Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 365   366   367   368   369   370   371   372   373  374   375   376   377   378   379   380   381   382   383  » »»

Руз.
   BAKA (Vaca),Хусепа [1589-1653(?))-  испанская  актриса.  Прославилась
как исполнительница центральных женских ролей в комедиях Лопе де Вега  и
в ауто. Уже в 1607 В. пользовалась в Мадриде известностью, ей  посвящали
свои пьесы драматурги Лопе де Вега, Велес де Гевара.
   Лит.: Diaz de Escovar у Larso el  e  la  Vega,  Historia  del  teatro
espanol, Barcelona, 1924. Я. Т
   BAKAPECA (Vacarezza), Альберто (р. 1896)  -  аргентинский  драматург.
Один из наиболее популярных  авторов  жанра  своеобразных  муз.  комедий
сайнете. Произведения В. (на исп.  яз.)  имели  большой  успех  и  часто
ставились в т-рах Аргентины. Первая  его  пьеса  "Экскурсанты"  отражала
жизнь простого народа  (1911,  пр.  на  "Конкурсе  Аргентинского  т-ра",
музыка композитора Э. Чели). В. принадлежат "сайнете": "Ефрейтор Риверо"
(1928-29,  труппа  Муиньо  -  Алипии,  т-ры   "Аполо"   и   "Насьональ",
Буэнос-Айрес),    "Ты    родился    в    ночлежке"     (1920,     труппа
Арата-Ситари-Франко,   т-р   "Насьональ",   Буэнос-Айрес),   "Ночлежка",
"Голубка" (1929, т-р "Насьональ",  труппа  Арата-Ситари-Франко),  "Когда
развлекается беднота" (1929, там же). В. развивал в  "сайнете"  традиции
Немесио  Трехо  и  Пачено,  придал  этому  жанру  особую  нац.  окраску,
освободив его от исп. влияний. Писал и  в  др.  жанрах  -  драма  "Семья
Батальян" и др. Пьесы  В.  рассказывают  о  жизни  простого  народа,  об
эмигрантах, приезжающих в Буэнос-Айрес в надежде найти работу, и т. д.
   Лит.: Siete sainetes portenos. Ed. Losange, В. Aires, 1958. Ал. Р.
   ВАКАСЮГАТА - акт„рское амплуа в японском традиционном театре  Кабуки;
акт„р, играющий  молодых  мужчин.  Появилось  в  нач.  17  в.  В  театре
ва-касю-кабуки В. занимал наряду с вакасюоннагата центральное  положение
в труппе. Л. Гр.
   ВАКАСЮ-КАБУКИ - вид японского традиционного театра  Кабуки.  Ведущими
акт„рами В.-к.  были  обычно  красивые  юноши.  В.-к.  получили  широкое
распространение после  1629,  когда  были  запрещены  выступления  трупп
онна-кабуки,  состоявших   из   женщин.   Представления   В.-к.   носили
преимущественно танцевально-песенный характер. В  1652  спектакли  В.-к.
были также запрещены. Л. Г р.
   ВАКАСЮОННАГАТА - акт„рское  амплуа  в  японском  традиционном  театре
Кабуки;  роли  молодых  девушек.  Появилось  в  нач.  17   в.   В   т-ре
вакасю-кабуки партн„ром В. был вакасюгата. Акт„р, исполнявший  роли  В.,
занимал одно из центральных положений в труппе.Амплуа В. сохранилось и в
совр. т-ре. Л. Гр.
   ВАКЕЛИ  (наст.  фам.-  Мегрелидзе),  Иона   Лукич   (р.   28.XI.1900)
-грузинский советский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в  1920.
Первая пьеса  "Насакирали"  (1925)  посв.  событиям  революции  1905.  В
комедии "Апракуне Чимчимели" (1934), пьесах "Зависть" (1937)  и  "Сталь"
(1951)  В.  разоблачает  пережитки  старого,  рисует   образы   волевых,
целеустремл„нных сов. людей, их борьбу за построение новой жизни.  Автор
историч. пьес "Шамиль"  (1935),  "Георгий  Саакадзе"  (1939)  и  "Царица
Тамара" (1948). Пьесы  В.  ставились  в  т-рах  им.  Марджанишвили,  им.
Руставели, им. Грибоедова (Тбилиси).
   Соч.: з u J 0 С -' "o000 buuJudo" (1939); "отиЭи Эозо" (1948).
   Лит.: Барамидзе А., Р а д и а н и  Ш.,  Ж  г  e  н  т  и  Б.  История
грузинской литературы. Тб., 1958.
   2uu8odo u., ( о со о u E) o '3., л с п б  (obcoou. Д. Д.
   БАКИ - второй акт„р в классическом японском театре масок  Но.  Первый
акт„р (сигэ) и сопровождающие его акт„ры выступают обычно в масках. В. и
сопровождающие его акт„ры - без масок. Л. Гр.
   ВАКХАНАЛИЯ (франц. bacchanale, от лат. Baccha-nalia -  празднества  в
честь Вакха, бога вина и веселья)- в опере, балете вводная  хореографич.
сцена, эпизод или танец, обычно изображающий опьянение, шумное  веселье,
античную вакхич. сцену.  Исполняется  темпераментно,  в  живом,  быстром
темпе. Возникновение В. как музыкально-хореографич.  жанра  относится  к
концу 18 в., когда пианист и композитор Д.  Штей-бельт  издал  свои  "12
вакханалий" для фп. с аккомпанементом тамбурина, ставшие  популярными  в
качестве муз.  основы  танц.  импровизаций  в  парижских  салонах  эпохи
Директории. Любительское исполнение В. затем перешло на профессиональную
сцену. Композитор Керубини первым вв„л В. в балет ("Ахилл  на  Скиросе",
1804). Яркие образцы В.-в операх  "Тан-гейзер"  (сцена  "Грот  Венеры"),
"Фауст" ("Вальпургиева ночь"), "Самсон и Да-лила"  Сен-Санса,  в  балете
"Раймонда" и др.
   ВАЛАМАТ-ЗАДЕ, Гафар (р. 1916) -  таджикский  советский  балетмейстер.
Нар. арт. Тадж. ССР (1945). Деп. Верх. Совета Тадж. ССР 2-4-го  созывов.
Член КПСС с 1942. Был исполнителем народных танцев. В 1930-32  учился  в
муз.-театр. техникуме в Ленинабаде. В 1932 вступил в труппу У  зб.  муз.
т-ра в Ташкенте. С 1934-артист балета и балетмейстер тадж. муз.  т-ра  в
Сталинабаде. Творчество  В.-З.  характеризуется  большим  темпераментом,
технич. мастерством,  способностью  выразительно  передавать  содержание
танца.  В  пост.  им  танцах  В.-З.  опирался  на  опыт  мастеров   нар.
творчества. В 1944-46 учился в Москве  в  хореографическом  училище  при
Большом театре, в 1947 - 51 - на балетмейстерском  отделении  ГИТИСа.  С
1951-гл. балетмейстер Театра оперы и балета-  имени  Айни  (Сталинабад).
Пост. спектакли: "Лейли и  Меджнун"  Баласаня-на  (1947),  "Эсмераль-да"
Пуни (1953), "Бахчисарайский фонтан" (1954),"Дильбар" Ленского (1954)  и
др. В постановках В.-З. органически сочетаются элементы классического  и
народного таджикского танца. Н. Н.
   ВАЛЕЕВ, Масалим  Мушарапович  [26.III  (7.IV).  1888  -  2.1.1956]  -
башкирский советский композитор, скрипач и дириж„р.  Засл.  деят.  иск-в
Башк. АССР (1940). В 1914-17 учился в Муз. школе  в  Оренбурге.  С  1910
работал как скрипач в различных симф. и оперных оркестрах и одновременно
занимался композиторской деятельностью. С 1932 был дириж„ром и зав. муз.
частью Башк. т-ра драмы (Уфа). Автор первой нац. башк. оперы "Хакмар"  о
борьбе за колхозный строй и новый быт в башк. деревне (1940,  Башк.  т-р
оперы и балета, Уфа; новая ред. под назв. "Айхылу" совм. с Н, И.  Пейко,
пост. там же, 1943), музыки к  спектаклям  "Кара  юзляр"  ("Черноликие")
Гафури, "Тальян-гармонь" Ахметшина, "Тансулпан"  Даяна  (пост.  в  Башк.
т-ре драмы), симф., хоровых и др. соч. Д. Б.
   ВАЛЕЕВА, Бану Нургалеевна [р. 14(27). XII. 1914]-башкирская советская
артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1955). Член КПСС
с  1953.  Деп.  Верх.  Совета  Башк.  АССР  2-5-го  созывов.  Творческую
деятельность начала в самодеятельности. В 1938 окончила Башк. студию при
Моск. консерватории; в этом же году начала работать в Башк. т-ре оперы и
балета в Уфе. Партии: Танхылу

Страницы: «« « 365   366   367   368   369   370   371   372   373  374   375   376   377   378   379   380   381   382   383  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия