный
   (1808)  и  юридич.  (1810)  ф-ты  Моск.  ун-та;   затем   учился   на
физико-математич. ф-те ун-та. Г. владел многими европ. и вост.  языками,
был превосходным музыкантом, сам писал музыку (сохранились 2 его  вальса
для фп.). В 1812 пош„л добровольцем в армию. В 1816  вышел  в  отставку,
поступил на службу в  Коллегию  иностр.  дел  (Петербург).  В  1818  был
секретар„м рус. дипломатич. миссии в Персии и направлен в Тифлис;  затем
жил в Тебризе. В 1822 Г. назначен секретар„м по  дипломатич-  части  при
командующем рус. войсками на Кавказе генерале А. П.  Ермолове.  1823  Г.
проводит в Москве, 1824 - в Петербурге. За время  пребывания  в  столице
сблизился с Пушкиным, а также с членами  тайного  политич.  об-ва-В.  К.
Кюхельбекером, Н. М. Муравь„вым, П. Я. Чаадаевым, П. Г. Каховским, К. Ф.
Рылеевым, А. А. Бестужевым, А. И. Одоевским и др. По  своим  взглядам  и
настроениям Г. примыкал к  декабристскому  движению,  хотя  не  верил  в
возможность успеха воен. заговора без участия нар.  масс.  В  Петербурге
усиливается  интерес  Г.  к  т-ру,  расширяются  его  театр.  знакомства
(артисты: Е. С. Сем„нова, А. М.  Колосова,  М.  И.  Вальберхова,  В.  А.
Каратыгин, И. И. Сосницкий; балерины: А. И. Истомина, Е.  А.  Телешова).
Интерес к т-ру сближает Г. и с петерб. поэтами и драматургами:
   П. А. Вяземским, Н. И. Хмельницким, А. А. Шаховским, П. А. Катениным,
ставшими соавторами его ранних драматургич.  опытов.  Г.  был  творчески
связан с композиторами А. А. Алябьевым и А. Н.  Верстов-ским  (последний
сочинил музыку к водевилю Г. и Вяземского "Кто брат, кто сестра", 1824).
Ранние  комедии  Г.  :  "Молодые  супруги"  (1814,  свободная  переделка
популярной в те годы комедии франц. драматурга К. де  Лессера  "Семейная
тайна") и "Притворная неверность"  (1817-вольный  перевод  Г.  п  А.  А.
Жандра одно  им.  франц.  комедии  Барта)  представляли  собой  типичные
образцы модного в  10-е  гг.  19  в.  жанра  светской  комедии.  Комедия
"Молодые супруги" была впервые пост. на петерб. сцене 29 сент.  1815  (с
участием Е. С. Сем„новой, Р1. И. Сосницкого, Я. Г. Брянского), в  Москве
- 4 июля 1816, в 10-20-е гг. 19 в.  не  раз  успешно  возобновлялась  на
столичной и провинц. сцене. "Притворная неверность" была пост. 11  февр.
1818 в Петербурге; 3 сент. 1818 в Москве, в 1820  в  Орле  в  крепостном
т-ре графа Каменского (первая провинц. пост.). Эта комедия  неоднократно
ставилась впоследствии, в особенности в 20-х гг. 19 в. Большей оригинала
ностыо и свежестью отличались отдельные сцены комедии "Своя  семья,  или
Замужняя невеста", написанные Г. в 1817 (осн. автор Шаховской,  соавторы
Г. и Хмельницкий). Первая пост. "Своей семьи" состоялась в Петербурге 24
янв. 1818 в бенефис Вальбер-ховой. Комедия удержалась на сцене до нашего
времени. В числе лучших е„ исполнителей  в  Александрийском  т-ре-М.  Г.
Савина (Наташа, 1888), В.  Н.  Давыдов  и  Е.  Н.  Жулева  (Бирюлькин  и
Звонкина, 1896); в Малом т-ре-Н. С. Васильева и  А.  П.  Ленский  (Мавра
Савишна и Милен, 1876); в Моск. драм.  т-ре  М.  М.  Блюменталь-Тамарина
(Звонкина, 1918), Наиболее значит,  пост.  комедии  в  сов.  время  были
осуществлены  4-й  Студией  МХАТа(  1923),  Ленинградскимт-пом   Комедии
(1938), ЦТКА (1948), Моск. т-ром им. Пуш кина (1950),  ташкентским  Рус.
т-ром (1953), фрунзенским Рус. т-ром (1953).  Реалистич.-сатирич.  черты
творчества Г. впервые проявились  в  комедии  Г.  и  Катенина  "Студент"
(1817, опубл. в 1889), близкой по жанру к сатирич. бытовым  комедиям  И.
А.Крылова. В "Студенте" показана чванливая, эгоистич. барская среда,  е„
крепостнич. нравы. При жизни авторов  комедия  на  сцене  не  ставилась.
Единственная е„ значит, пост. была осуществлена в Александрийском т-ре в
1904. Последний по времени вод ев иль,. написанный при участии  Г.,-"Кто
брат, кто сестра, или Обман за обманом"  (1823).  По  свидетельству  его
соавтора  Вяземского,  Г,  принадлежит  вся  проза  расположение   сцен,
разговор и пр. Водевиль был впервые пост. в  Москве  24  янв.  1824,  но
успеха не имел. В Петербурге водевиль был представлен  1  сент.  1824  в
присутствии Г. и повторен дважды.
   В 1824 Г. завершает  сво„  гл.  произв.-  комедию  "Горе  от  ума"  и
проводит е„ публичное чтение. Комедия была задумана, по-видимому, еще  в
1816, но к е„ непосредственному написанию Г. приступил только в  1818  в
Персии (Иране). Продолжал работу над рукописью в  Тифлисе  и  в  Москве.
Вместе с "Горе от ума"  Г.  прив„з  в  столицу  планы  и  наброски  тр„х
роман-тич. трагедий (опубл. в 1859). В "Грузинской ночи", написанной  на
материале  истории  феод.  Грузии,  Г.  обличал  крепостнич.  строй;   в
"Родамисте и Зенобии" (события происходят в Др.  Армении)  Г.  собирался
показать неудавшийся заговор вельмож против царя; в плане трагедии "1812

Страницы: «« « 612   613   614   615   616   617   618   619   620  621   622   623   624   625   626   627   628   629   630  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия