Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 603   604   605   606   607   608   609   610   611  612   613   614   615   616   617   618   619   620   621  » »»

исполнением опер Глюка;  была  одной  из  первых  исполнительниц  партии
Лариссы  ("Триумф  Клелии",  Бо-лонья,  1763)  и  Эвридики   ("Орфей   и
Эвридика", Лондон, 1771). Среди др. партий Г.- Диана ("Эндимион"  И.  X.
Баха), Сабина ("Адриан в Сирии"  Галуппи),  Клеониса,  Фульвия,  Аристея
("Деметрий", "Эцио", "Олимпиада" Гульельми), Семирамида (о. п. Коччи). В
70-х гг. выступала в операх Йоммелли, Кафаро и др.  Современники  высоко
ценили правдивость, естественность игры Г. и красоту е„ голоса. Л. М.
   ГРАССЙНИ (Grassini), Джузеппина (8.1V.1773- 3.1.1850)  -  итальянская
артистка оперы (контральто). Пению обучалась в Миланской консерватории.
   Впервые  выступила  на  оперной  сцене  в  Париже  в  1789.  В   1790
дебютировала в миланском т-ре "Ла Скала". В последующие  годы  завоевала
славу одной из лучших певиц своего времени. Выступала на оперных  сценах
Италии; в 1800-04 и после 1806 Г.-в Париже, в 1804-06  -  в  Лондоне.  В
1817 вернулась в Италию. Оставила сцену в 1823. Г.  исполняла  гл.  обр.
итал. оперный репертуар, в т. ч. написанные специально  для  не„  партии
Дидоны и  Клеопатры  (о.  п.  Паэра),  Семирамиды  ("Смерть  Семирамиды"
Назолини),  Джульетты   ("Ромео   и   Джульетта"   Цингарелли),   Венеры
("Пигмалион" Керубини). Пела также ведущие  партии  в  операх  Чимарозы,
Гульельми, Сальери и  др.  композиторов.  Голос  Г.  отличался  огромным
диапазоном, иногда она исполняла и партии колоратурного сопрано. Критика
отмечала, что  в  творчестве  Г.  идеально  сочеталось  муз.  и  сценич.
мастерство.
   Лит.: P о u g i n A., Une cantatrice "amie"  de  Napoleon  Giuseppina
Grassini, Р., 1920; G a v o t у A., La Grassini... Р., 1947; Gara E., G.
Grassini, "La Scala", 1952, marzo- aprile. Св. Г.
   ГРАССО  (Grasso),  Джованни  (19.XI.1873-14.Х.  1930)  -  итальянский
акт„р. Род. в Катании  (Сици-лия)  в  семье  акт„ров-кукольников.  После
смерти отца нек-рое время руководил  перешедшим  к  нему  по  наследству
кукольным т-ром "Макиавелли". Затем исполнял (на  сицилийском  диалекте)
роль Пасквино Та-таранкью в т. н. народных пьесах "Ч„рная  маска",  "Две
сиротки", "Фиакр ј 13". В 1900 Г. организовал  и  возглавил  собственную
труппу, с к-рой совершил  в  1901  турне  по  Юж.  Италии.  В  1902  был
приглаш„н в рим. т-р "Арджентина", где исполнял роль  Альфио  ("Сельская
честь" Верги). В 1903-08 с большим успехом выступал в крупнейших городах
Италии, играя гл. роли в пьесах П. Джакометти ("Гражданская смерть"), Г.
Д'Аннунцио  ("Дочь   Йорио"),   Капуаны   ("Кавалер   Паданья"),   к-рые
переводились для Г. на сицилийский диалект. После 1908 гастролировал  по
Германии, Франции, Англии, России, Юж.  Америке.  Г.  обладал  неистовым
темпераментом, яркой эмоциональностью, его игру положительно оценили  Г.
Ирвинг и А. Франс. А. В. Луначарский писал "... что же  это  за  артист!
Это настоящее чудо! Темперамент невиданный, неимоверный"  ("О  театре  и
драматургии", т. 2, 1958, с. 24). Однако отсутствие  подлинной  культуры
приводило Г. к грубо  натуралистич.  при„мам.  В  последние  годы  жизни
снимался в кино.
   Лит.: П а п а з я н В., По театрам мира, M.- Л., 1937;
   Игнатов С. С., История  западноевропейского  театра  нового  времени,
М.-Л., 1940. Р. J.
   ГРАСЬОСО (Gracioso) - одно из акт„рских амплуа  в  испанской  комедии
конца 16-17 вв. Тип шутника и балагура (напр., Бенито-"Сам  у  себя  под
стражей" Кальдерона).  Г.  наз.  также  акт„р,  исполняющий  роли  этого
амплуа. Н. Т.
   ГРАУ ДЕЛЬГАДО  (Grau  Delgado),  Хасинто  (1877-  1958)  -  испанский
драматург. Вступив в лит-ру в  период,  отражавший  обществ,  настроения
после поражения Испании  в  исп.-амер.  войне  1898,  Г.  Д.  критически
оценивал совр. ему исп. действительность, но  сохранял  веру  в  будущее
Испании, е„ народа. Г. Д.  призывал  т-р  обратиться  к  традициям  нар.
творчества, классич. нсп. т-ру эпохи Возрождения.  В  большинстве  своих
пьес Г. Д. использовал известные сюжеты, давая им гуманистич. трактовку.
В лирич.  комедии  "Свадьба  Камачо"  (совм.  с  А.  Гуалем,  1903,  т-р
"Тиволи", Барселона) Г. Д.  обратился  к  новелле  из  "ДЙн  Кихота",  в
трагедии "Блудный  сын"  (1918,  труппа  Г.  Мартинеса  Сьерры,  Мадрид)
переработал библейскую легенду; в драме "Дон Хуан де  Карильяна"  (1913,
Т-р инфанты Изабеллы, Мадрид) трактовал легенду о  Дон  Жуане.  Трагедия
"Граф  Аларкос"  (1917,  т-р  "Принсеса",  Мадрид)  была  построена   на
старинном нар. романсе,  а  в  "кукольном  фарсе"  "Господин  Пигмалион"
(1921) рассказывалось о приключениях героя греч. легенды.  Пьесы  Г.  Д.
ставились в Лат. Америке, Франции, Англии, Германии,  Чехословакии.  Был
послом Испанской республики в Панаме, Боливии и Чили.  После  прихода  к
власти  Франко  остался  в  эмиграции  и  поселился  в  Аргентине,   где
опубликовал исследование "Дон Жуан во времени и пространстве" ("Don Juan
en el tiempo y en el espacio", 1954). Г. активно участвовал  в  движении
сторонников мира.
   Соч.: Teatro, v. 1-6, В. Aires, 1943-48. Лит.: Giuliano W-, The  lite
and works of J. Grau, Ann Arbor (Mich.), 1950. 3. П.
   ГРАУН (Graun), Карл Генрих (7.V.1704 -  8.  Vili.  1759)  -  немецкий
композитор и дириж„р. Основатель  и  руководитель  одного  из  первых  в
Германии оперных т-ров, открывшегося в Берлине в  1742  пост.  оперы  Г.
"Цезарь и Клеопатра";  был  также  дириж„ром  т-ра.  Обучался  музыке  в
"Кр„йцшуле" в Дрездене; занимался пением. В 1725 Г.- солист  (тенор),  с
1727  -  дириж„р  оперного  т-ра  в  Брауншвейге.  В  1720-х  гг.  начал
композиторскую деятельность. Написал оперы, ставившиеся  в  нем.  т-рах:
"Ифигенияв Авлиде"  (1728),  "По-лидор"  (1731),  "Сципион  Африканский"
(1732), "Зеркало  верности"  (1733)  (все  пост.  в  Придворном  т-ре  в
Брауншвейге) и др. С 1735 Г. работал в Рейнсберге; с  1740-  королевский
капельмейстер. В Берлине Г. написал многие (ок. 30) свои оперы. Наряду с
И.Гассе Г. был последователем итал. оперной школы в Германии; его  оперы
содержат ряд виртуозных арий, лирических эпизодов.
   Оперы: "Катон в Утике" (1744),  "Люций  Папирий"  (1745),  "Демофонт"
(1746), "Галантные  празднества"  (1747),  "Цин-на"  (1748),  "Кориолан"
(1749), "Митридат"  (1750),  "Бри-танник"  (1751),  "Орфей  и  Эвридика"
(1752), "Семирамида" (1754),  "Эцио"  (1755),  "Братья-враги",  "Меропа"
(1756) (все пост. в Придворном т-ре в Берлине) и др.
   Лит.: Mayer-Reinach А.,  С.  H.  Graun  als  Opernkomponist,  в  кн.:
Sammelbande der Internationalen  Musikgesellschaft,  I,  В.,  1899-1900;
Schneider L., Geschichte des Berliner Opernhauses, B., 1852; S с h m i d
t J., Die fruhdeutsche Oper..., Bd 1-2, Regensburg, 1933-34;  P  o-зенов
Э. К.,Граун. Биографич. очерк, M., 1910. JJ. M.
   "ГРАФ ЛЮКСЕМБУРГ" ("Der Graf von Luxemburg") -  оперетта  Ф.  Легара,
либр. А. Вильнера и Р. Бо-данцкого. Пост. 12 сент. 1909, Вена. В  России
пост. в 1909 в Петербурге в т-ре "Буфф" (Полонский, Зброжек-Пашков-ская,

Страницы: «« « 603   604   605   606   607   608   609   610   611  612   613   614   615   616   617   618   619   620   621  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия