|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 » »» (Репетилов, а впоследствии Фамусов), И. В. Ильинский (Загорецкий), А. А.
Яблочкина и В. О. Массалитинова (Хл„стова) и др. раскрывали в комедии не
только борьбу двух поколений, но и борьбу двух миров - мира крепостников
и эксплуататоров и мира борцов за счастье народа. К 1938 относится также
и новая постановка МХАТа (пост. В. И. Немировича-Данченко, худ. В.
Дмитриев). Крупнейшим достижением спектакля, в к-ром играли М. М.
Тарханов (Фамусов), И. М. Москвин (Загорецкий), О. Л. Книппер-Чехова
(Хл„стова), А. О. Степанова (Софья), О. Н. Андровская (Лиза) и др., было
исполнение В. И. Качаловым роли Чацкого. На этот раз артист в полной
мере передал обществ, пафос образа, раскрывая в Чацком прежде всего
мыслителя и борца.
Начиная с сер. 30-х гг. (с пост. в 1935 "Горя от ума" Н. Н.
Синельниковым на сцене Харьковского т-ра русской драмы) борьба за
реалистич. освоение комедии Г. охватила и периферию.
Лучшие пост. "Горя от ума" были осуществлены в Ростове-на-Дону (1937;
реж. и исполнитель роли Чацкого - Ю. А. Завадский), в г. Горьком (1938;
реж. Н. И. Соболыциков-Самарин), в Архангельске (1938), в Рязани (1938;
реж. А. И. Канин), в Смоленске (1939; реж. Н. А. Покровский), в
Ярославле (1948), в Краснодаре (1950). Ставится "Горе от ума" и в т-рах
для детей и юношества (Московский Госцент-юз, 1939, реж. Б. Норд, Центр,
детский т-р, 1951, реж. М. О. Кнебель, Казахский ТЮЗ в Алма-Ате, 1959).
"Горе от ума" в переводе на латыш. яз. было пост. Т-ром драмы Латв. ССР
(1950); на укр. яз.-в Черновцах (1951), на чуваш, яз. - в Чебоксарах
(1947); спектакль "Горе от ума" был включ„н в число спектаклей
Бурятского драм. т-ра, показанных во время 2-й декады бурят, иск-ва в
Москве (1959, реж. Ф. С. Сахиров). "Горе от ума" ставилось за рубежом, в
т. ч. в Болгарии, Чехословакии, Румынии, ГДР, Польше, КНР, Австрии,
Англии, Иране и др. странах.
Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1-3, СП Б, 1911- 1917; Рукопись
комедии "Горе от ума" (фототипич. изд.) у М., 1903; Сочинения, М., 1953.
Лит.: Белинский В. Г., Горе от ума. Комедия в 4-х действиях, в
стихах. [Критич. разбор], Собрание соч. в тр„х томах, т. 1, М., 1948;
Гончаров И. А., Миллион терзаний, в его кн.: Литературно-критические
статьи и письма, Л., 1938; А. С. Грибоедов в воспоминаниях
современников, М., 192 Нечкина М. В., А. С. Грибоедов и декабристы, 2
изд., М., 1951; Орлов В. Н., Александр Сергеевич Грибоедов. 1795-1829,
Л.-М., 1949; Петров С. М., А. С. Грибоедов, М. - Л., 1945; П и к с а-нов
Н. К., Творческая история "Горе от ума", М.-Л.,1928;
А. С. Грибоедов, М.- Л., 1946 (Литературное наследство" т.47-48); Л е
о н о в Л. М., Судьба поэта. Доклад, прочитанный на торжественном
заседании в Большом театре 15 января 1945 г., в его кн.: Избранное, М.,
1945; Пиксанов Н. К., Сценическая история "Горе от ума", в кн.:
Грибоедов А. С., "Горе от ума", М., 1946; Филиппов В. А., "Пять
Фамусовых", в сб.: Столетие Малому театру. 1824-1924, М., 1924; Филиппов
В. А., "Горе от ума" А. С. Грибоедова на русской сцене, М., "Знание",
1954. См. также библиографию к ст. "Горе от ума". С.Пет., Л. Ход.
ГРИБО‚ДОВСКАЯ ПРЕМИЯ - ежегодная поощрительная денежная премия в
память А. С. Грибоедова, учрежд„нная в 1894 Об-вом рус. драматич.
писателей и оперных композиторов. Присуждалась за новые лучшие в сезоне
пьесы членов Об-ва, поставленные императорскими или частными т-рами в
Петербурге, Москве. Распределением премий занималась спец. комиссия из
авторитетных литераторов и артистов, переизбиравшаяся ежегодно на общем
собрании членов Об-ва. Фонд Г. п. составлялся из добровольных
пожертвований, а премиальные - из процентов на осн. капитал. Премии
вручались авторам 30 янв. каждого года (день кончины Грибоедова). Г. п.
были отмечены в разные годы пьесы М. Горького ("Мещане", 1903, "Васса
Железнова", 1912), Л. Андреева ("ОаиДеапшз", 1912), А. И.
Южина-Сумбатова ("Старый закал", 1895, и "Джентльмен", 1899), С. А.
Найд„нова ("Дети Ванюшина", 1903), В. И. Немировича-Данченко ("Цена
жизни", 1897, "В мечтах", 1903) и др. А. Шн.
ГРИБО‚ДОВСКАЯ СТУДИЯ (Московская студия имени А. С. Грибоедова) -
театральная студия, существовавшая в 1915-24. Организована артисткой МХТ
С. В. Халютиной и адвокатом А. Н. Васильевым. Худ. руководителиХалютина,
артисты МХТ Н.П. Кудрявцев и В. В. Л уж-ский. Придерживаясь реалистич.
позиций, Г. с. боролась с модными в то время формалистич. тенденциями. В
1921-22 здесь проч„л цикл лекций К. С. Станиславский. В Г. с.
преподавали Н. С. Бутова, С. М. Волконский, О. Г. Лобанова, Е. С.
Телешова. 1-й спектакль студии - "Горе от ума" (1916), затем были пост.
"Не так живи, как хочется" Островского (1919), "Плутни Скапена" (1922) и
др. Среди участников Г. с.- С. В. Азанчевский, С. Б. Васильев, В. В.
Вронская, А. А. Ефремов, М. М. Иловайский, М. Н. Кедров, Н. И. Оленина,
В. Орлова, Н. И. Сац, М. А. Титова и др. Ал. Е.
ГРИБУНИН, Владимир Ф„дорович [4(16).IV.1873- l. IV. 1933] - русский
советский акт„р. Засл.деят. иск-в РСФСР (1933). Учился в уч-ще Малого
т-ра (1893-95) у М. П. Садовского. С 1898 - в труппе МХТ. Г.-преим.
характерный актер бытового плана. Острое чувство формы соединялось у
него с большим художеств. талантом, с "искусством полутонов" (по
характеристике В. И. Немировича-Данченко). Играл гл. обр. в рус.
репертуаре: Никита ("Власть тьмы"), Фс;рапонт, Чебутыкин и
Симеонов-Пищик ("Три сестры" и "Вишн„вый сад"), Ступендьев
("Провинциалка" Тургенева), Фурнач„в ("Смерть Пазухина"
Салтыкова-Щедрина). Обличительно-сатирич. сторона дарования Г. с
особенной силой проявилась в роли
Курослепова ("Горячее сердце")- одной из лучших работ артиста (1926).
А. Кл.
ГРЙВИЦКАС, Витаутас Винцович (р. 8. XI. 1925)- литовский советский
балетмейстер. Засл. деят. иск-в Лит.ССР (1959). С 1944-артист балета
Т-ра оперы и балета в Каунасе. Партии: Ротбарт ("Лебединое озеро"),
Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Кунот ("Ау-дроне" Индры). В 1952
окончил ГИТИС (балетмейстерское отделение) и начал работать
балетмейстером, а позже гл. балетмейстером в Т-ре оперы и балета Лит.
ССР (Вильнюс). Г. -либреттист и постановщик (вместе с А. Мессерером)
первого литов. сов. балета "На берегу моря" Юзелюнаса (1953),
изображающего жизнь литов. рыбаков в послевоен. период, и балета
"Аудроне" Индры на историч. сюжет. В сво„м творчестве Г. стремится
сочетать классику с элементами литов. нар. танцев, ищет новые
выразительные средства. Пост. балеты: "Светлана" Клебанова (1951),
"Жизель" (1956), "Пер Гюнт" Грига (1956), "Эгле Королева ужей" Балсиса
(1960), "Северный сон" Аустера (1961) и др. Пост. оперы:
"Франк Крук" Горбулскиса, "Красная шапочка" Го-киели (1959).
Страницы: «« « 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |