Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 598   599   600   601   602   603   604   605   606  607   608   609   610   611   612   613   614   615   616  » »»

   Лит.: Гринберг И., Ирина Гошева, "Искусство и жизнь", 1940, J  4,  с.
42-43; Сухаревич В., Облики и маски, "Театр", 1940, Jsu 9;Бертенсон  М.,
Ирина Гопхева/ там же, 1941, .ј 4. В. М.-М.
   ГОЯН (наст. фам.- Тер-Никогосян), Георг Иосифович  [р.10(23).XI.1901]
- советский театровед. Доктор искусствоведения. Засл. деят.  иск-в  Арм.
ССР (1961). Чл. Коммуниотич. партии с 1930. Окончил ГИТИС  (1935),  Ин-т
Красной профессуры (1938). Лит. деятельность начал с 1921. Автор книг  и
статей по истории т-ра народов СССР. С 1936 препода„т в ГИТИСе  (с  1949
-профессор), с 1958 возглавляет здесь кафедру т-ра народов СССР.
   Соч.: История русского театра 17, 18, 19  веков.  Рабочая  программа,
М.,  1939;  Путь  развития  русского  театра,  М.-Л.,  1939  (на  правах
рукописи); Гликерия Федотова, М.-Л., 1940, М.,  1948;  театр.  рожд„нный
Октябр„м. История таджикского драматич. театра,  [Душанбе],  1943;  2000
лет армянского театра, т. 1-2, М., 1952. Б. А.
   ГРАББЕ (Grabbe), Христиан Дитрих (11.XII.18O1- 12.IX.1836) - немецкий
драматург и театральный критик. Сын смотрителя тюрьмы.  Изучал  право  в
Лейпциге и в Берлине. В 1823  безуспешно  пытался  поступить  акт„ром  в
Дрезденский т-р. Несколько лет работал чиновником. В 1834 теряет  службу
и переезжает в Дюссельдорф.  Там  поступает  в  т-р  К.  Иммермана,  где
выступает как критик (1834-36). Лит. деятельность начал в  1822.  Нужда,
болезнь, одиночество, конфликты с  бурж.  обществом  рано  свели  его  в
могилу.
   Г.-   первый   представитель   нем.   реалистич.   драмы    19    в.,
непосредственный предшественник Г. Бюхнера. В первой романтич.  трагедии
рока  "Герцог  Теодор  Гот-ландский"   (1822),   написанной   на   сюжет
скандинавской саги, следуя  традициям  драмы  "кошмаров  и  ужасов",  Г.
описывает слепую  власть  судьбы,  чудовищны  e  преступления,  кровавую
месть. В романтич. комедии "Шутка,  сатира,  ирония  и  глубокий  смысл"
(1827) фантастика и романтич.  ирония  сочетаются  с  острой  социальной
сатирой на романтич. лит-ру. В дальнейшем Г. отходит  от  романтизма.  В
теоретич. работе "О шекспировской мании" (1827) он критикует  романтиков
за  слепое  подражание  Шекспиру,  но  призывает  следовать  Шекспиру  в
правдивом  изображении  действительности,   обосновывает   необходимость
создания  проблемной  нац.  реалистич.  драмы.  Эти  же  требования   Г.
выдвигает в книге "Театр Дюссельдорфа" (1835), объединяющей его статьи о
дюссельдорфском т-ре. В этой  книге  драматург  отвергает  совр.  т-р  -
сентиментально-мелодраматич. пьесы Коцебу и пустые драмы Э.  Раупаха.  В
трагедии "Дон-Жуан и Фауст" (1829) Г. да„т своеобразную  трактовку  двух
мировых образов. Зрелое творчество Г.  развивается  в  обстановке  роста
бюргерской  политич.  оппозиции  в  нач.   30-х   гг.   Это   определяет
демократич., антифеодальную, обличительную направленность  его  историч.
драматургии 1828-36. Изображая те или иные историч. события, Г. обличает
совр. ему нем. действительность и с большой симпатией рисует нар. массы.
Уже в первой историч. трагедии  "Марий  и  Сулла"  (1827)  Г.,  описывая
гражданскую войну в Др. Риме, ставит проблему народа, показывает  борьбу
Мария и Суллы как борьбу представителей разных социально-историч. групп.
В трагедиях из истории Германии 12-13 вв. "Император Фридрих Барбаросса"
(1829) и "Император Генрих VI"  (1830),  объедин„нных  под  общим  назв.
"Гогенштауфены" и написанных под влиянием  историч.  хроник  Шекспира  и
"Валленштейна" Шиллера, Г. да„т первый образец нац. реалистич.  историч.
драмы.  Драматург   пытается   разрушить   ореол   величия,   окружающий
Гогенштауфенов в шовинистич. нем. историографии,  и  резко  осуждает  их
завоеват.  политику.  В  трагедии  "Фридрих  Барбаросса"  он  изображает
восстание нар. масс Милана против захватившего их город нем. императора.
Центр, проблемой творчества Г. является взаимоотношение народа и великой
историч. личности. Отвергая культ сильной личности, Г. призна„т решающую
роль народа в историч. процессе. В своей лучшей трагедии "Наполеон,  или
Сто дней" (1831, пост. в 1835 во Франкфурте-на-Майне, в 1898 в  Берлине,
в 1899 в Вене), написанной под впечатлением июльской революции 1830,  Г.
показывает, что творцом истории является народ,  именно  народ  совершил
великую французскую революцию и возвращение Наполеона  с  острова  Эльбы
возможно только потому, что народ  ненавидит  Бурбонов.  По  мнению  Г.,
деятельность великих людей подчинена историч. необходимости, обусловлена
социально-историч. обстановкой эпохи (трагедия "Ганнибал", 1835, и др.).
В сво„м творчестве Г. выступал как страстный противник войны и  рабства.
Он показывал страдания народа во время войны  и  его  героизм.  В  драме
"Битва Германа" (1836), описывая жестокие  нравы  в  римской  армии,  Г.
обличал нем. военщину  своего  времени,  в  центре  внимания  драматурга
находились не военачальники,  а  простые  солдаты,  к-рые  решают  исход
битвы.  Г.  следовал  Шекспиру  в  изображении  массовых  нар.  сцен,  в
композиции (деление  на  эпизоды),  в  реалистич.  раскрытии  обстановки
действия.  Влияние  Шекспира  сочетается  в  историч.  трагедиях  Г.   с
шиллеровской  традицией,  к-рая  сказывается  в  стремлении   драматурга
создать монументальную историч. драму,  в  интересе  к  образу  сильного
человека. Политические, тенденциозно-обличит., демократич. драмы  Г.  не
могли встретить  сочувствия  у  руководителей  т-ров  Германии,  они  не
пользовались успехом и у зрителя, воспитанного на сентимент. и романтич.
драме. Этому способствовали и художественные недостатки сцен, слабость в
раскрь -тии характеров, излишняя  детализация,  риторичность  языка  его
драматургии.
   Соч.: Werke, hrsg. von P. Friedrich, Bd 1-4, Weimar, 1923.
   Лит.: Nieten  О.,  Chr.  D.  Grabbe.  Sein  Leben  und  seine  Werke,
Dortmund, 1908; Berger  A.,  System  der  dramat.  Technik  mit  bestim.
Untersuchung von Grabbes Dramen, [B.], 1909; Schneider F.  J.,  Chr.  D.
Grabbe's Personlichkeit und Werk, Monaco, 1934; D i e k m a n n E., Chr.
D. Grabbe, Detmold, 1936; Bergmann  A.,  Chr.  D.  Grabbe,  [B.],  1936,
Detmold, 1954. Harn. B.
   ГРАВЕЛИС, П„тр Петрович (р. 26. Vili.  1919)  -  латышский  советский
артист оперы (баритон). Нар. арт. Латв. ССР (1959). В 1939-41  учился  в
Латв. консерватории; брал уроки пения у Э. Виттинга  и  А.  Вилю-маниса.
Впервые выступил на оперной сцене в Риге в 1947. С 1948 Г.- солист  Т-ра
оперы и балета Латв. ССР. Партии: Даумант  ("Банюта"  Калныня),  Евгений
Онегин, Мазепа; Регут, Аумалис ("К новому  берегу",  "Зел„ная  мельница"
Зариня), Фигаро,  Эскамильо,  Жермон;  Яго  ("Отелло"  Верди),  Вольфрам
("Тангейзер") и  др.  Пользуется  широкой  известностью  как  концертный
певец. Я. В.
   ГРАВЙНА (Gravina), Джан Винченцо (16.11 1664- 6.1.1718) - итальянский
теоретик искусства, драматург, поэт. В своих теоретич.  трудах  излагает
принципы эстетики классицизма. Первое литературное произв.- "Разговор об
"Эндимионе"  Алессандро  Гви-ди"  (1692).  Наиболее  полно  взгляды   Г.

Страницы: «« « 598   599   600   601   602   603   604   605   606  607   608   609   610   611   612   613   614   615   616  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия