Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 580   581   582   583   584   585   586   587   588  589   590   591   592   593   594   595   596   597   598  » »»

классу  А.  П.  Ленского.  Два  сезона  играл  в  Петербурге  (в   т-рах
литературно-артистич. кружка, Александрийском). Дальнейшая  деятельность
Г.  протекала  в  Одессе,  Киеве,  Кишин„ве.  Не  обладая  ярким   даром
перевоплощения,  Г.  покорял  лиричностью  своего   дарования.   Нервная
возбудимость соединялась у  него  с  мягкостью  сце-нич.  исполнения.  В
образах Освальда;  Лорензаччо  (о.  п.  Мюссе),  герцога  Рейхштадтского
("Орл„нок" Ростана) Г. подч„ркивал рефлексию, обреч„нность своих героев,
их беззащитность при столкновении с жизнью.
   Лит.: "Театр и искусство", 1916, .ј 43,44; Ю р е н е в а В.,  Записки
актрисы, М.-Л., 1946. Л. Ход.
   ГОРИЗОНТ  (в  театре)-  декорация,  изображающая  с   помощью   спец.
освещения небесный свод. Г. развился из т. н.  "воздуха"  или  "неба"  -
плоской  задней  завесы,   окрашенной   в   светло-голубой   цвет.   Его
возникновение относится к 80-м гг. 19 в. и связано с поисками реалистич.
отображения явлений природы на сцене. Существуют разл.  конструкции  Г.:
мягкие (матерчатые), ж„сткие (бетон, штукатурка по сетке рабиц, фанера),
полуж„сткие (матерчатые на каркасе). Г. бывают неподвижные -  встроенные
в здание, и подвижные - откатывающиеся (поднимающиеся и скатывающиеся) .
По  форме  они  подразделяются  на  прямые-  полукруглые  в  плане   или
очерченные по сложной кривой,  и  купольные,  являющиеся  частью  сферы.
Наибольшее  распространение  получили  мягкие  Г.  (   скатывающиеся   и
поднимающиеся), полотнища к-рых обрамляют игровую площадку сцены (с 3-го
или 4-го плана сцены) сзади  и  с  боковых  сторон.  Высота  мягкого  Г.
достигает верхней рабочей галереи, что  позволяет  оформлять  сцену  без
падуг  на  средних  и  задних   планах.   "Дорога"   или   "ход"   совр.
скатывающегося  Г.  представляет  собой  металлич.  раму,  выгнутую   по
заданной кривой, с установленными на ней (через каждые 300  мм)  парными
роликами. Эти ролики несут пеньковый канат, к к-рому подшито  полотнище.
Передвижение полотнища по  "дороге"  осуществляется  с  помощью  леб„дки
ручного или электрич.  привода.  Поднимающийся  мягкий  Г.  представляет
собой упро' щ„нный вариант скатывающегося. Полотнище его подвязывается к
изогнутой трубе или деревянной фасонной  раме,  подвешенной  на  обычном
штанкетном или спец. подъ„ме.  Сферич.  ж„сткие  Г.  позволяют  добиться
лучших  результатов  (по  сравнению  с  др.  типами  Г.)  при   создании
художеств.  световых  эффектов.  Однако  из-за  своей  громоздкости  они
широкого распространения не получили. Неподвижный,  встроенный  сфе-рич.
Г. исключает возможность устройства арьерсцены и штанкетных подъ„мов  на
последних планах сцены;  подвижный  (откатывающийся  или  поднимающийся)
сферич. Г. требует большого дополнит, пространства. И. Ф.
   ГОРЙЯСКИЙ ТЕАТР (Государственный драматический театр имени Г.Эрис-т а
в и) - грузинский  театр  в  г.  Гори.  Любительские  спектакли  в  Гори
устраивались с 40-х гг. 19 в. В 70-е  гг.  здесь  возникли  любительские
кружки, возглавлявшиеся народниками. После установления  в  Грузии  Сов.
власти (1921) в Гори играли проф. труппы, организуемые на сезон. В  1939
было закончено строительство театр. здания (арх. Ш.  Тавадзе)  и  создан
постоянный коллектив. Первый руководитель т-ра - нар. арт. Груз. ССР  П.
Прангишвили. На  сцене  т-ра  были  осуществлены  спектакли,  отразившие
прошлое Гори,- "Шавлего" Лукашвили, "На перевале" Гедевани-швили и др. В
т-ре  работают  (1962)  засл.  арт.  Груз.  ССР:  Н.   Берозашвили,   Н.
Залдастанишвили, Т. Эри-стави, Ш. Херхеулидзе. Е. Ш.
   ГОРИН-ГОРЯИНОВ   (наст.   фам.   Горяинов),    Анатолий    Михайлович
(1.IX.1850-5.XII.1901) - русский акт„р. Окончил коммерч.  уч-ще  (1870).
Участвовал в любит, иполупроф. спектаклях  (Карлуша-водевиль  "Булочная"
П. Каратыгина,  Счастливцев).  В  1870-80  выступал  на  любительских  и
полупроф.  сценах  Петербурга  и  его  пригородов.  В  1880-83  -  акт„р
Александрийского т-ра (дебютировал в ролях: Платон - "Правда - хорошо, а
счастье лучше" Островского, Карандышев  -  "Бесприданница",  Хлопонин  -
"Зло ба дня" Потехина). Затем работал в  петерб.  клубах  и  пригородных
т-рах,  играл  в  петерб.  т-рах  Неметти  и  "Фарс".  Исполнял  роли  в
популярных в те годы фарсах - "Дама  от  Максима",  "Контрол„р  спальных
вагонов", "Злой дух" и  др.  Выступал  в  провинции  (антреприза  А.  Н.
Дюковой в Харькове, "1-е Товарищество русских акт„ров" под  рук.  М.  И.
Писарева и В. Н. Андреева-Бурлака). Роли: Счастливцев, Буланов  ("Лес"),
Репетилов  и  Молчалин  ("Горе  от  ума"),   Чеглов-Соко-вин   ("Горькая
судьбина" Писемского) и др. Был также антрепрен„ром (петерб. т-р "Фарс",
совм. с С. К. Ленни и Казанским, Саратовский т-р и др.).
   Лит.: Гори н-Г оряинов Б., Акт„ры, М.-Л., 1947. А. Шн.
   ГбРИН-ГОРЯИНОВ   (наст.   фам.   -   Горяинов),   Борис   Анатольевич
(6.XI.1883-15. IV. 1944) - русский  советский  акт„р.  Нар.  арт.  РСФСР
(1935). Сын  А.  М.  Горин-Горяинова.  Будучи  студентом  Петерб.  ун-та
(юри-дич. ф-т), участвовал в полупроф. спектаклях в клубах,  пригородных
т-рах. По окончании ун-та (1904) начал выступать на проф.  сцене  (Киев,
антреприза М. М. Бородая, 1904-05). Играл в  Кременчуге,  петерб.  Новом
т-ре Л. Б. Яворской (выезжал с этим т-ром на гастроли в Москву,  Тифлис,
Баку, а также за границу - Австро-Венгрия, Сербия), Одессе,  Моск.  т-ре
Корша, Севастополе (до 1911).
   Роли: Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Остер-гаузен  ("Джентльмен"
Южина-Сумбатова),  Арман  Дюваль   ("Дама   с   камелиями"   Дюма-сына),
Миловзоров ("Без вины виноватые"), Фердинанд и Фон-Кальб  ("Коварство  и
любовь"), Васька Пепел ("На дне") и др.  Особым  успехом  пользовался  в
л„гких комедийных и буффонных ролях. В 1911 Г.-Г.  дебютировал  в  ролях
Балагалаева ("Завтрак у предводителя" Тургенева) и Хлестакова  на  сцене
Александрийского т-ра (впоследствии - Ленингр. академич. т-р  драмы  им.
Пушкина). На сцене этого т-ра Г.-Г. создал свои лучшие  образы,  проявив
не только блестящее комедийное дарование, но  и  мастерство  психологич.
характеристик, тонкое ощущение эпохи и  стиля  автора,  умение  сочетать
яркую театральность с проникновением в образ. С большим темпераментом  и
комедийным блеском сыграл он роли Хлестакова, Сча-стливцева; Расплюева и
Тарелкина ("Свадьба Кре-чинского" и "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина),
Фигаро; Скапена и Сганареля ("Проделки Скапена" и "Дон Жуан" Мольера). В
сов. репертуаре - Дубровин-отец и академик Ленчицкий ("Огненный мост"  и
"Бойцы" Ромашова). Снимался в кино ("Хромой барин", "Поручик Киже").
   Соч.: Мой театральный опыт, Л., 1939; Кулисы, Л., 1940;
   Акт„ры, Л.-М., 1947; Ф„дор Волков. Роман-хроника, Ярославль, 1942; то
же, 1950, 3 изд., 1956.
   Лит.: "Рабочий и театр". Л., 1933, .Ns 3; "Искусство  и  жизнь",  Л.,
1940, ј 4, с. 32-34; "Литературный  современник",  Л.,  1939,  ј  1,  с.
179-184. А. Шн.
   ГОРКИ (Horky), Карел (р. 4.IX.1909) - чешский композитор  и  педагог.
Музыке обучался у проф. Кржички сначала в Брно,  затем  в  Праге.  Автор

Страницы: «« « 580   581   582   583   584   585   586   587   588  589   590   591   592   593   594   595   596   597   598  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия