Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 483   484   485   486   487   488   489   490   491  492   493   494   495   496   497   498   499   500   501  » »»

"авангардного т-ра" Франции;  в  сезон  1934-35  обосновывается  "Труппа
пятнадцати", руководимая учеником и последователем  Ж.  Копо  акт„ром  и
режисс„ром М. Сен-Дени. В последние предвоенные и военные  годы  т-р  не
имел постоянной труппы, здание арендовалось  случайными  режисс„рами  на
отдельные  постановки.  После  войны   административное   и   финансовое
руководство т-ром взял на себя А. Бадель, к-рого сменил в 1956 Р. Дорне,
театр. художник, архитектор, журналист и драматург. Постоянной труппы  и
режиссуры у т-ра по-прежнему не  было.  Бадель  и  Дорне  сами  выбирали
репертуар, ориентируясь преимущественно на современность,  и  приглашали
на каждую новую постановку новых режисс„ров и акт„ров. В репертуаре т-ра
послевоенных лет- "За  закрытой  дверью"  Сартра,  "Убийство  в  соборе"
Элиота, "Белый хлеб" Спаака, "Призраки" де Фи-липпо,  "Жаворонок"  Ануя,
"Троянской  войны  не  будет"  Жироду,  "Дон  Карлос",  "Мария  Стюарт";
"Брита-ник" Расина, "Скверный анекдота по Достоевскому. В сезон  1954-55
в помещении т-ра играла труппа под рук.  ученика  Ж.  Копо-режисс„ра  Ж.
Фабри, удостоенного в 1955 Мольеровской премии за  спектакль  "Семейство
Арлекинов" Сантелли. В 1960 т-р "В. к." приезжал на гастроли в СССР.
   Лит.: Annuaire du theatre. P., 1958; "Paris-theatre",  P..  1957,  .ј
127, p. 12-19. ff JC.
   ВЬЕТНАМСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
   Древнейшие  традиционные  виды  вьетнамского   т-ра-   муз.-драматич.
представления туонг, тео и кай лыонг.
   Туонг (классич. т-р) возник на севере страны в 11 в.  как  придворное
представление. В репертуар туонга входили пьесы,  написанные  на  сюжеты
вьетнамской  мифологии  и  кит.  истории.  Основная  тема  этих  пьес  -
восхваление верности и покорности королю, повиновение властям. К сер. 19
в. туонг обогатился новым содержанием, в  числе  действ,  лиц  появились
представители народа. В представлениях (гл. обр. комедийного  характера)
сатирически  высмеивались  продажность   и   распущенность   чиновников.
Ставились также пьесы о честности, верности в любви, преданности родине,
храбрости.  Этот  вид  театр.  зрелищ  до   наст.   времени   пользуется
популярностью среди народа Вьетнама. Неотъемлемой частью туонг  являются
танцы, к-рые, так же как  и  музыка,  способствуют  раскрытию  характера
героя. Представления разыгрываются без декораций.
   Истоки тео (народный т-р) - в нар.  песнях  сев.  Вьетнама.  Основные
персонажи этих представлений - крестьяне. В тео сочетаются музыка, пение
и танцы, изображающие  с.-х.  процессы  (гл.  обр.  возделывание  риса).
Отдельные элементы танца (движения кистей рук в танцах с веером и т. д.)
выражают различные оттенки  содержания  пьесы.  Муз.  сопровождение  тео
насыщено  синкопами,  модуляциями,  характерными  для  вьетнамской  нац.
музыки. Представления тео обычно устраивались во дворах культовых  домов
и пагод, зрители  сидели  на  полу,  окружая  место,  где  разыгрывалось
действие, с тр„х сторон. В дальнейшем спектакли тео были  перенесены  на
сцену. Представления тео, так же как и туонга, обличали обществ, пороки,
сатирически изображали феодалов  и  представителей  франц.  колониальных
властей, воспевали доблесть  народа.  Поэтому  эти  виды  театр.  иск-ва
подвергались постоянным преследованиям.
   В 1916 на  юге  Вьетнама  сформировался  новый  вид  т-ра  кай  лыонг
(реформированный т-р),' в к-ром использовались элементы  туонга  (напр.,
нар. мелодии). В  песенную  канву  представлений  кай  лыонга  включался
речитатив, выдержанный в определ„нном ритме. Сюжеты пьес  заимствовались
из классич.  произведений  ("Люк-ван-Тьен",  "Ким-ван-Киеу"  и  др.).  В
20нач. 30-х гг. представления кац  лыонг  затрагивали  значит,  обществ,
проблемы и этот вид т-ра переживал период расцвета.
   После  1-й  мировой  войны  во  Вьетнаме  возник  "разговорный",  или
драматич. т-р. Вначале в Ханое  ста  вились  переводы  комедий  Мольера,
затем  появились  пьесы  вьетнамских  драматургов.  Большим  успехом   у
зрителей пользовались: "Суд совести", "Чаша яда", "Его друг и его жена",
"Могила девушки Фуонг", в к-рых осмеивались  отжившие  нравы  и  обычаи,
подвергались критике феод. законы и порядки, отстаивалось право на  брак
по любви. В пьесе "В палате Йамена"  бичевалось  взяточничество  крупных
чиновников,  в  пьесе   "Местный   француз"   сатирически   изображались
вьетнамцы, к-рые, побывав во Франции, презрительно относились  ко  всему
национальному (пьеса была запрещена цензурой).
   В 30-е гг. в период колониального  террора  и  накануне  2-й  мировой
войны В. т. и д. находились в упадке. Феодальные законы запрещали  детям
акт„ров вплоть до третьего поколения поступать в учебные  заведения  или
держать экзамен на звание мандарина. Историч., патриотич. по  содержанию
пьесы находились под запретом.
   После Августовской народной  революции  1945  и  установления  власти
народного правительства были созданы благоприятные условия для  развития
театр. иск-ва. Появились пьесы для "разговорного"  т-ра,  в  к-рых  были
созданы  образы  современников:  "Бак-Шон"  Нгуен-хюи-Тыонга,   "То-Ги„"
Нгуен-конг-Мю. "Беглец с каторги"  Нгуен-ван-Ниема,  "19  августа"  Тхам
Тама и др. Организованы новые театр. труппы;
   "Орхидея", "Народная труппа", "Август месяц" и  др.  В  период  войны
сопротивления  вьетнамского  народа  империалистам   "разговорный"   т-р
приобр„л большую популярность. Драматурги  и  акт„ры  писали  одноактные
пьесы на актуальные темы, к-рые  разыгрывались  небольшими  передвижными
труппами,  выступавшими  перед  населением  и   воинскими   частями.   В
соединениях Народной армии работали многочисл. театр. труппы  (в  т.  ч.
"Труппа Победы", осн. 1949). Героич. сопротивление  вьетнамцев  получило
отражение в пьесах: "Реб„нок,  превратившийся  в  живой  факел",  "Отряд
добровольцев смерти" и др. Патриотич. направленностью отличались  пьесы:
"Клятва верности родине", "Каменная глыба, загораживающая дорогу",  "Два
пути", "Умереть за родину". Возродилась деятельность и нар. т-ра  -  кай
лыонг, туонг и тео.
   На оккупированной франц. захватчиками территории, несмотря на строгую
цензуру, проф. и любительские коллективы  ставили  пьесы,  написанные  в
освобожд„нных областях: "Последний выстрел", "Гамак",  "Арбалет"  и  др.
Сюжеты мн. пьес заимствовались из историч. рассказов и древних легенд, в
них прославлялся патриотизм, содержался призыв к борьбе против  врага  и
его пособников.
   После освобождения Ханоя в 1954 впервые был провед„н фестиваль театр.
трупп различных жанров. В этот период появились  пьесы  "Молодая  Ган  и
молодая Вук", "Сестра Хоа", "Борона", "Три мешка риса" и др., отражавшие
столкновения крестьян и помещиков, рассказывавшие о нищете в деревне,  о
жестокости крупных землевладельцев.  Тема  борьбы  за  нац.  объединение
получила  отражение  в  пьесах  "Пожар  разгорелся",  "Убежище  мастеров
пения". В пьесах "Уехать или оставаться", "Новые дни", "На север!" и др.

Страницы: «« « 483   484   485   486   487   488   489   490   491  492   493   494   495   496   497   498   499   500   501  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия