|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 » »» шутовского театр. общества Беззаботные ребята", для к-рого написал соти
"Игра о Принце дураков...", сатиру "Охота на оленя из оленей", моралите
"Упрямец" (две последние исполнялись на Парижском рынке в 1512), в к-рых
стремилсяпапой Юлием II. Г. принадлежит также исто-рич. мистерия "Житие святого
Людовика...". В произв. Г. этого периода была сильна сатирич. обличит,
направленность. В организации "Беззаботные ребята" Г. занцмал выборную
должность "Дурацкой матери". После 1518 Г. отош„л от театр. деятельности
и поступил на службу к герцогу Антуану Лотарингскому. Образ бродячего
поэта Гренгуара, выведенный В. Гюго в романе "Собор Парижской
богоматери", дал„к от ис-торич. прототипа.
Соч.: Oeuvres completes, ed. de Ch. d'Hericault et A. Montaiglon, P.,
1858, 1877.
Лит.: Гвоздев А." Пиотровский А., История европейского театра, М.-Л.,
1931, с. 567-68; Petit de Julleville L., Les comediens en France au
moyen age, P., 1885, с. 160-67; Picot E., Pierre Gringore et les
comediens italiens. P., 1878. A. Мое.
ГРЕНЕР (Graener), Пауль (11.1.1872-13.XI.1944)- немецкий композитор,
дириж„р и педагог. Член Прусской академии иск-в (с 1922). Музыке
обучался в Берлинской консерватории. В 1896-1908 Г. работал дириж„ром
т-ра "Хеймаркет" в Лондоне. Композиторскую деятельность начал в 1900-х
гг. Г. завоевал известность своими сценич. произв., в особенности
операми "Последнее приключение Дон Жуана" (1914, Лейпциг) и "Теофано"
("Бицанц", 1918, Мюнхен), ставившимися во мн. городах Германии. Эти и
др. оперы Г.приближаются по стилю к позднему романтизму, выражают
переживания и поэтич. чувства героев. В муз. языке опер Г. заметно
влияние Вагнера и композиторов-импрессионистов. Среди спенич. произв. Г.
наибольший интерес представляет опера "Фридеман Бах" (1931, Шверин),
посв. композитору И. Ф. Баху. Г. принадлежат также оперы: "Ширин и
Гертруда" (1920, Дрезден), "Вознесение Ганнеле" (по пьесе Гаупт-мана,
1927, Дрезден и Бреслау), "Принц Гомбург-ский" (по трагедии Клейста,
1935, Берлин), "Шван-хильда" (1941, К„льн). В 1908-10 в„л педагогич.
работу в Новой консерватории в Вене, в Лейпцигской консерватории
(1920-24). Был директором консерватории Штерна в Берлине (1930-34), в
1933-41 - руководитель композиторского класса в Прусской академии иск-в.
Поч„тный доктор философии Лейпциг-ского ун-та (1925).
Лит.: Graener G., Paul Graener, Lpz., [1922]. л. м.
ГРЕПП (Grepp), Уле (p. 16.Ш.1914) - норвежский акт„р и режисс„р. В
1932-33 изучал театр. иск-во в Москве в Т-ре им. Мейерхольда и др.
т-рах. В 1934- 1938 играл в Нац. т-рев Осло, в 1938-45 и 1948-54- в т-ре
"Нац. сцена" в Бергене, в т-рах Ставангера, Тронхейма, Осло. С 1954
работает как постановщик в т-рах разл. городов. Роли: Риго ("Поражение"
Грига), Фредериксен ("Т„тя Ульрика" Хейберга), Раскольников
("Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. Пост. спектакли:
"Ревизор" (1959, Радиотеатр); "Эразмус Монтанус" Хольберга, "Мамаша
Кураж и е„ дети" Брехта (1959, 1961, "Нац. сцена"), "Строитель Сольнес"
Ибсена (1960, Гос. передвижной т-р). Выступает как чтец, преим. произв.
Н. Грига. Г. присущи большой темперамент, умение глубоко раскрыть
социальную сущность образов. Н.Кр.
ГРЕССЕ (Gresset), Жан Батист Луи (29.V111.1709- 16.V1.1777)
-французский поэт и драматург. Один из продолжателей жанра
классицистской комедии. Лит. деятельность начал в 1733. В 1740 в т-ре
"Комеди Франсез" было пост. первое драматич. произв. Г.- трагедия
"Эдуард III". Под влиянием просветит, направления Г. выступал с критикой
нравов высшего света и прославлял семейные устои 3-го сословия.
Стихотворные комедии Г. "Сидней" (1745, "Комеди Франсез") и "Злой
человек" (1747, там же), проникнутые чувствительностью и морализацией,
отличались поэтич. выразительностью, блестящим построением диалога. Мн.
сентенции из пьес Г. стали "крылатыми" и вошли в лит. франц. яз.
Соч.: Oeuvres, v. 1-2, Р., 1811; Le mechant, P., 1922;
"Злой", пер. H. Свсчина, M., 1817. Д Лев.
ГРЕТРЙ (Gretry), Андре (10 или 11. II. 1741,' Льеж,- 24.XI.1813,
Монморанси)-французский композитор. По происхождению бельгиец. Член
Института Франции (с 1795). Музыке обучался в Льеже у своего отца
Франсуа Г., капельмейстера собора Сен-Де-ни, и др., с 1759-в Риме, в
"Коллеж де Льеж", брал уроки у дириж„ра и композитора Дж. Б. Казали.
Творч. деятельность начал в 1758. Первое произв. для сцены - интермеццо
"Сборщица винограда" - написано для карнавала в Риме (1765, театр
"Алиберти"). В 1766 в Женеве пост. первая опера Г. "Изабелла и
Гертруда". В 1767 по совету Вольтера Г. переехал в Париж; здесь были
поставлены оперы Г. "Гурон" (1768, т-р "Комеди Итальенн") и "Люсиль"
(1769, там же), к-рые принесли композитору всеобщее признание. В
последующие годы творчество Г. занимало видное место в муз. жизни
Франции. Г. создал св. 50 опер, к-рые с успехом ставились на франц.,
итал., нем., швейц. и рус. оперных сценах В этот период он писал
сентиментально-лирич. оперы, близкие по характеру к мещанской драме,
нек-рые произв. Г. написаны в жанре комич. оперы. Оперы Г. показывают
быт простых людей деревни и города. Изредка композитор использует
фантастич., экзотич. и историч. сюжеты: "Говорящая картина" (1769,
"Комеди Итальенн"), "Два скупца" (1770, Фонтенбло), "Испытание дружбы"
(1770, там же), "Земира и Азор" (1771, там же), "Цефал и Прокрис" (1773,
Версаль), "Мнимая магия" (1775, "Комеди Итальенн"), "Самнит-ские браки"
(1777, там же), "Суд Мидаса"(1778, там же), "Каирский караван" (1783,
Фонтенбло). В годы революции Г. был одним из инспекторов Парижской
консерватории. В это время он написал неск. нар.-пат-риотич. и революц.
опер - "П„тр Великий" (1790, "Комеди Итальенн"), "Вильгельм Телль"
(1791, там же), "Республиканская избранница, или Праздник разума" (1794,
"Гранд-Опера"), "Тиран Дионисий" (1794,там же) и др. Опера "Ричард
Львиное сердце" (1784, "Комеди Итальенн")-один из первых образцов "оперы
спасения", имевшей большое значение в период революции. Писал комич.
оперы на лирич. и сказочные темы: "Рауль Синяя Борода" (1789, "Комеди
Итальенн"), "Анакреон у Поликрата" (1797, "Гранд-Опера"), "Деревенский
цирюльник" (1797, т-р "Фейдо"). Талант Г. был высоко оцен„н
современниками. Э. Мегюль называл его "Мольером музыкальной комедии".
Творчество Г. подготовило основу для развития франц. лирич. оперы 19 в.
Его оперы отличаются простотой и доступностью, теплотой мелодий,
блестящим оркестровым колоритом. Г. был одним из первых композиторов,
применившим принцип лейтмотива. Создал муз. произв. в др. жанрах.
Др. оперы: "Друг дома" (1771, Фонтенбло), "Великолепный" (1773,
"Комеди Итальенн"), "Ревнивый любовник" (1778), "Неожиданное
Страницы: «« « 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |