Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 481   482   483   484   485   486   487   488   489  490   491   492   493   494   495   496   497   498   499  » »»

буржуазно-мещанского  меркантилизма.  Он  стремится  возродить  подлинно
прогрессивные нац.-демократич. традиции, восходящие  к  лучшим  образцам
романтич. польской поэзии и драмы. Остро скептически, враждебно относясь
к бурж. мещанскому окружению, В.  в  то  же  время  не  смог  увидеть  и
по-настоящему оценить той обществ, силы, с к-рой  только  и  могла  быть
связана в его эпоху успешная борьба за социальное  и  нац.  освобождение
польского  народа,-  рабочего  класса  Польши.  Это  в  конечном   сч„те
предопределило глубокую трагичность творчества В., его  слабые  стороны,
сказавшиеся  в  сближении  отдельных   мотивов   пьесы   с   идеалистич.
символистскими концепциями. Вместе с тем  в  своих  основных  идейно-худ
ожеств. устремлениях В. противостоял реакционным  установкам  "искусства
для  искусства",  находившим  сво„  выражение  в  деятельности  "Молодой
Польши", в частности в драматургии С. Пшибышевского.
   В. был богато и  разносторонне  одар„нным  художником,  работавшим  с
огромным успехом в различных областях иск-ва (писал стихи и  пьесы,  был
живописцем, графиком, занималсяоставил замечат. образцы витражной  росписи,  был  скульптором,  автором
оперных либретто). Однако именно искусство т-ра, синтетическое по  своей
природе, стояло в центре его художеств. интересов. Стремясь  к  созданию
нового монументального органич. художеств. стиля, В. мыслил  его  прежде
всего как стиль, объединяющий достижения различных видов иск-ва, и здесь
т-р открывал большие возможности. Мечтая об "огромном театре",  о  к-ром
он не раз писал и говорил, В. не оставлял без внимания ни одного участка
театр.  деятельности,  начиная  с   драматургии   и   кончая   проектами
реформирования сценич. площадки, выступал как режисс„р и  декоратор.  В.
стремился  к  поэтич.  т-ру,  неразрывно  сочетающему   слово,   музыку,
акт„рскую игру, единое по замыслу пространственное решение, подчиняющему
этому замыслу и живописно-пла-стич. сторону спектакля, и ритм  действия,
и  звучание  слова,  и  поведение  акт„ра.   Реформа   сценич.   иск-ва,
осуществлявшаяся В., частично предвосхищала искания режисс„ров 20  в.-Г.
Крэга, А. Аппиа, М. Рейн-хардта и др.  Однако  В.  всегда  была  глубоко
чужда и враждебна, напр., теория Крэга об акт„ре-сверхмарионетко.
   Драматургия  В.  неразрывно  связана  с  традициями  нар.  иск-ва,  с
творчеством А. Мицкевича. Примечательно, что в одной из  своих  наиболее
значительных пьес - "Освобождение" (1903), В., выступая против Мицкевича
как глашатая "мессианизма", в то же время по всему строю  художественных
образов примыкает к традициям его "Дзядов" и делает главным  действующим
лицом пьесы героя этого произведения - Конрада.
   В своих исканиях единого героич. монументального стиля В.  обращается
к античности. Этим объясняется создание им драм  на  сюжеты  древнегреч.
мифологии  -  "Мелеагр"  (1893),  "Протес  илай  и   Лаодамия"   (1899),
"Ахиллеида" (1903), "Возвращение Одиссея", (1907). В нек-рых драмах  В.,
посвящ„нных совр. польской действительности ("Проклятие", 1899, "Судьи",
1907), звучит тема рока  древнегреч.  трагедий.  Особо  приметное  место
занимают в творчестве В.-драматурга произведения на сюжеты  из  польской
истории  -  от  древнейших  врем„н  до  событий  сравнительно  недавнего
прошлого - "Варшавянка" (1898),  "Ле-левель"  (1899),  "Легион"  (1900),
"Болеслав Смелый" (1900), "Ноябрьская ночь" (1904),  "Скалка"  (1907)  и
др. В этих пьесах В. показывает несостоятельность  культа  героики,  как
героики  жертвенности.   Однако,   бунтуя   против   мистики   романтич.
эпигонства,  В.  сам  был  неоромантиком,  порою  сочетавшим  трезвую  и
беспощадную  критику  действительности  с  громоздкими  и   отвлеч„нными
символистскими построениями.
   Реальные  персонажи  современности  или   историч.   прошлого   порой
действуют в  пьесах  В.  рядом  с  персонажами  фантастическими.  Напр.,
польские повстанцы 1830 встречаются в драме "Ноябрьская ночь"  с  богами
греч. Олимпа, а в пьесе "Акрополь" герои античных мифов действуют вместе
с библейскими персонажами. Тем не менее в лучших  произведениях  В.  ,за
самыми фантастич. образами отч„тливо ощущается реальная  жизнь.  Так,  в
пьесе "Свадьба" (1901), пользующейся  большой  популярностью,  в  основу
к-рой   положено   действительное   событие,   В.   показал    различных
представителей  польского  общества  того  времени   (холопа,   кс„ндза,
городского интеллигента) во взаимодействии с фантастич. персонажами (шут
Станчик,  Вернигора,  Хохол).  В  этой  пьесе  В.  сурово  осудил  отрыв
интеллигенции от народа; в ней парадоксально, но  органично  соединились
черты памфлета и  поэтич.  сказки,  отч„тливо  обнаружилась  близость  к
традициям фольклора, в  частности  нар.  кукольного  театра  -  "шопки".
Подвергая критике высшие слои общества за их  инертность  и  эгоизм,  В.
вместе с тем не связывает борьбу за нац.  освобождение  с  борьбой  нар.
масс (как писала передовая польская критика, В.  не  пригласил  на  свою
"свадьбу" рабочего). Отсюда трагич. мотивы в "Свадьбе" и в других пьесах
В.
   Многие пьесы  В.  были  впервые  пост.  на  сцене  Краковского  т-ра:
"Свадьба"  (1901),  "Освобождение"  (1903),  "Болеслав  Смелый"  (1903),
"Ноябрьская ночь" (1908) и др.
   В Народной Польше пьесы В. широко входят  в  репертуар  (в  1957  был
объявлен "Год Выспянского"). В числе спектаклей, пост. в конце 50-х гг.:
"Освобождение" (1957, Т-р им. Словацкого, Краков; 1958, "Т-р  Народовы",
Варшава), "Варшавянка"  (1957  "Т-р  Бельки",  Ченстохова),  "Проклятие"
(1957, Т-р им. Л. Сельского, Тарнов), "Болеслав Смелый" (1958,
   "Т-р Клясычны", Варшава), "Ноябрьская ночь" (1956, "Т-р Новы", Лодзь;
1960, "Т-р Польски", Варшава). В пост. пьес  В.  участвовали  крупнейшие
польские акт„ры и режисс„ры: Е. Моджеевская, С. Высоцкая,  И.  Сольская,
Л. Сольский, К. Адвентович, А. Зель-верович, С.  Ярач,  Ю.  Остэрва,  Л.
Шиллер, Ю. Венг-жин и др.
   Пьесы В. ставились и  за  пределами  Польши.  В  исполнении  польских
акт„ров они шли в Москве  ("Свадьба"  в  1916,  "Сид"  в  1954),  Киеве,
Лондоне, Париже, Загребе, Нью-Йорке. "Свадьба" шла в переводе на  франц.
яз. в Париже (1923, Т-р "Ар э аксьон"), "Варшавянка" и  "Судьи"  шли  на
нем. яз. в Вене (1910, "Интимес театр"), "Варшавянка"-на чешском  яз.  в
Праге (1906) и т. д.
   Соч.: Dziela, t. 1-8,  Warsz.,  1924-1932;  Dziela  zebrane,  t.  l-,
Krakow, 1958 - (изд. продолж.); в  рус.  пер.  -  Ме-леагр  и  Аталанта.
Трагедия, пер. с польского Евг. Тропов-ского, СПБ, [б. г.];  Варшавянка,
пер. с польск. В. Высоцкого, М., 1906.
   Лит.: Станислав Выспянский и художники его времени. Каталог выставки.
Москва, июнь - июль 1958 г., М., 1958;
   Wyspianski i teatr. 1907-1957. Praca zbiorowa wydana przez  Teatr  im
J. Slowackiego w Krakowie, Krakow, [s. a.]; C y p  s  А.  В.,  Stanislaw
Wyspianski na tle swego teatru, [s. l.], 1921;

Страницы: «« « 481   482   483   484   485   486   487   488   489  490   491   492   493   494   495   496   497   498   499  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия