|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 » »» исполнением опер Глюка; была одной из первых исполнительниц партии
Лариссы ("Триумф Клелии", Бо-лонья, 1763) и Эвридики ("Орфей и
Эвридика", Лондон, 1771). Среди др. партий Г.- Диана ("Эндимион" И. X.
Баха), Сабина ("Адриан в Сирии" Галуппи), Клеониса, Фульвия, Аристея
("Деметрий", "Эцио", "Олимпиада" Гульельми), Семирамида (о. п. Коччи). В
70-х гг. выступала в операх Йоммелли, Кафаро и др. Современники высоко
ценили правдивость, естественность игры Г. и красоту е„ голоса. Л. М.
ГРАССЙНИ (Grassini), Джузеппина (8.1V.1773- 3.1.1850) - итальянская
артистка оперы (контральто). Пению обучалась в Миланской консерватории.
Впервые выступила на оперной сцене в Париже в 1789. В 1790
дебютировала в миланском т-ре "Ла Скала". В последующие годы завоевала
славу одной из лучших певиц своего времени. Выступала на оперных сценах
Италии; в 1800-04 и после 1806 Г.-в Париже, в 1804-06 - в Лондоне. В
1817 вернулась в Италию. Оставила сцену в 1823. Г. исполняла гл. обр.
итал. оперный репертуар, в т. ч. написанные специально для не„ партии
Дидоны и Клеопатры (о. п. Паэра), Семирамиды ("Смерть Семирамиды"
Назолини), Джульетты ("Ромео и Джульетта" Цингарелли), Венеры
("Пигмалион" Керубини). Пела также ведущие партии в операх Чимарозы,
Гульельми, Сальери и др. композиторов. Голос Г. отличался огромным
диапазоном, иногда она исполняла и партии колоратурного сопрано. Критика
отмечала, что в творчестве Г. идеально сочеталось муз. и сценич.
мастерство.
Лит.: P о u g i n A., Une cantatrice "amie" de Napoleon Giuseppina
Grassini, Р., 1920; G a v o t у A., La Grassini... Р., 1947; Gara E., G.
Grassini, "La Scala", 1952, marzo- aprile. Св. Г.
ГРАССО (Grasso), Джованни (19.XI.1873-14.Х. 1930) - итальянский
акт„р. Род. в Катании (Сици-лия) в семье акт„ров-кукольников. После
смерти отца нек-рое время руководил перешедшим к нему по наследству
кукольным т-ром "Макиавелли". Затем исполнял (на сицилийском диалекте)
роль Пасквино Та-таранкью в т. н. народных пьесах "Ч„рная маска", "Две
сиротки", "Фиакр ј 13". В 1900 Г. организовал и возглавил собственную
труппу, с к-рой совершил в 1901 турне по Юж. Италии. В 1902 был
приглаш„н в рим. т-р "Арджентина", где исполнял роль Альфио ("Сельская
честь" Верги). В 1903-08 с большим успехом выступал в крупнейших городах
Италии, играя гл. роли в пьесах П. Джакометти ("Гражданская смерть"), Г.
Д'Аннунцио ("Дочь Йорио"), Капуаны ("Кавалер Паданья"), к-рые
переводились для Г. на сицилийский диалект. После 1908 гастролировал по
Германии, Франции, Англии, России, Юж. Америке. Г. обладал неистовым
темпераментом, яркой эмоциональностью, его игру положительно оценили Г.
Ирвинг и А. Франс. А. В. Луначарский писал "... что же это за артист!
Это настоящее чудо! Темперамент невиданный, неимоверный" ("О театре и
драматургии", т. 2, 1958, с. 24). Однако отсутствие подлинной культуры
приводило Г. к грубо натуралистич. при„мам. В последние годы жизни
снимался в кино.
Лит.: П а п а з я н В., По театрам мира, M.- Л., 1937;
Игнатов С. С., История западноевропейского театра нового времени,
М.-Л., 1940. Р. J.
ГРАСЬОСО (Gracioso) - одно из акт„рских амплуа в испанской комедии
конца 16-17 вв. Тип шутника и балагура (напр., Бенито-"Сам у себя под
стражей" Кальдерона). Г. наз. также акт„р, исполняющий роли этого
амплуа. Н. Т.
ГРАУ ДЕЛЬГАДО (Grau Delgado), Хасинто (1877- 1958) - испанский
драматург. Вступив в лит-ру в период, отражавший обществ, настроения
после поражения Испании в исп.-амер. войне 1898, Г. Д. критически
оценивал совр. ему исп. действительность, но сохранял веру в будущее
Испании, е„ народа. Г. Д. призывал т-р обратиться к традициям нар.
творчества, классич. нсп. т-ру эпохи Возрождения. В большинстве своих
пьес Г. Д. использовал известные сюжеты, давая им гуманистич. трактовку.
В лирич. комедии "Свадьба Камачо" (совм. с А. Гуалем, 1903, т-р
"Тиволи", Барселона) Г. Д. обратился к новелле из "ДЙн Кихота", в
трагедии "Блудный сын" (1918, труппа Г. Мартинеса Сьерры, Мадрид)
переработал библейскую легенду; в драме "Дон Хуан де Карильяна" (1913,
Т-р инфанты Изабеллы, Мадрид) трактовал легенду о Дон Жуане. Трагедия
"Граф Аларкос" (1917, т-р "Принсеса", Мадрид) была построена на
старинном нар. романсе, а в "кукольном фарсе" "Господин Пигмалион"
(1921) рассказывалось о приключениях героя греч. легенды. Пьесы Г. Д.
ставились в Лат. Америке, Франции, Англии, Германии, Чехословакии. Был
послом Испанской республики в Панаме, Боливии и Чили. После прихода к
власти Франко остался в эмиграции и поселился в Аргентине, где
опубликовал исследование "Дон Жуан во времени и пространстве" ("Don Juan
en el tiempo y en el espacio", 1954). Г. активно участвовал в движении
сторонников мира.
Соч.: Teatro, v. 1-6, В. Aires, 1943-48. Лит.: Giuliano W-, The lite
and works of J. Grau, Ann Arbor (Mich.), 1950. 3. П.
ГРАУН (Graun), Карл Генрих (7.V.1704 - 8. Vili. 1759) - немецкий
композитор и дириж„р. Основатель и руководитель одного из первых в
Германии оперных т-ров, открывшегося в Берлине в 1742 пост. оперы Г.
"Цезарь и Клеопатра"; был также дириж„ром т-ра. Обучался музыке в
"Кр„йцшуле" в Дрездене; занимался пением. В 1725 Г.- солист (тенор), с
1727 - дириж„р оперного т-ра в Брауншвейге. В 1720-х гг. начал
композиторскую деятельность. Написал оперы, ставившиеся в нем. т-рах:
"Ифигенияв Авлиде" (1728), "По-лидор" (1731), "Сципион Африканский"
(1732), "Зеркало верности" (1733) (все пост. в Придворном т-ре в
Брауншвейге) и др. С 1735 Г. работал в Рейнсберге; с 1740- королевский
капельмейстер. В Берлине Г. написал многие (ок. 30) свои оперы. Наряду с
И.Гассе Г. был последователем итал. оперной школы в Германии; его оперы
содержат ряд виртуозных арий, лирических эпизодов.
Оперы: "Катон в Утике" (1744), "Люций Папирий" (1745), "Демофонт"
(1746), "Галантные празднества" (1747), "Цин-на" (1748), "Кориолан"
(1749), "Митридат" (1750), "Бри-танник" (1751), "Орфей и Эвридика"
(1752), "Семирамида" (1754), "Эцио" (1755), "Братья-враги", "Меропа"
(1756) (все пост. в Придворном т-ре в Берлине) и др.
Лит.: Mayer-Reinach А., С. H. Graun als Opernkomponist, в кн.:
Sammelbande der Internationalen Musikgesellschaft, I, В., 1899-1900;
Schneider L., Geschichte des Berliner Opernhauses, B., 1852; S с h m i d
t J., Die fruhdeutsche Oper..., Bd 1-2, Regensburg, 1933-34; P o-зенов
Э. К.,Граун. Биографич. очерк, M., 1910. JJ. M.
"ГРАФ ЛЮКСЕМБУРГ" ("Der Graf von Luxemburg") - оперетта Ф. Легара,
либр. А. Вильнера и Р. Бо-данцкого. Пост. 12 сент. 1909, Вена. В России
пост. в 1909 в Петербурге в т-ре "Буфф" (Полонский, Зброжек-Пашков-ская,
Страницы: «« « 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |