|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 » »» буржуазно-мещанского меркантилизма. Он стремится возродить подлинно
прогрессивные нац.-демократич. традиции, восходящие к лучшим образцам
романтич. польской поэзии и драмы. Остро скептически, враждебно относясь
к бурж. мещанскому окружению, В. в то же время не смог увидеть и
по-настоящему оценить той обществ, силы, с к-рой только и могла быть
связана в его эпоху успешная борьба за социальное и нац. освобождение
польского народа,- рабочего класса Польши. Это в конечном сч„те
предопределило глубокую трагичность творчества В., его слабые стороны,
сказавшиеся в сближении отдельных мотивов пьесы с идеалистич.
символистскими концепциями. Вместе с тем в своих основных идейно-худ
ожеств. устремлениях В. противостоял реакционным установкам "искусства
для искусства", находившим сво„ выражение в деятельности "Молодой
Польши", в частности в драматургии С. Пшибышевского.
В. был богато и разносторонне одар„нным художником, работавшим с
огромным успехом в различных областях иск-ва (писал стихи и пьесы, был
живописцем, графиком, занималсяоставил замечат. образцы витражной росписи, был скульптором, автором
оперных либретто). Однако именно искусство т-ра, синтетическое по своей
природе, стояло в центре его художеств. интересов. Стремясь к созданию
нового монументального органич. художеств. стиля, В. мыслил его прежде
всего как стиль, объединяющий достижения различных видов иск-ва, и здесь
т-р открывал большие возможности. Мечтая об "огромном театре", о к-ром
он не раз писал и говорил, В. не оставлял без внимания ни одного участка
театр. деятельности, начиная с драматургии и кончая проектами
реформирования сценич. площадки, выступал как режисс„р и декоратор. В.
стремился к поэтич. т-ру, неразрывно сочетающему слово, музыку,
акт„рскую игру, единое по замыслу пространственное решение, подчиняющему
этому замыслу и живописно-пла-стич. сторону спектакля, и ритм действия,
и звучание слова, и поведение акт„ра. Реформа сценич. иск-ва,
осуществлявшаяся В., частично предвосхищала искания режисс„ров 20 в.-Г.
Крэга, А. Аппиа, М. Рейн-хардта и др. Однако В. всегда была глубоко
чужда и враждебна, напр., теория Крэга об акт„ре-сверхмарионетко.
Драматургия В. неразрывно связана с традициями нар. иск-ва, с
творчеством А. Мицкевича. Примечательно, что в одной из своих наиболее
значительных пьес - "Освобождение" (1903), В., выступая против Мицкевича
как глашатая "мессианизма", в то же время по всему строю художественных
образов примыкает к традициям его "Дзядов" и делает главным действующим
лицом пьесы героя этого произведения - Конрада.
В своих исканиях единого героич. монументального стиля В. обращается
к античности. Этим объясняется создание им драм на сюжеты древнегреч.
мифологии - "Мелеагр" (1893), "Протес илай и Лаодамия" (1899),
"Ахиллеида" (1903), "Возвращение Одиссея", (1907). В нек-рых драмах В.,
посвящ„нных совр. польской действительности ("Проклятие", 1899, "Судьи",
1907), звучит тема рока древнегреч. трагедий. Особо приметное место
занимают в творчестве В.-драматурга произведения на сюжеты из польской
истории - от древнейших врем„н до событий сравнительно недавнего
прошлого - "Варшавянка" (1898), "Ле-левель" (1899), "Легион" (1900),
"Болеслав Смелый" (1900), "Ноябрьская ночь" (1904), "Скалка" (1907) и
др. В этих пьесах В. показывает несостоятельность культа героики, как
героики жертвенности. Однако, бунтуя против мистики романтич.
эпигонства, В. сам был неоромантиком, порою сочетавшим трезвую и
беспощадную критику действительности с громоздкими и отвлеч„нными
символистскими построениями.
Реальные персонажи современности или историч. прошлого порой
действуют в пьесах В. рядом с персонажами фантастическими. Напр.,
польские повстанцы 1830 встречаются в драме "Ноябрьская ночь" с богами
греч. Олимпа, а в пьесе "Акрополь" герои античных мифов действуют вместе
с библейскими персонажами. Тем не менее в лучших произведениях В. ,за
самыми фантастич. образами отч„тливо ощущается реальная жизнь. Так, в
пьесе "Свадьба" (1901), пользующейся большой популярностью, в основу
к-рой положено действительное событие, В. показал различных
представителей польского общества того времени (холопа, кс„ндза,
городского интеллигента) во взаимодействии с фантастич. персонажами (шут
Станчик, Вернигора, Хохол). В этой пьесе В. сурово осудил отрыв
интеллигенции от народа; в ней парадоксально, но органично соединились
черты памфлета и поэтич. сказки, отч„тливо обнаружилась близость к
традициям фольклора, в частности нар. кукольного театра - "шопки".
Подвергая критике высшие слои общества за их инертность и эгоизм, В.
вместе с тем не связывает борьбу за нац. освобождение с борьбой нар.
масс (как писала передовая польская критика, В. не пригласил на свою
"свадьбу" рабочего). Отсюда трагич. мотивы в "Свадьбе" и в других пьесах
В.
Многие пьесы В. были впервые пост. на сцене Краковского т-ра:
"Свадьба" (1901), "Освобождение" (1903), "Болеслав Смелый" (1903),
"Ноябрьская ночь" (1908) и др.
В Народной Польше пьесы В. широко входят в репертуар (в 1957 был
объявлен "Год Выспянского"). В числе спектаклей, пост. в конце 50-х гг.:
"Освобождение" (1957, Т-р им. Словацкого, Краков; 1958, "Т-р Народовы",
Варшава), "Варшавянка" (1957 "Т-р Бельки", Ченстохова), "Проклятие"
(1957, Т-р им. Л. Сельского, Тарнов), "Болеслав Смелый" (1958,
"Т-р Клясычны", Варшава), "Ноябрьская ночь" (1956, "Т-р Новы", Лодзь;
1960, "Т-р Польски", Варшава). В пост. пьес В. участвовали крупнейшие
польские акт„ры и режисс„ры: Е. Моджеевская, С. Высоцкая, И. Сольская,
Л. Сольский, К. Адвентович, А. Зель-верович, С. Ярач, Ю. Остэрва, Л.
Шиллер, Ю. Венг-жин и др.
Пьесы В. ставились и за пределами Польши. В исполнении польских
акт„ров они шли в Москве ("Свадьба" в 1916, "Сид" в 1954), Киеве,
Лондоне, Париже, Загребе, Нью-Йорке. "Свадьба" шла в переводе на франц.
яз. в Париже (1923, Т-р "Ар э аксьон"), "Варшавянка" и "Судьи" шли на
нем. яз. в Вене (1910, "Интимес театр"), "Варшавянка"-на чешском яз. в
Праге (1906) и т. д.
Соч.: Dziela, t. 1-8, Warsz., 1924-1932; Dziela zebrane, t. l-,
Krakow, 1958 - (изд. продолж.); в рус. пер. - Ме-леагр и Аталанта.
Трагедия, пер. с польского Евг. Тропов-ского, СПБ, [б. г.]; Варшавянка,
пер. с польск. В. Высоцкого, М., 1906.
Лит.: Станислав Выспянский и художники его времени. Каталог выставки.
Москва, июнь - июль 1958 г., М., 1958;
Wyspianski i teatr. 1907-1957. Praca zbiorowa wydana przez Teatr im
J. Slowackiego w Krakowie, Krakow, [s. a.]; C y p s А. В., Stanislaw
Wyspianski na tle swego teatru, [s. l.], 1921;
Страницы: «« « 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |