Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 » »» классу А. П. Ленского. Два сезона играл в Петербурге (в т-рах литературно-артистич. кружка, Александрийском). Дальнейшая деятельность Г. протекала в Одессе, Киеве, Кишин„ве. Не обладая ярким даром перевоплощения, Г. покорял лиричностью своего дарования. Нервная возбудимость соединялась у него с мягкостью сце-нич. исполнения. В образах Освальда; Лорензаччо (о. п. Мюссе), герцога Рейхштадтского ("Орл„нок" Ростана) Г. подч„ркивал рефлексию, обреч„нность своих героев, их беззащитность при столкновении с жизнью. Лит.: "Театр и искусство", 1916, .ј 43,44; Ю р е н е в а В., Записки актрисы, М.-Л., 1946. Л. Ход. ГОРИЗОНТ (в театре)- декорация, изображающая с помощью спец. освещения небесный свод. Г. развился из т. н. "воздуха" или "неба" - плоской задней завесы, окрашенной в светло-голубой цвет. Его возникновение относится к 80-м гг. 19 в. и связано с поисками реалистич. отображения явлений природы на сцене. Существуют разл. конструкции Г.: мягкие (матерчатые), ж„сткие (бетон, штукатурка по сетке рабиц, фанера), полуж„сткие (матерчатые на каркасе). Г. бывают неподвижные - встроенные в здание, и подвижные - откатывающиеся (поднимающиеся и скатывающиеся) . По форме они подразделяются на прямые- полукруглые в плане или очерченные по сложной кривой, и купольные, являющиеся частью сферы. Наибольшее распространение получили мягкие Г. ( скатывающиеся и поднимающиеся), полотнища к-рых обрамляют игровую площадку сцены (с 3-го или 4-го плана сцены) сзади и с боковых сторон. Высота мягкого Г. достигает верхней рабочей галереи, что позволяет оформлять сцену без падуг на средних и задних планах. "Дорога" или "ход" совр. скатывающегося Г. представляет собой металлич. раму, выгнутую по заданной кривой, с установленными на ней (через каждые 300 мм) парными роликами. Эти ролики несут пеньковый канат, к к-рому подшито полотнище. Передвижение полотнища по "дороге" осуществляется с помощью леб„дки ручного или электрич. привода. Поднимающийся мягкий Г. представляет собой упро' щ„нный вариант скатывающегося. Полотнище его подвязывается к изогнутой трубе или деревянной фасонной раме, подвешенной на обычном штанкетном или спец. подъ„ме. Сферич. ж„сткие Г. позволяют добиться лучших результатов (по сравнению с др. типами Г.) при создании художеств. световых эффектов. Однако из-за своей громоздкости они широкого распространения не получили. Неподвижный, встроенный сфе-рич. Г. исключает возможность устройства арьерсцены и штанкетных подъ„мов на последних планах сцены; подвижный (откатывающийся или поднимающийся) сферич. Г. требует большого дополнит, пространства. И. Ф. ГОРЙЯСКИЙ ТЕАТР (Государственный драматический театр имени Г.Эрис-т а в и) - грузинский театр в г. Гори. Любительские спектакли в Гори устраивались с 40-х гг. 19 в. В 70-е гг. здесь возникли любительские кружки, возглавлявшиеся народниками. После установления в Грузии Сов. власти (1921) в Гори играли проф. труппы, организуемые на сезон. В 1939 было закончено строительство театр. здания (арх. Ш. Тавадзе) и создан постоянный коллектив. Первый руководитель т-ра - нар. арт. Груз. ССР П. Прангишвили. На сцене т-ра были осуществлены спектакли, отразившие прошлое Гори,- "Шавлего" Лукашвили, "На перевале" Гедевани-швили и др. В т-ре работают (1962) засл. арт. Груз. ССР: Н. Берозашвили, Н. Залдастанишвили, Т. Эри-стави, Ш. Херхеулидзе. Е. Ш. ГОРИН-ГОРЯИНОВ (наст. фам. Горяинов), Анатолий Михайлович (1.IX.1850-5.XII.1901) - русский акт„р. Окончил коммерч. уч-ще (1870). Участвовал в любит, иполупроф. спектаклях (Карлуша-водевиль "Булочная" П. Каратыгина, Счастливцев). В 1870-80 выступал на любительских и полупроф. сценах Петербурга и его пригородов. В 1880-83 - акт„р Александрийского т-ра (дебютировал в ролях: Платон - "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского, Карандышев - "Бесприданница", Хлопонин - "Зло ба дня" Потехина). Затем работал в петерб. клубах и пригородных т-рах, играл в петерб. т-рах Неметти и "Фарс". Исполнял роли в популярных в те годы фарсах - "Дама от Максима", "Контрол„р спальных вагонов", "Злой дух" и др. Выступал в провинции (антреприза А. Н. Дюковой в Харькове, "1-е Товарищество русских акт„ров" под рук. М. И. Писарева и В. Н. Андреева-Бурлака). Роли: Счастливцев, Буланов ("Лес"), Репетилов и Молчалин ("Горе от ума"), Чеглов-Соко-вин ("Горькая судьбина" Писемского) и др. Был также антрепрен„ром (петерб. т-р "Фарс", совм. с С. К. Ленни и Казанским, Саратовский т-р и др.). Лит.: Гори н-Г оряинов Б., Акт„ры, М.-Л., 1947. А. Шн. ГбРИН-ГОРЯИНОВ (наст. фам. - Горяинов), Борис Анатольевич (6.XI.1883-15. IV. 1944) - русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1935). Сын А. М. Горин-Горяинова. Будучи студентом Петерб. ун-та (юри-дич. ф-т), участвовал в полупроф. спектаклях в клубах, пригородных т-рах. По окончании ун-та (1904) начал выступать на проф. сцене (Киев, антреприза М. М. Бородая, 1904-05). Играл в Кременчуге, петерб. Новом т-ре Л. Б. Яворской (выезжал с этим т-ром на гастроли в Москву, Тифлис, Баку, а также за границу - Австро-Венгрия, Сербия), Одессе, Моск. т-ре Корша, Севастополе (до 1911). Роли: Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Остер-гаузен ("Джентльмен" Южина-Сумбатова), Арман Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Миловзоров ("Без вины виноватые"), Фердинанд и Фон-Кальб ("Коварство и любовь"), Васька Пепел ("На дне") и др. Особым успехом пользовался в л„гких комедийных и буффонных ролях. В 1911 Г.-Г. дебютировал в ролях Балагалаева ("Завтрак у предводителя" Тургенева) и Хлестакова на сцене Александрийского т-ра (впоследствии - Ленингр. академич. т-р драмы им. Пушкина). На сцене этого т-ра Г.-Г. создал свои лучшие образы, проявив не только блестящее комедийное дарование, но и мастерство психологич. характеристик, тонкое ощущение эпохи и стиля автора, умение сочетать яркую театральность с проникновением в образ. С большим темпераментом и комедийным блеском сыграл он роли Хлестакова, Сча-стливцева; Расплюева и Тарелкина ("Свадьба Кре-чинского" и "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина), Фигаро; Скапена и Сганареля ("Проделки Скапена" и "Дон Жуан" Мольера). В сов. репертуаре - Дубровин-отец и академик Ленчицкий ("Огненный мост" и "Бойцы" Ромашова). Снимался в кино ("Хромой барин", "Поручик Киже"). Соч.: Мой театральный опыт, Л., 1939; Кулисы, Л., 1940; Акт„ры, Л.-М., 1947; Ф„дор Волков. Роман-хроника, Ярославль, 1942; то же, 1950, 3 изд., 1956. Лит.: "Рабочий и театр". Л., 1933, .Ns 3; "Искусство и жизнь", Л., 1940, ј 4, с. 32-34; "Литературный современник", Л., 1939, ј 1, с. 179-184. А. Шн. ГОРКИ (Horky), Карел (р. 4.IX.1909) - чешский композитор и педагог. Музыке обучался у проф. Кржички сначала в Брно, затем в Праге. Автор Страницы: «« « 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |