Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 595   596   597   598   599   600   601   602   603  604   605   606   607   608   609   610   611   612   613  » »»

"Принцесса Бландина". В пьесе сохраняются атрибуты романтич.  т-ра.  Она
написана под влиянием т-ра Гоцци,  итал.  комедии  дель  арте  и  близка
романтич. комедиям Л. Тика. Теоретич. взгляды Г. на театр изложены в его
театр. рецензиях, в книге  "Необычайные  страдания  одного  театрального
директора", написанной в форме диалога директоров драматич. и кукольного
т-ров. Г. резко критикует совр. ему нем. т-р за упадок  иск-ва,  требует
создания  высокохудожеств.  драматич.  произведений;  выступает   против
пустых и пошлых франц. мелодрам, против сентиментальных  пьес  Коцебу  и
Иффланда и выдвигает в качестве образцов драмы  Шекспира  и  Шиллера,  а
также Кальдерона и  Гоцци.  театр.  суждения  Г.  свободны  от  мистики,
отвлеч„нности эстетики нем. романтизма. Г. ценил Шекспира  за  правдивое
воспроизведение жизни, внутреннего мира человека, сочетание трагического
и комического. Он дал глубокий анализ пьес Мольера,  Лессинга,  Шиллера,
требовал возвращения к серь„зному направлению, господствовавшему в  нем.
т-ре во времена Лессинга. В сво„м муз. и театр. творчестве  Г.  сочетает
сказочное с реальным; создавая свой фан-тастич. мир, в то же время  ярко
показывает  окружающую  его  действительность.  Выдвигая   необходимость
создания  психологич.  драмы,  Г.  утверждал,  что  ведущим  компонентом
спектакля является акт„р. Он выступал  против  театр.  эффектов,  пышных
декораций и роскошных костюмов, к-рые  заслоняют  игру  акт„ров,  против
фарса,  внешнего  комизма  и  против   напыщенной   риторической   речи,
манерности  в  акт„рской  игре.  Отстаивал  принцип  индивидуализации  и
естественности. Но выдвигая все эти  реалистич.  принципы,  Г.  закончил
свою книгу неожиданнымы-водом - "идеальные акт„ры - это марионетки".
   Поэтич.  образы  новелл  и  романов  Г.  нашли  муз.   воплощение   в
произведениях  композиторов  разных   стран:   в   балетах   Чайковского
("Щелкунчик", 1892), Делиба ("Коппелия", 1870), вкомич. опере  Оффенбаха
("Сказки Гофмана", 1881), в фортепьянных  произведениях  ("Крейслериана"
Шумана) и др. Произведения, созданные по новеллам Г., широко ставятся на
мировой сцене. "Сказки Гофмана" пост. большинством крупных оперных т-ров
мира (в 1958 в "Комишеопер", Берлин); в 1920-22 моек. Камерный т-р пост.
спектакли "Принцесса Брамбилла" и "Сеньор Формика" и др.
   Соч.:  Samtliche  Werke,  Bd  1-10,   Munch.,   1908-1928;   в   рус.
пер.-"Принцесса Бландина", М.. 1925; Собр. соч., т.  1-7,  М..  1929-30;
Избр. произв., т. 1-3, М., 1962.
   Лит.: M a u s о l f W., E. T. A.  Hoffmanns  Stellung  zu  Drama  und
Theater, B., 1920; В е с k i n g. Hoffmanns musikalischen Kompositionen,
(s. l.], 1922-27; K o p p l er  R.,  E.  T.  A.  Hoffmann  am  Bamberger
Theater, Bamberg, 1929;
   Kuznitzky H., Hoff mann als Buhnenkomponist, [s. l.], 1930; W o  l  f
G. J., Hoffmann und das Bamberger Theater, [s. L], 1930; F u n k  e  G.,
Hoffmann als Musikkritiker,  "Zeilschr.  fur  Musikwissenschaft",  Lpz.,
1937,  CIV;  Greeff  P.,   E.   T.   A.   Hoffmann   als   Musiker   und
Musikschriftsteller, (Koln- Krefeld], 1948. Г. Г у р,
   ГбФМАН, Юрий  Ф„дорович  (р.27.III.1915)-  русский  советский  артист
балета. Засл. арт. РСФСР  (1955).  В  1933  окончил  Моск.  хореографич.
уч-ще, в 1937 - Ленингр. хореографич. техникум и был принят в Т-р  оперы
и балета им. Кирова. В 1942-59 - в Большом т-ре. С 1959 вед„т концертную
деятельность.
   Партии: Фрондосо ("Лауренсия"), Зигфрид  ("Лебединое  озеро"),  Ромео
("Ромео и Джульетта"), Ван Ли-чен ("Красный цветок"), Батыр ("Шурале") и
др. Дл. Г.
   ГОФМАНСТАЛЬ,      Хофмансталь      Hofmann-sthal),      Гуго      фон
(1.11.1874-15.VII.1929) - австрийский поэт  и  драматург.  Представитель
неоромантизма и символизма в австр. литературе  нач.  20  в.  Творческую
деятельность начал в 1890. Г. испытал влияние М. Метерлинка, О. Уайльда,
Г. Д'Аннунцио, был близок по идейной направленности философии Э. Маха  и
3. Фрейда. От политич. и социальной борьбы в совр. ему мире Г.  призывал
к уходу в мир "чистого искусства" и романтич. мечты.
   Первые пьесы Г.- драматич. поэмы, они напоминают этюды или фрагменты.
Пьесы  эти  (часто  одноактные)  лишены  внешнего  действия,  их  лирич.
стихотворные  монологи  и   диалоги   передают   интимные   переживания,
размышления,  воспоминания  героев.  Они  написаны  лирич.  музыкальными
изысканными   стихами.   Гл.    в    драмах    -    описания    сложных,
утонч„нно-болезненных   настроений.   Действие   драм    происходит    в
стилизованной обстановке, лиш„нной историч. и местного  колорита.  Герои
Г.-  индивидуалисты,  мечтатели,  эстеты,  отвергающие  грубую  реальную
действительность ("Вчера", 1891, "Смерть  Тициана",  1892,  пост.  1901,
"Свадьба Зобеиды", 1893, "Женщина в окне", 1898, "Авантюрист и  певица",
1899) и понимающие бесплодность своего существования, свою  обреч„нность
(Клавдио - "Безумец и смерть", 1893).
   Большое место в творчестве Г. занимают античные трагедии,  являющиеся
вольными  переложениями  трагедий  Софокла  "Электра"  (1903),  "Эдип  и
Сфинкс" (1906), "Царь Эдип"(1909) и Еврипида "Алкеста" (1911).  Античные
сюжеты трактовались Г. в духе декадентской эстетики, философии Ф.  Ницше
и 3. Фрейда. Автор показывал торжество слепой власти рока  и  патологич.
страстей. В произведениях, написанных после 1-й мировой войны, драматург
использовал  нек-рые  при„мы  экспрессионистской  драматургич.  техники,
оставаясь чуждым мировоззрению и эстетики  экспрессионизма.  Утверждение
индивидуализма, реакционной романтики и мистич. черты  ещ„  усилились  в
пьесах Г. "Зальц-бургский большой театр жизни" (1923), "Башня" (1925).
   Пьесы Г. ставились в конце 19 - нач. 20 вв. во мн.  т-рах  Австрии  и
Германии. Большая часть их  пост.  впервые  Рейнхардтом;  в  Нем.  т-ре:
"Электра" (1903), "Эдип и Сфинкс"  (1906)  и  др.,  в  берлинском  цирке
Шумана - "Царь Эдип" (1910). Пьеса Г. "Каждый человек" (1912; стилизация
средневекового моралите) была пост. Рейнхардтом в 1920 на  Зальцбургском
театр. фестивале и с тех пор повторяется  ежегодно  (кроме  1938-44).  В
России пьесы Г. шли гл. обр. в нач. 20  в.-  "Свадьба  Зобеиды"  в  Т-ре
Комисса ржевской (Петербург, 1907), "Электра" в Новом  т-ре  (Петербург,
1907) и в т-ре "Соловцов" в Киеве (пост. К. Марджанишвили, 1907). В 1925
во время гастролей в Москве С. Моисеи играл "Царя Эдипа". О. Брам ставил
в Нем. т-ре драмы "Свадьба Зобеиды" и "Авантюрист и певица". По либретто
Г. был написан ряд опер Р. Штрауса: "Кавалер роз"  (1910),  "Ариадна  на
Наксосе" (1912) и др.
   Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-6, В.,  1924;  в  рус.  пер.-Драмы,  М.,
1906.
   Лит.: К о l l m a n n A., Hugo von Hofmannsthal, Lpz., 1907; B er e n
d s oh n W. A., Der Impressionismus Hofman-nsthals als  Zeiterscheinung,
Hamb., 1920; Jacob у К., H. v. Hofmannsthal.  Bibliographie,  B.,  1936.
JJ. Лоб.

Страницы: «« « 595   596   597   598   599   600   601   602   603  604   605   606   607   608   609   610   611   612   613  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия