|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 » »» Пухоля и Ф. Хурнета (фп.); совершенствовался в Париже у Ш. Берио. С 1890
гастролировал как пианист, одновременно занимался композицией. Известен
как автор соч. для фр Первая опера Г. - "Мари дель Кармен" (1898,
Мадрид). Г. написал на либретто исп. поэта А. Местре одноактную оперу
"Петрарка" (не пост.), сарсуэлы "Пикароль" (1901), "Домовой" ("Фоллет",
4903), "Газиель" (1906) и "Лилиана" (1911) (все пост. в Барселоне);
музыку к пьесе Местре "Миэль де Алькарриа" (1895). Сценич. произв.
Г. отличаются жанровой красочностью, лиризмом, в них использованы
мелодии и ритмы исп. нар. музыки. Последнее сценическое произведение
Г.опера "Гойески" (1916, Нью-Йорк) по музыке одноим„нного фп. цикла,
написанного в 1911 по мотивам картин Ф. Гойи; неоднократно ставилась в
Испании и др. странах.
Лит.: Subira J., Enrique Granados, Madrid, 1926;
Collet H., Albeniz et Granados, P., 1929; Fernande z-Cid A.,
Granados, Madrid, 1956; С h as e G., Albeniz and Granados. The music of
Spain, N. Y., 1941. Иг. Ф., Вс. Т.
"ГРАНАРИ" ("Granari") - итальянский театр. Осн. в Риме в сер. 17 в.
Сво„ назв. получил от переулка, в к-ром находился. Первоначально в "Г."
выступали гистрионы, в 1717-64 здесь ставились бурлетты, комедии, комич.
драмы в прозе (в большинстве случаев с масками Пульчинеллы, Такколино и
Арлекина), сопровождаемые муз. и балетными сценами. В 18 в. на сцене
"Г." шли комедии драматургов Г. Мариани, Я. Нелли, К. Гольдони. Для т-ра
создавали музыку комп. Р. да Капуа, Б. Микели, Г. Баллабене, А. М. Г.
Саккини. После 1764 "Г." прекратил свою деятельность. Р. X.
ГРАНАТОВА-ШЛЫКОВА, Т.- см. Шлыкова-Гра-натова Т.
ГРАНДАМ (франц. grande-dame - знатная дама) - театральное амплуа:
актриса на роли немолодых знатных женщин.
"ГРАНД-ОПЕРА" ("Grand Opera" - "Большая опера") - 1) Оперный жанр,
получивший распространение в о французе кой музыке в конце 20-х гг. 19
в. Для "Г.-о." характерны пышная театральность, насыщенный драматизмом
сюжет (б. ч. трагического характера), историческая тематика,
контрастность и динамизм сценических ситуаций. Для "Г.-о." типично
деление на 5 актов, дробящихся на множество сцен. В "Г.-о." широко
используются хор, оркестр и балет, спектакли изобилуют эффектными,
эмоционально приподнятыми сольными номерами, отличаются мастерски
разработанными ансамблями, сочным, колоритным музыкальным языком. В
жанре "Г.-о." находят сво„ развитие многие элементы итальянской
оперы-сериа 18 в. Истоки стиля "Г.-о." восходят к декоративно-помпезным
оперным представлениям врем„н наполеоновской империи, однако решающее
влияние на его формирование оказали оперы "Весталка" Спонтини (1807),
"Немая из Портичи" Обера (1828) и "Вильгельм Телль" Россини (1829); их
высокие муз. и драматургич. достоинства подготовили создание франц.
романтич. муз. т-ра. Наивысшего расцвета "Г.-о." достигла в творчестве
Мейербера, его опера "Гугеноты" (1836) считается классич. образцом этого
жанра. Жанру "Г.-о." близки также оперы "Густав III" Обера (1833),
"Жидовка" (1835) и "Королева Кипра" (1841) Галеви и др. Опера Мейербера
"Африканка" (1865) обладает чертами лирич. оперы, к-рая сменяет
"Г.-о." на франц. оперной сцене (Гуно, Сен-Санс, Тома, Массне и др.).
Попытки возродить принципы "Г.-о." ("Христофор Колумб", 1892;
"Германия", 1902, Фран-кетти) не увенчались успехом. См. также Большая
опера.
2) Крупнейший франц. гос. оперный т-р. Осн. в Париже Р. Камбером, де
Сурдеаком и П. Перреном, получившими в 1669 королевский патент на
организацию постоянного оперного т-ра. Открыт в 1671 под назв. Академия
музыки (Academie de musique). Совр. здание т-ра (двенадцатое по счету,
арх. Ш. Гарнье) было открыто в 1875 (строилось в 1861-74); рассчитано на
2 150 мест. С этого же года т-р получил назв. "Г.-О.". Здание "Г.-О."
отличается пышностью и великолепием внешней и внутр. отделки (особенно
примечательны зрит. зал, гл. фойе, центральная лестница), изобилием
скульптурных украшений (горельеф "Танец" Карпо, статуя Аполлона Мил-ле,
венчающая купол театра, и др.), мозаики и позолоты.
"Г.-О." - центр муз. театр. жизни Франции. Видное место в репертуаре
т-ра занимают эффектные постановки классич. и совр. опер и балетов.
Труппой т-ра были пост. впервые: "Альцеста" (1674), "Персей" (1682) и
"Армида" (1686) Люлли; "Ипполит и Арисия" (1733), "Галантная Индия"
(1735), "Кастор и Поллукс" (1737) и "Дарданус" (1739) Рамо; "Ифигения в
Авлиде" (1774), "Армида" (1777) и "Ифигения в Тавриде" (1779) Глюка;
"Атис" Пиччини (1780); "Андромаха" (1780) и "Анак-реон у Поликрата"
(1797) Гретри; "Антигона" Цин-гарелли (1790); "Кора" Мегюля (1791);
"Анакреон" Керубини (1803);"0ссиан" Лесюэра (1804); "Весталка" (1807) и
"Олимпия" (1819) Спонтини; "Немая из Порти-чи" Обера (1828); "Вильгельм
Телль" Россини (1829);
"Роберт-Дьявол" Мейербера (1831); "Жидовка" Гале-ви (1835);
"Гугеноты" Мейербера (1836); "Бенвенуто Челлини" Берлиоза (1838);
"Фаворитка" Доницетти (1840); "Королева Кипра" (1841) и "Карл IV" (1843)
Галеви; "Звезда Севильи" Балфа (1845); "Пророк" Мейербера (1849); "Сафо"
(1851) и "Кровавая мона-хвня" (1854) Гуно; "Сицилийская вечерня" Верди
(1855); "Геркуланум" Давида (1859); "Африканка" Мейербера (1865);
"Дон Карл ос" Верди (1867);
"Гамлет" Тома (1868);
"Жанна д' Арк" Мерме (1876); "Король Лагор-ский" Массне (1877);
"Генрих VIII" Сен-Санса(1883);
"Сид" (1885) и "Таис" (1894) Массне; "Мессидор" (1897) Брюно;
"Рейнский колокол" Руссо (1898);
"Ореола" П. и Л. Гил-лемахер (1902); "Дария" Марти (1905); "Монна
Ванна" Феврье (1909); "Соловей" (1914), "Мавра" (1922) И. Ф.
Стравинского; "Семь канцон" Мали-пьеро (1920); "Падмава-ти" Русселя
(1923); "Нер-то" Видора (1924); "Рождение Лиры" Русселя (1925); "Наила"
Гобера (1927); "Персей и Андромеда" Ибера (1929); "Ам-фион" Онеггера
(1931);
"Верцингеторикс" Канте-луба (1933); "Эдип" Эне-ску (1936); "Пармская
обитель" Соге (1939);
"Медея" (1939) и "Боливар" (1950) Мийо. В труппе "Г.-О." (1961): Р.
Креспен, Э. Блан, Н. Гедда, Ж. Жиродо, Р. Бьянко, Д. Дюваль и др. См.
также Академия музыки.
Лит.: Bouvet Ch., L'Opera, P., 1924; L a ] а г t e T. de, La
Bibliotheque musicale du theatre de l'Opera" v. 1-2, P., 1878. Bc. Т.
"ГРАНЕЛЛЕСКИ" (Granelleschi, от granello -"зерно", в переносном
смысле - "чепуха"; слово Grannel-leschi может быть переведено как
"зерносбиратели" или "чепухословы") - шуточная лит. академия в Венеции.
Страницы: «« « 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |