Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 615   616   617   618   619   620   621   622   623  624   625   626   627   628   629   630   631   632   633  » »»

(Репетилов, а впоследствии Фамусов), И. В. Ильинский (Загорецкий), А. А.
Яблочкина и В. О. Массалитинова (Хл„стова) и др. раскрывали в комедии не
только борьбу двух поколений, но и борьбу двух миров - мира крепостников
и эксплуататоров и мира борцов за счастье народа. К 1938 относится также
и новая постановка МХАТа  (пост.  В.  И.  Немировича-Данченко,  худ.  В.
Дмитриев). Крупнейшим  достижением  спектакля,  в  к-ром  играли  М.  М.
Тарханов (Фамусов), И. М. Москвин  (Загорецкий),  О.  Л.  Книппер-Чехова
(Хл„стова), А. О. Степанова (Софья), О. Н. Андровская (Лиза) и др., было
исполнение В. И. Качаловым роли Чацкого. На этот  раз  артист  в  полной
мере передал обществ, пафос образа,  раскрывая  в  Чацком  прежде  всего
мыслителя и борца.
   Начиная с сер. 30-х  гг.  (с  пост.  в  1935  "Горя  от  ума"  Н.  Н.
Синельниковым на  сцене  Харьковского  т-ра  русской  драмы)  борьба  за
реалистич. освоение комедии Г. охватила и периферию.
   Лучшие пост. "Горя от ума" были осуществлены в Ростове-на-Дону (1937;
реж. и исполнитель роли Чацкого - Ю. А. Завадский), в г. Горьком  (1938;
реж. Н. И. Соболыциков-Самарин), в Архангельске (1938), в Рязани  (1938;
реж. А. И.  Канин),  в  Смоленске  (1939;  реж.  Н.  А.  Покровский),  в
Ярославле (1948), в Краснодаре (1950). Ставится "Горе от ума" и в  т-рах
для детей и юношества (Московский Госцент-юз, 1939, реж. Б. Норд, Центр,
детский т-р, 1951, реж. М. О. Кнебель, Казахский ТЮЗ в Алма-Ате,  1959).
"Горе от ума" в переводе на латыш. яз. было пост. Т-ром драмы Латв.  ССР
(1950); на укр. яз.-в Черновцах (1951), на чуваш,  яз.  -  в  Чебоксарах
(1947);  спектакль  "Горе  от  ума"  был  включ„н  в  число   спектаклей
Бурятского драм. т-ра, показанных во время 2-й декады  бурят,  иск-ва  в
Москве (1959, реж. Ф. С. Сахиров). "Горе от ума" ставилось за рубежом, в
т. ч. в Болгарии, Чехословакии,  Румынии,  ГДР,  Польше,  КНР,  Австрии,
Англии, Иране и др. странах.
   Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1-3, СП Б, 1911-  1917;  Рукопись
комедии "Горе от ума" (фототипич. изд.) у М., 1903; Сочинения, М., 1953.
   Лит.: Белинский В. Г., Горе  от  ума.  Комедия  в  4-х  действиях,  в
стихах. [Критич. разбор], Собрание соч. в тр„х томах, т.  1,  М.,  1948;
Гончаров И. А., Миллион терзаний,  в  его  кн.:  Литературно-критические
статьи  и  письма,  Л.,  1938;   А.   С.   Грибоедов   в   воспоминаниях
современников, М., 192 Нечкина М. В., А. С. Грибоедов  и  декабристы,  2
изд., М., 1951; Орлов В. Н., Александр Сергеевич  Грибоедов.  1795-1829,
Л.-М., 1949; Петров С. М., А. С. Грибоедов, М. - Л., 1945; П и к с а-нов
Н. К., Творческая история "Горе от ума", М.-Л.,1928;
   А. С. Грибоедов, М.- Л., 1946 (Литературное наследство" т.47-48); Л е
о н о в Л.  М.,  Судьба  поэта.  Доклад,  прочитанный  на  торжественном
заседании в Большом театре 15 января 1945 г., в его кн.: Избранное,  М.,
1945; Пиксанов  Н.  К.,  Сценическая  история  "Горе  от  ума",  в  кн.:
Грибоедов А. С.,  "Горе  от  ума",  М.,  1946;  Филиппов  В.  А.,  "Пять
Фамусовых", в сб.: Столетие Малому театру. 1824-1924, М., 1924; Филиппов
В. А., "Горе от ума" А. С. Грибоедова на русской  сцене,  М.,  "Знание",
1954. См. также библиографию к ст. "Горе от ума". С.Пет., Л. Ход.
   ГРИБО‚ДОВСКАЯ ПРЕМИЯ -  ежегодная  поощрительная  денежная  премия  в
память А. С.  Грибоедова,  учрежд„нная  в  1894  Об-вом  рус.  драматич.
писателей и оперных композиторов. Присуждалась за новые лучшие в  сезоне
пьесы членов Об-ва, поставленные императорскими или  частными  т-рами  в
Петербурге, Москве. Распределением премий занималась спец.  комиссия  из
авторитетных литераторов и артистов, переизбиравшаяся ежегодно на  общем
собрании  членов  Об-ва.  Фонд  Г.  п.   составлялся   из   добровольных
пожертвований, а премиальные - из  процентов  на  осн.  капитал.  Премии
вручались авторам 30 янв. каждого года (день кончины Грибоедова). Г.  п.
были отмечены в разные годы пьесы М. Горького  ("Мещане",  1903,  "Васса
Железнова",   1912),   Л.   Андреева   ("ОаиДеапшз",   1912),   А.    И.
Южина-Сумбатова ("Старый закал", 1895,  и  "Джентльмен",  1899),  С.  А.
Найд„нова ("Дети Ванюшина",  1903),  В.  И.  Немировича-Данченко  ("Цена
жизни", 1897, "В мечтах", 1903) и др. А. Шн.
   ГРИБО‚ДОВСКАЯ СТУДИЯ (Московская студия имени  А.  С.  Грибоедова)  -
театральная студия, существовавшая в 1915-24. Организована артисткой МХТ
С. В. Халютиной и адвокатом А. Н. Васильевым. Худ. руководителиХалютина,
артисты МХТ Н.П. Кудрявцев и В. В. Л уж-ский.  Придерживаясь  реалистич.
позиций, Г. с. боролась с модными в то время формалистич. тенденциями. В
1921-22  здесь  проч„л  цикл  лекций  К.  С.  Станиславский.  В  Г.   с.
преподавали Н. С. Бутова, С.  М.  Волконский,  О.  Г.  Лобанова,  Е.  С.
Телешова. 1-й спектакль студии - "Горе от ума" (1916), затем были  пост.
"Не так живи, как хочется" Островского (1919), "Плутни Скапена" (1922) и
др. Среди участников Г. с.- С. В. Азанчевский, С.  Б.  Васильев,  В.  В.
Вронская, А. А. Ефремов, М. М. Иловайский, М. Н. Кедров, Н. И.  Оленина,
В. Орлова, Н. И. Сац, М. А. Титова и др. Ал. Е.
   ГРИБУНИН, Владимир Ф„дорович [4(16).IV.1873- l. IV. 1933]  -  русский
советский акт„р. Засл.деят. иск-в РСФСР (1933). Учился  в  уч-ще  Малого
т-ра (1893-95) у М. П. Садовского. С 1898  -  в  труппе  МХТ.  Г.-преим.
характерный актер бытового плана. Острое  чувство  формы  соединялось  у
него  с  большим  художеств.  талантом,  с  "искусством  полутонов"  (по
характеристике  В.  И.  Немировича-Данченко).  Играл  гл.  обр.  в  рус.
репертуаре:   Никита   ("Власть   тьмы"),   Фс;рапонт,    Чебутыкин    и
Симеонов-Пищик   ("Три   сестры"   и   "Вишн„вый    сад"),    Ступендьев
("Провинциалка"     Тургенева),     Фурнач„в     ("Смерть      Пазухина"
Салтыкова-Щедрина).  Обличительно-сатирич.  сторона   дарования   Г.   с
особенной силой проявилась в роли
   Курослепова ("Горячее сердце")- одной из лучших работ артиста (1926).
А. Кл.
   ГРЙВИЦКАС, Витаутас Винцович (р. 8. XI.  1925)-  литовский  советский
балетмейстер. Засл. деят. иск-в Лит.ССР  (1959).  С  1944-артист  балета
Т-ра оперы и балета в  Каунасе.  Партии:  Ротбарт  ("Лебединое  озеро"),
Гирей  ("Бахчисарайский  фонтан"),  Кунот  ("Ау-дроне"  Индры).  В  1952
окончил   ГИТИС   (балетмейстерское   отделение)   и   начал    работать
балетмейстером, а позже гл. балетмейстером в Т-ре оперы  и  балета  Лит.
ССР (Вильнюс). Г. -либреттист и постановщик  (вместе  с  А.  Мессерером)
первого  литов.  сов.  балета  "На  берегу   моря"   Юзелюнаса   (1953),
изображающего  жизнь  литов.  рыбаков  в  послевоен.  период,  и  балета
"Аудроне" Индры на историч.  сюжет.  В  сво„м  творчестве  Г.  стремится
сочетать  классику  с  элементами  литов.  нар.   танцев,   ищет   новые
выразительные  средства.  Пост.  балеты:  "Светлана"  Клебанова  (1951),
"Жизель" (1956), "Пер Гюнт" Грига (1956), "Эгле Королева  ужей"  Балсиса
(1960), "Северный сон" Аустера (1961) и др. Пост. оперы:
   "Франк  Крук"  Горбулскиса,  "Красная   шапочка"   Го-киели   (1959).

Страницы: «« « 615   616   617   618   619   620   621   622   623  624   625   626   627   628   629   630   631   632   633  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия