Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 583   584   585   586   587   588   589   590   591  592   593   594   595   596   597   598   599   600   601  » »»

   Режисс„ры двух театров. Заметки  о  режиссуре  драматических  театров
Латвии, там же, 1956, "N" 3, с. 43-56.
   Лит.: М а р к о в П., Памяти Н. М. Горчакова, "Театр", 1958, ј 11, с.
163-164.
   ГОРЧАКОВА (Сантагано), Александра Александровна (1841-1913) - русская
артистка оперы (лирико-колоратурное  сопрано),  педагог  и  переводчица.
Занималась пением у Репетто  в  Милане;  там  же  впервые  выступила  на
оперной сцене.  В  1867-71  пела  в  Киевской  опере.  Обладала  голосом
обширного диапазона, высокой вок.  техникой  и  выдающимся  драма  -тич.
дарованием. Среди лучших партий Г.: Антонида, Людмила  ("Иван  Сусанин",
"Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка"), Виолетта;  Розина  ("Севильский
цирюльник").  В  1871  Г.  оставила  сцену,  посвятив  себя   педагогич.
деятельности; среди е„ учеников - Л. В. Собинов, С. И. Друзякина  и  др.
Г. перевела на рус. яз. либретто  св.  100  опер,  в  т.  ч.  "Фауст"  и
"Кармен", и на итал. яз. - 8 рус. опер,  в  т.  ч.  "Иван  Сусанин".  Г.
переводила также на рус.  яз.  пьесы  для  драм.  т-ра.  Былапоследоват.
пропагандисткой за границей рус. оперной  музыки.  Принимала  деятельное
участие в организации первого исполнения в  Италии  оперы  Глинки  "Иван
Сусанин" (1874, Милан).
   Лит.: Собинов Л., Памяти А. А. Сантагано-Горчако-вой, газ.  "Киевская
мысль", 1913, 28. Ill; Алтаев А. Л., Памятные встречи, М.-Л.,  1946,  с.
115-121.
   ГОРШ‚ШШ, Борис Иванович (р. 13.VI.1909) -  русский  советский  акт„р.
Нар. арт. РСФСР (1961). В 1928 по окончании театр. техникума в  Саратове
вступил в труппу Саратовского т-ра. В 1930-34 работал в  Ашхабадском,  в
1934-35 - в Ярославском т-рах.  С  1935  -  акт„р  Архангельского  т-ра.
Создал образ Ленина в спектаклях "Большой Кирилл" Сельвин-ского, "Именем
революции" Шатрова, "Третья  патетическая"  и  "Цветы  живые"  Погодина.
Гражданским  пафосом  отмечены  роли  Горбач„ва  ("Братья   Ершовы"   по
Кочетову) и Хлебникова ("Персональное дело"  Штейна).  Остротой  сценич.
формы  отличаются  комедийные  образы  Г.:  Робинзон  ("Бесприданница"),
Епиходов ("Вишн„вый сад") и др. Е. Ж.
   "ГОРЬКАЯ СУДЬБИНА" - драма в 4 д. А Ф. Писем ского. Соч. 1859. В 1860
была отмечена большой Уваровсж)й премией. Пост. 31 июля 1863  в  вокзале
Петровского парка (Москва) Кружком любителей драм. иск-ва;  роль  Анания
исполнял автор. Первое представление "Г. с." на проф. сцене  -  18  окт.
1863 в Александрийском т-ре (Ананий - П. Васильев, Лизавета  -  Петрова,
Матр„на - Линская,  Чеглов-Соковин  -  Малышев,  Золотилов  -  Леонидов,
Кали-страт - Бурдин, Никон - Зубров, Шпрингель  -  Яблоч-кин).  В  Малом
т-ре премьера "Г. с."  состоялась  18  нояб.  1863  в  бенефис  Шумского
(Ананий - П. Садовский, Лизавета - Е.  Васильева,  Матр„на  -  Таланова,
Чеглов-Соковин - Шумский, Золотилов - Самарин, Калистрат - Дмитриевский,
Никон - Степанов,  Шпрингель  -  Вильде).  Крупным  событием  в  сценич.
истории "Г. с." явилось выступление  Стрепетовой  в  роли  Лизаветы  (15
ноября 1876,  Александрийский  т-р).  Среди  др.  исполнителей  "Г.  с."
выступали:  в  Малом  т-ре  -  Полтавцев,  Рыбаков,  Пада-рин  (Ананий),
Никулина-Косицкая,  Ермолова,  Шиловская,  Нечаева  (Лизавета),  Вильде,
Горев, Мурский (Чеглов-Соковин), А. Ленский (Золотилов),  М.  Садовский,
Яковлев 2-й (Калистрат), О. Садовская, Массалитинова (Матр„на), Макшеев,
Парамонов (Никон) и др.; в Александрийском т-ре  -  Виноградов,  Писарев
(Ананий),    Сосновский,    Апол-лонский    (Чеглов-Соковин),    Давыдов
(Калистрат),  Арди,  Сво-бодин   (Никон),   Федотов,   Корвин-Круковский
(Шпрингель), Стрельская, Ленская (Матр„на). "Г.  с."  ставилась  в  т-ре
Солодовникова, Москва (1880; Лизавета  -  Ермолова,  Ананий  -  Писарев,
Калистрат - Андреев-Бурлак), т-ре "Скоморох",  Москва  (1886),  в  Моск.
об-ве  иск-ва  и  лит-ры,  11   дек.   1888   (реж.   А.   Ф.   Федотов,
Ананий-Станиславский, позднее, в 1894,  Станиславский  выступал  в  этой
роли в эпизодическом спектакле в Ярославле, а в 1895-в  моек.  гастролях
Стрепетовой в т-ре "Парадиз"), т-ре Корша (1893), т-ре Лит."  художеств.
об-ва,   Петербург   (1901,   реж.    Евг.    Карпов;    Ананий-Каширин,
Лизавета-Холмская),  петерб.  "Рабочем   т-ре"   (рабочий   любительский
кружок;! 914).В провинции: Воронежский (1864), Одесский (1865),  Томский
(1882), Самарский (1883), Астраханский (1884), Рижский (1895) и мн.  др.
т-ры.
   В сов. т-ре:Коми республиканский т-р, Сыктывкар (1922);
   Свердловский т-р (1926); Замоскворецкий т-р, Москва (1927);
   Златоустинский т-р (1938); Балахнинский (Горьк. обл.)  колхозный  т-р
(1939),  Астраханский  (1939),  Борисоглебский  колхозный  т-р   (1940),
Кизелевский (Пермской обл.) т-р (1940);
   Ростовский т-р Ярославской обл. (1941); Бугурусланский т-р Чкаловской
обл. (1948); Тарнопольский т-р (1954), Костромской т-р (1956),  Ленингр.
т-р им. Ленинского комсомола (1960).
   Издания: Первая публикация "Г. с." - журн. "Библиотека  для  чтения",
СПБ, 1859, .No 11; из последующих изд.:
   Писемский А. Ф., Собр. соч. в девяти томах, т. 9, М., 1959.
   Лит.: А. Ф. Писемский как драматург,"ЕИТ".  1905/1906,  приложение  к
XVI выпуску, [СПБ]. [1906], с. 83-101; С а л-т м к о в-Щ е д р  и  н  М.
Е., Полное собр. соч.,т. 5,М., 1937, с. 161-175. А. Шн.
   ГОРЬКИЙ, Максим (наст. имя и фам.-Алексей Максимович Пешков) [16(28).
III. 1868, Нижний Новгород, - 18.VI.1936, Горки, близ Москвы] -  русский
советский    писатель    и    драматург.    Основоположник    литературы
социалистического реализма. Четыр„х лет потеряв отца, Г. пров„л  детство
в доме деда, в мещанской нижегородской семье. Рано был отдан  "в  люди",
служил  "мальчиком"в  магазине,  учеником  черт„жника,   посудником   на
пароходе, работал в иконописной мастерской, грузчиком, пекарем, сторожем
на железной дороге и т. п. В Казани, юношей, Г.  сближается  с  революц.
кругами. В 1888 был впервые арестован. В 1892 напечатан  первый  рассказ
Г. "Макар Чудра". В нач. 1900-х гг. Г. обращается к  драматургии,  к-рая
заняла важное место в его творчестве. Г. обращался к театру в переломные
моменты своего творчества; в его драматургии наиболее  ч„тко  запечатлен
процесс становления нового художеств. метода - социалистич. реализма. Г.
приш„л в  драматургию  в  1901  как  писатель  протестующей  массы  (так
называла его ленинская "Искра"), а его последние пьесы  созданы  в  30-е
гг.  Пьесы  Г.,  как  и  вс„  его  лит.  наследие,  представляют   собой
энциклопедию рус. жизни от начала века до Октябрьской революции (в пьесе
"Сомов и другие", 1931, действие происходит в конце 20-х гг.). При  вс„м
разнообразии отображ„нного  в  драматургии  Г.  жизненного  материала  и
обилии поднятых в ней проблем пьесы Г.  отмечены  внутренним  единством,
объединены   одной   темой   -   утверждением   историч.   необходимости
социалистич. преобразования общества. Эта тема определила революц. пафос

Страницы: «« « 583   584   585   586   587   588   589   590   591  592   593   594   595   596   597   598   599   600   601  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия