Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 586   587   588   589   590   591   592   593   594  595   596   597   598   599   600   601   602   603   604  » »»

в Горь-ковском т-ре им. Горького (реж. Н. И. Соболыциков-Самарин и др.),
наиболее полно представившем на своей сцене горьковский репертуар.
   Широкое распространение получили  в  т-рах  СССР  также  инсценировки
прозы Г. Среди лучших пост. по произв. Г.-  спектакль  МХАТа  "В  людях"
(1933), в к-ром исполнитель роли  булочника  Сем„нова  Тарханов  показал
уродливость психологии собственника, противоречивую  мудрость  человека,
выбившегося в "хозяева" из "низов". Роман Г. "Мать" послужил основой для
опер В. В. Желобинского  (1939)  и  Т.  Н.  Хренникова  (1957).  В  1926
кинорежисс„р В. И. Пудовкин создал  по  этому  роману  выдающийся  фильм
"Мать". По мотивам произв.  Г.  кинорежисс„ром  М.  С.  Донским  создана
кинотрилогия:  "Детство  Горького",  "В   людях",   "Мои   университеты"
(1938-40). Пост. пьес  Г.  часто  экранизируются  ("Васса  Железнова"  -
спектакль Малого т-ра, в гл. роли- Пашенная; "Егор Булычев и  другие"  -
спектакль Т-ра им. Вахтангова, в гл. роли - Лукьянов) и др.
   Драматургия Г. имела огромное значение для утверждения  в  сов.  т-ре
метода социалистического реализма.  Второе  сценич.  рождение  пьес  Г.,
произошедшее в  30-х  гг.,  обозначило  важный  рубеж  в  развитии  сов.
режиссуры и акт„рского иск-ва. Работа над пьесами Г. помогла  сов.  т-ру
преодолеть тенденции формализма в сценич. иск-ве,  вульгарно-социологич.
примитивизм в  трактовке  прошлого,  в  сценич.  истолковании  социально
сложных  характеров.  Вместе  с  тем  пьесы  Г.  учили  т-р  глубине   и
определ„нности   идейной   характеристики,   партийной   страстности   в
утверждении передовых идей современности, они вносили в  сценич.  иск-во
нравственный пафос социалистического гуманизма.  Постановки  произв.  Г.
сов. времени оказали большое влияние на иск-во старших мастеров  т-ра  и
способствовали формированию нового типа акт„ра  (Н.  П.  Хмел„в,  Б.  В.
Щукин и др.).
   Пьесы  Г.  оказали  большое  влияние  на  молодую  сов.  драматургию,
определив  е„  идейно-художественные  особенности  (творчество  Леонова,
Погодина, Афиногенова и др.).
   Произведения Г. широко включаются в репертуар  т-ров  за  рубежом.  В
1903 М. Рейнхардт пост. "На дне" (под назв. "Ночлежка") в Малом  т-ре  в
Берлине, придав спектаклю абстрактно-философский характер. В 1932  Брехт
создал по мотивам горьковского романа спектакль  "Мать"  сЕ.  Вейгель  в
заглавной роли. Большое "место занимают  пьесы  Г.  в  репертуаре  т-ров
стран нар. демократии. Особой популярностью пользуются здесь пьесы "Егор
Булычев и другие", "Васса Железнова", "Враги", "Мещане". Пост. пьес Г. в
Китае ("Мещане", "Егор Булычев и  другие")  способствовали  формированию
нового драматич. т-ра, развивающегося наряду с  традиц.  китайской  муз.
драмой. В 4947 пост. пьесы "На дне" начал сво„  существование  миланский
т-р "Пикколо"; в 1956 эта пьеса  была  пост.  в  Париже  в  т-ре  "Эвр".
Произведения Г. идут на сценах прогрессивных "независимых" театров стран
Латинской Америки.
   Взгляды Г. на драму и т-р, тесно  связанные  с  его  общими  эстетич.
идеями, изложены им в ранних газетных фельетонах, в многочисл.  письмах,
статьях, отзывах, в его прозе и пьесах. Впервые мысли о т-ре Г. излагает
в 1895 в бытность свою сотрудником "Самарской газеты", а его зрелые идеи
о  драме  наиболее  полно  выражены  в  известной  статье  "О   пьесах",
написанной  в  1933.  В   ранний   период   творчества,   когда   только
формировались художеств. принципы его драматургии,  Г.  уделял  особенно
пристальное  внимание  пьесам  своих  старших   современников:   Ибсена,
Гауптмана, Чехова. Его  оценки  пьес  этих  драматургов  позволяют  ясно
увидеть и близость Г. новаторским течениям ев-роп. драмы конца 19 - нач.
20 вв. и то принципиально новое, что принесли с собой пьесы Г.  Особенно
интересны в этом смысле высказывания Г. о творчестве Чехова,  изложенные
в его письмах и статьях. Они свидетельствуют и о могучем влиянии  Чехова
на  формирование  основных  принципов  горьковской  драмы   и   глубоких
расхождениях между обоими драматургами..
   В  статье  "О  пьесах"  (1933),  подводя  итоги   своим   многолетним
размышлениям, Г. наиболее разв„рнуто излагает свою гл. идею о т-ре,  как
наиболее действенном иск-ве, призванном организовывать социальные эмоции
зрителя,  возбуждать  в  н„м  активное  отношение  к   действительности.
Волнующую его мысль Г. подкрепляет знаменитыми словами Маркса: "Философы
лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в  том,  чтобы
изменить его". Утверждая, что  драма  должна  быть  актуальна,  сюжетна,
действенна, Г. связывает это  требование  с  революц.  преобразованиями,
к-рые совершает пролетариат. "Рабочий класс,- пишет он,- идущий  ныне  к
власти  над  миром,  является  родоначальником  нового  человечества   и
совершенно нового отношения к миру, он наполняет время своей  работой  и
осознает мир как свое хозяйство". Т. о., Г. полагал, что новая  революц.
действительность,   насыщенная   глубокими   социальными    конфликтами,
преображаемая  творчеством  масс,  особенно  благоприятна  для  развития
драмы. Поэтому проблема действенности и активности  драмы  для  Г.  была
неразрывно связана с образом е„ нового героя,  лиш„нного  раздвоенности,
к-рый "прост и ясен так же, как велик, а велик он потому, что непримирим
и мятежен гораздо больше, чем все  Дон  Кихоты  и  Фаусты  прошлого".  В
статье "О пьесах" Г. рассматривает и другие  важные  для  него  проблемы
теории драмы; он пишет о принципах социальной характеристики персонажей,
о языке в драме, об особой позиции драматурга, обусловленной тем, что  в
пьесе герой характеризуется словом и делом без авторской подсказки.
   Мысли Г. о драме, о социальном  предназначении  т-ра  определили  его
отношение  к  сценич.  иск-ву.  В   своих   ранних   театр.   рецензиях,
опубликованных в "Нижегородском листке", Г. много пишет  о  Малом  т-ре,
высоко  оценивая  профессиональное  мастерство,  гражданский   пафос   и
романтич. приподнятость его иск-ва. Следующий этап развития взглядов  Г.
о сценич. иск-ве связан с МХТ и прежде всего с  чеховскими  постановками
Станиславского и  Немировича-Данчен-ко.  Художественный  т-р  не  только
помог Г. приобщиться к драматургии, но и во многом определил его  театр.
симпатии, помог окончательному формированию его общих  эстетич.  идей  и
прежде  всего   его   взглядов   на   сценич.   иск-во.   В   творчестве
"художественни-ков" молодой Г. увидел тот идеал т-ра, о к-ром он мечтал,
к-рый может играть важную прогрессивную роль  в  обществе.  МХТ  отвечал
мечте Г. о создании в России нар. т-ра. Г. писал Чехову: "Художественный
театр - это так же хорошо  и  значительно,  как  Третьяковская  галерея,
Василий Блаженный, как все самое  лучшее  в  Москве.  Не  любить  его  -
невозможно, не работать для него - преступление  ей-богу!"  ("Горький  и
театр", 1938, с. 230). Высокое представление  Г.  о  гражданской  миссии
Художеств.  т-ра  нашло  выражение  и  в  полемических  статьях   Г.   о
постановках Достоевского в МХАТе. В  первые  годы  революции  Г.  принял
участие в организации  Большого  драм.  т-ра  в  Ленинграде,  к-рый  был

Страницы: «« « 586   587   588   589   590   591   592   593   594  595   596   597   598   599   600   601   602   603   604  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия