|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 » »» классу А. П. Ленского. Два сезона играл в Петербурге (в т-рах
литературно-артистич. кружка, Александрийском). Дальнейшая деятельность
Г. протекала в Одессе, Киеве, Кишин„ве. Не обладая ярким даром
перевоплощения, Г. покорял лиричностью своего дарования. Нервная
возбудимость соединялась у него с мягкостью сце-нич. исполнения. В
образах Освальда; Лорензаччо (о. п. Мюссе), герцога Рейхштадтского
("Орл„нок" Ростана) Г. подч„ркивал рефлексию, обреч„нность своих героев,
их беззащитность при столкновении с жизнью.
Лит.: "Театр и искусство", 1916, .ј 43,44; Ю р е н е в а В., Записки
актрисы, М.-Л., 1946. Л. Ход.
ГОРИЗОНТ (в театре)- декорация, изображающая с помощью спец.
освещения небесный свод. Г. развился из т. н. "воздуха" или "неба" -
плоской задней завесы, окрашенной в светло-голубой цвет. Его
возникновение относится к 80-м гг. 19 в. и связано с поисками реалистич.
отображения явлений природы на сцене. Существуют разл. конструкции Г.:
мягкие (матерчатые), ж„сткие (бетон, штукатурка по сетке рабиц, фанера),
полуж„сткие (матерчатые на каркасе). Г. бывают неподвижные - встроенные
в здание, и подвижные - откатывающиеся (поднимающиеся и скатывающиеся) .
По форме они подразделяются на прямые- полукруглые в плане или
очерченные по сложной кривой, и купольные, являющиеся частью сферы.
Наибольшее распространение получили мягкие Г. ( скатывающиеся и
поднимающиеся), полотнища к-рых обрамляют игровую площадку сцены (с 3-го
или 4-го плана сцены) сзади и с боковых сторон. Высота мягкого Г.
достигает верхней рабочей галереи, что позволяет оформлять сцену без
падуг на средних и задних планах. "Дорога" или "ход" совр.
скатывающегося Г. представляет собой металлич. раму, выгнутую по
заданной кривой, с установленными на ней (через каждые 300 мм) парными
роликами. Эти ролики несут пеньковый канат, к к-рому подшито полотнище.
Передвижение полотнища по "дороге" осуществляется с помощью леб„дки
ручного или электрич. привода. Поднимающийся мягкий Г. представляет
собой упро' щ„нный вариант скатывающегося. Полотнище его подвязывается к
изогнутой трубе или деревянной фасонной раме, подвешенной на обычном
штанкетном или спец. подъ„ме. Сферич. ж„сткие Г. позволяют добиться
лучших результатов (по сравнению с др. типами Г.) при создании
художеств. световых эффектов. Однако из-за своей громоздкости они
широкого распространения не получили. Неподвижный, встроенный сфе-рич.
Г. исключает возможность устройства арьерсцены и штанкетных подъ„мов на
последних планах сцены; подвижный (откатывающийся или поднимающийся)
сферич. Г. требует большого дополнит, пространства. И. Ф.
ГОРЙЯСКИЙ ТЕАТР (Государственный драматический театр имени Г.Эрис-т а
в и) - грузинский театр в г. Гори. Любительские спектакли в Гори
устраивались с 40-х гг. 19 в. В 70-е гг. здесь возникли любительские
кружки, возглавлявшиеся народниками. После установления в Грузии Сов.
власти (1921) в Гори играли проф. труппы, организуемые на сезон. В 1939
было закончено строительство театр. здания (арх. Ш. Тавадзе) и создан
постоянный коллектив. Первый руководитель т-ра - нар. арт. Груз. ССР П.
Прангишвили. На сцене т-ра были осуществлены спектакли, отразившие
прошлое Гори,- "Шавлего" Лукашвили, "На перевале" Гедевани-швили и др. В
т-ре работают (1962) засл. арт. Груз. ССР: Н. Берозашвили, Н.
Залдастанишвили, Т. Эри-стави, Ш. Херхеулидзе. Е. Ш.
ГОРИН-ГОРЯИНОВ (наст. фам. Горяинов), Анатолий Михайлович
(1.IX.1850-5.XII.1901) - русский акт„р. Окончил коммерч. уч-ще (1870).
Участвовал в любит, иполупроф. спектаклях (Карлуша-водевиль "Булочная"
П. Каратыгина, Счастливцев). В 1870-80 выступал на любительских и
полупроф. сценах Петербурга и его пригородов. В 1880-83 - акт„р
Александрийского т-ра (дебютировал в ролях: Платон - "Правда - хорошо, а
счастье лучше" Островского, Карандышев - "Бесприданница", Хлопонин -
"Зло ба дня" Потехина). Затем работал в петерб. клубах и пригородных
т-рах, играл в петерб. т-рах Неметти и "Фарс". Исполнял роли в
популярных в те годы фарсах - "Дама от Максима", "Контрол„р спальных
вагонов", "Злой дух" и др. Выступал в провинции (антреприза А. Н.
Дюковой в Харькове, "1-е Товарищество русских акт„ров" под рук. М. И.
Писарева и В. Н. Андреева-Бурлака). Роли: Счастливцев, Буланов ("Лес"),
Репетилов и Молчалин ("Горе от ума"), Чеглов-Соко-вин ("Горькая
судьбина" Писемского) и др. Был также антрепрен„ром (петерб. т-р "Фарс",
совм. с С. К. Ленни и Казанским, Саратовский т-р и др.).
Лит.: Гори н-Г оряинов Б., Акт„ры, М.-Л., 1947. А. Шн.
ГбРИН-ГОРЯИНОВ (наст. фам. - Горяинов), Борис Анатольевич
(6.XI.1883-15. IV. 1944) - русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР
(1935). Сын А. М. Горин-Горяинова. Будучи студентом Петерб. ун-та
(юри-дич. ф-т), участвовал в полупроф. спектаклях в клубах, пригородных
т-рах. По окончании ун-та (1904) начал выступать на проф. сцене (Киев,
антреприза М. М. Бородая, 1904-05). Играл в Кременчуге, петерб. Новом
т-ре Л. Б. Яворской (выезжал с этим т-ром на гастроли в Москву, Тифлис,
Баку, а также за границу - Австро-Венгрия, Сербия), Одессе, Моск. т-ре
Корша, Севастополе (до 1911).
Роли: Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Остер-гаузен ("Джентльмен"
Южина-Сумбатова), Арман Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына),
Миловзоров ("Без вины виноватые"), Фердинанд и Фон-Кальб ("Коварство и
любовь"), Васька Пепел ("На дне") и др. Особым успехом пользовался в
л„гких комедийных и буффонных ролях. В 1911 Г.-Г. дебютировал в ролях
Балагалаева ("Завтрак у предводителя" Тургенева) и Хлестакова на сцене
Александрийского т-ра (впоследствии - Ленингр. академич. т-р драмы им.
Пушкина). На сцене этого т-ра Г.-Г. создал свои лучшие образы, проявив
не только блестящее комедийное дарование, но и мастерство психологич.
характеристик, тонкое ощущение эпохи и стиля автора, умение сочетать
яркую театральность с проникновением в образ. С большим темпераментом и
комедийным блеском сыграл он роли Хлестакова, Сча-стливцева; Расплюева и
Тарелкина ("Свадьба Кре-чинского" и "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина),
Фигаро; Скапена и Сганареля ("Проделки Скапена" и "Дон Жуан" Мольера). В
сов. репертуаре - Дубровин-отец и академик Ленчицкий ("Огненный мост" и
"Бойцы" Ромашова). Снимался в кино ("Хромой барин", "Поручик Киже").
Соч.: Мой театральный опыт, Л., 1939; Кулисы, Л., 1940;
Акт„ры, Л.-М., 1947; Ф„дор Волков. Роман-хроника, Ярославль, 1942; то
же, 1950, 3 изд., 1956.
Лит.: "Рабочий и театр". Л., 1933, .Ns 3; "Искусство и жизнь", Л.,
1940, ј 4, с. 32-34; "Литературный современник", Л., 1939, ј 1, с.
179-184. А. Шн.
ГОРКИ (Horky), Карел (р. 4.IX.1909) - чешский композитор и педагог.
Музыке обучался у проф. Кржички сначала в Брно, затем в Праге. Автор
Страницы: «« « 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |