Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 480   481   482   483   484   485   486   487   488  489   490   491   492   493   494   495   496   497   498  » »»

Пшибыльского (1898-99),  Познани  (1899-1901).  В  1901-11  В.  занимала
видное положение в Городском т-ре в Кракове. В 1911  переехала  в  Киев,
где жила до 1920 (в 1913-14 играла в варшавском "Т-ре Польски"). В  1916
открыла в Киеве экспериментальный т-р "Студия" и руководила его работой,
осуществляя  принципы,  близкие  Станиславскому.  Со  Станиславским   В.
связывали дружеские отношения, начало к-рым было положено в 1906,  когда
В. приехала в Москву, чтобы познакомиться  с  работой  Моск.  художеств.
т-ра. В книге "Моя жизнь в искусстве" Станиславский называет В. в  числе
зарубежных последователей МХТ. В  "Студии"  В.  осуществила  постановки:
"Балладина" Словацкого, "Замужняя  панна"  Кожен„вского,  "Росмерсхольм"
Ибсена, "Сверчок на печи" Диккенса, "Сестра Беатриса" Ме-терлинка и  др.
Режисс„рскую и педагогич. деятельность В. продолжила  по  возвращении  в
Варшаву. В 1920 она открыла собственную  студию,  а  с  1921  руководила
драм. отделением Варшавской консерватории. В 1920-22  выступала  в  т-ре
"Розмаитости"  (Варшава),  в  1923-25  -  в  Краковском  т-ре,  в   1926
руководила передвижным т-ром "Рыбалт", в 1926- 1927 - т-ром в Люблине, в
1927-30 выступала как режисс„р и играла в Познани, в 1930 и  1934-39-  в
Варшаве,  в  1932-33  -  в  Лодзи.  Одновременно  продолжала  заниматься
педагогич. деятельностью в Варшавской консерватории и Гос. ин-те  театр.
иск-ва. В 1910 В. вошла в состав  первого  правления  возникшего  в  это
время Союза польских артистов, имевшего большое  значение  для  развития
польского т-ра.
   В нач. своей артистич. деятельности В. играла лирич. героинь, а также
комедийные роли.  В  числе  лучших  работ:  госпожа  Уоррен  ("Профессия
госпожи Уоррен" Шоу, 1907, Городской т-р, Краков),  Лиси-страта  (о.  п.
Аристофана; 1913, "Т-р Польски", Варшава). В последние годы жизни  В.  с
большим чувством юмора играла роли почтенных  матрон  -  напр.  Жозефина
Попино ("Старое  вино"  С.  Хикса  и  Э.  Декса,  1935.  "T-D  Польски".
Варшава). Однако эти роли, свидетельствуя  о  широте  дарования  В.,  не
определяли осн. направления е„ творчества. В. была  выдающейся  польской
трагедийной актрисой. Внешние данные -  сильный  голос  низкого  тембра,
фигура и лицо, напоминавшие античную скульптуру,  способствовали  успеху
В. в ролях драматич. и трагедийного характера. Исполнение В. этих  ролей
было отмечено огромной силой и  искренностью  переживания,  пластической
выразительностью. Присущие В.  величественность  и  благородная  красота
внешнего рисунка роли противостояли псевдоромантич. театр. эффектности и
манерности  модернизма.  Она  стремилась  к  созданию  образов  глубокой
душевной  наполненности,   отрицательно   относилась   к   натуралистич.
направлению  в  сценич.  иск-ве.  В.  принадлежит  выдающееся  место   в
воплощении произв. польских романтиков; она играла роль пани Роллисон  в
"Дзядах" Мицкевича ("Т-р Польски", Варшава,  1934),  роли  в  пьесах  Ю.
Словацкого - Лукреция Ченчи ("Беатриче  Ченчи",  Краковский  т-р,  1907;
"Т-р Польски", Познань, 1930), Баллади-на (о. п., Краковский т-р,  1902,
"Т-р Польски", Варшава, 1914), Роза Венеда ("Лилла  Венеда",  1909).  На
сцене Краковского т-ра создала образы в драмах  С.  Выспянского  -  Муза
("Освобождение",  1903),  Хи-мена  (перевод-парафраза  "Сида"   Корнеля,
1907),  Паллада  ("Ноябрьская  ночь",  1908),  Евдоха  ("Судьи",  1909),
Свобода ("Легион", 1911), Мать  ("Проклятие",  1908).  Присущий  образам
Выспянского  монумента-лизм  соединялся  в  воплощении   В.   с   лирич.
проникновенностью и силой чувств. Внешне сдержанная манера исполнения В.
отличалась глубоким драматизмом, поднимавшимся до подлинной патетики.  К
числу  лучших  работ  В.  относятся  роли  в  пьесах  античных  авторов:
Клитемнестра ("Орестея" Эсхила, 1910), Федра ("Ипполит" Еврипида, 1911).
В. была одной из лучших исполнительниц совр. ей  зарубежной  драматургии
на польской сцене. Большое место в е„ репертуаре занимали роли в  пьесах
Г.  Ибсена  -  Ребекка  Вест   ("Росмерсхольм",   1905),   фру   Алъвинг
("Привидения", 1906), Йордис ("Воители из Гельге-ланда", 1907). Близость
художеств. принципов В.  творческим  идеям  Станиславского  помогала  ей
создать  впечатляющие  образы  в  произв.  рус.  авторов   -   Раневская
("Вишн„вый сад", 1906),  Елена  Андреевна  ("Дядя  Ваня"),  Лиза  ("Дети
солнца") и Надежда ("Варвары"), Лиза и  Катюша  Маслова  ("Живой  труп",
"Воскресение" Л. Толстого). В своей режисс„рской работе В. стремилась  к
гармонич. сочетанию  всех  компонентов  сценич.  иск-ва,  подчинению  их
единому замыслу, к предельной выразительности слова, к наиболее  полному
раскрытию идейной сущности пьесы.
   Соч.: Uwagi o inscenizacji "Legionu"..., "Listy z teatru",  IKrakow],
1924, ј 2, с. 45-48; Moje wspomnienia,  "Scena  Polska",  Warsz.,  1938,
zesz. 2-3, c. 324-330, Б. Рос.
   ВЫСОЦКИЙ, Михаил Константинович  (1885-  1950)  -  русский  советский
акт„р. Нар. арт. УССР (1943). В 1914 окончил Одесскую театр.  школу  им.
Мочалова;  многие  годы  работал  под  рук.   своего   учителя   Н.   И.
Соболыцикова-Самарина (Киев, города  Поволжья,  Горький).  С  1930  -  в
Киевском рус. т-ре им. Леси Украинки. В.-яркий комедийный и  характерный
акт„р. Лучшие роли: Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва),  Раеплюев
("Свадьба Кречин-ского"),  Ванюшин  ("Дети  Ванюшина"  Найд„нова),  Юсов
("Доходное место"),  Сганарель  ("Каменный  властелин"  Леси  Украинки),
Макферсон ("Русский вопрос"), Перкинс ("Миссия мистера Перкинса в страну
большевиков" Корнейчука) и др.
   Лит.: Некролог, "Правда Украины", 1950, 7. Х.;"Радянсь-ке Мистецтво",
1950, 11. X. Н. Д.
   ВЫСПЯНСКИЙ,   Выспяньский   (Wyspianski),    Станислав    (15.1.1869,
Краков,28.XI.1907,  там  же)-  польский   поэт,   художник,   драматург,
реформатор театра. Родился в Кракове в семье скульптора Ф.  Выспянского.
Воспитывался  у  своей  т„тки  Я.  Станкевич,  в  доме  к-рой  постоянно
встречались виднейшие деятели польского иск-ва того  времени.  Здесь  он
встретился с художником Я. Матейкой и вскоре стал его любимым  учеником.
В. с ранних лет интересовался драматургией и т-ром и  уже  в  гим-назич.
годы  глубоко  изучал  произведения  польской   клас-сич.   драматургии,
античных авторов, Шекспира и Шиллера.  В  1887,  по  настоянию  Матейки,
совершил  поездку  по  Галиции,  где  познакомился  с  памятниками  нар.
творчества. Это имело важное значение для  последующей  деятельности  В.
После окончания Краковской школы изящных иск-в (1887-90) В.  ок.  4  лет
жил в Париже, изучая мировое иск-во. В 1894 вернулся в Краков.
   Творчество В. глубоко патриотично и в то же  время  противоречиво.  В
н„м отразились мучительные поиски  выхода  из  сложного  круга  обществ,
коллизий.   Произведения   поэта-драматурга    проникнуты    беспощадным
критицизмом,  направленным  против  власти  м„ртвого  прошлого,   против
убаюкивающих легенд о  былом  величии  Польши.  В.  выступает  и  против
пережитков "мессианизма", романтич.  эпигонства,  связанного  с  мистич.
концепциями    об    особом    предназначении    Польши,    и     против

Страницы: «« « 480   481   482   483   484   485   486   487   488  489   490   491   492   493   494   495   496   497   498  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия