|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 » »» Вильяуррутия, С. Ново, В. M. Диес Барросо. Коллектив вв„л в свою творч.
практику и пропагандировал систему К. С. Станиславского, использовал
достижения M. Рейнхардта и др. крупнейших режисс„ров. Написал ряд пьес,
пост. т-рами Мексики и др. стран Латинской Америки: "Новый рай" (1930),
"Школа любви" (1933), "Быть или не быть" (1934), "Последствия
сновидения" (1938), "Цвет нашей кожи" (1952), "Рубрика светского1
общества" (1955). Эти пьесы показываю! жизнь гор. бурж. кругов. Г.-чл.
франц. Академии лит-ры, профессор кафедры сценич. действия Нац. школы
драматич. иск-ва. Руководитель театр. отделения мекс. Нац. ин-та изящных
иск-в.
Лит.: Magana EsquivelA., Teatro mexicano del siglo XX, Mexico, 1956;
Pala v i с i n i F., Mexico - historia de suevo-lucion constructiva,
Mexico, 1945; К n a p p Jones, Breve historia del teatro
latinoamericano, Mexico, 1956; N а с с i С h., Concepcion del mundo en
el teatro mexicano del siglo veinte, Mexico, 1951. К). Я.
ГОРСКИЙ, Александр Алексеевич
[6(18).VIII.1871-20.X.1924] - русский артист балета, балетмейстер,
педагог. Засл. арт. Гос. академич. т-ров. С 1889, по окончании Петерб.
театр. уч-ща,- артист балета Мариинского т-ра. Учился у педагогов П. К.
Карсавина, H. И. Волкова, M. И. Петипа. Исполнял партии классич.,
характерные и гротесковые:
Принц ("Спящая красавица"), Сатир ("Тангейзер"), китайский танец
("Щелкунчик") и др. В 1896 был назначен преподавателем Петерб. балетного
уч-ща. В 1900- 24 - балетмейстер Большого театра.
Г. углубил реалистич. традиции рус. балета, сблизил балетный т-р с
передовым драматич. иск-вом, расширил рамки жанров в классич. балете,
широко применяя пантомиму и характерный танец. Значит, влияние на
творчество Г. оказал МХТ. Г. создал новые самостоят, редакции балетов:
"Дон Кихот" (1900), "Лебединое озеро" (1900); "Кон„к-Горбунок" Пуни
(1901), "Волшебное зеркало" Ко-рещенко (1905), "Раймонда" (1908);
"Корсар" Адана (1912). Из новых балетов Г. наиболее значительные: "Дочь
Гудулы" на муз. Симона (1902), "Саламбо" Аренд -са (1910), "Любовь
быстра" на муз. Грига (1913), "Эвника и Петроний" на муз. Шопена (1915)
и др. Г. усиливал дра-матургич. основу балета, давал акт„рам материал
для создания жизненно правдивых, эмоционально-содер-жат. образов,
придавал большое значение кордебалету, в его пост. танц.-драматич.
действие вытеснило старый дивертисмент, значительно обогатилась
пантомима. Г. расширил репертуар, к оформлению спектаклей привлекал
таких художников, как К. Коровин, А. Головин, П. Кон-чаловский.
Балетмейстерская деятельность Г. была порой противоречива; в его пост.
проявлялись натуралистич. и импрессионистские тенденции. Однако в годы
предреволюционного кризиса буржуазного театра Г. оставался убежд„нным
защитником реалистических принципов в иск-ве.
В сов. время Г. пост. в Большом т-ре балет "Стенька Разин" (на муз.
Глазунова, 1918), впервые в Москве осуществил пост. балета "Щелкунчик"
(1919), пост. "Хризис" Глиэра (1921), "Баядерку" Минкуса (1923),
"Безделушки" Моцарта, "Вечно живые цветы" на муз. Чайковского и Асафьева
(1922) и др. Г. оказал влияние на творч., развитие многих крупных
балетных акт„ров - Е. В. Гельцер, С. 4/Ф„доровой, В. А. Рябцева, М. М.
Мордкина и др. Среди его учеников - A.M. Мессерер, М. М. Габович и др.
Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории советского
балетного театра, М.-Л., 1950;
Бахрушин Ю., Александр Алексеевич Горский. 1871- 1924, М.-Л., 1946; Б
о р исоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т.
2, Л., 1939;
Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР,
М., 1947. Ел. Б.
ГОРЧАКОВ, Николай Михайлович (1898-28.VIII. 1958) - русский советский
режисс„р и педагог, театровед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1943), доктор
искусствоведения. Воспитанник 3-й Студии МХТ (руководитель Е. Б.
Вахтангов), Г. работал в студии с 1922 как режисс„р (пост. "Битва жизни"
по Диккенсу, 1924) и акт„р. В 1924 переш„л в МХАТ. Принял участие в
пост. спектаклей под рук. Станиславского ("Горе от ума", 1925, и др.) и
В. И. Немировича-Данченко ("Квадратура круга" Катаева, 1928, и др.).
Позднее в сотрудничестве с др. режисс„рами МХАТа пост. спектакли:
"Земля" Вир-ты (1937), "Школа злословия" Шеридана (1940), "Двенадцать
месяцев" Маршака (1948), "Офицер флота" Крона (Гос. пр. СССР, 1946),
"Осенний сад" Хелман (1956). Пост. спектакли: "Мольер" Булгакова (1936),
"Беспокойная старость" (1956). Одновременно с работой в МХАТе Г. был в
1933-41 и 1943-48 худ. рук. Моск. т-ра Сатиры; пост. "Чужой реб„нок"
Шквар-кина (1933, совм. с Корфом), "Факир на час" (1946, совм. с
Хенкиным); в 1941-43 - Моск. т-ра драмы, где пост. "Русские люди",
"Фронт". Режисс„рские работы Г. отмечены тонким пониманием стиля пьесы,
большой сценич. культурой.
Значит, вкладом в сов. театроведение явилась книга Г. "Режисс„рские
уроки К. С. Станиславского" (1950, 2-е изд. 1951, Гос. пр. СССР, 1952),
созданная им на основе записей репетиций и бесед со Станиславским. Г.
много выступал как театр. рецензент. В„л педагогич. работу. С 1939 -
профессор и зав. кафедрой режиссуры ГИТИСа.
Соч.: Беседы о режиссуре, М.-Л., 1941 (имеется библиография); В. И.
Качалов - Чацкий (1906-1938 гг.), в кн.:
Ежегодник Московского Художественного театра. 1948г., т. II, М.-Л.,
1951; "Русские люди", "Фронт", "Офицер флота", в сб.: Работа режиссера
над советской пьесой, М.-Л., 1950; Режиссерские уроки К. С.
Станиславского. Беседы и записи репетиции, М., 1950, 3 изд., доп. и
пере-раб., М., 1952; Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957;
Спектакль художественной самодеятельности, М., 1954;
Как поставить спектакль, М., 1955; Работа режиссере над спектаклем,
М., 1956; Работа над спектаклем. Работа режиссера над пьесой, Рига, 1956
(на латыш. яз.); Тренаж и мастерство актера, пер. И. Лиспа, [Рига], 1957
(на латыш. яз.); В. Г. Сахновский, в кн.: Сахновский В. Г., Мысли о
режиссуре, М.-Л., 1947, с. 3-40; В. В. Лужский, в кн.: Ежегодник
Московского Художественного театра, 1946 г., М., 1948, с. 429-466; В. Г.
Сахновский. Жизнь и творчество, в кн.: Ежегодник Московского
Художественного театра. 1945г., т. I, М., 1948, с. 665-696; М.
М.Тарханов, там же, 1948 г., т. I, М.-Л., 1950, с. 509-560; Николай
Петрович Баталов (к 50-летию со дня рождения), там же, 1949- 1950 гг.,
М., 1952, с. 557-589; Вл. И. Немирович-Данченко в работе над пьесой К.
Тренева "Любовь Яровая", там же, 1951-1952, М., 1956, с. 221-249;
Физические действия в процессе репетиции, "Театр", 1951, ј 2, с. 49-62;
Страницы: «« « 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |