Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 584   585   586   587   588   589   590   591   592  593   594   595   596   597   598   599   600   601   602  » »»

горьковской  драматургии,  придала  ей  высокую  идейную  и   художеств.
целостность.
   В 1-й  период  своей  драматургич.  деятельности,  охватывающий  годы
подготовки и свершения первой рус. революции, Г. написал пьесы  "Мещане"
(1902,  МХТ),  "На  дне"  (1902,  МХТ),  "Дачники"  (1904,  Т-р  В.   Ф.
Ко-миссаржевской), "Дети солнца" (1905,  Т-р  В.  Ф.  Комис-саржевской),
"Варвары" (1905, пост. 1906, Рига, Смоленск), "Враги" (1906, Малый т-р в
Берлине).  В  этих  пьесах  Г.  раскрывает  процесс  самоопределения   и
размежевания   осн.   социальных   сил   рус.   общества   перед   лицом
приближающейся революции; для них характерен широкий разворот  действия,
осуществление новых композиционных драматургич. принципов,  выражающихся
в прямом противопоставлении враждебных друг другу социальных сил.
   2-й период  включает  в  себя  пьесы,  написанные  Г.  в  годы  после
поражения  первой  рус.  революции:  "Последние"  (1908,   пост.   1910,
"Камерная сцена" М. Рейнхард-та, Берлин), "Чудаки"  (1910,  Новый  драм.
т-р, Петербург), "Дети" (1910, Киев, т-р "Соловцов"), "Васса  Железнова"
(1-й вариант, 1910), "Фальшивая монета" (1913, пост. 1937, Гос. евр. т-р
БССР), "Зыковы" (1918, т-р Нар.  дома  в  Петрограде),  "Старик"  (1915,
пост. 1919, Малый т-р). Предположительно к нач. 10-х гг. относится пьеса
Г.  "Яков  Богомолов".  В  этих  пьесах  Г.  с  прозорливостью  подлинно
пролетарского художника показывает  процесс  неизбежного  распада  бурж.
класса, утверждает социальную и этич. правомерность его гибели.
   Пьесы  Г.,  составляющие  3-й  период  его  драматургич.  творчества,
созданы после Октябрьской революции - в 30-х гг. Лучшие  из  них:  "Егор
Булычев и другие" (1931,  пост.  1932,  Т-р  им.  Вахтангова,  Ле-нингр.
Большой драматич.  т-р)  и  "Достигаев  и  другие"  (1932,  пост.  1933,
Ле-нингр. Большой драм. т-р),
   2-й вариант "Вассы Желез-новой" (1936, ЦТКА и Т-р им. МОСПС).  Широта
охвата  историч.  процесса,   острота   социальных   противопоставлений,
характерные для драматургии Г. 1-го периода, сочетаются в пьесах
   3-го  периода  с  особой  углубл„нностью,   сложностью   пси-хологич.
характеристик.
   Пьесы  Г.  отражают  борьбу  социальных  сил,  к-рая  составляла  гл.
содержание русской жизни начала 20 в. Г. в художеств. образах раскрывает
социально-историч.  противоречия  рус.  жизни  и  показывает,  что  лишь
социалистич. революция в состоянии их разрешить. В драмах Г.  появляется
новый  герой-  рабочий-революционер,  объявляющий   непримиримую   войну
старому миру.  Уже  в  первой  пьесе  Г.  "Мещане"  в  смелых  афоризмах
машиниста Нила ("прав не дают, права берут", "хозяин тот, кто трудится")
были выражены настроения передовых  людей  новой,  революц.  России.  Во
"Врагах" действует коллектив бастующих рабочих,  во  главе  к-рых  стоит
профессиональный революционер-большевик Синцов. В  пьесах  "Достигаев  и
другие", "Васса Железнова"  Г.  созданы  образы  большевика  Рябинина  и
революционерки-подпольщицы  Рашели.  Герои  Г.  -  люди   своеобразного,
независимого образа мысли. Склонные к философским размышлениям о  жизни,
к смелому афоризму и в то же время не теряющие ощущения реальности,  они
ведут между собой глубокий  спор  о  смысле  жизни  и  о  предназначении
человека. В этом страстном и напряж„нном  споре  о  "правде"  выясняется
подлинная социальная сущность людей. Г. воплотил в  иск-ве  своеобразный
человеческий  тип,  возникший   в   процессе   вызревания   социалистич.
революции, осознания народом необходимости  коренных  обществ,  перемен.
Герои Г. живут в атмосфере приближающейся революции и это сказывается  в
их образе мыслей.  Буржуазная  мещанская  обыденная  жизнь  предста„т  в
пьесах Г. как сила, враждебная человеку, сковывающая его  сознание,  его
порыв к свободе. Однако у Г. буржуазная обыденность  уже  не  имеет  той
силы, что у Островского или Чехова. Привычный уклад жизни  в  пьесах  Г.
глубоко подорван и внутренне бессилен перед новыми социальными веяниями.
Уже в "Мещанах" писатель выступает против  эксплуататорского  мещанского
образа  жизни,  предсказывая  его   гибель.   В   "Егоре   Булычеве"   и
"Дос-тигаеве" он показывает, как рушится старый смрадный  мир  "хозяев".
Предчувствием   гибели   своего    класса,    ощущением    его    внутр.
несостоятельности охвачены у Г. даже нек-рые представители  буржуазии  -
Васса   Железнова,   Егор    Булычев.    Давая    социально-определ„нные
характеристики, Г. в то же  время  никогда  не  ограничивался  фиксацией
классовых признаков  своих  героев,  он  раскрывал  социальную  сущность
человека   в   неразрывной   связи   с   его   сложной    индивидуальной
характеристикой. В образах  либерального  адвоката  Басова,  популярного
писателя Шалимова и  др.  "прогрессивно"  настроенных  интеллигентов  Г.
разоблачил эгоистич. индивидуализм и приспособленчество к бурж. жизни, а
в  образе  капиталиста  Булычева  раскрыл  бунтарскую   тему   человека,
восстающего против своего класса (Антипа Зыков и Егор  Булычев  выражают
неудовлетвор„нность укладом жизни, порожд„нным бурж. отношениями).
   Новаторские по теме, революционные  по  идейным  мотивам  и  образам,
пьесы Г. обозначили новый этап и в развитии драматич.  формы.  Вслед  за
Чеховым Г. создал новый тип драмы 20 в. Для  драматургич.  принципов  Г.
характерно стремление показать конфликт человека с обществом не  столько
в сфере столкновений, основанных на борьбе  любовных  или  имущественных
интересов,  сколько  в  прямом  воздействии  на  человека   противоречий
действительности. Вс„ это определило открытую форму  горьковской  драмы,
не замкнутой в сфере семейно-имущественных  отношений,  не  ограниченной
строгим  сюжетным  развитием.  Новый  принцип   сценич.   действия,   не
связанного с традиц. сюжетными  построениями,  с  игрой  противоположных
личных интересов, открытый Чеховым и обозначивший  переворот  в  истории
мировой  драматургии,  Г.  развил  и  углубил.  Однако,  в  отличие   от
персонажей Чехова, герои горьковских пьес  в  конечном  сч„те  неизбежно
группируются в двух противоположных, смертельно ненавидящих друг  друга,
борющихся лагерях. Драматургия Г. поставила новые задачи  перед  сценич.
иск-вом:  "....новый  тип  и  новая  манера  игры,  новый   быт,   новый
своеобразный  романтизм,  пафос,   с   одной   стороны,   граничащий   с
театральностью, а с другой - с проповедью",- так определил эти  качества
К. С. Станиславский. Пьесы  Г.  приобщили  т-р  к  новому,  до  того  не
известному жизненному материалу, к новым революц. идеям, к  социалистич.
эстетике.  Они  потребовали  от  т-ра  политич.  страстности  и  бытовой
конкретности, философской углубл„нности, умения мыслить на сцене,  яркой
театральности, помогли открыть новые средства  сценич.  выразительности,
создать новый тип акт„ра. Впервые пьесы Г. получили воплощение на  сцене
Моск. Художеств. т-ра. Новаторское  иск-во  Художеств.  т-ра  во  многом
определило характер драматургич. исканий Г. В 1902  на  сцене  МХТ  была
пост. первая пьеса Г.-"Мещане" (реж. Станиславский и Лужский; Бессеменов
- Лужский, Акулина Ивановна -  Муратова,  П„тр  -  Мейерхольд,  Елена  -

Страницы: «« « 584   585   586   587   588   589   590   591   592  593   594   595   596   597   598   599   600   601   602  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия