Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 » »» ГИАЦИНТОВ (наст. фам. -Б улочников), Александр Михайлович [16 (28).VII. 1896- 15.VI.1957]- русский советский акт„р и режисс„р. Засл. деят. иск. РСФСР (1956). Сценич. деятельность начал в 1921 в красноармейском т-ре. Демобилизовавшись из армия, поступил на проф. сцену. Работал как акт„р, режисс„р и худ. рук. периферийных т-ров в К амышине, Чебоксарах, Муроме, Тюмени, Мичуринске, Торжке и в др. городах. С 1942 был гл. режисс„ром, директором и акт„ром основанного им т-ра в г. Кимры Калининской обл. Уделяя большое внимание работе с акт„рами и особенно с молод„жью, Г. создал в этом т-ре крепкий творческий коллектив. Пост. спектакли: "Егор Булы-чов и другие" (1945), "Платон Кречета (1946), "На дне" (1947), "Ревизор" (1952), "Гроза" (1954), "В добрый час" Розова (1955) и др. В своей режисс„рской работе Г. стремился к единству ансамбля, к правдивому, реалистич. решению спектакля. Лучшие роли Г.: Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Степанов ("Директор" Ал„шина), Ян Грубек ("Под каштанами Праги" Симонова), Лосев ("Закон чести" Штейна), майор Петерсон ("Под золотым орлом" Га-лана), Горлохватский ("Кто сме„тся последним" Крапивы) и др. Л. В. ГИАЦИНТОВА, Софья Владимировна [р. 23.VII (4.VIIJ). 1895, Москва]русская советская актриса и режисс„р. Нар. арт. СССР (1955). Член КПСС с 1951. Отец Г.- профессор Моск. ун-та по кафедре истории иск-в. Еще будучи гимназисткой, Г. начала заниматься драм. иск-вом у артистки МХТ Е. П. Муратовой. В 1910 по конкурсу была принята в МХТ. Впервые выступила на сцене в 1911 в роли служанки в пьесе Гамсуна "У жизни в лапах". Г. вошла в группу молод„жи, к-рая начала заниматься системой Станиславского и составила ядро 1-й Студии МХТ. Руководителем этой студии стал Л. А. Сулержиц-кий, занятия по системе в„л Е. Б. Вахтангов. Г. работала в МХТ до 1924; роли: Маша ("Нахлебник" Тургенева, 1912), Пелагея ("Будет радость" Мережковского, 1916), Митиль ("Синяя птица" Метерлинка, 1917) и др. Осн. творческая деятельность Г. связана с 1-й Студией, впоследствии преобразованной в МХАТ 2-й (1924). В первом спектакле Студии "Гибель "Надежды"" Хейер-манса (1913) Г. сыграла Клементину; затем исполнила роли Иды ("Праздник мира" Гауптмана, 1913), Феи ("Сверчок на печи" Диккенса, 1914). Работая под руководством Станиславского, Немировича-Данченко, Сулержицкого, Г. глубоко восприняла осн. законы реалистич. иск-ва МХТ, его художеств. и этич. принципы. В совершенстве владея иск-вом перевоплощения и тонкого психологич. анализа, глубоко проникая в эпоху и стиль автора, Г. в каждой роли находит неповторимые характерные черты и детали. Лучшие оли Г., сыгранные на сцене 1-й Студии и MX А Та -го: Мария ("Двенадцатая ночь", 1917 и 1933), Кек-кина ("Бабы" Гольдони, 1929), Сима ("Чудак" Афиногенова, 1929), Нелли ("Униж„нные и оскорбл„нные" по Достоевскому, 1932), Амаранта ("Испанский священник" Флетчера, 1934), Женевьева ("Мольба о жизни" Деваля, 1935) и др. После закрытия МХАТа 2-го Г. работала в т-ре МОСПС (1936-38), где играла Рашель ("Васса Железнова" Горького, 1936), Донну Анну ("Каменный гость" Пушкина, 1937) и др. роли. В 1938-58 была актрисой и режисс„ром (с 1952-гл. режисс„ром) Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. Здесь она создала ряд своих значит. работ: Нора (1939); Леонарда ("Валенсиа некая вдова" Лопе де Вега, 1940), Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1944), Сара ("Семья Ферелли теряет покой" Хелман, 1945), Мария Александровна ("Семья" Попова, 1949), т„тя Тася ("Годы странствий" Арбузова, 1954), Раневская ("Вишн„вый сад", 1955) и др. Как режисс„р Г. впервые выступила в МХАТе 2-м ("Бабы" Гольдони, 1929, совм. с С. Г. Бирман и Л- И. Дейкун, "Двенадцатая ночь" Шекспира, 1934, совм. с В В. Готовцевым). В т-ре им. Ленинского комсомола ею были пост.: "Нора" (1939, совм. с И. Н. Берсеневым), "Месяц в деревне" Тургенева (1944), "Семья" Попова (1949), "Годы странствий" Арбузова (1954, совм. с В. Р. Соловь„вым), "Вишн„вый сад" (1955, совм. с А. А. Пелевиным) и др. С 1958 Г. работает в Моск. драм. т-ре им. Станиславского. Снималась в кинофильмах "Клятва" (Варвара Михайловна; Ст. пр. 1947), "Семья Ульяновых" (Мария Александровна Ульянова) и др. Лит.: Залесский В., Софья Владимировна Гиацинтова, М.-Л., 1949. Л. В. "ГИБЕЛЬ БОГОВ", "Сумерки богов" ("Die Gotterdammerung") - музыкальная драма Р. Вагнера (четв„ртая часть из цикла опер "Кольцо Нибелунга"). Либр. композитора на основе сканд. эпоса 8-9 вв. "Эдда" и средне-верхнеиемецко-го эпоса "Песнь о Нибелунгах" 13 в.' Соч. 1874. Пост. 17 авг. 1876 в Байр„тском т-ре (Зигфрид - Унтер, Гунтер - Гура, Хаген - Знр, Аяьберих - Хилль, Брунгильда - Матерна, Гутруна - Векерлен, Вальтраута - Жаид, Норньг - Вагнер, Шефцки, Грюн; дириж„р Рихтер, реж. Брандт, худ. Гофман и Бргокнер, балетм. Фрикв). В России впервые пост. нем. труппой Неймана в Москве и Петербурге (1889) Первая пост. на рус. яз.- 20 янв. 1903 в Мариинском т-ре (Зигфрид - Ершов, Гунтер - Шаронов, 1 Альберих - Орлов, Хаген - Касторский, Брунгильда - 1 Литвин, Гутруна, - Ермоленко Вальтраута - Славина, Нор-ны - Долина" Фриде, Буткевич, Воглинда - Михайлова, Вель-гунда-Носилова, Флосхильда- Тугаринова; дириж„р Направник, худ. Коровин и Клодт по эскизам Бенуа) Возобновлена на рус. сцене 10 окт. 1911 в Большом т-ре (рус. перевод И. Тюменева; Зигфрид - Алчев-ский Гунтер-Г, Пирогов, Хаген - Петров, Альберих - Павловский, Гутруна - Кали-новская, Брунгильда - Бала-новская, Вальтраута - Павлова; дириж„р Купер, худ. Коровин). На сов. сцене пост. 26 февр.1 931 Ленинградским т-ром оперы и балета (дирижер Дра-нишников; реж. Палечек, декорации по эскизам Бенуа). Издания - партитура, Mainz, B. Schott's Sohne, (s. a.J; рус. изд. клавира, пер. И. Тюменева, М., Юргенгон, (1897]; под назв. "Закат богов", пер. В. Коломийцова, М., Юргенсон, Гб. г.]. ff Гр "ГИБЕЛЬ ВОЛКА" ("По г?бель вока") - пьеса в 4 д. Э. Л. Саму„нка (из жизни пограничного белорусского колхоза: о бдительности, дружбе, мужестве сов. людей). Соч. 1938 (ни белррусек. яз.). Пост. в 1939 1-м Белорусским драм. т-ром (ныне Театр им. Я. Купалы), Минск (реж. Санников, худ. Ушаков, комп. Любан; Бокуть - Дедюшко, Добрынин - Бирилло, Язэп - Барановский, Аиисим- Гри-гонис, Данила - Счаиснович, Степанида - Полло, Настя - Ждавовяч, Харкевич - Глебов, Абабурка - Владомирский, Микола - Платонов); в 1940, во время декады белорусок. иск-ва, спектакль показывался в Москве. В 1939 "Г. в." ставили также: 2-й Белорус. драм. т-р (ныне Т-р им. Я, Коласа), Витебск (реж. и исполнитель роли Язэпа - Молчанов, худ. Николаев, Бокуть - Сергийчик, Степанида - Мозалевская, Настя - Гепкнер, Харкевич - Ильинский, Абабурка - Сквир-ския); Полесский т-р, Мозырь (Гомельск. обл.); Рабочий т-р клуба им. Ленина, Гомель. Издания.-Первая публикация "Г. в." на белорусок. яз.: Саму идеи а к Страницы: «« « 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |