Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 495   496   497   498   499   500   501   502   503  504   505   506   507   508   509   510   511   512   513  » »»

рояле и  аккомпаниатором.  Одновременно  начал  активную  композиторскую
деятельность. Первое сценическое произведение - зингшпиль  "Хромой  бес"
(Вена, "Кернт-нертортеатр", 1752, 2-я ред.-"Новый хромой бес",  там  же,
1758). В 1759-61 Г. работал композитором и капельмейстером оркестра чеш.
графа Морцина {близ Пльзеня), с 1761-капельмейстером князя Эстер-гази, у
к-рого прослужил до 1790. С 1790 жил в Вене, неоднократно бывал в Париже
и Англии,  где  выступал  как  композитор  и  дириж„р  (с  1791-  доктор
Оксфордского ун-та).  Г.  принадлежит  св.  30  опер,  сохранивших  свою
ценность до наших дней. Часть  опер  Г.  утеряна.  Первая  сохранившаяся
опера- "Ацис и Галатея" (1763, Эйзенштадт)- написана  по  канонам  итал.
оперной школы, с традиц. большими  ариями  и  речитативами.  Театральное
"интермеццо" Г. "Певица" (1767, Эстерхаза) представляло  собой  живую  и
остроумную пародию  на  "оперу-сериа".  Комич.  талант  Г.  проявился  в
опере-буфф "Аптекарь" (1768, Эстерхаза) на текст Гольдони. В 1770-80  Г.
создал 6 комич. опер, среди к-рых лучшие - "Истинное постоянство" (1776)
и "Лунный мир" (1777) по либретто Гольдони (пост. вЭстерхазе).Эти  оперы
характеризуются остроумием, лирич. выразительностью, динамич. развитием;
разв„рнутый характер получили оркестровые  эпизоды,  особенно  увертюра.
Опера  "Необитаемый  остров"  на  либр.  Метастазио  (1779,   Эстерхаза)
написана в традициях "оперы-сериа". К лучшим произв. Г. относятся оперы,
созданные  им  в  последний  период   жизни:   "Роланд-паладин"   (1782,
Эстерхаза), "Армида" (1784, Эстерхаза),  комич.  опера  "Душа  философа"
(1791) и опера "Орфей и Эвридика"  (1805),  написанные  для  Лондонского
т-ра. Г. написал также оперы:  "Рыбаки"  (1770),  "Неожиданная  встреча"
(1775),  "Вознагражд„нная  преданность"  (1780),   бурлеску   "Обманутая
неверность" (1773, Эстерхаза).  Другие  сценич.  произв.  Г.:  зингшпили
"Маркиза из Неаполя", "Вдова", "Доктор", "Сганарель" (все в 1762,  пост.
в Эйзенштад-те); оперы для  т-ра  марионеток  "Фил  ем  он  и  Бавки-да"
(1773),   "Наказанный   мститель"   (1777),   "Покинутая   Дидона"   (не
сохранилась). Г. принадлежит музыка к пьесам  "Пожар"  Гросмана  (1774),
"Альф ред, или Король-патриот" Бикнелла  (1796).  После  смерти  Г.  его
оперы были забыты, однако в  наше  время  мн.  из  них  вновь  входят  в
репертуар т-ров, в т. ч. "Лунный мир", "Аптекарь", "Армида" и др. Важным
вкладом в развитие муз.-драматич. жанра  были  оратории  Г.  "Сотворение
мира" (1798) и "Времена года" (1801).
   Лит.: Альшванг А., Иосиф Гайдн, М.-Л., 1947;
   P o hl С. F., Joseph Haydn, Bd 1-2, Lpz., 1875-1882;
   Barbaud P., Haydn, P., 1957; N ow a k L.,  Joseph  Haydn,  W.,  1951;
Wendschuh L., Uber Haydns
   Opern,  Halle,  1896;  Wirt  h  H.,  Joseph  Haydn,  als  Dramatiker,
Wolfenbuttel - B., 1940. АН. В., Л. М.
   ГАЙНУЛЛИН,  Нажиб  Самигуллович  [р.  2(15).  V.  1912]  -  татарский
советский акт„р. Нар. арт. Тат. АССР (1950), засл.  арт.  РСФСР  (1957),
член КПСС с 1943. Окончив в  1936  Казанский  театр.  техникум,  Г.  был
принят в Т-р им. Камала (Казань).  Создал  острохарактерные,  динамичные
образы:   Хан   Джи-гангир   ("Хужа    Насретдин"    Исанбета),    Бадри
("Галия-бану"Файзи), Шмага ("Без вины виноватые"),  Меркуцио  ("Ромео  и
Джульетта"). Создал образ В. И. Ленина в спектакле  "Человек  с  ружь„м"
Погодина (1947). С 1958-худ. рук. и директор Т-ра им.  Камала.  Поставил
спектакли: "Рауфа" Файзи  (1957),  "Светит,  да  не  греет"  Островского
(1950). X. К.
   ГАЙТО (Gaito), Константине (3.VIII.1878-14.XII. 1945) -  аргентинский
композитор, дириж„р и пианист. Музыке обучался сначала в  Буэнос-Айресе,
затем  в  Неаполитанской  консерватории  (по  фп.  -у   Си-монетти,   по
композиции - у Платани). Выступал в Европе как пианист и дириж„р. В 1910
вернулся на родину, где  занимался  композиторской  и  преподавательской
деятельностью.   Автор   ряда   опер,   ставившихся   в   т-ре   "Колон"
(Буэнос-Айрес), в т. ч. "Дориа", "Персей", "Царь Эдип", "Кай Петроний" и
др. В ранних операх Г. проявилось влияние итал. оперного  иск-ва  как  в
выборе античных сюжетов, так и музыкально-выразит. средствах.  В  зрелых
операх, большей частью написанных на нац. сюжеты, черты, характерные для
итал. оперного иск-ва,  сочетаются  с  мотивами  южноамер.  фольклора  -
"Снежный цветок" (1922), "Оллантай" (1925), "Ласаро" (1929) и "Цыганская
кровь" (1932), завоевавшая большую популярность в Аргентине. Г.  написал
балеты "Цветок Ируе" и "Город золотых ворот", лирич. комедию  "Пажи  Его
Величества", а также ряд произв. в  др.  жанрах.  Ал.  Р.,  Л.  АУ.  ГАЙ
ЦЗЯО-ТЯНЬ (р. 1888) - китайский  акт„р.  Сценич.  искусству  обучался  в
театр. школе с 8 лет.  С  90-х  гг.  начал  акт„рскую  деятельность.  Г.
Ц.-т.один из крупнейших акт„ров  Пекинской  муз.  драмы,  выступающих  в
амплуа ушэ-на (полководец или герой-воин). Наследуя  и  развивая  лучшие
традиции кит. театра, Г. Ц.-т. воплотил на сцене  популярнейший  в  кит.
народе образ вождя крестьянского восстания 11 века У Суна (в одноим„нной
пьесе). С большим успехом выступает также в пьесе "На  перекр„стке  тр„х
дорог".
   ГАККЕБУШ, Любовь Михайловна (14.?Х.1888- 28. V.I  947)  -  украинская
советская актриса и педагог. Нар. арт. УССР (1943). Член  КПСС  с  1944.
Сценич. деятельность  начала  в  1917  в  Национальном  т-ре  (Киев).  В
последующие годы работала  в  т-рах  им.  Шевченко  (Киев),  им.  Франко
(Винница), "Берез?ль" (Киев),  им.  Октябрьской  революции  (Одесса).  В
1928-38  -  актриса  Харьковского  Краснозавод-ского  т-ра  (с  1932   в
Сталине), в 1941-44 - Харьковского  т-ра  им.  Шевченко.  Разностороннее
дарование Г. с особой полнотой раскрылось в классич.  репертуаре.  Роли:
Иокаста  ("Царь  Эдип"  Софокла),  Леди  Макбет;  фру  Альвинг;   Иоргис
("Северные богатыри" Ибсена), Васса Железнова;  Гурмыжская  ("Лес").  Г.
была  одной  из  первых  исполнительниц   ролей   в   пьесах   советских
драматургов: Любовь Яровая; Клара ("Страх"), Гильда ("Песня  о  Св?чке",
Кочерги), Таланова ("Нашествие") и  др.  Творчество  Г.  характеризуется
глубиной психологич. анализа, отточенностью сценич. рисунка. С 1919 вела
педагогич. работу в Одессе, Харькове. С 1944 - в Киевском театр.  ин-те.
Автор переводов пьес Мольера, Ромашова, Трен„ва и Афиногенова. А. Др.
   ГАЛ (Gal), Дьюла (1866-1945) - венгерский акт„р. В 1882 начал сценич.
деятельность.  Работал  в  т-рах  провинции,  в  1896-1901  -   в   т-ре
"Вигсинхаз" в Будапеште, исполнял роли фатов и характерные роли. С  1901
до конца жизни был акт„ром Нац. т-ра (Будапешт). Образы, созданные Г.  в
драмах Катоны,-  Микхал  бан  ("Банк-бан"),  Хевеши  -  Я  нош  Андерсен
("Элзевир"), Шекспира - Шейлок; Джон ("Ричард  II"),  Бекингем  ("Ричард
III"), Лир; Ибсена  -  Кролл  ("Росмерсхольм"),  Бракк("Гедда  Габлер"),
Шиллера- Великий инквизитор ("Дон Карлос"), отличались ясностью замысла,
ч„ткостью и выразительностью.
   С 1901 был профессором Театр. академии в Будапеште. А. Н.

Страницы: «« « 495   496   497   498   499   500   501   502   503  504   505   506   507   508   509   510   511   512   513  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия