|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 » »» Руз.
BAKA (Vaca),Хусепа [1589-1653(?))- испанская актриса. Прославилась
как исполнительница центральных женских ролей в комедиях Лопе де Вега и
в ауто. Уже в 1607 В. пользовалась в Мадриде известностью, ей посвящали
свои пьесы драматурги Лопе де Вега, Велес де Гевара.
Лит.: Diaz de Escovar у Larso el e la Vega, Historia del teatro
espanol, Barcelona, 1924. Я. Т
BAKAPECA (Vacarezza), Альберто (р. 1896) - аргентинский драматург.
Один из наиболее популярных авторов жанра своеобразных муз. комедий
сайнете. Произведения В. (на исп. яз.) имели большой успех и часто
ставились в т-рах Аргентины. Первая его пьеса "Экскурсанты" отражала
жизнь простого народа (1911, пр. на "Конкурсе Аргентинского т-ра",
музыка композитора Э. Чели). В. принадлежат "сайнете": "Ефрейтор Риверо"
(1928-29, труппа Муиньо - Алипии, т-ры "Аполо" и "Насьональ",
Буэнос-Айрес), "Ты родился в ночлежке" (1920, труппа
Арата-Ситари-Франко, т-р "Насьональ", Буэнос-Айрес), "Ночлежка",
"Голубка" (1929, т-р "Насьональ", труппа Арата-Ситари-Франко), "Когда
развлекается беднота" (1929, там же). В. развивал в "сайнете" традиции
Немесио Трехо и Пачено, придал этому жанру особую нац. окраску,
освободив его от исп. влияний. Писал и в др. жанрах - драма "Семья
Батальян" и др. Пьесы В. рассказывают о жизни простого народа, об
эмигрантах, приезжающих в Буэнос-Айрес в надежде найти работу, и т. д.
Лит.: Siete sainetes portenos. Ed. Losange, В. Aires, 1958. Ал. Р.
ВАКАСЮГАТА - акт„рское амплуа в японском традиционном театре Кабуки;
акт„р, играющий молодых мужчин. Появилось в нач. 17 в. В театре
ва-касю-кабуки В. занимал наряду с вакасюоннагата центральное положение
в труппе. Л. Гр.
ВАКАСЮ-КАБУКИ - вид японского традиционного театра Кабуки. Ведущими
акт„рами В.-к. были обычно красивые юноши. В.-к. получили широкое
распространение после 1629, когда были запрещены выступления трупп
онна-кабуки, состоявших из женщин. Представления В.-к. носили
преимущественно танцевально-песенный характер. В 1652 спектакли В.-к.
были также запрещены. Л. Г р.
ВАКАСЮОННАГАТА - акт„рское амплуа в японском традиционном театре
Кабуки; роли молодых девушек. Появилось в нач. 17 в. В т-ре
вакасю-кабуки партн„ром В. был вакасюгата. Акт„р, исполнявший роли В.,
занимал одно из центральных положений в труппе.Амплуа В. сохранилось и в
совр. т-ре. Л. Гр.
ВАКЕЛИ (наст. фам.- Мегрелидзе), Иона Лукич (р. 28.XI.1900)
-грузинский советский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1920.
Первая пьеса "Насакирали" (1925) посв. событиям революции 1905. В
комедии "Апракуне Чимчимели" (1934), пьесах "Зависть" (1937) и "Сталь"
(1951) В. разоблачает пережитки старого, рисует образы волевых,
целеустремл„нных сов. людей, их борьбу за построение новой жизни. Автор
историч. пьес "Шамиль" (1935), "Георгий Саакадзе" (1939) и "Царица
Тамара" (1948). Пьесы В. ставились в т-рах им. Марджанишвили, им.
Руставели, им. Грибоедова (Тбилиси).
Соч.: з u J 0 С -' "o000 buuJudo" (1939); "отиЭи Эозо" (1948).
Лит.: Барамидзе А., Р а д и а н и Ш., Ж г e н т и Б. История
грузинской литературы. Тб., 1958.
2uu8odo u., ( о со о u E) o '3., л с п б (obcoou. Д. Д.
БАКИ - второй акт„р в классическом японском театре масок Но. Первый
акт„р (сигэ) и сопровождающие его акт„ры выступают обычно в масках. В. и
сопровождающие его акт„ры - без масок. Л. Гр.
ВАКХАНАЛИЯ (франц. bacchanale, от лат. Baccha-nalia - празднества в
честь Вакха, бога вина и веселья)- в опере, балете вводная хореографич.
сцена, эпизод или танец, обычно изображающий опьянение, шумное веселье,
античную вакхич. сцену. Исполняется темпераментно, в живом, быстром
темпе. Возникновение В. как музыкально-хореографич. жанра относится к
концу 18 в., когда пианист и композитор Д. Штей-бельт издал свои "12
вакханалий" для фп. с аккомпанементом тамбурина, ставшие популярными в
качестве муз. основы танц. импровизаций в парижских салонах эпохи
Директории. Любительское исполнение В. затем перешло на профессиональную
сцену. Композитор Керубини первым вв„л В. в балет ("Ахилл на Скиросе",
1804). Яркие образцы В.-в операх "Тан-гейзер" (сцена "Грот Венеры"),
"Фауст" ("Вальпургиева ночь"), "Самсон и Да-лила" Сен-Санса, в балете
"Раймонда" и др.
ВАЛАМАТ-ЗАДЕ, Гафар (р. 1916) - таджикский советский балетмейстер.
Нар. арт. Тадж. ССР (1945). Деп. Верх. Совета Тадж. ССР 2-4-го созывов.
Член КПСС с 1942. Был исполнителем народных танцев. В 1930-32 учился в
муз.-театр. техникуме в Ленинабаде. В 1932 вступил в труппу У зб. муз.
т-ра в Ташкенте. С 1934-артист балета и балетмейстер тадж. муз. т-ра в
Сталинабаде. Творчество В.-З. характеризуется большим темпераментом,
технич. мастерством, способностью выразительно передавать содержание
танца. В пост. им танцах В.-З. опирался на опыт мастеров нар.
творчества. В 1944-46 учился в Москве в хореографическом училище при
Большом театре, в 1947 - 51 - на балетмейстерском отделении ГИТИСа. С
1951-гл. балетмейстер Театра оперы и балета- имени Айни (Сталинабад).
Пост. спектакли: "Лейли и Меджнун" Баласаня-на (1947), "Эсмераль-да"
Пуни (1953), "Бахчисарайский фонтан" (1954),"Дильбар" Ленского (1954) и
др. В постановках В.-З. органически сочетаются элементы классического и
народного таджикского танца. Н. Н.
ВАЛЕЕВ, Масалим Мушарапович [26.III (7.IV). 1888 - 2.1.1956] -
башкирский советский композитор, скрипач и дириж„р. Засл. деят. иск-в
Башк. АССР (1940). В 1914-17 учился в Муз. школе в Оренбурге. С 1910
работал как скрипач в различных симф. и оперных оркестрах и одновременно
занимался композиторской деятельностью. С 1932 был дириж„ром и зав. муз.
частью Башк. т-ра драмы (Уфа). Автор первой нац. башк. оперы "Хакмар" о
борьбе за колхозный строй и новый быт в башк. деревне (1940, Башк. т-р
оперы и балета, Уфа; новая ред. под назв. "Айхылу" совм. с Н, И. Пейко,
пост. там же, 1943), музыки к спектаклям "Кара юзляр" ("Черноликие")
Гафури, "Тальян-гармонь" Ахметшина, "Тансулпан" Даяна (пост. в Башк.
т-ре драмы), симф., хоровых и др. соч. Д. Б.
ВАЛЕЕВА, Бану Нургалеевна [р. 14(27). XII. 1914]-башкирская советская
артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1955). Член КПСС
с 1953. Деп. Верх. Совета Башк. АССР 2-5-го созывов. Творческую
деятельность начала в самодеятельности. В 1938 окончила Башк. студию при
Моск. консерватории; в этом же году начала работать в Башк. т-ре оперы и
балета в Уфе. Партии: Танхылу
Страницы: «« « 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |