Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 » »» в Горь-ковском т-ре им. Горького (реж. Н. И. Соболыциков-Самарин и др.), наиболее полно представившем на своей сцене горьковский репертуар. Широкое распространение получили в т-рах СССР также инсценировки прозы Г. Среди лучших пост. по произв. Г.- спектакль МХАТа "В людях" (1933), в к-ром исполнитель роли булочника Сем„нова Тарханов показал уродливость психологии собственника, противоречивую мудрость человека, выбившегося в "хозяева" из "низов". Роман Г. "Мать" послужил основой для опер В. В. Желобинского (1939) и Т. Н. Хренникова (1957). В 1926 кинорежисс„р В. И. Пудовкин создал по этому роману выдающийся фильм "Мать". По мотивам произв. Г. кинорежисс„ром М. С. Донским создана кинотрилогия: "Детство Горького", "В людях", "Мои университеты" (1938-40). Пост. пьес Г. часто экранизируются ("Васса Железнова" - спектакль Малого т-ра, в гл. роли- Пашенная; "Егор Булычев и другие" - спектакль Т-ра им. Вахтангова, в гл. роли - Лукьянов) и др. Драматургия Г. имела огромное значение для утверждения в сов. т-ре метода социалистического реализма. Второе сценич. рождение пьес Г., произошедшее в 30-х гг., обозначило важный рубеж в развитии сов. режиссуры и акт„рского иск-ва. Работа над пьесами Г. помогла сов. т-ру преодолеть тенденции формализма в сценич. иск-ве, вульгарно-социологич. примитивизм в трактовке прошлого, в сценич. истолковании социально сложных характеров. Вместе с тем пьесы Г. учили т-р глубине и определ„нности идейной характеристики, партийной страстности в утверждении передовых идей современности, они вносили в сценич. иск-во нравственный пафос социалистического гуманизма. Постановки произв. Г. сов. времени оказали большое влияние на иск-во старших мастеров т-ра и способствовали формированию нового типа акт„ра (Н. П. Хмел„в, Б. В. Щукин и др.). Пьесы Г. оказали большое влияние на молодую сов. драматургию, определив е„ идейно-художественные особенности (творчество Леонова, Погодина, Афиногенова и др.). Произведения Г. широко включаются в репертуар т-ров за рубежом. В 1903 М. Рейнхардт пост. "На дне" (под назв. "Ночлежка") в Малом т-ре в Берлине, придав спектаклю абстрактно-философский характер. В 1932 Брехт создал по мотивам горьковского романа спектакль "Мать" сЕ. Вейгель в заглавной роли. Большое "место занимают пьесы Г. в репертуаре т-ров стран нар. демократии. Особой популярностью пользуются здесь пьесы "Егор Булычев и другие", "Васса Железнова", "Враги", "Мещане". Пост. пьес Г. в Китае ("Мещане", "Егор Булычев и другие") способствовали формированию нового драматич. т-ра, развивающегося наряду с традиц. китайской муз. драмой. В 4947 пост. пьесы "На дне" начал сво„ существование миланский т-р "Пикколо"; в 1956 эта пьеса была пост. в Париже в т-ре "Эвр". Произведения Г. идут на сценах прогрессивных "независимых" театров стран Латинской Америки. Взгляды Г. на драму и т-р, тесно связанные с его общими эстетич. идеями, изложены им в ранних газетных фельетонах, в многочисл. письмах, статьях, отзывах, в его прозе и пьесах. Впервые мысли о т-ре Г. излагает в 1895 в бытность свою сотрудником "Самарской газеты", а его зрелые идеи о драме наиболее полно выражены в известной статье "О пьесах", написанной в 1933. В ранний период творчества, когда только формировались художеств. принципы его драматургии, Г. уделял особенно пристальное внимание пьесам своих старших современников: Ибсена, Гауптмана, Чехова. Его оценки пьес этих драматургов позволяют ясно увидеть и близость Г. новаторским течениям ев-роп. драмы конца 19 - нач. 20 вв. и то принципиально новое, что принесли с собой пьесы Г. Особенно интересны в этом смысле высказывания Г. о творчестве Чехова, изложенные в его письмах и статьях. Они свидетельствуют и о могучем влиянии Чехова на формирование основных принципов горьковской драмы и глубоких расхождениях между обоими драматургами.. В статье "О пьесах" (1933), подводя итоги своим многолетним размышлениям, Г. наиболее разв„рнуто излагает свою гл. идею о т-ре, как наиболее действенном иск-ве, призванном организовывать социальные эмоции зрителя, возбуждать в н„м активное отношение к действительности. Волнующую его мысль Г. подкрепляет знаменитыми словами Маркса: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Утверждая, что драма должна быть актуальна, сюжетна, действенна, Г. связывает это требование с революц. преобразованиями, к-рые совершает пролетариат. "Рабочий класс,- пишет он,- идущий ныне к власти над миром, является родоначальником нового человечества и совершенно нового отношения к миру, он наполняет время своей работой и осознает мир как свое хозяйство". Т. о., Г. полагал, что новая революц. действительность, насыщенная глубокими социальными конфликтами, преображаемая творчеством масс, особенно благоприятна для развития драмы. Поэтому проблема действенности и активности драмы для Г. была неразрывно связана с образом е„ нового героя, лиш„нного раздвоенности, к-рый "прост и ясен так же, как велик, а велик он потому, что непримирим и мятежен гораздо больше, чем все Дон Кихоты и Фаусты прошлого". В статье "О пьесах" Г. рассматривает и другие важные для него проблемы теории драмы; он пишет о принципах социальной характеристики персонажей, о языке в драме, об особой позиции драматурга, обусловленной тем, что в пьесе герой характеризуется словом и делом без авторской подсказки. Мысли Г. о драме, о социальном предназначении т-ра определили его отношение к сценич. иск-ву. В своих ранних театр. рецензиях, опубликованных в "Нижегородском листке", Г. много пишет о Малом т-ре, высоко оценивая профессиональное мастерство, гражданский пафос и романтич. приподнятость его иск-ва. Следующий этап развития взглядов Г. о сценич. иск-ве связан с МХТ и прежде всего с чеховскими постановками Станиславского и Немировича-Данчен-ко. Художественный т-р не только помог Г. приобщиться к драматургии, но и во многом определил его театр. симпатии, помог окончательному формированию его общих эстетич. идей и прежде всего его взглядов на сценич. иск-во. В творчестве "художественни-ков" молодой Г. увидел тот идеал т-ра, о к-ром он мечтал, к-рый может играть важную прогрессивную роль в обществе. МХТ отвечал мечте Г. о создании в России нар. т-ра. Г. писал Чехову: "Художественный театр - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный, как все самое лучшее в Москве. Не любить его - невозможно, не работать для него - преступление ей-богу!" ("Горький и театр", 1938, с. 230). Высокое представление Г. о гражданской миссии Художеств. т-ра нашло выражение и в полемических статьях Г. о постановках Достоевского в МХАТе. В первые годы революции Г. принял участие в организации Большого драм. т-ра в Ленинграде, к-рый был Страницы: «« « 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |