Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 » »» рояле и аккомпаниатором. Одновременно начал активную композиторскую деятельность. Первое сценическое произведение - зингшпиль "Хромой бес" (Вена, "Кернт-нертортеатр", 1752, 2-я ред.-"Новый хромой бес", там же, 1758). В 1759-61 Г. работал композитором и капельмейстером оркестра чеш. графа Морцина {близ Пльзеня), с 1761-капельмейстером князя Эстер-гази, у к-рого прослужил до 1790. С 1790 жил в Вене, неоднократно бывал в Париже и Англии, где выступал как композитор и дириж„р (с 1791- доктор Оксфордского ун-та). Г. принадлежит св. 30 опер, сохранивших свою ценность до наших дней. Часть опер Г. утеряна. Первая сохранившаяся опера- "Ацис и Галатея" (1763, Эйзенштадт)- написана по канонам итал. оперной школы, с традиц. большими ариями и речитативами. Театральное "интермеццо" Г. "Певица" (1767, Эстерхаза) представляло собой живую и остроумную пародию на "оперу-сериа". Комич. талант Г. проявился в опере-буфф "Аптекарь" (1768, Эстерхаза) на текст Гольдони. В 1770-80 Г. создал 6 комич. опер, среди к-рых лучшие - "Истинное постоянство" (1776) и "Лунный мир" (1777) по либретто Гольдони (пост. вЭстерхазе).Эти оперы характеризуются остроумием, лирич. выразительностью, динамич. развитием; разв„рнутый характер получили оркестровые эпизоды, особенно увертюра. Опера "Необитаемый остров" на либр. Метастазио (1779, Эстерхаза) написана в традициях "оперы-сериа". К лучшим произв. Г. относятся оперы, созданные им в последний период жизни: "Роланд-паладин" (1782, Эстерхаза), "Армида" (1784, Эстерхаза), комич. опера "Душа философа" (1791) и опера "Орфей и Эвридика" (1805), написанные для Лондонского т-ра. Г. написал также оперы: "Рыбаки" (1770), "Неожиданная встреча" (1775), "Вознагражд„нная преданность" (1780), бурлеску "Обманутая неверность" (1773, Эстерхаза). Другие сценич. произв. Г.: зингшпили "Маркиза из Неаполя", "Вдова", "Доктор", "Сганарель" (все в 1762, пост. в Эйзенштад-те); оперы для т-ра марионеток "Фил ем он и Бавки-да" (1773), "Наказанный мститель" (1777), "Покинутая Дидона" (не сохранилась). Г. принадлежит музыка к пьесам "Пожар" Гросмана (1774), "Альф ред, или Король-патриот" Бикнелла (1796). После смерти Г. его оперы были забыты, однако в наше время мн. из них вновь входят в репертуар т-ров, в т. ч. "Лунный мир", "Аптекарь", "Армида" и др. Важным вкладом в развитие муз.-драматич. жанра были оратории Г. "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801). Лит.: Альшванг А., Иосиф Гайдн, М.-Л., 1947; P o hl С. F., Joseph Haydn, Bd 1-2, Lpz., 1875-1882; Barbaud P., Haydn, P., 1957; N ow a k L., Joseph Haydn, W., 1951; Wendschuh L., Uber Haydns Opern, Halle, 1896; Wirt h H., Joseph Haydn, als Dramatiker, Wolfenbuttel - B., 1940. АН. В., Л. М. ГАЙНУЛЛИН, Нажиб Самигуллович [р. 2(15). V. 1912] - татарский советский акт„р. Нар. арт. Тат. АССР (1950), засл. арт. РСФСР (1957), член КПСС с 1943. Окончив в 1936 Казанский театр. техникум, Г. был принят в Т-р им. Камала (Казань). Создал острохарактерные, динамичные образы: Хан Джи-гангир ("Хужа Насретдин" Исанбета), Бадри ("Галия-бану"Файзи), Шмага ("Без вины виноватые"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"). Создал образ В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружь„м" Погодина (1947). С 1958-худ. рук. и директор Т-ра им. Камала. Поставил спектакли: "Рауфа" Файзи (1957), "Светит, да не греет" Островского (1950). X. К. ГАЙТО (Gaito), Константине (3.VIII.1878-14.XII. 1945) - аргентинский композитор, дириж„р и пианист. Музыке обучался сначала в Буэнос-Айресе, затем в Неаполитанской консерватории (по фп. -у Си-монетти, по композиции - у Платани). Выступал в Европе как пианист и дириж„р. В 1910 вернулся на родину, где занимался композиторской и преподавательской деятельностью. Автор ряда опер, ставившихся в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес), в т. ч. "Дориа", "Персей", "Царь Эдип", "Кай Петроний" и др. В ранних операх Г. проявилось влияние итал. оперного иск-ва как в выборе античных сюжетов, так и музыкально-выразит. средствах. В зрелых операх, большей частью написанных на нац. сюжеты, черты, характерные для итал. оперного иск-ва, сочетаются с мотивами южноамер. фольклора - "Снежный цветок" (1922), "Оллантай" (1925), "Ласаро" (1929) и "Цыганская кровь" (1932), завоевавшая большую популярность в Аргентине. Г. написал балеты "Цветок Ируе" и "Город золотых ворот", лирич. комедию "Пажи Его Величества", а также ряд произв. в др. жанрах. Ал. Р., Л. АУ. ГАЙ ЦЗЯО-ТЯНЬ (р. 1888) - китайский акт„р. Сценич. искусству обучался в театр. школе с 8 лет. С 90-х гг. начал акт„рскую деятельность. Г. Ц.-т.один из крупнейших акт„ров Пекинской муз. драмы, выступающих в амплуа ушэ-на (полководец или герой-воин). Наследуя и развивая лучшие традиции кит. театра, Г. Ц.-т. воплотил на сцене популярнейший в кит. народе образ вождя крестьянского восстания 11 века У Суна (в одноим„нной пьесе). С большим успехом выступает также в пьесе "На перекр„стке тр„х дорог". ГАККЕБУШ, Любовь Михайловна (14.?Х.1888- 28. V.I 947) - украинская советская актриса и педагог. Нар. арт. УССР (1943). Член КПСС с 1944. Сценич. деятельность начала в 1917 в Национальном т-ре (Киев). В последующие годы работала в т-рах им. Шевченко (Киев), им. Франко (Винница), "Берез?ль" (Киев), им. Октябрьской революции (Одесса). В 1928-38 - актриса Харьковского Краснозавод-ского т-ра (с 1932 в Сталине), в 1941-44 - Харьковского т-ра им. Шевченко. Разностороннее дарование Г. с особой полнотой раскрылось в классич. репертуаре. Роли: Иокаста ("Царь Эдип" Софокла), Леди Макбет; фру Альвинг; Иоргис ("Северные богатыри" Ибсена), Васса Железнова; Гурмыжская ("Лес"). Г. была одной из первых исполнительниц ролей в пьесах советских драматургов: Любовь Яровая; Клара ("Страх"), Гильда ("Песня о Св?чке", Кочерги), Таланова ("Нашествие") и др. Творчество Г. характеризуется глубиной психологич. анализа, отточенностью сценич. рисунка. С 1919 вела педагогич. работу в Одессе, Харькове. С 1944 - в Киевском театр. ин-те. Автор переводов пьес Мольера, Ромашова, Трен„ва и Афиногенова. А. Др. ГАЛ (Gal), Дьюла (1866-1945) - венгерский акт„р. В 1882 начал сценич. деятельность. Работал в т-рах провинции, в 1896-1901 - в т-ре "Вигсинхаз" в Будапеште, исполнял роли фатов и характерные роли. С 1901 до конца жизни был акт„ром Нац. т-ра (Будапешт). Образы, созданные Г. в драмах Катоны,- Микхал бан ("Банк-бан"), Хевеши - Я нош Андерсен ("Элзевир"), Шекспира - Шейлок; Джон ("Ричард II"), Бекингем ("Ричард III"), Лир; Ибсена - Кролл ("Росмерсхольм"), Бракк("Гедда Габлер"), Шиллера- Великий инквизитор ("Дон Карлос"), отличались ясностью замысла, ч„ткостью и выразительностью. С 1901 был профессором Театр. академии в Будапеште. А. Н. Страницы: «« « 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |