Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 596   597   598   599   600   601   602   603   604  605   606   607   608   609   610   611   612   613   614  » »»

   ГОЦИРЙДЗЕ,  Лейла  Михайловна  (p.13.III.1924)-грузинская   советская
артистка оперы (меццо-сопрано). Нар.  арт.  Груз.  ССР  (1958).  В  1947
окончила  Тбилисскую  консерваторию   по   классу   профессора   О.   А.
Бахуташвили-Шульгиной. С этого же года Г.- солистка Т-ра оперы и  балета
им. Палиашвили. Г. обладает голосом большой звучности и гибкости.
   Партии: Нено ("Латавра" Палиашвили),  Дареджан  ("Дареджан  Коварная"
Баланчивадзе), Полина ("Пиковая дама"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"),
Любаша ("Царская невеста"), Соломин ("Богдан  Хмельницкий"  Данькевича),
Кармен, Амнерис; Азучена, Эмилия ("Трубадур", "Отелло") и др.
   Лит.: Лейла  Гоциридзе,  Тбилиси,  1958  (буклет  из  серии  "Артисты
театров Грузии"), ff. Э.
   ГОЦИРЙДЗЕ, Николай (Нико) Сем„нович (16. VI II.  1872-30.VII.1949)  -
грузинский советский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1924). Род. в Тбилиси в
семье  ремесленника.  В   1893-1921   -   рабочий   (маляр)   мастерских
Закавказской  ж.  д.  В  эти  же  годы  принимал  активное   участие   в
деятельности груз. нар. т-ров  (Авчальская  аудитория,  Народный  дом  и
др.). В 1921 вступил в труппу Т-ра  им.  Руставели.  В  1930  переш„л  в
Кутаисский т-р (впоследствии Т-р им. Марджанишвили, Тбилиси). Г.-  яркий
комедийный акт„р. Роли: Грушневский ("Соседи" Рамишвили), Акоп ("Ханума"
Цагарели), Геурк ("Затмение солнца в Грузии"  Антонова),  Журден;  Оргон
("Тартюф").
   Лит.: Гугушвили Э.,  Джанелидзе  Д.,  Грузинский  гос.  драматический
театр имени Котэ Марджанишвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958; Гришашви-л
и И., Нико  Гоциридзе,  Тбилиси,  1934;  Гоциридзе  Нико,  Воспоминания,
Тбилиси, 1949 (на груз. яз.). Г. Б.
   ГОЦЦИ (Gozzi), Гаспаро (4.XII. 1713, Венеция,26.XII.1786)-итальянский
поэт, литературный и театральный  критик,  драматург.  Старший  брат  К.
Гоцци. Лит. и  театр.  деятельность  Г.  протекала  в  Венеции.  Он  был
пропагандистом  и  популяризатором  франц.  драматургии,  перев„л  драмы
Вольтера  ("Заира",  "Марианна"),  Лонжепьера  ("Электра",  "Медея").  В
1746-48 Г.  вместе  со  своей  женой  поэтессой  Л.  Бергалли  снял  т-р
"Сант-Анджело", где пытался противопоставить  комедии  дель  арте  новый
репертуар, состоявший из комедий Бурсо ("Басни Эзопа", "Эзоп в городе"),
Детуша ("Мнимая простушка", "Влюбл„нные философы") и др. в  переводах  и
переделках Г. Попытка эта не  удалась,  но  она  подготовила  почву  для
реформы Гольдони, к-рая была начата в 1748 на сцене того же т-ра.  Пьесы
Г.- "Эдип" (1749),  "Марко  Поло"  (1755),  "Исаак"  (1755),  "Антиохия"
(1757) большого художеств. интереса не представляют. Г.- автор  мелодрам
"Три брака" (муз. Н. Кольсиро, 1756, Венеция),  "Крестьянка  при  дворе"
(муз. Д. Руст, 1763). В 1760 Г. печатал  статьи  о  т-ре  и  рецензии  в
"Га-зетте венета" ("Венецианская газета"), "Оссерваторе",  основанных  и
редактировавшихся Г.
   Соч.: Opere, v. 1-12, Venezia, 1794; то же, Milano, 1883; Scritti  di
G. Gozzi, scelti e ordinati... da N. Tommaseo, v. 1-3, Firenze, 1849; то
же, Napoli, 1871.
   Лит.: GuastulaA.,La vita e le opere di G. Gozzi, Li-verno,  1925.  Р.
Х.
   ГОЦЦИ (Gozzi), Карло (13. XII. 1720, Венеция, - 4.IV.1806, там же)  -
итальянский  драматург.   Происходил   из   старинной,   но   обедневшей
аристократии. семьи, носившей графский титул. В возрасте 20 лет поступил
на воен. службу (в Далмации). В 1744 возвратился в Венецию. С  юных  лет
увлекался поэзией и театром, любил нар.  поэзию,  сказку,  комедию  дель
арте,  к-рую  считал  "гордостью  Италии".  В  1747  вместе  с   группой
единомышленников основал  шуточную  академию  "Гранеллески,  к-рая  вела
борьбу с просветит. идеями, воспринятыми итал.  писателями  из  Франции.
Главной мишенью для нападок академии были драматурги К.  Голъдони  и  П.
Къяри, а Г. выступал застрельщиком этих нападок. В своих  стихотворениях
и памфлетах Г. упрекал Гольдони и Кьяри в том, что они  потакают  вкусам
толпы, внося в свои пьесы грубый натурализм и ходульную  романтику,  что
они отрывают т-р от нар.  корней,  уничтожая  любимые  народом  маски  и
импровизацию. Г. признавал талант Гольдони, его знание жизни и т-ра,  но
в  то  же  время  отмечал  наличие  в  его  пьесах  шаблонных   при„мов,
недостаточно  тщательную   разработку   характеров.   Протестуя   против
дискредитации дворян и прославления  плебеев  в  комедиях  Гольдони,  Г.
упрекал  его  в  грубости,  безнравственности.  Г.  утверждал   в   т-ре
фантастику,    условность    и    потому    стремился    реабилитировать
дискредитированную  Гольдони  комедию  дель  арте,  утвердить  сказочную
тематику. Сочетая оба эти элемента, Г. создал новый жанр фьяб  -  сказок
для т-ра (fiaba teatrale), с к-рым выступил  против  Гольдони  и  Кьяри;
этим жанром он  стремился  доказать,  что  "искусное  построение  пьесы,
правильное развитие е„ действия, гармонический стиль  достаточны,  чтобы
придать  детскому  фантастическому  сюжету,   разработанному   в   плане
серь„зного представления, полную иллюзию правды" ("Бесполезные мемуары",
гл.  3-4).  Первая  фьяба  -  "Любовь  к  тр„м  апельсинам"  (1761,  т-р
"Сан-Самуэле") - сохранилась в виде "разбора  по  воспоминанию",  т.  е.
позднейшей записи сценария с введ„нными в него стихотворными вставками и
авторскими  пояснениями.  Сюжет  сказки  из   сборника   неаполитанского
писателя 17 в. Дж. Базиле "Пен-тамерон" был  использован  здесь  Г.  для
литературно-театр. пародии  на  произв.  Гольдони  и  Кьяри  и  обогащ„н
вес„лой буффонадой возрожд„нных Г. масок комедии  дель  арте.  Спектакль
имел огромный успех. Театр. реформа Гольдони была дискредитирована, т-р,
где ставились  пьесы  Гольдони  и  Кьяри,  перестал  посещаться,  а  т-р
"Сан-Самуэле", ставивший фьябы, стал  самым  посещаемым  в  Венеции.  За
первой фьябой последовали в течение пяти лет (1761- 1765) девять других.
В  фьябе  "Ворон"  (1761)  центр  тяжести  был  перемещ„н  на  раскрытие
характеров героев сказочной трагикомедии, прославляющей  самоотверженную
дружбу и братскую любовь. Эта высоко поэтичная драма изображала  сильные
страсти, неизвестные до  той  поры  в  итал.  драматургии.  Пародийно  -
сатирич. элемент был свед„н до минимума, ограничивалась роль  масок,  их
импровизации. Те же особенности отличают  фьябу  "Король-Олень"  (1762),
развивающую жанр сказочной трагикомедии. Г. воспевает здесь  беззаветную
супружескую любовь.  Верной  жене  Анджеле  противопоставлен  вероломный
министр Тарталья, к-рый из комич. маски  превращается  у  Г.  в  трагич.
персонаж. Фьяба "Турандот"  (1762)  характеризуется  полным  отказом  от
фантастики, введением в сказочную фабулу реальных  мотивов.  Роль  масок
здесь значительно  ослабевает,  и  они  сохраняются  только  для  комич.
контраста с осн. действием. Фабула  "Турандот"  заимствована  из  комич.
оперы Лесажа "Китайская принцесса" (1729), использовавшего произв. поэта
Низами, изложенное в сборнике персидских сказок Пети де  ла  Круа  (изд.
1712). Г. значительно переработал текст Лесажа,  создал  образ  женщины,

Страницы: «« « 596   597   598   599   600   601   602   603   604  605   606   607   608   609   610   611   612   613   614  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия