|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 » »» рояле и аккомпаниатором. Одновременно начал активную композиторскую
деятельность. Первое сценическое произведение - зингшпиль "Хромой бес"
(Вена, "Кернт-нертортеатр", 1752, 2-я ред.-"Новый хромой бес", там же,
1758). В 1759-61 Г. работал композитором и капельмейстером оркестра чеш.
графа Морцина {близ Пльзеня), с 1761-капельмейстером князя Эстер-гази, у
к-рого прослужил до 1790. С 1790 жил в Вене, неоднократно бывал в Париже
и Англии, где выступал как композитор и дириж„р (с 1791- доктор
Оксфордского ун-та). Г. принадлежит св. 30 опер, сохранивших свою
ценность до наших дней. Часть опер Г. утеряна. Первая сохранившаяся
опера- "Ацис и Галатея" (1763, Эйзенштадт)- написана по канонам итал.
оперной школы, с традиц. большими ариями и речитативами. Театральное
"интермеццо" Г. "Певица" (1767, Эстерхаза) представляло собой живую и
остроумную пародию на "оперу-сериа". Комич. талант Г. проявился в
опере-буфф "Аптекарь" (1768, Эстерхаза) на текст Гольдони. В 1770-80 Г.
создал 6 комич. опер, среди к-рых лучшие - "Истинное постоянство" (1776)
и "Лунный мир" (1777) по либретто Гольдони (пост. вЭстерхазе).Эти оперы
характеризуются остроумием, лирич. выразительностью, динамич. развитием;
разв„рнутый характер получили оркестровые эпизоды, особенно увертюра.
Опера "Необитаемый остров" на либр. Метастазио (1779, Эстерхаза)
написана в традициях "оперы-сериа". К лучшим произв. Г. относятся оперы,
созданные им в последний период жизни: "Роланд-паладин" (1782,
Эстерхаза), "Армида" (1784, Эстерхаза), комич. опера "Душа философа"
(1791) и опера "Орфей и Эвридика" (1805), написанные для Лондонского
т-ра. Г. написал также оперы: "Рыбаки" (1770), "Неожиданная встреча"
(1775), "Вознагражд„нная преданность" (1780), бурлеску "Обманутая
неверность" (1773, Эстерхаза). Другие сценич. произв. Г.: зингшпили
"Маркиза из Неаполя", "Вдова", "Доктор", "Сганарель" (все в 1762, пост.
в Эйзенштад-те); оперы для т-ра марионеток "Фил ем он и Бавки-да"
(1773), "Наказанный мститель" (1777), "Покинутая Дидона" (не
сохранилась). Г. принадлежит музыка к пьесам "Пожар" Гросмана (1774),
"Альф ред, или Король-патриот" Бикнелла (1796). После смерти Г. его
оперы были забыты, однако в наше время мн. из них вновь входят в
репертуар т-ров, в т. ч. "Лунный мир", "Аптекарь", "Армида" и др. Важным
вкладом в развитие муз.-драматич. жанра были оратории Г. "Сотворение
мира" (1798) и "Времена года" (1801).
Лит.: Альшванг А., Иосиф Гайдн, М.-Л., 1947;
P o hl С. F., Joseph Haydn, Bd 1-2, Lpz., 1875-1882;
Barbaud P., Haydn, P., 1957; N ow a k L., Joseph Haydn, W., 1951;
Wendschuh L., Uber Haydns
Opern, Halle, 1896; Wirt h H., Joseph Haydn, als Dramatiker,
Wolfenbuttel - B., 1940. АН. В., Л. М.
ГАЙНУЛЛИН, Нажиб Самигуллович [р. 2(15). V. 1912] - татарский
советский акт„р. Нар. арт. Тат. АССР (1950), засл. арт. РСФСР (1957),
член КПСС с 1943. Окончив в 1936 Казанский театр. техникум, Г. был
принят в Т-р им. Камала (Казань). Создал острохарактерные, динамичные
образы: Хан Джи-гангир ("Хужа Насретдин" Исанбета), Бадри
("Галия-бану"Файзи), Шмага ("Без вины виноватые"), Меркуцио ("Ромео и
Джульетта"). Создал образ В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружь„м"
Погодина (1947). С 1958-худ. рук. и директор Т-ра им. Камала. Поставил
спектакли: "Рауфа" Файзи (1957), "Светит, да не греет" Островского
(1950). X. К.
ГАЙТО (Gaito), Константине (3.VIII.1878-14.XII. 1945) - аргентинский
композитор, дириж„р и пианист. Музыке обучался сначала в Буэнос-Айресе,
затем в Неаполитанской консерватории (по фп. -у Си-монетти, по
композиции - у Платани). Выступал в Европе как пианист и дириж„р. В 1910
вернулся на родину, где занимался композиторской и преподавательской
деятельностью. Автор ряда опер, ставившихся в т-ре "Колон"
(Буэнос-Айрес), в т. ч. "Дориа", "Персей", "Царь Эдип", "Кай Петроний" и
др. В ранних операх Г. проявилось влияние итал. оперного иск-ва как в
выборе античных сюжетов, так и музыкально-выразит. средствах. В зрелых
операх, большей частью написанных на нац. сюжеты, черты, характерные для
итал. оперного иск-ва, сочетаются с мотивами южноамер. фольклора -
"Снежный цветок" (1922), "Оллантай" (1925), "Ласаро" (1929) и "Цыганская
кровь" (1932), завоевавшая большую популярность в Аргентине. Г. написал
балеты "Цветок Ируе" и "Город золотых ворот", лирич. комедию "Пажи Его
Величества", а также ряд произв. в др. жанрах. Ал. Р., Л. АУ. ГАЙ
ЦЗЯО-ТЯНЬ (р. 1888) - китайский акт„р. Сценич. искусству обучался в
театр. школе с 8 лет. С 90-х гг. начал акт„рскую деятельность. Г.
Ц.-т.один из крупнейших акт„ров Пекинской муз. драмы, выступающих в
амплуа ушэ-на (полководец или герой-воин). Наследуя и развивая лучшие
традиции кит. театра, Г. Ц.-т. воплотил на сцене популярнейший в кит.
народе образ вождя крестьянского восстания 11 века У Суна (в одноим„нной
пьесе). С большим успехом выступает также в пьесе "На перекр„стке тр„х
дорог".
ГАККЕБУШ, Любовь Михайловна (14.?Х.1888- 28. V.I 947) - украинская
советская актриса и педагог. Нар. арт. УССР (1943). Член КПСС с 1944.
Сценич. деятельность начала в 1917 в Национальном т-ре (Киев). В
последующие годы работала в т-рах им. Шевченко (Киев), им. Франко
(Винница), "Берез?ль" (Киев), им. Октябрьской революции (Одесса). В
1928-38 - актриса Харьковского Краснозавод-ского т-ра (с 1932 в
Сталине), в 1941-44 - Харьковского т-ра им. Шевченко. Разностороннее
дарование Г. с особой полнотой раскрылось в классич. репертуаре. Роли:
Иокаста ("Царь Эдип" Софокла), Леди Макбет; фру Альвинг; Иоргис
("Северные богатыри" Ибсена), Васса Железнова; Гурмыжская ("Лес"). Г.
была одной из первых исполнительниц ролей в пьесах советских
драматургов: Любовь Яровая; Клара ("Страх"), Гильда ("Песня о Св?чке",
Кочерги), Таланова ("Нашествие") и др. Творчество Г. характеризуется
глубиной психологич. анализа, отточенностью сценич. рисунка. С 1919 вела
педагогич. работу в Одессе, Харькове. С 1944 - в Киевском театр. ин-те.
Автор переводов пьес Мольера, Ромашова, Трен„ва и Афиногенова. А. Др.
ГАЛ (Gal), Дьюла (1866-1945) - венгерский акт„р. В 1882 начал сценич.
деятельность. Работал в т-рах провинции, в 1896-1901 - в т-ре
"Вигсинхаз" в Будапеште, исполнял роли фатов и характерные роли. С 1901
до конца жизни был акт„ром Нац. т-ра (Будапешт). Образы, созданные Г. в
драмах Катоны,- Микхал бан ("Банк-бан"), Хевеши - Я нош Андерсен
("Элзевир"), Шекспира - Шейлок; Джон ("Ричард II"), Бекингем ("Ричард
III"), Лир; Ибсена - Кролл ("Росмерсхольм"), Бракк("Гедда Габлер"),
Шиллера- Великий инквизитор ("Дон Карлос"), отличались ясностью замысла,
ч„ткостью и выразительностью.
С 1901 был профессором Театр. академии в Будапеште. А. Н.
Страницы: «« « 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |