Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 601   602   603   604   605   606   607   608   609  610   611   612   613   614   615   616   617   618   619  » »»

Пухоля и Ф. Хурнета (фп.); совершенствовался в Париже у Ш. Берио. С 1890
гастролировал как пианист, одновременно занимался композицией.  Известен
как автор соч. для фр Первая  опера  Г.  -  "Мари  дель  Кармен"  (1898,
Мадрид). Г. написал на либретто исп. поэта А.  Местре  одноактную  оперу
"Петрарка" (не пост.), сарсуэлы "Пикароль" (1901), "Домовой"  ("Фоллет",
4903), "Газиель" (1906) и "Лилиана"  (1911)  (все  пост.  в  Барселоне);
музыку к пьесе Местре "Миэль де Алькарриа" (1895). Сценич. произв.
   Г. отличаются жанровой красочностью,  лиризмом,  в  них  использованы
мелодии и ритмы исп. нар.  музыки.  Последнее  сценическое  произведение
Г.опера "Гойески" (1916, Нью-Йорк) по  музыке  одноим„нного  фп.  цикла,
написанного в 1911 по мотивам картин Ф. Гойи; неоднократно  ставилась  в
Испании и др. странах.
   Лит.: Subira J., Enrique Granados, Madrid, 1926;
   Collet  H.,  Albeniz  et  Granados,  P.,  1929;  Fernande  z-Cid  A.,
Granados, Madrid, 1956; С h as e G., Albeniz and Granados. The music  of
Spain, N. Y., 1941. Иг. Ф., Вс. Т.
   "ГРАНАРИ" ("Granari") - итальянский театр. Осн. в Риме в сер.  17  в.
Сво„ назв. получил от переулка, в к-ром находился. Первоначально в  "Г."
выступали гистрионы, в 1717-64 здесь ставились бурлетты, комедии, комич.
драмы в прозе (в большинстве случаев с масками Пульчинеллы, Такколино  и
Арлекина), сопровождаемые муз. и балетными сценами. В  18  в.  на  сцене
"Г." шли комедии драматургов Г. Мариани, Я. Нелли, К. Гольдони. Для т-ра
создавали музыку комп. Р. да Капуа, Б. Микели, Г. Баллабене,  А.  М.  Г.
Саккини. После 1764 "Г." прекратил свою деятельность. Р. X.
   ГРАНАТОВА-ШЛЫКОВА, Т.- см. Шлыкова-Гра-натова Т.
   ГРАНДАМ (франц. grande-dame - знатная  дама)  -  театральное  амплуа:
актриса на роли немолодых знатных женщин.
   "ГРАНД-ОПЕРА" ("Grand Opera" - "Большая опера") -  1)  Оперный  жанр,
получивший распространение в о французе кой музыке в конце 20-х  гг.  19
в. Для "Г.-о." характерны пышная театральность,  насыщенный  драматизмом
сюжет   (б.   ч.   трагического   характера),   историческая   тематика,
контрастность и  динамизм  сценических  ситуаций.  Для  "Г.-о."  типично
деление на 5 актов, дробящихся  на  множество  сцен.  В  "Г.-о."  широко
используются хор,  оркестр  и  балет,  спектакли  изобилуют  эффектными,
эмоционально  приподнятыми  сольными  номерами,   отличаются   мастерски
разработанными ансамблями,  сочным,  колоритным  музыкальным  языком.  В
жанре  "Г.-о."  находят  сво„  развитие  многие   элементы   итальянской
оперы-сериа 18 в. Истоки стиля "Г.-о." восходят к  декоративно-помпезным
оперным представлениям врем„н наполеоновской  империи,  однако  решающее
влияние на его формирование оказали оперы  "Весталка"  Спонтини  (1807),
"Немая из Портичи" Обера (1828) и "Вильгельм Телль" Россини  (1829);  их
высокие муз. и  драматургич.  достоинства  подготовили  создание  франц.
романтич. муз. т-ра. Наивысшего расцвета "Г.-о." достигла  в  творчестве
Мейербера, его опера "Гугеноты" (1836) считается классич. образцом этого
жанра. Жанру "Г.-о." близки  также  оперы  "Густав  III"  Обера  (1833),
"Жидовка" (1835) и "Королева Кипра" (1841) Галеви и др. Опера  Мейербера
"Африканка" (1865) обладает чертами лирич. оперы, к-рая сменяет
   "Г.-о." на франц. оперной сцене (Гуно, Сен-Санс, Тома, Массне и др.).
Попытки  возродить   принципы   "Г.-о."   ("Христофор   Колумб",   1892;
"Германия", 1902, Фран-кетти) не увенчались успехом. См.  также  Большая
опера.
   2) Крупнейший франц. гос. оперный т-р. Осн. в Париже Р. Камбером,  де
Сурдеаком и П.  Перреном,  получившими  в  1669  королевский  патент  на
организацию постоянного оперного т-ра. Открыт в 1671 под назв.  Академия
музыки (Academie de musique). Совр. здание т-ра (двенадцатое  по  счету,
арх. Ш. Гарнье) было открыто в 1875 (строилось в 1861-74); рассчитано на
2 150 мест. С этого же года т-р получил назв.  "Г.-О.".  Здание  "Г.-О."
отличается пышностью и великолепием внешней и внутр.  отделки  (особенно
примечательны зрит. зал,  гл.  фойе,  центральная  лестница),  изобилием
скульптурных украшений (горельеф "Танец" Карпо, статуя Аполлона  Мил-ле,
венчающая купол театра, и др.), мозаики и позолоты.
   "Г.-О." - центр муз. театр. жизни Франции. Видное место в  репертуаре
т-ра занимают эффектные постановки классич.  и  совр.  опер  и  балетов.
Труппой т-ра были пост. впервые: "Альцеста" (1674),  "Персей"  (1682)  и
"Армида" (1686) Люлли; "Ипполит  и  Арисия"  (1733),  "Галантная  Индия"
(1735), "Кастор и Поллукс" (1737) и "Дарданус" (1739) Рамо; "Ифигения  в
Авлиде" (1774), "Армида" (1777) и "Ифигения в Тавриде" (1779) Глюка;
   "Атис" Пиччини (1780); "Андромаха" (1780) и "Анак-реон  у  Поликрата"
(1797) Гретри; "Антигона"  Цин-гарелли  (1790);  "Кора"  Мегюля  (1791);
"Анакреон" Керубини (1803);"0ссиан" Лесюэра (1804); "Весталка" (1807)  и
"Олимпия" (1819) Спонтини; "Немая из Порти-чи" Обера (1828);  "Вильгельм
Телль" Россини (1829);
   "Роберт-Дьявол"   Мейербера   (1831);   "Жидовка"   Гале-ви   (1835);
"Гугеноты"  Мейербера  (1836);  "Бенвенуто  Челлини"  Берлиоза   (1838);
"Фаворитка" Доницетти (1840); "Королева Кипра" (1841) и "Карл IV" (1843)
Галеви; "Звезда Севильи" Балфа (1845); "Пророк" Мейербера (1849); "Сафо"
(1851) и "Кровавая мона-хвня" (1854) Гуно; "Сицилийская вечерня" Верди
   (1855); "Геркуланум" Давида  (1859);  "Африканка"  Мейербера  (1865);
"Дон Карл ос" Верди (1867);
   "Гамлет" Тома (1868);
   "Жанна д' Арк"  Мерме  (1876);  "Король  Лагор-ский"  Массне  (1877);
"Генрих VIII" Сен-Санса(1883);
   "Сид"  (1885)  и  "Таис"  (1894)  Массне;  "Мессидор"  (1897)  Брюно;
"Рейнский колокол" Руссо (1898);
   "Ореола" П. и Л. Гил-лемахер (1902);  "Дария"  Марти  (1905);  "Монна
Ванна"  Феврье  (1909);  "Соловей"  (1914),   "Мавра"   (1922)   И.   Ф.
Стравинского; "Семь  канцон"  Мали-пьеро  (1920);  "Падмава-ти"  Русселя
(1923); "Нер-то" Видора (1924); "Рождение Лиры" Русселя (1925);  "Наила"
Гобера (1927); "Персей и Андромеда"  Ибера  (1929);  "Ам-фион"  Онеггера
(1931);
   "Верцингеторикс" Канте-луба (1933); "Эдип" Эне-ску (1936);  "Пармская
обитель" Соге (1939);
   "Медея" (1939) и "Боливар" (1950) Мийо. В труппе "Г.-О."  (1961):  Р.
Креспен, Э. Блан, Н. Гедда, Ж. Жиродо, Р. Бьянко, Д. Дюваль  и  др.  См.
также Академия музыки.
   Лит.: Bouvet Ch., L'Opera, P., 1924; L  a  ]  а  г  t  e  T.  de,  La
Bibliotheque musicale du theatre de l'Opera" v. 1-2, P., 1878. Bc. Т.
   "ГРАНЕЛЛЕСКИ"  (Granelleschi,  от  granello  -"зерно",  в  переносном
смысле -  "чепуха";  слово  Grannel-leschi  может  быть  переведено  как
"зерносбиратели" или "чепухословы") - шуточная лит. академия в  Венеции.

Страницы: «« « 601   602   603   604   605   606   607   608   609  610   611   612   613   614   615   616   617   618   619  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия