|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 » »» Режисс„ры двух театров. Заметки о режиссуре драматических театров
Латвии, там же, 1956, "N" 3, с. 43-56.
Лит.: М а р к о в П., Памяти Н. М. Горчакова, "Театр", 1958, ј 11, с.
163-164.
ГОРЧАКОВА (Сантагано), Александра Александровна (1841-1913) - русская
артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), педагог и переводчица.
Занималась пением у Репетто в Милане; там же впервые выступила на
оперной сцене. В 1867-71 пела в Киевской опере. Обладала голосом
обширного диапазона, высокой вок. техникой и выдающимся драма -тич.
дарованием. Среди лучших партий Г.: Антонида, Людмила ("Иван Сусанин",
"Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка"), Виолетта; Розина ("Севильский
цирюльник"). В 1871 Г. оставила сцену, посвятив себя педагогич.
деятельности; среди е„ учеников - Л. В. Собинов, С. И. Друзякина и др.
Г. перевела на рус. яз. либретто св. 100 опер, в т. ч. "Фауст" и
"Кармен", и на итал. яз. - 8 рус. опер, в т. ч. "Иван Сусанин". Г.
переводила также на рус. яз. пьесы для драм. т-ра. Былапоследоват.
пропагандисткой за границей рус. оперной музыки. Принимала деятельное
участие в организации первого исполнения в Италии оперы Глинки "Иван
Сусанин" (1874, Милан).
Лит.: Собинов Л., Памяти А. А. Сантагано-Горчако-вой, газ. "Киевская
мысль", 1913, 28. Ill; Алтаев А. Л., Памятные встречи, М.-Л., 1946, с.
115-121.
ГОРШ‚ШШ, Борис Иванович (р. 13.VI.1909) - русский советский акт„р.
Нар. арт. РСФСР (1961). В 1928 по окончании театр. техникума в Саратове
вступил в труппу Саратовского т-ра. В 1930-34 работал в Ашхабадском, в
1934-35 - в Ярославском т-рах. С 1935 - акт„р Архангельского т-ра.
Создал образ Ленина в спектаклях "Большой Кирилл" Сельвин-ского, "Именем
революции" Шатрова, "Третья патетическая" и "Цветы живые" Погодина.
Гражданским пафосом отмечены роли Горбач„ва ("Братья Ершовы" по
Кочетову) и Хлебникова ("Персональное дело" Штейна). Остротой сценич.
формы отличаются комедийные образы Г.: Робинзон ("Бесприданница"),
Епиходов ("Вишн„вый сад") и др. Е. Ж.
"ГОРЬКАЯ СУДЬБИНА" - драма в 4 д. А Ф. Писем ского. Соч. 1859. В 1860
была отмечена большой Уваровсж)й премией. Пост. 31 июля 1863 в вокзале
Петровского парка (Москва) Кружком любителей драм. иск-ва; роль Анания
исполнял автор. Первое представление "Г. с." на проф. сцене - 18 окт.
1863 в Александрийском т-ре (Ананий - П. Васильев, Лизавета - Петрова,
Матр„на - Линская, Чеглов-Соковин - Малышев, Золотилов - Леонидов,
Кали-страт - Бурдин, Никон - Зубров, Шпрингель - Яблоч-кин). В Малом
т-ре премьера "Г. с." состоялась 18 нояб. 1863 в бенефис Шумского
(Ананий - П. Садовский, Лизавета - Е. Васильева, Матр„на - Таланова,
Чеглов-Соковин - Шумский, Золотилов - Самарин, Калистрат - Дмитриевский,
Никон - Степанов, Шпрингель - Вильде). Крупным событием в сценич.
истории "Г. с." явилось выступление Стрепетовой в роли Лизаветы (15
ноября 1876, Александрийский т-р). Среди др. исполнителей "Г. с."
выступали: в Малом т-ре - Полтавцев, Рыбаков, Пада-рин (Ананий),
Никулина-Косицкая, Ермолова, Шиловская, Нечаева (Лизавета), Вильде,
Горев, Мурский (Чеглов-Соковин), А. Ленский (Золотилов), М. Садовский,
Яковлев 2-й (Калистрат), О. Садовская, Массалитинова (Матр„на), Макшеев,
Парамонов (Никон) и др.; в Александрийском т-ре - Виноградов, Писарев
(Ананий), Сосновский, Апол-лонский (Чеглов-Соковин), Давыдов
(Калистрат), Арди, Сво-бодин (Никон), Федотов, Корвин-Круковский
(Шпрингель), Стрельская, Ленская (Матр„на). "Г. с." ставилась в т-ре
Солодовникова, Москва (1880; Лизавета - Ермолова, Ананий - Писарев,
Калистрат - Андреев-Бурлак), т-ре "Скоморох", Москва (1886), в Моск.
об-ве иск-ва и лит-ры, 11 дек. 1888 (реж. А. Ф. Федотов,
Ананий-Станиславский, позднее, в 1894, Станиславский выступал в этой
роли в эпизодическом спектакле в Ярославле, а в 1895-в моек. гастролях
Стрепетовой в т-ре "Парадиз"), т-ре Корша (1893), т-ре Лит." художеств.
об-ва, Петербург (1901, реж. Евг. Карпов; Ананий-Каширин,
Лизавета-Холмская), петерб. "Рабочем т-ре" (рабочий любительский
кружок;! 914).В провинции: Воронежский (1864), Одесский (1865), Томский
(1882), Самарский (1883), Астраханский (1884), Рижский (1895) и мн. др.
т-ры.
В сов. т-ре:Коми республиканский т-р, Сыктывкар (1922);
Свердловский т-р (1926); Замоскворецкий т-р, Москва (1927);
Златоустинский т-р (1938); Балахнинский (Горьк. обл.) колхозный т-р
(1939), Астраханский (1939), Борисоглебский колхозный т-р (1940),
Кизелевский (Пермской обл.) т-р (1940);
Ростовский т-р Ярославской обл. (1941); Бугурусланский т-р Чкаловской
обл. (1948); Тарнопольский т-р (1954), Костромской т-р (1956), Ленингр.
т-р им. Ленинского комсомола (1960).
Издания: Первая публикация "Г. с." - журн. "Библиотека для чтения",
СПБ, 1859, .No 11; из последующих изд.:
Писемский А. Ф., Собр. соч. в девяти томах, т. 9, М., 1959.
Лит.: А. Ф. Писемский как драматург,"ЕИТ". 1905/1906, приложение к
XVI выпуску, [СПБ]. [1906], с. 83-101; С а л-т м к о в-Щ е д р и н М.
Е., Полное собр. соч.,т. 5,М., 1937, с. 161-175. А. Шн.
ГОРЬКИЙ, Максим (наст. имя и фам.-Алексей Максимович Пешков) [16(28).
III. 1868, Нижний Новгород, - 18.VI.1936, Горки, близ Москвы] - русский
советский писатель и драматург. Основоположник литературы
социалистического реализма. Четыр„х лет потеряв отца, Г. пров„л детство
в доме деда, в мещанской нижегородской семье. Рано был отдан "в люди",
служил "мальчиком"в магазине, учеником черт„жника, посудником на
пароходе, работал в иконописной мастерской, грузчиком, пекарем, сторожем
на железной дороге и т. п. В Казани, юношей, Г. сближается с революц.
кругами. В 1888 был впервые арестован. В 1892 напечатан первый рассказ
Г. "Макар Чудра". В нач. 1900-х гг. Г. обращается к драматургии, к-рая
заняла важное место в его творчестве. Г. обращался к театру в переломные
моменты своего творчества; в его драматургии наиболее ч„тко запечатлен
процесс становления нового художеств. метода - социалистич. реализма. Г.
приш„л в драматургию в 1901 как писатель протестующей массы (так
называла его ленинская "Искра"), а его последние пьесы созданы в 30-е
гг. Пьесы Г., как и вс„ его лит. наследие, представляют собой
энциклопедию рус. жизни от начала века до Октябрьской революции (в пьесе
"Сомов и другие", 1931, действие происходит в конце 20-х гг.). При вс„м
разнообразии отображ„нного в драматургии Г. жизненного материала и
обилии поднятых в ней проблем пьесы Г. отмечены внутренним единством,
объединены одной темой - утверждением историч. необходимости
социалистич. преобразования общества. Эта тема определила революц. пафос
Страницы: «« « 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |