Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 607   608   609   610   611   612   613   614   615  616   617   618   619   620   621   622   623   624   625  » »»

шутовского театр. общества Беззаботные ребята", для к-рого написал  соти
"Игра о Принце дураков...", сатиру "Охота на оленя из оленей",  моралите
"Упрямец" (две последние исполнялись на Парижском рынке в 1512), в к-рых
стремилсяпапой Юлием II. Г. принадлежит также исто-рич. мистерия  "Житие  святого
Людовика...". В произв. Г. этого периода была сильна  сатирич.  обличит,
направленность. В организации "Беззаботные ребята" Г.  занцмал  выборную
должность "Дурацкой матери". После 1518 Г. отош„л от театр. деятельности
и поступил на службу к герцогу Антуану  Лотарингскому.  Образ  бродячего
поэта  Гренгуара,  выведенный  В.  Гюго  в   романе   "Собор   Парижской
богоматери", дал„к от ис-торич. прототипа.
   Соч.: Oeuvres completes, ed. de Ch. d'Hericault et A. Montaiglon, P.,
1858, 1877.
   Лит.: Гвоздев А." Пиотровский А., История европейского театра, М.-Л.,
1931, с. 567-68; Petit de Julleville L.,  Les  comediens  en  France  au
moyen age, P., 1885,  с.  160-67;  Picot  E.,  Pierre  Gringore  et  les
comediens italiens. P., 1878. A. Мое.
   ГРЕНЕР (Graener), Пауль (11.1.1872-13.XI.1944)- немецкий  композитор,
дириж„р и  педагог.  Член  Прусской  академии  иск-в  (с  1922).  Музыке
обучался в Берлинской консерватории. В 1896-1908  Г.  работал  дириж„ром
т-ра "Хеймаркет" в Лондоне. Композиторскую деятельность начал  в  1900-х
гг. Г.  завоевал  известность  своими  сценич.  произв.,  в  особенности
операми "Последнее приключение Дон Жуана" (1914,  Лейпциг)  и  "Теофано"
("Бицанц", 1918, Мюнхен), ставившимися во мн. городах  Германии.  Эти  и
др. оперы  Г.приближаются  по  стилю  к  позднему  романтизму,  выражают
переживания и поэтич. чувства героев.  В  муз.  языке  опер  Г.  заметно
влияние Вагнера и композиторов-импрессионистов. Среди спенич. произв. Г.
наибольший интерес представляет опера  "Фридеман  Бах"  (1931,  Шверин),
посв. композитору И. Ф. Баху.  Г.  принадлежат  также  оперы:  "Ширин  и
Гертруда" (1920, Дрезден), "Вознесение Ганнеле"  (по  пьесе  Гаупт-мана,
1927, Дрезден и Бреслау), "Принц  Гомбург-ский"  (по  трагедии  Клейста,
1935, Берлин), "Шван-хильда" (1941, К„льн).  В  1908-10  в„л  педагогич.
работу  в  Новой  консерватории  в  Вене,  в  Лейпцигской  консерватории
(1920-24). Был директором консерватории Штерна в  Берлине  (1930-34),  в
1933-41 - руководитель композиторского класса в Прусской академии иск-в.
Поч„тный доктор философии Лейпциг-ского ун-та (1925).
   Лит.: Graener G., Paul Graener, Lpz., [1922]. л. м.
   ГРЕПП (Grepp), Уле (p. 16.Ш.1914) - норвежский акт„р  и  режисс„р.  В
1932-33 изучал театр. иск-во в Москве  в  Т-ре  им.  Мейерхольда  и  др.
т-рах. В 1934- 1938 играл в Нац. т-рев Осло, в 1938-45 и 1948-54- в т-ре
"Нац. сцена" в Бергене, в т-рах  Ставангера,  Тронхейма,  Осло.  С  1954
работает как постановщик в т-рах разл. городов. Роли: Риго  ("Поражение"
Грига),   Фредериксен   ("Т„тя    Ульрика"    Хейберга),    Раскольников
("Преступление и наказание" по  Достоевскому)  и  др.  Пост.  спектакли:
"Ревизор" (1959,  Радиотеатр);  "Эразмус  Монтанус"  Хольберга,  "Мамаша
Кураж и е„ дети" Брехта (1959, 1961, "Нац. сцена"), "Строитель  Сольнес"
Ибсена (1960, Гос. передвижной т-р). Выступает как чтец, преим.  произв.
Н. Грига.  Г.  присущи  большой  темперамент,  умение  глубоко  раскрыть
социальную сущность образов. Н.Кр.
   ГРЕССЕ  (Gresset),  Жан   Батист   Луи   (29.V111.1709-   16.V1.1777)
-французский   поэт   и   драматург.   Один   из   продолжателей   жанра
классицистской комедии. Лит. деятельность начал в 1733. В  1740  в  т-ре
"Комеди Франсез"  было  пост.  первое  драматич.  произв.  Г.-  трагедия
"Эдуард III". Под влиянием просветит, направления Г. выступал с критикой
нравов  высшего  света  и  прославлял  семейные  устои  3-го   сословия.
Стихотворные комедии  Г.  "Сидней"  (1745,  "Комеди  Франсез")  и  "Злой
человек" (1747, там же), проникнутые чувствительностью  и  морализацией,
отличались поэтич. выразительностью, блестящим построением диалога.  Мн.
сентенции из пьес Г. стали "крылатыми" и вошли в лит. франц. яз.
   Соч.: Oeuvres, v. 1-2, Р., 1811; Le mechant, P., 1922;
   "Злой", пер. H. Свсчина, M., 1817. Д Лев.
   ГРЕТРЙ (Gretry), Андре (10 или  11.  II.  1741,'  Льеж,-  24.XI.1813,
Монморанси)-французский  композитор.  По  происхождению  бельгиец.  Член
Института Франции (с 1795).  Музыке  обучался  в  Льеже  у  своего  отца
Франсуа Г., капельмейстера собора Сен-Де-ни, и др.,  с  1759-в  Риме,  в
"Коллеж де Льеж", брал уроки у дириж„ра и  композитора  Дж.  Б.  Казали.
Творч. деятельность начал в 1758. Первое произв. для сцены -  интермеццо
"Сборщица винограда" -  написано  для  карнавала  в  Риме  (1765,  театр
"Алиберти").  В  1766  в  Женеве  пост.  первая  опера  Г.  "Изабелла  и
Гертруда". В 1767 по совету Вольтера Г. переехал  в  Париж;  здесь  были
поставлены оперы Г. "Гурон" (1768, т-р  "Комеди  Итальенн")  и  "Люсиль"
(1769,  там  же),  к-рые  принесли  композитору  всеобщее  признание.  В
последующие годы творчество  Г.  занимало  видное  место  в  муз.  жизни
Франции. Г. создал св. 50 опер, к-рые с  успехом  ставились  на  франц.,
итал., нем., швейц. и  рус.  оперных  сценах  В  этот  период  он  писал
сентиментально-лирич. оперы, близкие по  характеру  к  мещанской  драме,
нек-рые произв. Г. написаны в жанре комич. оперы.  Оперы  Г.  показывают
быт простых  людей  деревни  и  города.  Изредка  композитор  использует
фантастич., экзотич.  и  историч.  сюжеты:  "Говорящая  картина"  (1769,
"Комеди Итальенн"), "Два скупца" (1770, Фонтенбло),  "Испытание  дружбы"
(1770, там же), "Земира и Азор" (1771, там же), "Цефал и Прокрис" (1773,
Версаль), "Мнимая магия" (1775, "Комеди Итальенн"), "Самнит-ские  браки"
(1777, там же), "Суд Мидаса"(1778, там же),  "Каирский  караван"  (1783,
Фонтенбло). В годы революции  Г.  был  одним  из  инспекторов  Парижской
консерватории. В это время он написал неск. нар.-пат-риотич. и  революц.
опер - "П„тр  Великий"  (1790,  "Комеди  Итальенн"),  "Вильгельм  Телль"
(1791, там же), "Республиканская избранница, или Праздник разума" (1794,
"Гранд-Опера"), "Тиран Дионисий"  (1794,там  же)  и  др.  Опера  "Ричард
Львиное сердце" (1784, "Комеди Итальенн")-один из первых образцов "оперы
спасения", имевшей большое значение в  период  революции.  Писал  комич.
оперы на лирич. и сказочные темы: "Рауль Синяя  Борода"  (1789,  "Комеди
Итальенн"), "Анакреон у Поликрата" (1797,  "Гранд-Опера"),  "Деревенский
цирюльник"  (1797,  т-р  "Фейдо").   Талант   Г.   был   высоко   оцен„н
современниками. Э. Мегюль называл его  "Мольером  музыкальной  комедии".
Творчество Г. подготовило основу для развития франц. лирич. оперы 19  в.
Его  оперы  отличаются  простотой  и  доступностью,  теплотой   мелодий,
блестящим оркестровым колоритом. Г. был одним  из  первых  композиторов,
применившим принцип лейтмотива. Создал муз. произв. в др. жанрах.
   Др. оперы:  "Друг  дома"  (1771,  Фонтенбло),  "Великолепный"  (1773,
"Комеди   Итальенн"),   "Ревнивый   любовник"    (1778),    "Неожиданное

Страницы: «« « 607   608   609   610   611   612   613   614   615  616   617   618   619   620   621   622   623   624   625  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия