Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 509   510   511   512   513   514   515   516   517  518   519   520   521   522   523   524   525   526   527  » »»

подч„ркивать в Ричарде царственное и исключительное, Г. отказался  и  от
традиционного показа его примитивным - мелким и страшным злодеем.  У  Г.
это был умный и волевой человек,  храбрость  к-рого  не  знала  предела.
Природа сделала его физическим уродом. Ричард мстит природе и  людям  за
сво„ уродство, хочет компенсировать  его  неограниченным  могуществом  и
властью, добытыми любой ценой. Но зло, победив в его  душе,  приводит  в
конечном итоге его самого к гибели. Психологически сложный  и  внутренне
противоречивый  образ  Ричарда,  созданный  Г.,  был   отмечен   чертами
подлинной жизненной правды. Роль Ричарда III сделалась одной  из  лучших
ролей Г. и сохранялась в его репертуаре до конца сценич. деятельности.
   Играя короля Лира, Г. выделял на передний план его  личную  трагедию,
основанную на оскорбл„нном чувстве отцовства. Лир был для Г. не корол„м,
а прежде всего человеком, униженным жестокостью и вероломством  дочерей.
Главная отличительная черта исполнения Г. роли  Лира  -  его  интерес  к
эмоциональным переживаниям старого короля. Познав  глубоко  человеческие
чувства и страдания, Лир-Г. приходил к новому  пониманию  людей,  но  не
терял  веры  в  жизнь.  Стремясь  подчеркнуть  просветительскую  идею  о
неминуемом торжестве доброго начала над злым, Г. играл финал трагедии  в
переработке Н. Тейта, по к-рой пьеса  заканчивалась  смертью  Эдмунда  и
злых дочерей короля, возвращением Лиру  престола  и  примирением  его  с
собой и с окружающей действительностью.
   Г. несколько раз  менял  трактовку  роли  Гамлета.  Первоначально  он
выделял тему сыновней любви Гамлета и его горячее желание  отомстить  за
смерть  отца.  В  последней  редакции  (1772)  Г.  по-иному  решал  тему
трагедии: Гамлет добровольно бер„т на себя свершение  высшего  суда  над
Клавдием, чтобы восстановить попранную справедливость,  господствовавшую
в мире. Как и в "Короле Лире",  Г.  видоизменял  конец  трагедии:  после
убийства Клавдия Гамлет бросается на меч  Лаэрта,  добровольной  смертью
искупая тяж„лое преступление против  человечности  -  убийство  Клавдия.
Смертельно раненый, он соединяет руки Горацио и Лаэрта, благословляя  их
на царствование. Так и эта трагедия Шекспира в трактовке Г.  приобретала
истолкование,   характерное   для    просветительской    философии.    В
интерпретации Г. Гамлет -  это  многогранный  характер,  человек  широко
одар„нный,  тонко  и  глубоко  чувствующий.  Ему   свойственны   большая
жизненная энергия, сила воли и темперамент в сочетании  с  редким  умом,
стремлением  познать   тончайшие   извилины   человеческой   психологии,
способностью к сатирической оценке событий.
   В роли Макбета Г. также концентрировал сво„  внимание  на  внутренней
жизни героя. Он  подч„ркивал  его  "заурядность",  рисовал  обыкновенным
человеком, какими полна реальная действительность. Макбет в трактовке Г.
обладал мягким,  нерешительным  характером,  он  с  трудом  и  лишь  под
влиянием леди Макбет решался на преступление, был глубоко подавлен  всем
происшедшим, а затем искренне раскаивался.  В  написанном  Г.  финальном
монологе Макбет признавал, что постигшее его возмездие  было  вполне  им
заслужено.  Своей  трактовкой   трагедии   Г.   утверждал   нравственную
ответственность человека за соверш„нные им поступки.
   С 1747 Г. сделался совладельцем т-ра "Друри-Лейн", с этого времени он
получил возможность продолжить задуманную им реформу  сценич.  иск-ва  в
масштабе крупнейшего театр. коллектива Англии. Он  стал  реже  выступать
как акт„р, менее интенсивно работал над новыми ролями. Вс„ его  внимание
было направлено  на  создание  постоянной  труппы  и  воспитание  е„  на
реалистич. началах. Г.  собрал  в  руководимый  им  т-р  лучших  акт„ров
Англии.  Добиваясь  сценич.   правды,   он   уделял   большое   внимание
репетиционному процессу, работе с  акт„рами.  Г.  добивался  слаженности
ансамбля акт„ров первого и  второго  положения.  Массовые  же  сцены  он
рассматривал как фон, на к-ром разыгрывалось действие, и заботился  лишь
об их выразительной группировке. Тем не менее,  для  англ.  т-ра  18  в.
стремление Г. к созданию ансамбля даже для одной только  ведущей  группы
акт„ров являлось большим шагом впер„д по пути сценич. реализма.
   Стремление к достижению в спектаклях большей сценич. правды вынуждало
Г. к поискам новых постановочных средств. Он вв„л ряд усовершенствований
сценич. площадки, впервые применил рефлекторы  освещения  глубины  сцены
(что  позволило  строить  действие  не  только  на  переднем  плане,  но
использовать вс„ е„  пространство),  после  долгой  борьбы  ему  удалось
уничтожить на сцене места для привилегированных зрителей.
   Популярность Г. в Европе особенно возросла после того, как в  1763-65
он совершил путешествие по Франции и Италии.  Он  сблизился  с  великими
франц. просветителями - Дидро, Гольбахом, Гриммом и  др.,  к-рые  высоко
ценили иск-во Г., ссылались на его творческую практику и обобщали  е„  в
своих теоретич. работах о сценич.  иск-ве.  В  свою  очередь  их  теории
оказали влияние на творчество Г., в том числе и на его  драматургию.  Г.
написано около 40 пьес, в числе к-рых комедия  "Тайный  брак"  (совм.  с
драматургом Колменом-старшим),  к-рая  сохраняется  в  репертуаре  англ.
т-ров. Г.  также  принадлежит  большое  количество  прологов,  эпилогов,
стихов, входивших в программу каждого спектакля. Он обрабатывал пьесы (в
т. ч. Шекспира, Бен Джонсона, Уичерли  и  др.),  шедшие  на  сцене  т-ра
"Друри-Лейн". Эту работу он продолжал и после того, как  в  1776  продал
драматургу Р. Шеридану свой пай в т-ре "Друри-Лейн" и отош„л от активной
театральной деятельности.
   Демократич. и новаторский характер творчества Г. определили его славу
как первого акт„ра Англии  и  Европы.  Г.  похоронен  в  Вестминстерском
аббатстве у подножия бюста Шекспира.
   Лит.: П о л н e р Т.  И.,  Давид  Гаррик,  СПБ,  1891  (серия  "Жизнь
замечательных людей"); Минц Н. В., Давид Гаррик, М.-Л., 1939; M u г р  h
у A., The life of D. Garrick, v. 1-2, L., 1768, 1801; Fitzgerald P., The
life of D. Gar-rick, v. 1-2, L., 1868; Hedgcock F. A.,  D.  Garrick  and
his French friends, L., 1912. Я. Мин.
   ГАРСЙА   (Garcia),   Мануэль   дель   Пополо   Висенте    (22.1.1775,
Севилья,2.VI.1832, Париж) - испанский артист оперы (тенор), композитор и
педагог. Отец знаменитых артистов: певца М. Гарсиа, певиц М. Малибран  и
П. Виардо. Г. впервые выступил как композитор в Кадиксе в программе нар.
т-ра, для к-рой написал несколько номеров. Переехав  в  Мадрид,  в  1798
поступил в театр. труппу. Вскоре завоевал известность как один из лучших
исполнителей партий во франц. комич. операх, популярных  в  то  время  в
Испании. В 1802-05 Г. участвовал в первом  исполнении  в  Испании  оперы
Моцарта "Свадьба Фигаро". С 1807 пел на сцене итальянского т-ра в Париже
(с 1816-первый тенор). Гастролировал  также  в  Неаполе  и  др.  городах
Италии (1810-16), в Нью-Йорке (1825-27) и Мехико (1828). В 1816  в  Риме
исполнил впервые партию Альмавивы в "Севильском цирюльнике"  Россини.  В
репертуаре Г.- осн.  партии  тенорового  репертуара  того  времени:  Дон

Страницы: «« « 509   510   511   512   513   514   515   516   517  518   519   520   521   522   523   524   525   526   527  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия