Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 534   535   536   537   538   539   540   541   542  543   544   545   546   547   548   549   550   551   552  » »»

   ГИАЦИНТОВ  (наст.  фам.  -Б  улочников),  Александр  Михайлович   [16
(28).VII. 1896- 15.VI.1957]- русский советский акт„р и  режисс„р.  Засл.
деят.  иск.  РСФСР  (1956).  Сценич.  деятельность  начал   в   1921   в
красноармейском т-ре. Демобилизовавшись  из  армия,  поступил  на  проф.
сцену. Работал как акт„р, режисс„р и худ. рук. периферийных  т-ров  в  К
амышине, Чебоксарах, Муроме, Тюмени, Мичуринске, Торжке и в др. городах.
С 1942 был гл. режисс„ром, директором и акт„ром основанного им т-ра в г.
Кимры Калининской обл. Уделяя  большое  внимание  работе  с  акт„рами  и
особенно  с  молод„жью,  Г.  создал  в  этом  т-ре  крепкий   творческий
коллектив. Пост. спектакли: "Егор Булы-чов  и  другие"  (1945),  "Платон
Кречета (1946), "На дне" (1947), "Ревизор" (1952),  "Гроза"  (1954),  "В
добрый час" Розова (1955) и др. В своей режисс„рской работе Г. стремился
к единству ансамбля, к правдивому, реалистич. решению спектакля.  Лучшие
роли  Г.:  Полежаев   ("Беспокойная   старость"   Рахманова),   Степанов
("Директор" Ал„шина), Ян Грубек ("Под каштанами Праги" Симонова),  Лосев
("Закон чести" Штейна), майор Петерсон ("Под  золотым  орлом"  Га-лана),
Горлохватский ("Кто сме„тся последним" Крапивы) и др. Л. В.
   ГИАЦИНТОВА,   Софья   Владимировна   [р.   23.VII   (4.VIIJ).   1895,
Москва]русская советская актриса и режисс„р. Нар. арт. СССР (1955). Член
КПСС с 1951. Отец Г.- профессор Моск. ун-та по  кафедре  истории  иск-в.
Еще будучи гимназисткой, Г. начала заниматься драм. иск-вом  у  артистки
МХТ Е. П. Муратовой. В 1910 по конкурсу  была  принята  в  МХТ.  Впервые
выступила на сцене в 1911 в роли служанки в пьесе  Гамсуна  "У  жизни  в
лапах". Г. вошла в группу молод„жи,  к-рая  начала  заниматься  системой
Станиславского и составила  ядро  1-й  Студии  МХТ.  Руководителем  этой
студии стал Л. А. Сулержиц-кий, занятия по системе в„л
   Е. Б. Вахтангов. Г. работала в МХТ до 1924; роли:  Маша  ("Нахлебник"
Тургенева, 1912), Пелагея ("Будет радость" Мережковского, 1916),  Митиль
("Синяя птица" Метерлинка, 1917) и др. Осн. творческая  деятельность  Г.
связана с 1-й Студией, впоследствии преобразованной в МХАТ 2-й (1924). В
первом спектакле Студии "Гибель "Надежды"" Хейер-манса (1913) Г. сыграла
Клементину; затем исполнила роли Иды ("Праздник мира" Гауптмана,  1913),
Феи  ("Сверчок  на  печи"  Диккенса,  1914).  Работая  под  руководством
Станиславского, Немировича-Данченко, Сулержицкого, Г. глубоко восприняла
осн. законы реалистич. иск-ва МХТ, его художеств. и  этич.  принципы.  В
совершенстве  владея  иск-вом  перевоплощения  и   тонкого   психологич.
анализа, глубоко проникая в эпоху и  стиль  автора,  Г.  в  каждой  роли
находит неповторимые характерные черты и детали. Лучшие
   оли Г.,  сыгранные  на  сцене  1-й  Студии  и  MX  А  Та  -го:  Мария
("Двенадцатая ночь", 1917 и 1933),  Кек-кина  ("Бабы"  Гольдони,  1929),
Сима ("Чудак" Афиногенова, 1929), Нелли ("Униж„нные и  оскорбл„нные"  по
Достоевскому, 1932), Амаранта ("Испанский  священник"  Флетчера,  1934),
Женевьева ("Мольба о жизни" Деваля, 1935) и  др.  После  закрытия  МХАТа
2-го Г. работала в т-ре  МОСПС  (1936-38),  где  играла  Рашель  ("Васса
Железнова" Горького, 1936), Донну Анну ("Каменный гость" Пушкина,  1937)
и др. роли. В 1938-58 была актрисой и режисс„ром (с 1952-гл. режисс„ром)
Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. Здесь она создала ряд своих значит.
работ: Нора (1939); Леонарда  ("Валенсиа  некая  вдова"  Лопе  де  Вега,
1940), Наталья  Петровна  ("Месяц  в  деревне"  Тургенева,  1944),  Сара
("Семья  Ферелли  теряет  покой"  Хелман,  1945),  Мария   Александровна
("Семья" Попова, 1949), т„тя Тася ("Годы  странствий"  Арбузова,  1954),
Раневская ("Вишн„вый сад", 1955) и др. Как режисс„р Г. впервые выступила
в МХАТе 2-м ("Бабы" Гольдони, 1929, совм. с С. Г. Бирман и Л- И. Дейкун,
"Двенадцатая ночь" Шекспира, 1934, совм. с В В. Готовцевым). В т-ре  им.
Ленинского комсомола  ею  были  пост.:  "Нора"  (1939,  совм.  с  И.  Н.
Берсеневым), "Месяц в деревне" Тургенева (1944), "Семья" Попова  (1949),
"Годы странствий" Арбузова (1954, совм. с В. Р.  Соловь„вым),  "Вишн„вый
сад" (1955, совм. с А. А. Пелевиным) и др. С 1958 Г.  работает  в  Моск.
драм. т-ре им. Станиславского. Снималась в кинофильмах "Клятва" (Варвара
Михайловна;
   Ст. пр. 1947), "Семья Ульяновых" (Мария Александровна Ульянова) и др.
   Лит.: Залесский В., Софья Владимировна Гиацинтова, М.-Л., 1949. Л. В.
   "ГИБЕЛЬ БОГОВ", "Сумерки богов" ("Die Gotterdammerung") - музыкальная
драма Р. Вагнера (четв„ртая часть из  цикла  опер  "Кольцо  Нибелунга").
Либр.  композитора  на  основе   сканд.   эпоса   8-9   вв.   "Эдда"   и
средне-верхнеиемецко-го эпоса "Песнь о Нибелунгах"  13  в.'  Соч.  1874.
Пост. 17 авг. 1876 в Байр„тском т-ре (Зигфрид - Унтер,  Гунтер  -  Гура,
Хаген - Знр, Аяьберих - Хилль, Брунгильда - Матерна, Гутруна - Векерлен,
Вальтраута - Жаид, Норньг - Вагнер, Шефцки, Грюн; дириж„р  Рихтер,  реж.
Брандт, худ. Гофман и Бргокнер, балетм. Фрикв).
   В России впервые пост. нем. труппой Неймана  в  Москве  и  Петербурге
(1889) Первая пост. на рус. яз.- 20 янв. 1903 в Мариинском т-ре (Зигфрид
- Ершов, Гунтер - Шаронов, 1  Альберих  -  Орлов,  Хаген  -  Касторский,
Брунгильда - 1 Литвин, Гутруна, - Ермоленко Вальтраута - Славина, Нор-ны
- Долина" Фриде, Буткевич, Воглинда  -  Михайлова,  Вель-гунда-Носилова,
Флосхильда- Тугаринова; дириж„р  Направник,  худ.  Коровин  и  Клодт  по
эскизам Бенуа) Возобновлена на рус. сцене 10 окт. 1911  в  Большом  т-ре
(рус. перевод И. Тюменева; Зигфрид - Алчев-ский Гунтер-Г, Пирогов, Хаген
- Петров, Альберих - Павловский, Гутруна -  Кали-новская,  Брунгильда  -
Бала-новская, Вальтраута - Павлова; дириж„р  Купер,  худ.  Коровин).  На
сов. сцене пост. 26  февр.1  931  Ленинградским  т-ром  оперы  и  балета
(дирижер Дра-нишников; реж. Палечек, декорации по эскизам Бенуа).
   Издания - партитура, Mainz, B. Schott's Sohne,  (s.  a.J;  рус.  изд.
клавира, пер. И.  Тюменева,  М.,  Юргенгон,  (1897];  под  назв.  "Закат
богов", пер. В. Коломийцова, М., Юргенсон, Гб. г.]. ff Гр
   "ГИБЕЛЬ ВОЛКА" ("По г?бель вока") - пьеса в 4 д. Э. Л.  Саму„нка  (из
жизни  пограничного  белорусского  колхоза:  о   бдительности,   дружбе,
мужестве сов. людей). Соч. 1938 (ни белррусек. яз.). Пост.  в  1939  1-м
Белорусским  драм.  т-ром  (ныне  Театр  им.  Я.  Купалы),  Минск  (реж.
Санников, худ.  Ушаков,  комп.  Любан;  Бокуть  -  Дедюшко,  Добрынин  -
Бирилло, Язэп - Барановский, Аиисим-  Гри-гонис,  Данила  -  Счаиснович,
Степанида - Полло, Настя -  Ждавовяч,  Харкевич  -  Глебов,  Абабурка  -
Владомирский, Микола - Платонов); в 1940,  во  время  декады  белорусок.
иск-ва, спектакль показывался в Москве. В 1939 "Г.  в."  ставили  также:
2-й Белорус. драм. т-р  (ныне  Т-р  им.  Я,  Коласа),  Витебск  (реж.  и
исполнитель роли Язэпа - Молчанов, худ. Николаев,  Бокуть  -  Сергийчик,
Степанида - Мозалевская, Настя - Гепкнер, Харкевич - Ильинский, Абабурка
- Сквир-ския); Полесский т-р, Мозырь (Гомельск. обл.); Рабочий т-р клуба
им. Ленина, Гомель.
   Издания.-Первая публикация "Г. в." на белорусок. яз.: Саму идеи  а  к

Страницы: «« « 534   535   536   537   538   539   540   541   542  543   544   545   546   547   548   549   550   551   552  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия