Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 600   601   602   603   604   605   606   607   608  609   610   611   612   613   614   615   616   617   618  » »»

сценич. образы Г. были поэтичны. Особенно ей удавались характеры тонких,
"сумеречных" женщин. В 1947-50 Г. выступала также в Аргентине и Испании.
   Лит.: Cervi A., Irma Gramatica, Bologna, 1900;
   Cervi A., Senza maschera, Bologna, 1919;Manzini A.,  Emma  Gramatica,
Mil., 1921. С. Мок.
   ГРАМШИ  (Granisci),  Антонио  (23.1.1891-27.IV.   1937)   -   деятель
итальянского рабочего движения, основатель и  руководитель  Коммунистич.
партии Италии, крупнейший итальянский теоретик-марксист. В 1914  окончил
Туринский ун-т, где  изучал  филологию,  историю  и  философию.  В  1913
вступила Итал. социалистич. партию, в 1917 избран  секретар„м  Туринской
секции социалистич. партии. В 1919 основал политич. еженедельник "Ордине
нуово", вокруг к-рого сплотилась группа,  ставшая  ядром  будущей  итал.
Коммунистич. партии. В 1922 участвовал в работе IV Конгресса  Коминтерна
в Москве и был избран членом его
   Исполкома. В 1924 вернулся в  Италию,  где,  возглавляя  Коммунистич.
партию Италии, в„л последовательную борьбу за сплочение демократия,  сил
против пришедших к  власти  фашистов.  В  1926  был  арестован.  В  1928
фашистский трибунал приговорил его к 20 годам заключения. Остаток  жизни
пров„л в тюрьме,  затем  в  больнице,  где  содержался  под  полицейским
надзором.
   В своих работах Г. большое место уделял вопросам культуры,  в  т.  ч.
театр.  иск-ву.  В  1916-20  был  театр.  критиком  в  туринской  газете
"Аванти!". Его мно-гочисл. рецензии на спектакли, ставившиеся в эти годы
в Турине, а также отклики на события театр. жизни объединены  под  назв.
"Театральная хроника" и опубликованы в книге "Литература и  национальная
жизнь" (1950). Вопросам т-ра и драматургии посвящены также мн.  страницы
его "Тюремных тетрадей" и "Писем из тюрьмы" (Избр. произв., т. 3, 1959).
"Театральная хроника"  отражает  борьбу  Г.  за  итал.  нац.  реалистич,
иск-во, близкое и понятное народу. Рассматривая театр как школу обществ,
и  эс-тетич.  воспитания  народа,  Г.  боролся  против  пьес,  в   к-рых
отстаивались  лживые  и  лицемерные  принципы  бурж.  морали   (особенно
характерны его рецензии на пьесы популярных в то  время  драматургов  Д.
Ник-код  еми  и  А.  Бернстейна),   против   превращения   спектакля   в
развлекательное зрелище, в частности против театр. треста бр.  Кьярелла,
монополизировавшего зрелищные предприятия Турина (в статьях "Театральная
промышленность", "Снова о братьях Кьярелла" и др.), отстаивал вс„  новое
и подлинно прогрессивное в итал.  театре.  Г.  был  одним  из  первых  в
Италии, кто оценил гуманистич. содержание драматургии Л. Пиранделло,  он
написал статьи о его наиболее значит, пьесах тех лет: "Подумай об  этом,
Джакомино",  "Лиола",  "Наслаждение  в  добродетели",  "Прививка",  "Это
так","Как прежде, но лучше, чем прежде", "Колпак с бубенчиками" и др.  В
Пиранделло  Г.  видел  драматурга-новатора,  смело  восставшего   против
традиций итал. бурж. т-ра и высмеявшего  нормы  мещанской  морали.  "Его
комедии,- писал Г.,- это ручные  гранаты,  которые  взрываются  в  мозгу
зрителей и разбивают вдребезги пошлые чувства и представления". Особенно
высоко ценил  Г.  диалектальные  пьесы  Пиранделло  (рецензия  на  пьесу
"Лиола"). В "Театральных  хрониках"  Г.  уделял  значит,  место  анализу
мастерства крупнейших акт„ров того времени - Э. Граматики,  Э.  Новелли,
Р. Руджери и др. Восхищаясь техникой исполнения  Руджери,  Г.  в  то  же
время осуждал его за  стремление  подчинить  спектакль  своей  акт„рской
индивидуальности (игра Руджери в  роли  Макбета).  Г.  считал  важнейшим
недостатком итал. трупп отсутствие в них ансамбля. Он  связывал  будущее
итал. театра с новым, пролетарским зрителем (рецензия на пьесу  "Анфиса"
Андреева).
   Рецензии и заметки Г. по вопросам драматургии и т-ра  играют  большую
роль в борьбе за демократич. т-р Италии.
   Соч.: Letters tura evita nazionale, Torino, 1950.
   Лит. T r e v i s a n i  G.,  Gramsci  e  il  teatro  italiano.  Studi
gramsciani, Roma, 1958; F er r e 11 i G.-C, Sulle cronache  teatrali  di
Gramsci, "Societa", Milano, 1958, .Ns 2.    ГРАН (Grahn), Люсиль (30.VI.1819, Копенгаген,- 4. l V.I 907,  Мюнхен)
-  датская  артистка  балета.  Училась  у   известного   педагога   Авг.
Бурнонвиля. В 1834 дебютировала в па-де-де в опере  "Немая  из  Портичи"
Обера в Королевском оперном т-ре (Копенгаген). В 1835 исполнила  ведущую
партию Астрид в балете Бурнонвиля "Вальдемар" Фрелиха. В 1839 уехала  из
Дании и выступала в Париже, Лондоне и др. Одна из ярких представительниц
романтич. балета, Г. с успехом исполняла партии Эолины, Катарины (о.  п.
Пуни). Выступала в па-де-катр на муз. Пуни  (пост.  Перро  для  Тальони,
Гризи, Гран и Черрито). Т. Готье писал о  е„  "меланхолической  грации",
л„гкости и  свободе  танца.  В  1845  Г.  гастролировала  в  Петербурге,
выступала в гл. партиях в балетах  "Жизель";  "Сильфида"  Шней-цгоффера,
"Гитана" Обера и Шмидта и др. С 1856 перестала выступать как танцовщица,
вела  балетмейстерскую  деятельность  (Лейпциг  -  1858-61;   Монако   -
1865-75).
   Лит.: Kragh-Jacobsen S.e Krog-h T, Den Kongelige Danske ballet, Cph.,
1952; Guest l., The romantic ballet in England, L." 1954. Ham. P.
   "ГРАН ГИНЬОЛЬ" - см. Гиньоль.
   ГРАН ПА (франц. grand pas, букв.-большой танец)- ансамблевый танец  в
балете с участием солистов  и  кордебалета,  обычно  является  заключит,
танцем акта или картины. Построение  Г.  п.  представляет  собой  обычно
па-де-де или па д'аксъон, разв„рнутые в широкую хореографич. композицию.
Напр., Г. п. сильфид (2-й акт "Сильфиды" Шнейцгоффера), виллис (2-й  акт
"Жизели"), сцена бала (3-й акт "Раймонды") и др. А. И.
   ГРАНАДА (Granada), Николае (23. X. 1840-2. III. 1915) -  аргентинский
драматург. Драматургич. деятельность начал в  1858.  Автор  исторической
драмы о борьбе индейцев против исп. колонизаторов "Атауальпа" (1897, т-р
"Опера", Буэнос-Айрес). Один из  создателей  нац.  комедии,  Г.  написал
пьесы "В деревню" (1902, т-р "Аполо", Буэнос-Айрес), "Под крышей" (1911,
там же), "В беседке" (1914, "Нац. т-р комедии"),  "Чайка"  (1903,  "Нац.
т-р  комедии").  В  своих   пьесах   Г.   впервые   показывает   аргент.
крестьянина-гаучо как борца за справедливость, противопоставляя  чистоту
деревенских нравов суетности, эгоизму и фальши бурж. города. Пост. пьесы
Г. "В деревню" труппой X. Подеста утвердила на сцене аргент. т-ров  нац.
акт„ров.
   Лит.: Bosch M. G." Historia del teatro en  Buenos  Aires,  B.  Aires,
1910; Cortazar A. R., Nicolas Granada, B. Aires, 1942. Ал. Р.
   ГРАНАДОС, собств. Гранадос -и-К а м п и н ь я (Granados  у  Campina),
Энрике (27.VII.1867 -  24.III.19l6)  -  испанский  композитор,  пианист.
Совм. с И. Алъбенисом основал новую исп. муз. школу, опирающуюся на нац.
фольклор. Музыке обучался в Барселоне  у  Ф.  Педреля  (композиция),  Б.

Страницы: «« « 600   601   602   603   604   605   606   607   608  609   610   611   612   613   614   615   616   617   618  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия