|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 » »» Пшибыльского (1898-99), Познани (1899-1901). В 1901-11 В. занимала
видное положение в Городском т-ре в Кракове. В 1911 переехала в Киев,
где жила до 1920 (в 1913-14 играла в варшавском "Т-ре Польски"). В 1916
открыла в Киеве экспериментальный т-р "Студия" и руководила его работой,
осуществляя принципы, близкие Станиславскому. Со Станиславским В.
связывали дружеские отношения, начало к-рым было положено в 1906, когда
В. приехала в Москву, чтобы познакомиться с работой Моск. художеств.
т-ра. В книге "Моя жизнь в искусстве" Станиславский называет В. в числе
зарубежных последователей МХТ. В "Студии" В. осуществила постановки:
"Балладина" Словацкого, "Замужняя панна" Кожен„вского, "Росмерсхольм"
Ибсена, "Сверчок на печи" Диккенса, "Сестра Беатриса" Ме-терлинка и др.
Режисс„рскую и педагогич. деятельность В. продолжила по возвращении в
Варшаву. В 1920 она открыла собственную студию, а с 1921 руководила
драм. отделением Варшавской консерватории. В 1920-22 выступала в т-ре
"Розмаитости" (Варшава), в 1923-25 - в Краковском т-ре, в 1926
руководила передвижным т-ром "Рыбалт", в 1926- 1927 - т-ром в Люблине, в
1927-30 выступала как режисс„р и играла в Познани, в 1930 и 1934-39- в
Варшаве, в 1932-33 - в Лодзи. Одновременно продолжала заниматься
педагогич. деятельностью в Варшавской консерватории и Гос. ин-те театр.
иск-ва. В 1910 В. вошла в состав первого правления возникшего в это
время Союза польских артистов, имевшего большое значение для развития
польского т-ра.
В нач. своей артистич. деятельности В. играла лирич. героинь, а также
комедийные роли. В числе лучших работ: госпожа Уоррен ("Профессия
госпожи Уоррен" Шоу, 1907, Городской т-р, Краков), Лиси-страта (о. п.
Аристофана; 1913, "Т-р Польски", Варшава). В последние годы жизни В. с
большим чувством юмора играла роли почтенных матрон - напр. Жозефина
Попино ("Старое вино" С. Хикса и Э. Декса, 1935. "T-D Польски".
Варшава). Однако эти роли, свидетельствуя о широте дарования В., не
определяли осн. направления е„ творчества. В. была выдающейся польской
трагедийной актрисой. Внешние данные - сильный голос низкого тембра,
фигура и лицо, напоминавшие античную скульптуру, способствовали успеху
В. в ролях драматич. и трагедийного характера. Исполнение В. этих ролей
было отмечено огромной силой и искренностью переживания, пластической
выразительностью. Присущие В. величественность и благородная красота
внешнего рисунка роли противостояли псевдоромантич. театр. эффектности и
манерности модернизма. Она стремилась к созданию образов глубокой
душевной наполненности, отрицательно относилась к натуралистич.
направлению в сценич. иск-ве. В. принадлежит выдающееся место в
воплощении произв. польских романтиков; она играла роль пани Роллисон в
"Дзядах" Мицкевича ("Т-р Польски", Варшава, 1934), роли в пьесах Ю.
Словацкого - Лукреция Ченчи ("Беатриче Ченчи", Краковский т-р, 1907;
"Т-р Польски", Познань, 1930), Баллади-на (о. п., Краковский т-р, 1902,
"Т-р Польски", Варшава, 1914), Роза Венеда ("Лилла Венеда", 1909). На
сцене Краковского т-ра создала образы в драмах С. Выспянского - Муза
("Освобождение", 1903), Хи-мена (перевод-парафраза "Сида" Корнеля,
1907), Паллада ("Ноябрьская ночь", 1908), Евдоха ("Судьи", 1909),
Свобода ("Легион", 1911), Мать ("Проклятие", 1908). Присущий образам
Выспянского монумента-лизм соединялся в воплощении В. с лирич.
проникновенностью и силой чувств. Внешне сдержанная манера исполнения В.
отличалась глубоким драматизмом, поднимавшимся до подлинной патетики. К
числу лучших работ В. относятся роли в пьесах античных авторов:
Клитемнестра ("Орестея" Эсхила, 1910), Федра ("Ипполит" Еврипида, 1911).
В. была одной из лучших исполнительниц совр. ей зарубежной драматургии
на польской сцене. Большое место в е„ репертуаре занимали роли в пьесах
Г. Ибсена - Ребекка Вест ("Росмерсхольм", 1905), фру Алъвинг
("Привидения", 1906), Йордис ("Воители из Гельге-ланда", 1907). Близость
художеств. принципов В. творческим идеям Станиславского помогала ей
создать впечатляющие образы в произв. рус. авторов - Раневская
("Вишн„вый сад", 1906), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Лиза ("Дети
солнца") и Надежда ("Варвары"), Лиза и Катюша Маслова ("Живой труп",
"Воскресение" Л. Толстого). В своей режисс„рской работе В. стремилась к
гармонич. сочетанию всех компонентов сценич. иск-ва, подчинению их
единому замыслу, к предельной выразительности слова, к наиболее полному
раскрытию идейной сущности пьесы.
Соч.: Uwagi o inscenizacji "Legionu"..., "Listy z teatru", IKrakow],
1924, ј 2, с. 45-48; Moje wspomnienia, "Scena Polska", Warsz., 1938,
zesz. 2-3, c. 324-330, Б. Рос.
ВЫСОЦКИЙ, Михаил Константинович (1885- 1950) - русский советский
акт„р. Нар. арт. УССР (1943). В 1914 окончил Одесскую театр. школу им.
Мочалова; многие годы работал под рук. своего учителя Н. И.
Соболыцикова-Самарина (Киев, города Поволжья, Горький). С 1930 - в
Киевском рус. т-ре им. Леси Украинки. В.-яркий комедийный и характерный
акт„р. Лучшие роли: Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва), Раеплюев
("Свадьба Кречин-ского"), Ванюшин ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Юсов
("Доходное место"), Сганарель ("Каменный властелин" Леси Украинки),
Макферсон ("Русский вопрос"), Перкинс ("Миссия мистера Перкинса в страну
большевиков" Корнейчука) и др.
Лит.: Некролог, "Правда Украины", 1950, 7. Х.;"Радянсь-ке Мистецтво",
1950, 11. X. Н. Д.
ВЫСПЯНСКИЙ, Выспяньский (Wyspianski), Станислав (15.1.1869,
Краков,28.XI.1907, там же)- польский поэт, художник, драматург,
реформатор театра. Родился в Кракове в семье скульптора Ф. Выспянского.
Воспитывался у своей т„тки Я. Станкевич, в доме к-рой постоянно
встречались виднейшие деятели польского иск-ва того времени. Здесь он
встретился с художником Я. Матейкой и вскоре стал его любимым учеником.
В. с ранних лет интересовался драматургией и т-ром и уже в гим-назич.
годы глубоко изучал произведения польской клас-сич. драматургии,
античных авторов, Шекспира и Шиллера. В 1887, по настоянию Матейки,
совершил поездку по Галиции, где познакомился с памятниками нар.
творчества. Это имело важное значение для последующей деятельности В.
После окончания Краковской школы изящных иск-в (1887-90) В. ок. 4 лет
жил в Париже, изучая мировое иск-во. В 1894 вернулся в Краков.
Творчество В. глубоко патриотично и в то же время противоречиво. В
н„м отразились мучительные поиски выхода из сложного круга обществ,
коллизий. Произведения поэта-драматурга проникнуты беспощадным
критицизмом, направленным против власти м„ртвого прошлого, против
убаюкивающих легенд о былом величии Польши. В. выступает и против
пережитков "мессианизма", романтич. эпигонства, связанного с мистич.
концепциями об особом предназначении Польши, и против
Страницы: «« « 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |