|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 » »» горьковской драматургии, придала ей высокую идейную и художеств.
целостность.
В 1-й период своей драматургич. деятельности, охватывающий годы
подготовки и свершения первой рус. революции, Г. написал пьесы "Мещане"
(1902, МХТ), "На дне" (1902, МХТ), "Дачники" (1904, Т-р В. Ф.
Ко-миссаржевской), "Дети солнца" (1905, Т-р В. Ф. Комис-саржевской),
"Варвары" (1905, пост. 1906, Рига, Смоленск), "Враги" (1906, Малый т-р в
Берлине). В этих пьесах Г. раскрывает процесс самоопределения и
размежевания осн. социальных сил рус. общества перед лицом
приближающейся революции; для них характерен широкий разворот действия,
осуществление новых композиционных драматургич. принципов, выражающихся
в прямом противопоставлении враждебных друг другу социальных сил.
2-й период включает в себя пьесы, написанные Г. в годы после
поражения первой рус. революции: "Последние" (1908, пост. 1910,
"Камерная сцена" М. Рейнхард-та, Берлин), "Чудаки" (1910, Новый драм.
т-р, Петербург), "Дети" (1910, Киев, т-р "Соловцов"), "Васса Железнова"
(1-й вариант, 1910), "Фальшивая монета" (1913, пост. 1937, Гос. евр. т-р
БССР), "Зыковы" (1918, т-р Нар. дома в Петрограде), "Старик" (1915,
пост. 1919, Малый т-р). Предположительно к нач. 10-х гг. относится пьеса
Г. "Яков Богомолов". В этих пьесах Г. с прозорливостью подлинно
пролетарского художника показывает процесс неизбежного распада бурж.
класса, утверждает социальную и этич. правомерность его гибели.
Пьесы Г., составляющие 3-й период его драматургич. творчества,
созданы после Октябрьской революции - в 30-х гг. Лучшие из них: "Егор
Булычев и другие" (1931, пост. 1932, Т-р им. Вахтангова, Ле-нингр.
Большой драматич. т-р) и "Достигаев и другие" (1932, пост. 1933,
Ле-нингр. Большой драм. т-р),
2-й вариант "Вассы Желез-новой" (1936, ЦТКА и Т-р им. МОСПС). Широта
охвата историч. процесса, острота социальных противопоставлений,
характерные для драматургии Г. 1-го периода, сочетаются в пьесах
3-го периода с особой углубл„нностью, сложностью пси-хологич.
характеристик.
Пьесы Г. отражают борьбу социальных сил, к-рая составляла гл.
содержание русской жизни начала 20 в. Г. в художеств. образах раскрывает
социально-историч. противоречия рус. жизни и показывает, что лишь
социалистич. революция в состоянии их разрешить. В драмах Г. появляется
новый герой- рабочий-революционер, объявляющий непримиримую войну
старому миру. Уже в первой пьесе Г. "Мещане" в смелых афоризмах
машиниста Нила ("прав не дают, права берут", "хозяин тот, кто трудится")
были выражены настроения передовых людей новой, революц. России. Во
"Врагах" действует коллектив бастующих рабочих, во главе к-рых стоит
профессиональный революционер-большевик Синцов. В пьесах "Достигаев и
другие", "Васса Железнова" Г. созданы образы большевика Рябинина и
революционерки-подпольщицы Рашели. Герои Г. - люди своеобразного,
независимого образа мысли. Склонные к философским размышлениям о жизни,
к смелому афоризму и в то же время не теряющие ощущения реальности, они
ведут между собой глубокий спор о смысле жизни и о предназначении
человека. В этом страстном и напряж„нном споре о "правде" выясняется
подлинная социальная сущность людей. Г. воплотил в иск-ве своеобразный
человеческий тип, возникший в процессе вызревания социалистич.
революции, осознания народом необходимости коренных обществ, перемен.
Герои Г. живут в атмосфере приближающейся революции и это сказывается в
их образе мыслей. Буржуазная мещанская обыденная жизнь предста„т в
пьесах Г. как сила, враждебная человеку, сковывающая его сознание, его
порыв к свободе. Однако у Г. буржуазная обыденность уже не имеет той
силы, что у Островского или Чехова. Привычный уклад жизни в пьесах Г.
глубоко подорван и внутренне бессилен перед новыми социальными веяниями.
Уже в "Мещанах" писатель выступает против эксплуататорского мещанского
образа жизни, предсказывая его гибель. В "Егоре Булычеве" и
"Дос-тигаеве" он показывает, как рушится старый смрадный мир "хозяев".
Предчувствием гибели своего класса, ощущением его внутр.
несостоятельности охвачены у Г. даже нек-рые представители буржуазии -
Васса Железнова, Егор Булычев. Давая социально-определ„нные
характеристики, Г. в то же время никогда не ограничивался фиксацией
классовых признаков своих героев, он раскрывал социальную сущность
человека в неразрывной связи с его сложной индивидуальной
характеристикой. В образах либерального адвоката Басова, популярного
писателя Шалимова и др. "прогрессивно" настроенных интеллигентов Г.
разоблачил эгоистич. индивидуализм и приспособленчество к бурж. жизни, а
в образе капиталиста Булычева раскрыл бунтарскую тему человека,
восстающего против своего класса (Антипа Зыков и Егор Булычев выражают
неудовлетвор„нность укладом жизни, порожд„нным бурж. отношениями).
Новаторские по теме, революционные по идейным мотивам и образам,
пьесы Г. обозначили новый этап и в развитии драматич. формы. Вслед за
Чеховым Г. создал новый тип драмы 20 в. Для драматургич. принципов Г.
характерно стремление показать конфликт человека с обществом не столько
в сфере столкновений, основанных на борьбе любовных или имущественных
интересов, сколько в прямом воздействии на человека противоречий
действительности. Вс„ это определило открытую форму горьковской драмы,
не замкнутой в сфере семейно-имущественных отношений, не ограниченной
строгим сюжетным развитием. Новый принцип сценич. действия, не
связанного с традиц. сюжетными построениями, с игрой противоположных
личных интересов, открытый Чеховым и обозначивший переворот в истории
мировой драматургии, Г. развил и углубил. Однако, в отличие от
персонажей Чехова, герои горьковских пьес в конечном сч„те неизбежно
группируются в двух противоположных, смертельно ненавидящих друг друга,
борющихся лагерях. Драматургия Г. поставила новые задачи перед сценич.
иск-вом: "....новый тип и новая манера игры, новый быт, новый
своеобразный романтизм, пафос, с одной стороны, граничащий с
театральностью, а с другой - с проповедью",- так определил эти качества
К. С. Станиславский. Пьесы Г. приобщили т-р к новому, до того не
известному жизненному материалу, к новым революц. идеям, к социалистич.
эстетике. Они потребовали от т-ра политич. страстности и бытовой
конкретности, философской углубл„нности, умения мыслить на сцене, яркой
театральности, помогли открыть новые средства сценич. выразительности,
создать новый тип акт„ра. Впервые пьесы Г. получили воплощение на сцене
Моск. Художеств. т-ра. Новаторское иск-во Художеств. т-ра во многом
определило характер драматургич. исканий Г. В 1902 на сцене МХТ была
пост. первая пьеса Г.-"Мещане" (реж. Станиславский и Лужский; Бессеменов
- Лужский, Акулина Ивановна - Муратова, П„тр - Мейерхольд, Елена -
Страницы: «« « 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |