Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 579   580   581   582   583   584   585   586   587  588   589   590   591   592   593   594   595   596   597  » »»

Доминиак).
   "Г.  от  у."  переведено  на  мн.  языки  народов  СССР:   арм.-   К.
Тер.-Аствацтурян (1881), Г. Абов (1958); бурятский- Ц.  Галсанов;  груз.
-Г.  Цинамзгваров  (1853,  изд.  1879),  Г.  Эристави  (1863  и   1903),
Гандегвили (1904); казах.-  Т.  Жароков  (1953);  кирг.-  Р.  Щукурбеков
(1947); лат,- А. Упитс (1945); молд. - А. Бусуйок  (1954);  тат.-Исанбет
(1946); тадж.-А. Лахути  и  Ц.  Бану  (1957);  туркм.-Кербабаев  (1945);
укр.-М. Рыльский, Д. Добырь и Е. Дробязко (1947);  чуваш.-  П.  Хузенгай
(1954); эст.-Я. Кярнер (1945);  якут.-Г.  М.  Васильев  (1948).  Комедия
переводилась на языки др. стран: польский - А. Корженевский  (под  назв.
"Насмешливый  любовник",  1831),  Ю.  Тувим  (1951);  словацкий  (1876);
тур.-Мехмед Мурад  (1886);чеш.-Б.Кален-ский  (1895),  Ф.  Вевер  (1913);
болг.-Г. Бакалов (1898) и др.
   Издания: Первая публикация "Г. от у." (7, 8, 9, 10  явления  I  д.)-в
альманахе  "Русская  Талия"  на   1825   (с   цензурными   изъятиями   и
сокращениями); первое отдельное полное изд. комедии - М.,  1833;  первая
публикация комедии без искажений -  М.,  1875.  Из  последующих  изданий
комедии: Грибоедов А. С., Горе  от  ума.  Редакция  К.  Халабаева  и  Б.
Эйхенбаума, П., 1923 и Грибоедов А. С., Горе от ума. Редакция текста  Н.
К. Пиксано-ва, Л., 1933.
   Лит.: по сценич. истории комедии -Литературное наследство, т.  47-48.
А. С. Грибоедов, М., 1946; А. С. Грибоедов. Пьеса. Статьи.  Комментарии,
под ред. Н. Пикса-нова  и  Вл.  Филиппова,  М.,  1946;  Полное  собрание
сочинения А. С. Грибоедова, под ред. и с примеч. Н. К.  Пиксанова,  вып.
8, П., 1913; Немирович-Данченко Вл. И.,  "Горе  от  ума"  в  Моск.  Худ.
театре, М.-П., 1923; Сто лет Малому театру. 1824-1924. Сборник,  М.,  б.
г. (ст. Филиппова "Пять Фамусовых"); Пиксанов Н. К., Творческая  история
"Горе от ума", М.-Л" 1928; его же, Сценическая история "Горе от ума",  в
кн.: Грибоедов А. С., "Горе от ума", М., 1946; Филиппов В. А., "Горе  от
ума" А. С. Грибоедова на русской сцене,  М.,  "Знание",  1954;  его  же,
Акт„р Южин, М., 1941;
   "Горе от ума". Постановка.  1938,  М.,  1938;  Гос.  Академич.  Малый
театр. "Горе от ума", М., 1939; Гос.  Академич  Малый  театр.  "Горе  от
ума",М., 1947; Моск. Художественный театр. Исторический очерк его  жизни
и деятельности,  т.  II,  М.,  1914;  К  40-летию  Моск.  Ордена  Ленина
Краснознаменного Худож. Академич. театра Союза  ССР  им.  Горького,  М.,
1939; Державин К. Н., "Горе от ума". Комедия в 4 д. А. С. Грибоедова.  К
спектаклю в Ленингр.  Гос.  Академич.  театре  им.  Пушкина,  Л.,  1948;
Малютин Я., Акт„ры моего  поколения,  Л.-М.,  1959;  "Горе  от  ума"  на
тифлисской сцене, в кн.: Грибоедов А. С., "Горе от ума". Комедия в 4  д.
Вступление и статьи И. К. Ениколопова, Тбилиси, 1946; Ш а д у  р  и  В.,
Грибоедов  и  грузинская   культура,   Тбилиси,   1946;   Арутюнян   Б.,
Армяно-русские театральные связи, Ереван, 1956. А.Шн.
   ГОРЕВ  (наст.  фам.-  Васильев),  Ф„дор  Петрович  [1850-   25.   Ill
(7.IV).1910]- русский  акт„р.  Выступал  в  любительских  спектаклях.  В
1866-80 играл в провинциальных театрах (Курск, Харьков,  Екатерино-слав,
Житомир,  Одесса,  Саратов,  Вильно  и  др.).   В   1880-   1882   -   в
Александрийском т-ре. С 1882 - в Малом  т-ре  (в  1897-1900  попеременно
выступал  в  Малом  и  Александрийском  т-рах).  Г.  был  представителем
героико-романтич. направления в сценич. искусстве. Обладая превосходными
внешними данными, огромным сценич. темпераментом,  он  исполнял  роли  в
пьесах Шекспира (король  Лир).  Др.  роли:  Фердинанд,  Карл  Моор,  дон
Карлос; Салюстий ("Рюи Блаз" Гюго), маркиз  де  ля  Тремуйль  ("Граф  де
Ризоор" Сарду). Играл Чацкого, Жадова и др.  Преобладание  интуиции  над
обдуманным решением роли было типичной особенностью иск-ва Г. Иногда  он
создавал в спектаклях целые  пантомимич.  сцены  (знаменитые  "горевские
паузы"), играя их с большим нервным подъ„мом. В 1900 Г. был отстран„н от
работы в Малом т-ре директором имп. т-ров С. М. Волконским. В течение  4
лет играл в частных т-рах: т-р Корша в Москве, т-р Яворской в Петербурге
и в Нижегородском т-ре. В 1905 был вновь принят на  сцену  Малого  т-ра,
где прослужил до конца жизни, выступая в характерных ролях.
   Сын Г.-Аполлон Ф„дорович(4.У.188' 1912) - был акт„ром МХАТа (с 1906).
Его выдающаяся роль - Хлестаков ("Ревизор" Гоголя, 1908).
   Лит.: Смирнова Н., Воспоминания, М., 1947;
   Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1945; "ЕИТ", СПБ, 1910, вып VIII; Кар а-М у
р за С. Г., Малый театр. М., 1924. А Кл
   ГОРЕВА, Елизавета Николаевна [1859-5(18).VII. 1917] - русская актриса
и антрепрен„р. Жена Ф. П. Горева. Сценич. деятельность  начала  в  1874.
Выступала во мн. городах России. Гастролировала  в  Германии  (1886).  В
1880 в Вильно исполнила свою лучшую роль - Марию Стюарт .-Играла  Иоанну
д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Маргариту Готье ("Дама  с  камелиями"
А. Дюма-сына), Медею (о. п. Суворина  и  Буренина)  и  др.  Г.  обладала
классич. красотой, красивым голосом, большим сценич.  темпераментом,  но
порой проявляла нек-рую склонность к ложному пафосу.
   В 1889 организовала в Москве т-р (т-р Горе-вой), пригласив  в  труппу
крупнейших  акт„ров  -  М.  В.  Дальского,   М.   М.   Петипа,   Н.   П.
Рощина-Инса-рова и др. Однако  дублирование  репертуара  Малого  т-ра  и
неумелое ведение финансовых дел привело т-р через два года  к  закрытию.
Впоследствии Г. гастролировала в провинции, Петербурге и Москве. В  1904
играла в гастрольной труппе П. Н. Орленева (фру Аль-винг).
   Лит.: К у гель А. Р. (Homo Novus), Театральные портреты, П.-М., 1923,
с. 70-75. A f{
   ГОРЕЛИК  (Gorelik),  Мордекай  (р.  25.VIII.1899)   -'   американский
театральный художник.  Род.  в  России.  С  1905  жив„т  в  США.  Учился
декораторскому иск-ву под рук. худ.  Н.  Бель  Геддеса,  Р.  Э.  Джонса.
Первая крупная работа- оформление спектакля "Царь-голод" Андреева (1924,
"Хеджроу-тиэтр", Филадельфия). Лучшие работы осуществил  в  нью-йоркском
"Груп-тиэтре", где принимал участие как художник в пост.  крупных  амер.
режисс„ров Г. Клармена, Э.  Казана:  "Люди  в  '  лых  халатах"  Кингсли
(1933), "Золотой мальчик"' (1937) и "Ракета на луну" (1938) Одетса и др.
Г/-   (1934, "Т-р юнионс продакшен"),  "Все  мои  сыновья"  Миллера  (1947,
"Коронет-тиэтр"), "Любовь под вязами" О'Нила (1952, "Анта  Плэйхауз")  и
др. Добиваясь экспрессивности  декораций,  Г.  прибегает  к  стилизации,
подч„ркивает  условность   при„мов,   но   не   порывает   с   жизненным
правдоподобием. С 1921 занимается  педагогич.  деятельностью,  препода„т
декорационное иск-во и историю т-ра.
   Соч.: New theatres for old, [N. Y.], 1940.
   ГОРЕЛОВ, Сергей Иванович (1877-1916)  -  русский  акт„р,  сын  В.  Н.
Давыдова (И. Н. Горелова). Окончил драм. курсы  Моск.  театр.  уч-ща  по

Страницы: «« « 579   580   581   582   583   584   585   586   587  588   589   590   591   592   593   594   595   596   597  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия